Как оценивать готовую продукцию




Как учитывать готовую продукцию

Ольга Пустынникова, ведущий консультант департамента управленческого консалтинга IBS

Чем полезно это решение

Разрабатывая учетную политику, необходимо продумать принципы учета готовой продукции. От того, насколько корректно будет он поставлен, зависит правильность формирования финансового результата компании. Это решение поможет выбрать наиболее подходящий вариант учета готовой продукции в зависимости от особенностей ее производства и потребностей менеджмента в информации.

Преимущества и недостатки

Предлагаемые рекомендации позволят определиться со способами учета готовой продукции и отразить их в учетной политике для управленческого учета.

Корректный учет и оценка готовой продукции очень важны для любого производственного предприятия, так как они влияют на формирование финансовых результатов. В учетной политике по управленческому учету следует предусмотреть, будут ли расхождения в управленческом учете по сравнению с бухгалтерским по этим вопросам, а также закрепить следующие положения:

· какую квалификацию применять для учета готовой продукции;

· какие аналитики и измерители использовать;

· как оценивать готовую продукцию.

Как квалифицировать готовую продукцию в управленческом учете

Для целей управленческого учета вполне оправданно применять определение готовой продукции, сформулированное в правилах бухучета (ПБУ 5/01).

Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Как определить аналитики и единицы измерения для учета готовой продукции

Для контроля и оперативного анализа в управленческом учете информацию о наличии и движении готовой продукции следует отражать в разрезе следующих аналитик:

· место хранения;

· материально-ответственные лица;

· номенклатура или группы продукции (марки, артикулы, модели и т. д.).

Учет готовой продукции также нужно организовать в следующих единицах измерения:

· натуральных, определяющих количество готовой продукции (например, штуках, погонных метрах, килограммах и т. д.). Если использование натуральных измерителей невозможно (например, когда готовая продукция не поддается измерению, взвешиванию и т. д.), в учетной политике следует закрепить условно-натуральные показатели (например, условные штуки, условные тонны и т. д.);

· стоимостных, отражающих денежное выражение объема готовой продукции (например, стоимость произведенной продукции, стоимость реализованной продукции).

Как оценивать готовую продукцию

В рамках управленческого учета можно применять следующие виды оценки себестоимости готовой продукции:

· в зависимости от полноты включения затрат – полная или сокращенная (производственная);

· по способу проведения – фактическая или нормативная (плановая).

По полной или сокращенной себестоимости. Полная себестоимость включает все затраты на производство готовой продукции, а также коммерческие и управленческие расходы. Сокращенная себестоимость – лишь затраты на производство продукции.

С точки зрения контроля над ценообразованием и прозрачности расчета рентабельности готовой продукции полная себестоимость информативнее, но ее достоверность зависит от корректности распределения накладных и косвенных затрат. В учетной политике следует закрепить метод распределения коммерческих расходов между отдельными видами отгруженной продукции исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей. Производственная себестоимость рассчитывается проще, однако она и менее информативна для целей управленческого учета и анализа затрат.

Пример оценки готовой продукции по полной и сокращенной себестоимости

Ольга Пустынникова, ведущий консультант департамента управленческого консалтинга IBS

Крупное промышленное предприятие специализируется на выпуске комплектующих деталей «А». За отчетный период объем производства составил 3000 штук, основные производственные расходы на производство – 100 000 руб.; общепроизводственные расходы – 50 000 руб.; общехозяйственные расходы – 40 000 руб.; коммерческие расходы на фасовку и упаковку деталей – 30 000 руб.; прочие коммерческие расходы – 20 000 руб. За тот же период было продано 2300 штук деталей «А» по цене 100 руб. за штуку. В таблице представлено сравнение двух вариантов учета готовой продукции – по полной и производственной себестоимости.

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
 

Таблица. Учет готовой продукции по полной и производственной себестоимости

№ п/п Операция Учет по полной себестоимости Учет по производственной себестоимости
  Основные расходы включены в себестоимость готовой продукции 100 000 100 000
  Общехозяйственные расходы включены в состав себестоимости готовой продукции 40 000 40 000
  Общепроизводственные расходы включены в состав себестоимости готовой продукции 50 000 50 000
  Фактическая производственная себестоимость готовой продукции (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) 190 000 190 000
  Фактическая производственная себестоимость реализованной готовой продукции (стр. 4: 3000 шт. × 2300 шт.) 145 667 145 667
  Отражена выручка от реализации готовой продукции 230 000 230 000
  Коммерческие расходы включены в стоимость реализованной готовой продукции 38 333*
  Рассчитана полная себестоимость реализованной готовой продукции (стр. 5 + стр. 7) 184 000
  Списаны коммерческие расходы в состав расходов на продажу 50 000
  Отражена прибыль от реализации готовой продукции (стр. 6 – стр. 8 – стр. 9) 46 000 34 333
* Общая сумма коммерческих расходов (на фасовку и упаковку, прочих) распределяется между реализованной готовой продукцией и остатками готовой продукции на складе пропорционально производственной себестоимости готовой продукции. Отсюда на реализованные товары отнесено 38 333 руб. ((20 000 руб. + 30 000 руб.) × 145 667 руб.: 190 000 руб.).

 


«Как учитывать готовую продукцию». О. Пустынникова
Материал из ФСС "Система Финансовый Директор"
Подробнее: https://www.1fd.ru/#/document/173/286/qwert571/?of=copy-058e3af68d

 

Как видно из таблицы, при использовании оценки готовой продукции по производственной себестоимости вся сумма коммерческих расходов в отчетном периоде списывается на расходы на продажу без распределения на товарные остатки на складе. В результате реальная прибыль от реализации искажается.

На практике часто применяется смешанный способ учета коммерческих расходов, когда часть из них включается в себестоимость напрямую – те, что непосредственно связаны с определенным видом готовой продукции (например, расходы на упаковку, транспортировку и т. д.), а остальные (общие коммерческие расходы) не распределяются и в полном объеме списываются в расходы на продажу в отчетном периоде.

Для целей управленческого учета может быть полезным расчет дополнительных видов себестоимости готовой продукции, например, таких как цеховая или технологическая себестоимость. Цеховая характеризует себестоимость готовой продукции с точки зрения только прямых затрат конкретного цеха, задействованного в производстве данного вида продукции, а также доли общепроизводственных расходов, приходящихся на этот цех. Технологическая себестоимость отражает только сумму прямых расходов на производство продукции и не включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Такие виды оценки используются для дополнительного анализа произведенных затрат на производство продукции.

По фактической или нормативной себестоимости. Выбирая учет готовой продукции по фактической или нормативной (плановой) себестоимости (подробнее о методах учета затрат см. Как учитывать затраты), необходимо руководствоваться типом производства, его характером.

Допустим, в течение отчетного периода компания производит несколько партий продукции, последняя частично приходуется на склад и постепенно реализуется покупателям. Полная фактическая себестоимость этой реализованной продукции будет известна только по окончании отчетного периода, однако продажи необходимо отражать в учете, не дожидаясь его завершения. Да и рентабельность по видам продукции целесообразнее рассчитывать и анализировать оперативно. В этом случае будет удобнее учитывать готовую продукцию по нормативной себестоимости (подробнее о ее расчете см. Как оценить корректность плановых калькуляций). В частности, методика подойдет предприятиям с массовым и серийным производством, с большой номенклатурой выпуска. В ее основе – оценка расходов по установленным нормативам. Выпуск готовой продукции и оценка ее при оприходовании на склад калькулируются по нормативным ценам. В конце отчетного периода, после того как будут собраны все затраты на производство, в рамках процедуры закрытия периода производится расчет отклонений между фактической и нормативной себестоимостью. Сумма отклонений распределяется между продукцией, отгруженной покупателям, и товарными остатками на складе. Принципы этого распределения должны быть также определены в учетной политике. На практике в качестве базы чаще всего используется стоимость выпущенной готовой продукции по нормативным ценам.

Компаниям с длительным циклом производства подойдет учет по фактическим затратам, при использовании которого информация о фактической себестоимости формируется после завершения отчетного периода. Выбранный вид оценки следует закрепить в учетной политике компании.

 


«Как учитывать готовую продукцию». О. Пустынникова
Материал из ФСС "Система Финансовый Директор"
Подробнее: https://www.1fd.ru/#/document/173/286/dfahxc6myx/?of=copy-1f271c7cf5

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: