Краткое описание актуальной ситуации
Назначение центра, цели и приоритетные направления деятельности центра, роль и место центра в системе образования, связи с другими учреждениями и организациями.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными действующим законодательством Российской Федерации, Ярославской области и уставом.
Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий Учредителя в сфере образования в соответствии с действующим законодательством.
Основной целью деятельности и образовательного процесса Учреждения является психолого-медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса.
Для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
- образовательная деятельность;
- диагностика уровня психического развития детей;
-диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сферы;
- консультирование родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей;
- консультирование детей и подростков по возникающим вопросам;
- психолого-медико-социальная профилактика и просвещение участников образовательного процесса;
- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПК).
- психолого-педагогическая коррекция отклонений у детей и подростков в познавательной и/или эмоционально-волевой сфере;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ:
1. Образовательная деятельность.
Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным образовательным программам в области профилактической медицины и здоровой семьи, психологии, педагогики в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
2. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
Это направление определяется ориентацией психологической службы ЦДиК на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявления индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться индивидуально и с группой детей.
3. Психопрофилактическая работа с детьми и взрослыми.
Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.
В рамках психопрофилактического направления работники ЦДиК осуществляют следующие конкретные мероприятия:
|
- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;
-проводят обследования детей при переходе ребенка из старшей группы в подготовительную (в 5 лет) в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком, с целью ликвидации за последующий год возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
- участвуют в приеме детей в первые классы (с 6,5 – 8 лет), определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе;
- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания, обучения;
- способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
- ведут организационную и координационную деятельность по формированию здорового образа жизни и профилактике аддиктивного поведения детей и молодежи и их социально-педагогической поддержке.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитие их способностей, склонностей. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, поведении детей, трудностей в усвоении учебной программы.
|
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5. Консультативная работа в ЦДиК проводится педагогами-психологами, социальным педагогом и строится следующим образом:
- консультации администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, подростков по проблемам учения, развития, профессионального и жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и т.п.;
- семейное консультирование.
ЦДиК является Муниципальным образовательным учреждением, реализующим дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности и коррекционно-развивающие образовательные программы. Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным образовательным программам в области профилактической медицины и здоровой семьи, психологии, педагогики в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психологического здоровья.
Обучение педагогическими и медицинскими работниками ЦДиК проводится как на базе образовательных учреждений МР, заключивших договор об оказании образовательных услуг, так и на базе ЦДиК.
ЦДиК имеет два структурные подразделения:
- Службу сопровождения семей опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц
- Консультационный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи.
ЦДиК сотрудничает со всеми образовательными учреждениями МР, а так же партнёрскими организациями: КДНиЗП, ППДН, МУ Молодёжный центр, Центром занятости населения, ДДТ.
Анализ деятельности ППМС-центра по направлениям деятельности
1. Психологическое сопровождение учебной деятельности: | ||||
Цели | Актуальные задачи | Контингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
1. Получение объективной информации об уровне сенсомоторного, познавательного, речевого развития ребенка раннего дошкольного возраста. | 1. Своевременно выявить отклонения в развитии ребенка. 2. Выявить причины и характер первичных нарушений в развитии. 3. Выявить индивидуально-психологические особенности развития ребенка (личностные и интеллектуальные); | Дети раннего дошкольного возраста | 1. Психологическая диагностика 1.1. Диагностика уровня психического развития. (индивидуальная форма) | Получены данные об уровне развития сенсомоторного, познавательного, речевого развития ребенка раннего дошкольного возраста. |
2. Получение данных об уровне актуального развития учащихся, испытывающих проблемы в учебной деятельности. | 1. Выявить отклонения в развитии познавательной, эмоционально-волевой сфере учащегося. 2. Выявить причины нарушений в развитии. | Младшие школьники | 1. Психологическая диагностика 1.1. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов у учащихся начальных классов (индивидуальная форма) | Получены данные об уровне актуального развития учащихся, испытывающих затруднения в учебной деятельности. |
2. Создание условий для развития сенсомоторной, речевой сферы детей раннего дошкольного возраста | Психологическая профилактика и коррекция нарушений в развитии сенсомоторной, речевой сферы ребенка. | Дети раннего дошкольного возраста | 1. Психологическая коррекция и развитие. 1.1. Индивидуальные занятия по коррекции и развитию сенсомоторной, речевой сферы ребенка. 1.2. Групповые занятия по программе «Маленькая дверь в большой мир».*** | Скорректированы нарушения в развитии сенсомоторной, познавательной речевой сферы ребенка. |
Повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития детей дошкольного и школьного возраста. | 1. Ориентировать родителей (законных представителей), учителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; 2. Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам развития у детей познавательных процессов, речевой и эмоциональной сферы. | Родители (законные представители), учителя | 1.Психологическое консультирование 1.1. Индивидуальные консультации | Повысилась компетенция родителей и педагогов в области возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. |
*** Программа сенсомоторного развития детей раннего возраста «Маленькая дверь в большой мир»
Цели | Актуальные задачи | Контингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
Создание условий для сенсомоторной и речевой сферы ребенка. | 1. Провести психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста. 2. Оказать комплексную развивающую помощь в сенсомоторном развитии детей раннего возраста 3. Содействовать позитивному формированию у детей позитивного отношения к сверстникам. | Дети раннего дошкольного возраста | 1.Психологическая диагностика 1.1.Диагностика уровня актуального психического развития ребенка 1 раз в квартал (индивидуальная форма) 2.Коррекционные занятия (групповая форма) | Скорректирован уровень развития двигательных умений и навыков соответственно возрасту. Повышена активность в игровых действиях; расширился пассивный и активный словарь; осуществление переноса освоенных на занятиях знаний в повседневную жизнь. |
2.Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации 2.1 Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации | ||||
Цели | Актуальные задачи | Контингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
Получение объективной информации об уровне эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста Получение объективной информации о состоянии уровня сформированности личностных, коммуникативных качеств у детей. | 1. Своевременно выявить отклонения в развитии эмоциональной сферы ребенка. 2. Выявить причины и характер первичных нарушений в развитии. 3. Выявить индивидуально-психологические особенности развития личности ребенка. 1. Выявить отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. 2. Выявить причины нарушений в развитии. | Дети раннего дошкольного возраста Дети дошкольного и школьного возраста. | 1.Психологическая диагностика 1.1. Индивидуальная форма - Диагностика уровня сформированностиэмоциональной сферы. 1.Психологическая диагностика 1.1. Индивидуальная форма - Диагностика уровня сформированностиэмоционально-волевой сферы, уровня тревожности. | Получены данные об уровне сформированностиэмоциональной сферы. Получены данные об уровне сформированности эмоционально-волевой сферы, личностных и коммуникативных качеств у учащихся. |
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы. | 1. Скорректировать нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. | 1. Индивидуальные занятия | Скорректированы нарушения у учащихся, связанные с развитием эмоционально-волевой сферы. | |
Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся. | 1.Повысить информированность родителей в области возрастных особенностей детей и подростков 2.Повысить информированность родителей в области эффективных методов семейного воспитания. 3.Актуализировать знания педагогов в сфере возрастных особенностей детей и подростков. 4.Повысить компетенцию в области эффективных форм и методов воспитания и сопровождения детей и подростков. | Родители (законные представители), педагоги школ, ЦДиК, детского дома, СКОШИ для слабовидящих детей. | 1. Индивидуальные консультации для родителей. 2. Семинар для педагогов «Детская агрессия» 3. Семинар «Профилактика самовольных уходов» 4. Выступление на районной Ярмарке педагогических идей на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения учащихся как средство познавательной активности». 5. Выступление на МО на тему «Коучинг – возможности образования» 6. Выступление на МО на тему «АRТ – тренировка замещения агрессии» | Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) и педагогов в области возрастных особенностей детей и подростков, а также эффективных форм и методов воспитания и сопровождения детей и подростков. |
2.2 Психологическое сопровождение приёмных семей не осуществлялось 2.3 Психологическое сопровождение работы по профилактике проявлений жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним, причинения вреда здоровью, физическому и нравственному развитию детей не осуществлялось 3.Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: не осуществлялось 4.Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников): | ||||
Цели | Актуальные задачи | Контингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
Изучение уровня и характера тревожности у детей и подростков. | - провести анализ причин повышения тревожности у учащихся. | Дети дошкольного и школьного возраста. | 1.Психологическаядиагностика 1.1. Индивидуальная форма - Диагностика уровня тревожности | Получены данные об уровне и характере тревожности у детей и подростков. |
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья учащихся. | -консультировать по вопросам снятия напряжения и профилактики неврозов, - консультировать по психологическим проблемам детей и подростков, связанных с воздействием негативных внутрисемейных факторов. | Родители | 1. Психологическое консультирование 1.1. Индивидуальные консультации | Повышен уровень компетентности родителей в сфере оказания помощи детям, направленных на решение проблем, связанных с повышенным уровнем тревожности ребенка. |
5.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников) | ||||
Цели | Актуальные задачи | Контингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению | - оказать помощь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; - расширить знания учащихся о мире профессий; | Подростки | 1. Психологическая диагностика 1.1. Индивидуальная форма 2. Психологическая коррекция и развитие 2.1. Индивидуальные занятия 3. Психологическое просвещение 3.1. Индивидуальные консультации | Повышена информированность подростков по вопросам профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры. |
Укажите общее количество обратившихся за помощью в ППМС-центр по категориям (см. Таблица 1).
Таблица 1
Категория | Дети | Родители | Педагоги | Администрация | Другие (укажите, какие) | Всего |
Общее количество обратившихся | - |
3. Укажите число детей, которым за отчетный период была предоставлена:
3.1. психологическая помощь 81
3.2. психотерапевтическая помощь ____
4. В связи с актуальностью вопросов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, укажите:
4.1. Количество педагогов-психологов, участвующих в проведении работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних ___________(чел.)
Проанализируйте, в каких мероприятиях или видах работ специалисты центра принимали участие по следующей схеме: цели - актуальные задачи – контингент - виды работ, мероприятия (услуги)– результаты.
Цели | Актуальные задачи | Контингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
Информирование подростков о работе службы телефона доверия | 1. Рассказать учащимся о работе службы телефона доверия 2. Обсудить ситуации, при возникновении которых можно обращаться в службу телефона доверия. | Подростки | 1. Психологическое просвещение 1.1. Групповое занятие | Повышена информированность подростков о работе службы телефона доверия. |
5. Опишите основные результаты информационно-методической работы специалистов ППМС-центра за отчетный период (см. Таблица 2).
Таблица 2
№ | Наименование методических материалов | Целевая аудитория | Краткая аннотация |
1. | Конспект занятия «Дети и подростки говорят телефону доверия «Да!» | Учащиеся 6-го, 9-х классов | Ознакомление подростков с историей создания службы телефона доверия, принципах работы службы, демонстрация и обсуждение ситуаций, при возникновении которых следует обращаться к специалистам службы телефона доверия. |
2. | Публикация в газете «Гаврилов-Ямский Вестник» «Зачем нужен телефон доверия» | Читатели СМИ (население Гаврилов-Ямского района). | Ознакомление населения с принципами работы службы телефона доверия, описание ситуаций, в которых не только дети, но и взрослые могут обратиться за помощью в службу ТД. |
3. | Памятка для педагогов «Портрет особого ребенка» | Воспитатели детского дома | Описание характерных особенностей агрессивного, гиперактивного, тревожного ребенка. |
4. | Памятка «Способы саморегуляции в работе с агрессивными детьми», «Способы выражения гнева», «Как помочь ребенку» | Воспитатели детского дома | Описание способов и приемов саморегуляции в работе с агрессивными детьми и подростками. |
5. | Памятка для педагогов «Упражнения для релаксации» | Воспитатели детского дома | Описание упражнений для занятий с детьми и подростками, испытывающими эмоциональное напряжение |
6. | Флаеры с номером телефона доверия | Подростки |
Какие выводы Вы можете сделать по результатам информационно-методической работы специалистов ППМС-центра?
______________________________________________________________________________________________
6. Нормативно-правовое, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности СПП Вашего ППМС-центра (см. Таблица 3):
Таблица 3
Определите и отметьте «+» уровень нормативно-правового обеспечения деятельности | Определите и отметьте «+» уровень информационно-методического обеспечения (методики, технологии, программы и др.) | ||
Обеспечена полностью | Обеспечена полностью | ||
Достаточно хорошо обеспечена | + | Достаточно хорошо обеспечена | |
Почти не обеспечена | Почти не обеспечена | + | |
Не обеспечена совсем | Не обеспечена совсем |
Степень обеспечения | Отметьте «+», какими техническими средствами оборудован ППМС-центр | ||||||
Компьютер | Ксерокс | Факс | Интернет | Аудио- оборудование | Видео- оборудование | Другое (что именно) | |
Обеспечена полностью | + | + | + | + | |||
Есть возможность использовать | + | + | |||||
Не обеспечена |
Проанализируйте, как данные факторы (нормативно-правовые, информационно-методические, материально-технические), влияют на эффективность деятельности специалистов СПП Вашего ППМС-центра.
Недостаточное информационно-методическое обеспечение СПП ППМС-центра, отсутствие сенсорного оборудования затрудняют работу педагога-психолога, что может влиять на эффективность и качество выполнения психологических услуг.