Использование приема интертекстуальности.




Примеры в литературе:

- Патрик Зюскинд «Парфюмер»

- Умберто Эко «Имя Розы»

- Джулиан Барнс «История мира в 10,5 главах»

- Виктор Пелевин

43. Черты постмодернистской литературы.

1. Если модернизм эксперементировал с формой, то постмодернизм экспериментирует со смыслом и содержанием.

2. Использование приема интертекстуальности.

3. Произведение постмодернизма подается не как готовая вещь, а как процесс взаимодействия художника с текстом, текста с пространством культуры и социальным пространством.

4. Произведение представляет собой так называемый условный текст и условный мир.

5. По законам игры в постмодерных произведениях могут происходить разнообразные события на гране реального и ирреального.

6. Дисгармония и деструкция - такие основные признаки постмодерного художественного мира. Здесь нет ничего определенного, постоянного. Этот мир ужасный и химерический. Он отпугивает своею запутанностью и неопределенностью, глубиной кризиса и безысходности.

7. синтез разных течений

8. принцип игры

9. принцип множеств

10. принцип ризомы (как запутанная корневая система растения. Согласно Делёзу и Гваттари, у ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»), ни единого кода. Лабиринт.)


44. Массовая литература. Характеристика и основные представители.

Массовая литература, паралитература — совокупность литературных жанров и форм, обращённых к неквалифицированному читателю, воспринимающему произведение без рефлексии по поводу его художественной природы, и потому носящих упрощённый характер.

Массовой литературе чужды выработка новых выразительных средств, выход за пределы жанрового канона, переосмысление литературной и культурной традиции; она воспроизводит привычные нормы культуры и морали, отвергая «дух экзистенциального поиска», присущий высокой литературе

 

Для массовой литературы характерен особый механизм культурного функционирования, полностью продиктованный условиями рынка: «процесс массового потребления каждой отдельной книги такого типа, как правило, достаточно короток (в пределах сезона— двух), приток же новых произведений всегда велик. Конкуренция образцов, по законам рынка, весьма напряжённая, а циркуляция и смена их— очень быстрые». Условием формирования массовой литературы как явления становится движение в сторону постиндустриального общества, подразумевающее всеобщую грамотность, всеобщее наличие досуга, падение жёстких социальных перегородок, то есть факторы, позволяющие широкому кругу сравнительно малообразованной аудитории обеспечивать массовый платёжеспособный спрос,— поэтому массовая литература в строгом смысле слова возникает не ранее XIX века, как одна из составляющих массовой культуры, сохраняя при этом определённую преемственность по отношению к более ранним формам народной, низовой литературы и литературного фольклора.

Продукция маскультуры — Агата Кристи, Артур Хейли, Стивен Кинг.

45. Модификации реализма в ХХ веке. Особенности реалистического романа.

Модификация — преобразование, усовершенствование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств.

 

Ранее:

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

 

1-й принцип — историзма — конкретно-историческое понимание и изображение характера, когда характер должен быть обусловлен.

 

2-й принцип — типизации — типичные характеры в типичных обстоятельствах. Знакомый незнакомец. (Читая книгу, мы узнаем персонаж по каким-то определенным чертам характера, внешности, поведения. Мы встречались с ним ранее в других произведениях)

 

Реализм второй половины ХХ века: происходит отказ от реалистической эстетики, от изображения логической картины мира, от сюжета, традиционного героя, от авторской позиции.

 

Особенности реалистического романа:

4. Центральной остается идея самоценности личности и прочно закрепленным за ним временем.

5. Социальная детерминированность (способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости) общества.

6. Конкретно-историческая правдивость художественного видения.

 

На современном этапе наблюдается ряд особенностей:

1. Синкретизм — это синтез приемов классического реализма, романтизма, готики, барокко.

2. Жанровый и стилевой плюрализм — используются приемы постмодернистской и модернистской техники письма.

3. Введение элементов маскульта

4. Актуализация жанра романа-мифа, романа-притчи.

5. Появление пограничного романного жанра на стыке документальной и художественной прозы.

46. Общая характеристика реализма. Особенности реалистического метода. Представитлеи реализма.

Реализм — в основе реализма лежит Аристотелевская идея максимального отражения действительности.

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

 

1-й принцип — историзма — конкретно-историческое понимание и изображение характера, когда характер должен быть обусловлен.

 

2-й принцип — типизации — типичные характеры в типичных обстоятельствах. Знакомый незнакомец. (Читая книгу, мы узнаем персонаж по каким-то определенным чертам характера, внешности, поведения. Мы встречались с ним ранее в других произведениях)

Этапы создания реалистического образа

9. наблюдение за жизнью

10. обобщение типических черт

11. создание из этих черт типичного образа

12. привлечение конкретных черт и создание индивидуальности

Получается условный образ.

Главная проблема реалистической литературы -социальные. Это конфликт между человеком и обстоятельствами.

 

Представителями реализма были — Томас Манн, Генрих Манн, Теодор Драйзер, Ромен Роллан, Бертоль Брехт, Экзюпери.

 

47. Зарубежный роман эпохи позднего модерна и постмодерна кон.20в.-нач.21в.

Ведущим жанром продолжает оставаться роман.

В 60-е гг. наступает эра позднего модерна и постмодерна, которая характеризуется особыми политическими, идеологическими и философскими признаками.

Ученые Франкфуртской школы осуществили попытки философского осмысления современного антропологического кризиса.

Гуманность заменяется эрзац гуманностью. (фальшивая гуманность)

Постмодернизм утверждает тотальную бессмысленность и хаотичность бытия.

Современные романы

 

 

реалистические постмодернистские

переосмысливают наследие прошлого

Между реалистическим и постмодернистическим существует разница в видении человека и мира.

 

48. Черты реалистического романа.

7. Центральной остается идея самоценности личности и прочно закрепленной за ней времени,места

8. Социальная детерминированность (способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости) общества.

9. Конкретно-историческая правдивость художественного видения.

 

На современном этапе наблюдается ряд особенностей:

1. Синкретизм — это синтез приемов классического реализма, романтизма, готики, барокко.

2. Жанровый и стилевой плюрализм — используются приемы постмодернистской и модернистской техники письма.

3. Введение элементов маскультуры

4. Актуализация жанра романа-мифа, романа-притчи.

5. Появление пограничного романного жанра на стыке документальной и художественной прозы.

49. Адаптирование современным реалистическим романом устойчивых традиционных форм.

1. Возвращение к наследию классического реализма (Маргарит Юрсенар «Философский камень»)

2. Слияние реалистических и романтичных тенденций (Сол Беллоу «Герцог» 1964)

3. Готические приемы в современном реалистическом романе (Джон Апдайк «Иствикские ведьмы 1984; Тони Моррисон «Возлюбленная»)

4. Приемы барокко в современном реалистичном романе (Карпентер «Превратности метода»; Норман Мейлер «Крутые парни не танцуют»)

5. Модерн и постмодерн. (Хулио Кортасар «Игра в классики»; Джон Фаулз «Коллекционер»1963, «Женщина французского лейтенанта» 1969 — роман-пародия, «Волхв» 1977, «Дэниэл Мартин» 197, «Мантисса», «Червь»; Айрис Мёрдок «Черный принц», «Отрубленная голова», «Море, море»)

6. Использование элементов массовой культуры (Энтони Берджесс «Заводной апельсин» 1962; Франсуа де Саган «Рыбья кровь» 1987; Амели Нотомб «Косметика врага»)

7. Реалистический роман-миф (Джон Апдайк «Кентавр»; Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», «Осень патриарха» 1975; Стефан Гейм «Книга царя Давида» 1973; Криста Вольф «Кассандра», «Медея» 1996)

8. Реалистический роман-притча (Курт Вонненгут «Колыбель для кошки», «Бойня №5»; Робер Мерль «Мальвиль», «Мадраупр» 1976; Паоло Коэльо «Алхимик» 1988)

9. Литература нон-фикшн — стык документальной и художественной прозы. Новый журнализм. Жанр романа-расследования. (Труман Капоте «Обыкновенное убийство», «Завтрак у Тиффани»; Том Вульф - «Электропрохладительный кислотный тест» 1968; Джон Апдайк «Тетрагония о кролике»

50. Признаки постмодернистского романа.

Постмодернистский роман — это художественная система, сложившаяся в 170-90-е гг.

Признаки:

1) Имманентность литературного процесса (внутренняя связь в противоположность внешней)

Интертекстуальность — использование цитат из других произведений.

2) Деконструктивизм — деконструкция, искусство вытесняется процессом толкования текстов — тотальный субъективизм.

3) Отрицание единой и бесспорной истины.

4) Превращение литературы в сопоставление бесчисленных вариантов интерпретации явлений.

5) Замещение романа текстом, открытым для прочтения.

6) Игра и ирония

Примеры в литературе:

- Патрик Зюскинд «Парфюмер» 1985, «Голубка»

- Умберто Эко «Имя розы» 1980

- Стефан Гейм «Агасфер»

- Джулиан Барнс «История мира в 10,5 главах», «Как все было»

- Малькольм Бредбери «Профессор Криминали», «Историческая личность»

- Тибор Фишер «Философы с большой дороги»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: