Урок 51. Расчет показателей использования МТП
Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется рядом показателей, натуральных и стоимостных.
1. Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах представляет собой отношение объема выполненных механизированных работ к количеству отработанных машино-смен или машино-дней.
2. Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор определяется как отношение объема механизированных работ к количеству физических или условных тракторов.
3. Коэффициент сменности работы тракторов характеризуется отношением количества машино-смен к количеству машино-дней или отношением дневной выработки (Вд) к сменной выработке (Вс):
4. Количество отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором определяется как отношение общего количества отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.
5. Коэффициент использования тракторного парка (Кит) рассчитывается как отношение количества отработанных машино-дней одним трактором (МД) к годовому фонду рабочего времени (ФРВ):
6. Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар определяется путем деления эксплуатационных затрат на объем механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.
7. Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ определяется отношением производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ.
|
За единицу учета суммарных объемов тракторных работ принимается «условный эталонный гектар» (условно-натуральная единица), то есть объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих (принимаемых за эталонные) условиях:
удельное сопротивление 0,5 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч;
агрофон — стерня зерновых колосовых на почвах средней плотности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %;
+ глубина обработки 20—22 см (средняя 21 см); ровный рельеф (угол склона до Г); длина гона 800 м; высота над уровнем моря до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют.
Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения количества выполненных сменных технически обоснованных норм выработки трактором данной марки на его сменную эталонную выработку.
Использование комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т. д.) определяют следующие показатели:
сезонная выработка, га;
дневная (суточная) выработка, га;
число дней работы за сезон.
Пример расчета
Использование тракторов по времени
Таблица 7
Марка трактора | Продолжительность работы | Коэффициент сменности | |||
часов | машино смен | машино дней | Эт га | ||
Т - 150К | 135,46 | 19,35 | 1,38 | ||
МТЗ-82,1 | 418,99 | 59,86 | 2,49 | ||
Марал 125 | 10,71 | 1,07 | |||
Итого | 89,92 | 1,79 |
2.5.4.Расчет среднего коэффициента сменности.
|
Коэффициент сменности использования тракторов рассчитывается путем деления отработанных машино – смен (∑ Нс) на число отработанных Машино – дней в году (∑ Др).
К см = ∑ Нс: ∑ Др (2.7)
К см = 19,35: 14 = 1,38
Урок 52,53
Оценка эффективности производственных процессов организации
Эффективность = Эффект/Затраты
Задание 1. Определить эффективность использования новой техники на уборке зерновых.
8. Исходные данные
Варианты | Затраты труда на 1 га, чел.-ч | Эксплуатационные затраты на 1 га, руб. | Удельные капиталь- ные вложения на 1 га, руб. |
Действующая техника | 4Х | 5ХХ | 7ХХ |
Новая техника | ЗХ | 4ХХ | 12ХХ |
Методика выполнения
При внедрении новой техники применяют систему показателей эффективности ее использования.
1) Снижение затрат труда (Зт) определяется по формуле:
Зт =Тд – Тн / Тд * 100%
где Тд и Тн - затраты труда при использовании действующей и новой техники, чел.-ч на 1 га.
2) Снижение эксплуатационных затрат (Э3) определяется по формуле:
Эз = Эд - Эн / Эд *100,
где Эд и Эн — эксплуатационные затраты при использовании действующей и новой текники, руб. на га.
3) Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений (Ток)
Ток = Кн – Кд / Эд – Эн *100
где Кд и К н - удельные капитальные вложения при использовании действующей и новой техники, руб. на 1 га.
Задание 2. Рассчитать уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий автомобильным транспортом и дать экономическую оценку эффективности работы грузовых автомобилей на основе следующих исходных данных:
9. Исходные данные для расчета показателей экономической оценки эффективности использования автомобильного транспорта
|
Показатели | Сельскохозяйственные предприятия | |
№1 | №2 | |
Площадь с.-х. угодий, га | 31XX | 35ХХ |
в том числе пашни | 23ХХ | 20ХХ |
Среднегодовой тоннаж парка, т | ЗХХ,5 | 2ХХ,8 |
Автомобиле-дни в хозяйстве, тыс. | 24,X | 19,Х |
Автомобиле-дни в работе, тыс. | 14,Х | 12,Х |
Автомобиле-тонно-дни в хозяйстве, тыс. | 12Х,0 | 9Х,0 |
Общий пробег автомобилей, тыс. км. | 19ХХ | 16ХХ |
в том числе с грузом | 9ХХ | 68Х |
Всего перевезено грузов, тыс. т. | 111,Х | 92,X |
Выработано т-км, тыс. | 26ХХ | 21XX |
Всего денежно-материальных затрат, тыс. руб. | 70ХХ,7 | 54ХХ |
10. Экономическая оценка эффективности работы грузового автомобильного транспорта
Показатели | Сельскохозяйственные предприятия | |
№1 | №2 | |
Общий тоннаж парка, т в расчете на: | ||
100 га сельхозугодий | ||
100 га пашни | ||
Коэффициент использования автопарка | ||
Среднесуточный пробег автомобилей, км | ||
Коэффициент использования пробега | ||
Среднее расстояние перевозок грузов, км | ||
Номинальная грузоподъемность среднесписочного автомобиля, т | ||
Фактическая загруженность среднесписочного автомобиля, т | ||
Коэффициент использования грузоподъемности на среднесписочную автомоби- ле-тонну | ||
Перевезено груза, т | ||
Выработано, т-км | ||
Выработка на 1 км общего пробега, т-км | ||
Себестоимость 1 т-км, руб. |
Методика выполнения
1. Для определения уровня обеспеченности автомобильным транспортом служит показатель удельной грузоподъемности автомобилей в расчете на 100 га сельхозугодий или пашни:
От = Тобщ / S *100
где От - обеспеченность транспортом;
Т0бщ - общий тоннаж автомобильного транспорта;
S - размер земельной площади.
2. Коэффициент использования автопарка (Киоп) определяют как отношение числа автомобиле-дней в работе (АДР) к общему числу автомо- биле-дней пребывания в хозяйстве (АДХ):
Кисп = АДр / АДх
3. Интенсивность работы грузового автотранспорта характеризуется среднесуточным пробегом автомобилей (Lсс), который определяется делением суммы пройденных километров (П0) на число дней работы автомобилей (АДР):
Lсс = По / АДр
4. Коэффициент использования пробега (Кп) определяют отношением пробега с грузом (Пг) к общему пробегу автомобилей (П0):
Кп = Пг / По
5. Среднее расстояние перевозки грузов (Lср.гр.) показывает среднюю дальность перевозки 1 т груза и исчисляют как отношение количества выполненной работы (Рф) в т-км к общей сумме тонн фактически перевезенного груза (Q)
Lср.гр = ∑Рф / ∑Q
6. Различают номинальную грузоподъемность, то есть техническую грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, и фактическую.
Номинальную грузоподъемность среднесписочного автомобиля (Гн) определяют делением суммы автомобиле-тонно-дней пребывания в хозяйстве (АТДХ) на сумму автомобиле-дней пребывания в хозяйстве (АДХ):
Гн = АДх / АДх
7. Фактическую грузоподъемность (Гф) определяют делением числа
сделанных т-км (Рф) на расстояние, пройденное с грузом (Пг):
Гф = Рф / Пг
8. Коэффициент динамического использования грузоподъемности автомобилей (Кисп.гр.д) - отношение фактической грузоподъемности (Гф) к номинальной (Гн):
Кисп.гр.д = Гф / Гн
9. Показатели производительности автомобилей определяют делением общего количества фактически перевезенного груза (Т) и выполненной работы (т-км) на грузоподъемность среднесписочного автомобиля, то есть номинальную грузоподъемность:
Пт = Q / Гн, Пт*км = ∑ Рф / Гн
где Пт - производительность, т;
Пт км - производительность, т-км.
10. Выработка в тонно-километрах в расчете на 1 км общего пробега автомобилей (Вт_км) определяется как отношение суммы фактически выработанных тонно-километров к общему пробегу автомобилей:
В т*км = ∑ Рф / По.
11. Основной показатель экономической оценки работы автомобильного транспорта - себестоимость 1 т-км (Ст.км), который рассчитывают как отношение суммы материально-денежных затрат, включая оплату труда (3), к сумме фактически сделанных тонно-километров (Рф):
Ст.км = З / Рф