Духовная культура Нового времени




В Новое время идеологическую базу духовной жизни основной массы населения еще составляла религия. Атеизм был уделом значительно меньшей части передовых ученых, мыслителей и общественных деятелей. Важнейшими идейными течениями, отделившими в сознании людей Средневековье от Нового времени, были в первую очередь идеи гуманистов эпохи Возрождения и идеи реформаторов церкви. Гуманисты, заложили основы Реформации. При этом гуманизм вошел в историю духовной культуры как тенденция светской мысли, а Реформация - как религиозной.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Возрождение (14 - 16 вв.)тенденция светской мысли Реформация (16 - начало 17 вв.)тенденция религиозной мысли
Гуманисты поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествляемом лице; подвергли критике схоластическое богословие; критиковали нравы духовенства, с точки зрения попрания человеческих прав, человеческой природы; положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Заветов; возродили античную культуру (науки, искусство, образование, мифологию и др.); "очистили" от церковного предания религиозные учения; благодаря к обращению к античным источникам усилилась светская, а иногда и языческая линия в рассуждениях и искусстве (введение в сюжеты произведений искусства античных богов, героев, исторических лиц, обнаженную натуру и др.) Протестанты считали, что основой веры служит внутреннее доверие к богу; священной является только Библия (священное писание), но не священное придание; Библия должна быть переведена на национальные языки, она может трактоваться свободно; местная (государственная) церковь не должна подчиняться римскому папе, а иметь своего главного иерарха; папские буллы, постановления соборов и т.п. не имеют священной силы; священнослужители не являются носителями божественного авторитета и не могут быть единственными посредниками между богом и верующими; церковь должна быть дешевой (лишена богатства: земель, монастырей, крестьян, украшений, икон и пр.); безбрачие духовенства (целибат) должно быть отменено; из семи христианских таинств следует признать два - крещение и причащение - как символические обряды; душа спасается трудом.

Иногда Реформацию называют религиозной революцией, столь велика ее обновляющая роль. Реформация имела три направления.

Первое - королевско-княжеское. Короли и князья, поддержавшие идеи реформы, встали во главе местных церквей, пополнили казну за счет ликвидации церковного имущества, получили свободу действий в рамках религиозной деятельности в своей стране.

Второе направление - городское (бюргерское), возглавленное Лютером в Германии, Кальвином и Цвингли в Швейцарии, Ноксом в Шотландии.

Третье - крестьянское (Т. Мюнцер, анабаптисты) так же дали своих идеологов и исполнителей реформационных преобразований, участников религиозных войн.

Их усилиями идеи и сама реформа церкви были внедрены в жизнь. Реформаторы выдвинули ряд тезисов, которые фактически приводили к разрыву с римской церковью и папой. По их мнению в основу веры должно быть положено внутреннее доверие богу, церковь должна быть "дешевой", должно быть отменено безбрачие духовенства, священнослужители не являются посредниками между богом и верующим, они не обладают божественным авторитетом, невозможно использовать индульгенции как способ освобождения от грехов, душа спасается трудом, единственной основой веры служит Библия, ничего нет таинственного в семи церковных обрядах (крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, брак, соборование) и т.д. Реформаторы упразднили догматическое отношение к Библии и стали свободно трактовать те или иные сюжеты. Они придавали большое значение беседе с верующими на житейские темы и темы морали. Они содействовали обмирщению религии, переведя Библии на национальные языки и придав им художественную форму. Повсюду, где возникал протестантизм шли кровопролитные войны, начинались ведовские процессы. Реформистские идеи вызвали к жизни действия римских пап - Контрреформацию:

инквизиционные трибуналы,

монашеские ордена (иезуитов),

введение индекса запрещенных книг,

строжайшую идейную цензуру.

Религиозные взгляды между тем изменялись от века к веку. "Набожность" как черта духовной жизни к 18 в. не была уже характерна для определенного круга образованных людей, представителей света и даже царственных особ. Фридрих Великий имел присказку: "Да простит меня бог, если он есть". Философы по-разному объясняли бога (Спиноза называл его "субстанцией, состоящей из множества атрибутов", Гегель - "Абсолютной идеей" и т.п.).

Для науки этого времени характерны: отход от умозрительных теологических объяснений; создание экспериментального метода познания; институализация научной деятельности; проникновение передовой научной мысли в образовательные учреждения; отход от энциклопедизма и появление дисциплинарности как способа разделения труда в науке. В 1662 г. было создано Королевское общество в Англии, 1666 г. - Академия наук в Париже. Основание этих учреждений положило начало институтам, определяющим научные нормы и осуществляющим социальный контроль за их соблюдением. Начался процесс отделения теологического знания от научного.

Сравнение темпов роста грамотности населения в XIX в. (в % к общему числу жителей)
Великобритания Франция США Россия
1800 г. М - 68 Ж - 43 1800 г. М - 47 Ж - 27 1800 г. М - 70 Ж - 45 1800 г. М - 8 Ж - 6
1850 г. М - 72 Ж - 51 1850 г. М - 69 Ж - 46 1850 г. М - 81 Ж - 76 1850 г. М - 19 Ж - 10
1889 г. М - 91 Ж - 89 1889 г. М - 89 Ж - 81 1889 г. М - 88 Ж - 85 1889 г. М - 31 Ж - 13

В Новое время в связи с появлением объективных потребностей в объединении земель возникает тенденция к образованию единых национальных языков, обслуживающих все регионы страны. В результате преодолевается официальное двуязычие: использование латыни и национального языка, языка столицы и языков окраин. Во Франции последние поэты, писавшие по латыни, исчезают в 18 в., вводится официальная документация на французском языке. С 17 в. на смену латыни пришел французский язык, как язык королевских дворов, дипломатов, международных договоров, научных дискуссий.

С усилением национальной государственности начинается работа над составлением словарей и грамматик национальных языков. Сословные различия повлияли на речь разных сословий. Появился язык светских кругов и образованных людей и простонародья. Происходило обогащение языка заимствованиями из языков колоний.

Последний 19 век Нового времени дал небывалый подъем художественной литературы. В каждой стране появилась плеяда выдающихся поэтов, драматургов и прозаиков.

Существенным отличием художественной культуры Нового времени явилось все более углубляющееся различие между городской и сельской художественной жизнью. Городская художественная жизнь приобретала единые общеевропейские черты; формировались многочисленные художественно-стилевые направления, отражавшие изменения в духовных устремлениях эпох; художественная деятельность освобождалась от религиозной, цеховой замкнутости и сословных ограничений; появились государственные (королевские) театры, литературно-художественная критика; происходило слияние демократических традиций народного творчества с профессиональным искусством. Новые формы художественно-культурной жизни раньше всего проявились в замках и домах аристократов.

Королевские дворы привлекали на службу известных композиторов, художников, архитекторов чаще итальянцев. Им подражали аристократы, вслед за которыми эстетизацией своего быта и приобщением к новому официальному искусству занялась буржуазия. Единству европейской художественной жизни содействовало профессиональное творчество, которое подчинялось единым идейно-художественным и эстетическим требованиям тех или иных стилей. Это были унаследованные от прошлой эпохи ренессансные приемы и идеалы. Наиболее отчетливо эти приемы отражены в произведениях Шекспира, созданных на рубеже 16-17 вв. ("Гамлет").

Стиль барокко усиливает в искусстве религиозную направленность: темы мучений, страстей, экстазов, чудес. Они трактуются с повышенной эмоциональностью, эксцентричностью и аффектацией. С особой силой он воплотился в работах мастеров 17-18 вв. в архитектуре, прикладном искусстве, живописи, музыке (скульптор Бернини, художник Рубенс, композиторы: Вивальди, Скарлатти, Люлли, Куперен, Бах, Моцарт и др.).

С 17 в формируется стиль классицизм. Его появлению содействовало упрочение абсолютизма и введение принципа всеобщей регламентации во всех сферах жизни. Идеалом для классицизма служил императорский Рим, его обычаи и искусство. Теоретиками классицизма в литературе выступил французский поэт Буало, в изобразительном искусстве французский художник Пуссен.

В архитектуре стиль внедрял античную ордерную систему. Классицизм пережил второе рождение в эпоху Наполеоновской империи. В европейских странах продолжали строиться здания по образцу греческих храмов; входили покрои платьев и прически римских матрон; города украшались триумфальными арками, колоннами, конными статуями королей.

На смену классицизму пришел романтизм, его основой послужил отход от сковывающих личность принципов долга перед государством, императором, осознание личностью своей индивидуальности и права на самовыражение. Романтизм и входящие в его состав течения сентиментализма и символизма, раскрывали богатую чувствами индивидуальность человека, меланхолическое, мечтательное, порой иррационально-мистическое отношение к миру (Байрон, Шелли, Метерлинк, Гофман и др.). Обращение к прошлому, патриархальности, средневековью приводит романтиков к идеализации жизни рыцарства (В.Скотт), поэтизации образа жизни крестьянской общины, труда, изделий его ремесла (прерафаэлиты в Англии).

С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель).

Бурная общественная жизнь 19 в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.).

Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве.

В итоге художественное развитие разных европейских стран за три столетия внесло разный вклад в мировую сокровищницу. Достижения каждой страны не сводятся к именам наиболее известных деятелей искусства. При внимательном рассмотрении достигнутое в каждой области не поддается перечислению, и всегда и во все времена составляло прочную базу дальнейшего художественного развития европейских народов.

Выводы:

Культурно-историческое развитие в Новое время оставило в наследство следующим этапам:

схему перерастания коллективных форм правления в единоличные; упроченную национальную государственность;

оформленные национальные государственные языки (словарный фонд, словари, грамматики, школы, печать, художественная литература);

систему сословных ограничений, как основу будущих социальных коллизий, а также сословное сознание, язык, эстетические вкусы, этикетные предписания и нравственные нормы;

формирующиеся рабочий класс и класс буржуазии, с их идеалами и идеологиями, политической и социальной практикой борьбы за свои права;

начало процессов революционных преобразований в обществе;

институализации науки, образования, художественной практики и др.

Список литературы

Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. -М., 1990.

Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. - М., 1986.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.): формирование научных программ нового времени. - М., 1987.

Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. (Сб. статей). - М.,1976.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3-т. - М., 1986. Т. 3.

Лилли С. Люди, машины, история. - М., 1970.

Рогинская А.Е. Очерки по истории Франции ХVII-ХVIII вв. - М., 1958.

Техника в ее историческом развитии. - М., 1979.

Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959.

Виппер Р.Ю. и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: