Учет затрат на производство




Введение

Бухгалтерский учет имеет большое значение в деятельности предприятия. Он характеризует все стороны его функционирования, а также обеспечивает необходимой информацией руководство предприятия.

Являясь частью процесса управления, бухгалтерского учет дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность организации, планировать ее стратегии и тактику, оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности. Полученная из учета информация, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская отчетность, откуда общество узнает о состоянии и развитии народного хозяйства.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Затраты- это расходы материальных, трудовых и других ресурсов, выраженные в денежной форме. Совокупность производственных затрат составляет производственную себестоимость продукции.

В данной отчетной работе мы рассмотрим специфику ведения бухгалтерского учета на примере Оптовой продажи муки ИП «Шагдаров»

Основной целью отчетной работы является закрепление теоретических знаний, получаемых в процессе обучения в колледже и приобретение необходимых практических навыков по организации бухгалтерского учета и аналитической работы.

Глава 1. Характеристика предприятия

Учредительные Документы — документы, которые служат основанием для учреждения вновь создаваемой организации; состав таких документов зависит от организационно-правовой формы создаваемого предприятия и включает заявку на регистрацию, протокол учредительного собрания, договор учредителей, устав создаваемой организации.

В РФ юридические лица действуют на основании устава и/или учредительного договора.

УСТАВ предприятия, акционерного общества, организации — зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.

Учредительный Договор — договор, в котором учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава. В договоре указывается наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью и другие сведения.

Свидетельство о регистрации - документ установленного образца, выдаваемый организациям, зарегистрированным в качестве юридических лиц, компетентным государственным органом.

В данной работе будет произведен анализ коммерческой деятельности на примере торгового предприятия ИП «Шагдаров», продажей оптовой муки продукцией на территории РФ. Целями деятельности предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

ИП «Шагдаров» обладает лицензией на право оптовой торговли продукции.

Общество имеет расчетный счет в банке, круглую печать, штампы, бланки и другие реквизиты.

Юридический адрес Общества:

ИП «Шагдаров» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом предприятия.

В основе организационной структуры лежит прежде всего структура самого предприятия.

ИП «Шагдаров» состоит из:

– сети магазинов,

– складов.

Общая численность работающих предприятия на конец 2015 года составляет 50 человек.

Учитывая высокую конкуренцию на рынке сетевых магазинов, ИП «Шагдаров» постоянно стремится к расширению ассортимента продукции.

Учетная политика

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с:

– Федеральным законом о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

– Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н);

– планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н, на основе натуральных измерителей в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

– организационно-правовая форма организации;

– отраслевая принадлежность и вид деятельности;

– масштабы деятельности организации;

– управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

– финансовая стратегия организации;

– материальная база;

– степень развития информационной системы в организации, в том числе и управленческого учета;

– уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Учетная политика ИП «Шагдаров» формировалась главным бухгалтером организации и утверждена генеральным директором.

Информация, содержащаяся в принятых первичных документах, в регистрах мемориально-ордерной форме учета накапливается и систематизируется с применением компьютерной техники.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Предприятие предоставляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в сроки, предусмотренные Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации:

– квартальную – в течении 30 дней по окончанию отчетного квартала;

– годовую – в течении 90 дней по окончанию отчетного года;

– в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия;

– учредителям ИП «Шагдаров».

Предприятие осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях.

В учетной политике утвержден порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, которая проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Проведение инвентаризации обязательно:

– при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

– в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– при ликвидации (реорганизации) организации или в других случаях предусматриваемых законодательством РФ.

 

Глава 2.Финансовый учет

2.1 Учет материально- производственных запасов

У предприятий есть возможность выбора различных способов: организации учета заготовления и приобретения материалов; отражения стоимости материалов, оставшихся в конце месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков; выявления отклонений фактической себестоимости материальных ценностей от учетных цен и их последующего распределения между израсходованными в производстве материалами и их остатками на складах и др.

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. Эту задачу нужно решать на основе комплексного использования природных и материальных ресурсов, максимального устранения потерь и непроизводственных расходов, широкого вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Данные бухгалтерского учета должны содержать информации для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.

В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

– правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;

– контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;

– постоянный контроль за соблюдением установочных норм производственных запасов;

– систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

– контроль за технологическими отходами и потерями и их использование;

– своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами.

Оценка товарно-материальных ценностей, учитывая разнообразие их видов и характера использования, наиболее сложная и важная реальность активов баланса и финансовый результат деятельности организации.

В соответствии с "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ", утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н. (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999г. №107н и от 24 марта 2000г. №31н) товарно-материальные ценности отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости.

Применяются следующие методы оценки материалов:

– по средневзвешенной себестоимости (средней оценке);

– по стоимости последних закупок (метод ЛИФО);

– по стоимости первых закупок (метод ФИФО).

Согласно Учетной политике ИП «Шагдаров», ведение бухгалтерского учета, составление отчетности должны обеспечить: полное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной и финансовой деятельности; достоверную оценку поступающего имущества по фактическим затратам на их приобретение и создание; тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета за каждый календарный месяц, а также показателей бухгалтерской отчетности - данным аналитического учета за отчетный период либо на дату составления отчетности; отражение в бухгалтерском учете потерь (убытков) и пассивных обязательств в соответствии с принципом осмотрительности, то есть в том отчетном периоде, в котором получена достоверная информация о таких убытках и обязательствах; оформление фактов хозяйственной деятельности юридически полноценными документами, отражение в учете этих фактов с соблюдением принципа приоритета содержания перед формой: не только исходя из правовой формы, но и из экономического содержания и условий хозяйствования; регистрацию на счетах бухгалтерского учета фактов финансовой и хозяйственной деятельности в тех отчетных периодах, в которых они совершились (имели место) или должны быть совершены, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Материалы могут поступать (дебет счета 10 "Материалы") от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами") вследствие выбытия пришедших в негодность основных средств (кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств") и могут быть изготовлены собственными вспомогательными производствами (кредит счета 23 "Вспомогательные производства"). На этапе образования предприятия материалы могут поступать от учредителей в качестве их вклада в уставный (складочный) капитал (дебет счета 10 "Материалы", кредит субсчета 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал"). Может иметь место безвозмездное получение материалов (дебет счета 10 "Материалы") от физических и юридических лиц (кредит субсчета 87-3 "Нераспределенная прибыль").

К расчетным документам относятся платежные требования, платежные требования-поручения, платежные поручения, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива при переводе средств продавцом. Если в расчетных документах НДС не выделяется, то его выделение расчетным путем не производится. В этом случае предприятия принимают на учет материалы вместе с уплаченным НДС. Поэтому необходимо отслеживать такие документы и возвращать их для переоформления. В дальнейшем ежемесячно НДС подлежит зачету (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", кредит субсчета 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и списанию (дебет счетов 08, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 43, 47, 65, 80-3, 81-2, 84, 88, 96).

Материалы, приобретенные за наличный расчет на предприятиях оптовой и розничной торговли, приходуют (дебет счетов 10 "Материалы" кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами") вместе с НДС, уплаченном при их приобретении.

Учет заготовительных операций с использованием счета 15. Использовать или не использовать счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" для учета заготовительных операций, определяет само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год. В зависимости от принятой учетной политики на организации учета заготовления материалов его можно вести либо с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение от стоимости материалов", либо без их использования (непосредственно на счете 10 "Материалы"). Согласно учетной политики ИП «Шагдаров» данные счета не используются.

Если предприятие включило в свой рабочий план счетов счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", то оно все расходы, связанные с заготовлением товарно-материальных ценностей, в течение месяца предварительно собирает на дебете этого счета с кредита разных счетов (23, 60, 68, 69, 70, 71, 76 и др.) в зависимости от характера расходов. В конце месяца на основании данных о фактически поступивших материальных ценностях суммы, учетные на счете 15 "Заготовление и приобретение материалов", перечисляют на счета производственных запасов (дебет счетов 10 "Материалы", кредит счета 15 "Заготовление и приобретение материалов").

Остаток по счету 15 "Заготовление и приобретение материалов" на конец месяца характеризует стоимость производственных запасов, оставшихся в пути на конец месяца.

Предприятия применяющие в учете 16 "Отклонение в стоимости материалов", сальдо на конец отчетного периода (месяца, квартала, года) по этому счету при составлении баланса присоединяют без корреспонденции счетов к производственным запасам (счет 10 "Материалы").

Если при поступлении от поставщика установлена их недостача, то необходимо определить ее фактическую себестоимость и отразить на счетах бухгалтерского учета.

Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.

Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта.

По лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется. Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

Применение накладных-требований не исключает контроля за лимитами отпуска материалов. Для этого используются ведомости использования лимитов. Они являются оперативным документом, в котором делаются соответствующие отметки разовых отпусков материалов. Расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов.

При использовании вычислительной техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета расхода материалов в производство. По данным карточек выдается машинограмма (ведомость) расхода материалов за подписями цеха-получателя материально-ответственного лица склада, отпускавшего ценности.

Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов.

Расходы материалов на проведение ремонтов всех видов (текущих, средних, капитальных) включаются в себестоимость продукции предприятия. Основанием для списания материалов на издержки производства служат составляемые бухгалтерской службой ведомости распределения материалов по направлениям расходов (центром затрат) на основе первичных документов на отпуск материалов.

Если материалы утрачены (испорчены) в результате стихийных бедствий и экстремальных ситуаций, то их списывают за счет страховой организации в пределах страховой суммы (дебет счета 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию", кредит счета 10 "Материалы"), за счет резервного капитала (дебет счета 86 "Резервный фонд", кредит счета 10 "Материалы") в пределах имеющихся в нем средств, а оставшуюся сумму относят на внереализационные потери (убытки) (дебет субсчета 80-3 "Прибыли и убытки", кредит счета 10 "Материалы").

Реализация контрольных функций учета за сохранностью материалов предполагает систематическое проведение инвентаризаций их запасов на складе (выборочных и сплошных) и под отчетом за ответственными лицами.

Действующий план счетов бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает существенное сокращение числа синтетических счетов, предназначенных для учета и контроля движения производственных запасов. Одна синтетическая позиция - укрупненный активный счет 10 "Материалы" - отведена для обобщения информации о наличии, поступлении и расходовании всех видов материальных ресурсов. Отражаемые на этом счете материалы в зависимости от их функциональной роли сгруппированы в субсчета. Однако, приведенный перечень субсчетов носит лишь рекомендательный характер. С учетом реальных условий хозяйствования предприятия могут уточнять этот перечень, вводя в него дополнительные субсчета или наоборот, объединяя некоторые из них.

Применяются следующие методы оценки материалов:

-по средневзвешенной себестоимости (средней оценке);

-по стоимости последних закупок (метод ЛИФО);

-по стоимости первых закупок (метод ФИФО).

Оценка сырья, материалов, иных производственных запасов, израсходованных на производство и обращение на нашем предприятии осуществляется по учетным ценам, корректируемым ежемесячно на их отклонение от средневзвешенной фактической заготовительной себестоимости.

Учет оплаты труда

В ИП «Шагдаров» довольно широко используются в практике предприятия повременная и сдельная формами оплаты труда. Сдельная заработная плата рассчитывается на основе количества произведенной продукции и расценки за единицу продукции. Виды сдельной оплаты: прямая сдельная: умножается число единиц произведенной продукции на стоимость (расценку) одной единицы продукции; сдельно-прогрессивная: на перевыполненную продукцию расценка берется выше; сдельно-премиальная: кроме прямой сдельной начисляются премии за качество, экономию материалов, перевыполнение нормы; аккордная: оплата сразу за всю сделанную работу с учетом сроков окончания; косвенно-сдельная: при обслуживании машин, оборудования и рабочих мест; она рассчитывается путем умножения тарифа (заранее определенной суммы) на выработку.

Повременная заработная плата рассчитывается, исходя из тарифной ставки за час работы или оклада за проработанное время, учтенное табелем. Она применяется при расчете зарплаты служащих, специалистов и руководителей, потому, что они не производят конкретную продукцию, учитываемую штуками, метрами, килограммами и т.д. Их труд измеряется затраченным на свою работу временем. Различают простую повременную, повременно-премиальную формы оплаты.

Действующим законодательством предусмотрены различные доплаты за отступления от нормальных условий труда. К таким доплатам относятся доплаты за работу в выходные и в праздничные дни, временное заместительство отсутствующего работника, руководство бригадой, за выполнение работ требующих более высокой квалификации, шоферам и другие. Порядок расчета различных доплат различен. Размеры и условия выплат определяются в коллективном договоре.

Доплата за сверхурочные часы. Рабочим-сдельщикам за часы сверхурочной работы выплачивается доплата.

Оплата за работу в праздничные и выходные дни производится: сдельщикам - по двойным сдельным расценкам за фактически изготовленную продукцию; рабочим- повременщикам - по двойным часовым тарифным ставкам; работникам с месячными окладами - в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, при условии, что выполнена месячная норма времени. Если же месячная норма времени не выполнена, то работа оплачивается как обычное явочное время. По согласованию между администрацией предприятия и работающими денежная компенсация может быть заменена предоставлением другого дня отдыха, но с оплатой в обычном размере. Если не вся рабочая смена приходится на выходной или праздничный день, то компенсация начисляется только за те часы фактической работы, которые совпали с праздничными днями. Доплата за часы сверхурочной работы в выходные и праздничные дни не производится, так как уже выплачивается двойной тариф.

Оплата труда бригадиров, не освобожденных от основной работы. В этом случае кроме обычной оплаты за рабочее время или выпущенную продукцию в соответствии с количеством и качеством выпущенной продукции производится доплата за руководство бригадой. За временное заместительство доплачивается разница между окладами замещаемого и замещающего при условии, что временно замещающий не является штатным заместителем, заместительство оформлено приказом и продолжается более двух календарных недель.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности. Это особенный вид оплаты не проработанного времени. Его источником является не себестоимость, как для всех предшествующих видов оплат не проработанного времени, а средства органов социального страхования.

Сумма начисленной заработной платы не выдается на руки работнику целиком. Предварительно из нее производятся различные вычеты и удержания. В соответствии с действующим законодательством посредником в расчетах между государственными органами, юридическими и физическими лицами с одной стороны и своими работниками - с другой стороны обязано выступать предприятие. В связи с этим бухгалтерия предприятия производит расчет и перечисление по назначению всех удержании и вычетов. Действующие удержания и вычеты можно подразделить на две группы: обязательные, действующие для всех или для подавляющего большинства работников, и индивидуальные, то есть применяемые для отдельных работников и в отдельные периоды.

Аналитический учет расчетов по оплате труда и начислению заработной платы осуществляется по следующим основным направлениям:

– по каждому работнику независимо от времени его работы на предприятии;

– по видам начислений;

– по источникам выплат;

– по структурным подразделениям;

– по видам выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ.

Синтетический учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на счете 70 "Расчеты по оплате труда".

Начисление заработной платы и других видов выплат отражается по кредиту счета 70.

 

 

Содержание хозяйственной операции дт кт
1.   2.   3.   4.   5.   6.   7. 8.   9.   10.   11.   12. 13. начислена заработная плата работникам основного производства начислена заработная плата обслуживающему и управленческому подразделении начислена заработная плата персоналу вспомогательных производств начислена заработная плата обслуживающему и управленческому персоналу предприятия начислены отпускные работникам предприятия за счет резерва начислены пособия за счет средств социального страхования перечислен подоходный налог с физических лиц произведены отчисления в фонды социального страхования произведены отчисления по исполнительным документам произведены отчисления из заработной платы невозвращенных подотчетных сумм произведены отчисления из заработной платы за причиненный моральный ущерб выплачена из кассы заработная плата депонированы суммы оплаты труда                                         76/4

 

Для учета расчетов по оплате труда ведутся расчетно-платежные ведомости, лицевые счета работников, сводная ведомость начисленной оплаты труда.

Учет затрат на производство

Учет затрат на производство — одна из важнейших функций бухгалтерского учета.

Информация об издержках производства нужна, прежде всего, руководителю предприятия и его подразделений, а также его участникам (учредителям) для выработки политики управления предприятием с целью снижения издержек и увеличения прибыльности.

Информация о затратах на производство может быть использована в следующих направлениях:

– прогнозирование, т.е. выявление тенденций изменения затрат на производство в прошлом для того, чтобы оценить поведение затрат в будущем;

– планирование (принятие решений о прекращении выпуска определенных видов продукции и о внедрении в производство новых ее видов, расчет эффективности использования новых технологий и т.д.);

– определение себестоимости продукции;

– выявление расхождений между запланированными и фактическими издержками;

– анализ, т.е. исследование поведения затрат, определение факторов, повлиявших на величину себестоимости, выявление резервов снижения издержек;

– контроль и регулирование, т.е. оценка результатов деятельности с целью принятия решений по управлению производственным процессом.

Себестоимость продукции — выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, выявления резервов снижения себестоимости продукции, определения цен на продукцию, расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство — учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, калькулирование себестоимости продукции, выявление результатов деятельности структурных подразделений, выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Большое значение для правильной организации учета производственных затрат имеет их научно обоснованная классификация. В зависимости от того, по каким признакам группируются затраты.

Они могут быть признаны:

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента, — заработная плата, амортизация и др.

Основная часть затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в размере фактически произведенных расходов (затраты на сырье, материалы и т.п.).

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.)

Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в зависимости от экономического содержания учитываются по элементам и статьям затрат.

Элемент — это простейший, однородный вид затрат, показывающий, что израсходовано предприятием. К элементам затрат на производство относятся:

– материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов). В составе материальных затрат отражается стоимость покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, затраты по использованию природного сырья (в том числе, плата за воду), потери от недостаточных материальных ресурсов. Возвратные доходы могут оцениваться по цене возможного использования, по действующим рыночным ценам или по цене приобретения материального ресурса;

– расходы на оплату труда. В составе данного элемента отражаются основная и дополнительная заработная плата, оплата работ по трудовому договору и договорам подряда;

– отчисления на обязательное социальное страхование. В данном элементе учитываются отчисления от расходов на оплату труда в фонды социального страхования;

– прочие расходы. Здесь учитываются платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, арендная плата, износ нематериальных активов и некоторые другие.

– Статьи затрат показывают не только что израсходовано, но и на какие цели произведены затраты. Постатейный учет используется для определения себестоимости отдельных видов продукции. Каждая отрасль имеет свои типовые статьи расходов.

– В зависимости от назначения производственных затрат их подразделяют на технологические (основные) и расходы по обслуживанию производства и управлению (накладные), а по способу включения в себестоимость — прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются на основании первичных документов, а косвенные учитываются по местам их возникновения, а затем распределяются по видам продукции.

Для учета затрат на производство продукции (работ, услуг) используются следующие активные счета: 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 97 "Расходы будущих периодов" и пассивный счет 96 "Резервы предстоящих расходов".

В течение месяца прямые, элементные затраты учитываются на основании первичных документов в себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг).

Косвенные, комплексные расходы включаются в себестоимость продукции по-разному, в зависимости от характера и периода времени, к которому они относятся.

В частности, расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущему времени (например, арендная плата, оплаченная вперед), учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" и списываются с него ежемесячно в доле, относящейся к отчетному периоду (месяцу).

Предприятие может создавать различные резервы, относящиеся на себестоимость продукции (работ, услуг). Например, резерв на оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т.п. Ежемесячные отчисления в эти фонды учитываются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов".

Часть косвенных расходов, возникающих ежемесячно, учитываются на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

К расходам по обслуживанию основного (вспомогательного) производства относятся:

– расходы по эксплуатации машин и оборудования (заработная плата вспомогательного персонала, отчисления на социальное страхование с их заработной платы, стоимость электроэнергии, смазочных материалов и т.п.);

– износ основных средств производственного назначения;

– затраты на ремонт основных средств;

– расходы по управлению (заработная плата персонала, обслуживающего производство с отчислениями на социальное страхование);

– хозяйственные расходы (отопление, освещение, содержание помещений, арендная плата за производственные основные средства) и др.

По окончании месяца общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии ставок расходы распределяются между видами продукции одним из перечисленных способов: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.

Списание общехозяйственных и общепроизводственных расходов может производиться и иным способом: непосредственно на счет 90 "Продажи". Данный метод списания не требует распределения расходов между объектами калькулирования.

Выбор того или иного способа списания общехозяйственных и общепроизводственных расходов осуществляется предприятием самостоятельно и должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

В организациях торговли в составе расходов на продажу включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителя, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в организациях общественного питания.

В целях планирования, учета и отчетности расходов на продажу (издер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: