Как обращаться друг к другу




Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 70-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения: "товарищ", "сударь" и "сударыня" или "гражданин" и "гражданка" – вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе.

Конечно, примитивное обращение "женщина!", "мужчина!" говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное "эй, ты!" или "эй!".

Но, согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение "госпожа" и "господин" – оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту – о чем можно искренне пожалеть.

Обращаться "гражданин" и "гражданка" уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения "сестра", "сестричка", "сестрица" – к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться "матушка" – кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нем: "матушка!" Вспомните строки Николая Рубцова: "Матушка возьмет ведро, молча принесет воды..." Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: "матушка Наталья", "матушка Лидия". Такое же обращение принято и к игумении монастыря: "матушка Иоанна", "матушка Елисавета".

К юноше, мужчине можно обратиться "брат", "браток", "братишка", "друг", к более старшим по возрасту: "отец", это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное "папаша". Будем помнить, что "отец" – великое и святое слово, мы обращаемся к Богу "Отче наш". И священника мы можем называть "отец". Монахи нередко называют друг друга "отче".

Обращение к священнику

Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!), либо (как это принято у большинства церковного народа) – "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение "благословите!" – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит", либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а Самому Христу, Который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника, поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству – вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время Литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите", ответить поклоном.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения Крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время – у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более, что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства – отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем – женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т.д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение – в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке – на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "Ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться "Ваше Преподобие", а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются – "Ваше Высокопреподобие" или "Ваше Преподобие", если наместник иеромонах. К епископу обращаются – "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту "Ваше Высокопреосвященство". В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – "владыко", а к наместнику монастыря – "отец наместник" или "отец игумен". К Святейшему Патриарху принято обращаться "Ваше Святейшество". Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.

Как вести себя в храме

Церковь – это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. К сожалению, очень мало кто знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное – как себя вести в храме. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляется иногда вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному, где, приложившись к иконам и поставив свечи, можно решать свои житейские проблемы. Так, незаметно для себя, неопытный духовно христианин начинает чувствовать себя в святом храме по-хозяйски, как "старожил", – не оттуда ли берут начало многие нестроения и немирный дух в некоторых приходах? Прихожане, вместо того, чтобы смиренно ощущать себя рабами Божиими, считают себя хозяевами, имеющими право всех и вся поучать, наставлять, имеют даже "свои" места в храме, забывая, что в храм входят не "по билетам" и у человека не может в нем быть "личных" мест – пред Богом все равны...

Дабы избежать этого опасного пути, надо помнить, кто мы и для чего ходим в храм. Всякий раз прежде, чем придти в храм Божий, предстать перед Богом с молитвой, нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Придя в храм, надо пребывать в молитве, а не в разговорах, пусть и на благочестивые или насущные темы. Будем помнить, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкие искушения.

При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Можно мысленно произнести: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем". Приходить в храм нужно за какое-то время до начала богослужения с таким расчетом, чтоб можно было успеть купить и поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое – возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.

До начала службы надо постараться приложиться к иконам – не спеша, с благоговением. Прикладываясь к иконам, надо целовать изображение руки, край одежды, не дерзать целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь ко кресту, следует лобызать стопы Спасителя, а не дерзать касаться губами Его пречистого лика...

Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то такое "благочестие" будет неуважением к святыне, а кроме того помешает молитве остальных и может стать причиной греха осуждения, которое по отношению к вам могут проявить другие прихожане. Исключение тут могут составлять маленькие дети, которым трудно еще спокойно вести себя всю службу – их можно прикладывать к рядом висящим иконам и во время службы, не ходя по храму, позволить им ставить и поправлять свечи – это действует на младенцев благотворно и утешительно.

Крестное знамение. Печальную картину представляют те из христиан, которые вместо крестного знамения, налагаемого с благоговением, изображают в воздухе перед грудью нечто непонятное – такому "кресту" бесы радуются. Как же правильно надо креститься? Вначале мы накладываем печать креста на чело, то есть на лоб, затем на живот, на правое и левое плечи, испрашивая у Бога освящения наших мыслей, чувств, чтобы Бог укрепил наши духовные и телесные силы и благословил наши намерения. И только после этого, опустив руку вдоль туловища, совершаем поясной или земной поклон – смотря по обстоятельствам. При многолюдстве в храме, когда даже стоять бывает тесно, лучше воздержаться от поклонов, поскольку опускаться на колени, задевая и беспокоя других, мешая их молитве, вряд ли благоговейно. Лучше мыслями поклониться Господу.

Начинается богослужение. Все свое внимание человек должен настроить на то, что происходит в храме во время службы. Когда молятся о мире всего мира – молись о нем и ты. Когда молятся о плавающих, путешествующих, болящих, скорбящих или власть имущих людях – молись и ты. И эта церковная молитва объединяет между собой людей верующих, поселяет в сердцах любовь, которая не позволит оскорбить кого-то, унизить, сделать грубое замечание.

Возникают сугубые сложности в дни великих праздников, особенно если они приходятся на рабочие дни, когда не все прихожане могут пробыть в храме всю службу... Как человек должен вести себя в храме, если ему необходимо вскоре уйти на работу или по различным причинам он вдруг не смог придти раньше на службу, купить свечи, поставить их вовремя к иконам – из-за многолюдства, например? Во всяком случае, он должен знать, в какие моменты службы он может или сам подойти к иконе, поставить свечу или, когда народу очень много, попросить впереди стоящих исполнить его просьбу, а в какие моменты нельзя этого делать.

Нельзя передавать свечи, ходить по храму и тем более разговаривать во время чтения Евангелия, во время пения Херувимской песни или во время Евхаристического канона, когда священнослужитель после пения "Символа веры" возглашает: "Благодарим Господа!" и хор от лица молящихся отвечает: "Достойно и праведно...". Тем более, что во время Литургии настают особо важные моменты, – это момент пресуществления хлеба в Тело Христово, вина – в Кровь Христову. Когда священник приподнимает Святую Чашу и дискос и возглашает: "Твоя от Твоих..." (хор поет: "Тебе поем..."), в этот момент наступают самые страшные, самые ответственные минуты в жизни человека: хлеб становится Телом, вино становится Кровью Христовой.

И эти моменты богослужения, литургической жизни должен знать каждый верующий человек.

Как рекомендуется вести себя в том случае, когда в храме много людей и нет возможности подойти к иконе праздника и поставить свечку? Лучше всего, чтобы не нарушать молитвенный мир прихожан, попросить впередистоящих свечку передать, называя при этом икону, перед которой вы хотели бы свечу поставить: "К празднику" или "К иконе Божией Матери "Владимирская", "Спасителю", "Всем святым" и т.д. Человек, который берет свечку, обычно молча кланяется и передает ее дальше. Понятно, что все просьбы надо произносить благоговейным шепотом, ни громкий голос, ни беседы при этом недопустимы.

В какой одежде ходить в храм? Для человека далекого от веры этот вопрос вызывает затруднение. Конечно, предпочтительнее для храма однотонная одежда, а не пестрая, цветастая.

Ходить в храм надо с чувством достоинства – здесь неуместны спортивные костюмы или платья с глубоким вырезом. Должна быть более скромная, соответствующая месту одежда – не в обтяжку, не обнажающая тела. Различные украшения – серьги, бусы, браслеты – в храме выглядят нелепо: об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Будем помнить слова апостола Павла: "Чтобы... жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1 Тим. 2, 9-10). Понятно, что в храме недопустима также косметика. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты.

Сказанное относится не только к храму. Вообще христианка должна в любом месте, не только в храме, но и на работе, в гостях оставаться христианкой – должен быть соблюден какой-то определенный минимум правил, который нельзя переступить. Внутреннее чутье покажет, где надо остановиться. Скажем, вряд ли православная девушка или женщина будет щеголять в наряде, напоминающем одеяние средневековых шутов (в уродливо обтягивающих бедра "лосинах" и свитере поверх них), вряд ли соблазнится модной среди молодежи шапочкой с рожками, очень уж напоминающими бесовские, или покроет голову платком, на котором изображена полуобнаженная девица, дракончики, разъяренные быки или нечто иное, чуждое не только христианскому, но хоть сколько-нибудь нравственному сознанию.

Полезно нашим современницам знать высказывание священномученика Киприана Карфагенского: "Скажи мне, модница, неужели, поступая таким образом, ты не боишься, если Художник и Творец твой, в день общего воскресения не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя, строгим голосом скажет: это не Мое создание, это образ не Наш!

Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажен ложью, образ извращен, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы – с ним и гореть тебе!"

Вряд ли уместна и другая крайность, когда ревностные не по разуму новоначальные прихожанки с головы до ног самовольно одеваются в черное, внешне стремясь походить на монахинь или послушниц. Надо сказать, самодовольные и часто невежественные поучения, которые нередко изрекают такие прихожанки, подняв "смиренно" потупленные глазки, выглядят иногда крайне неприглядно... Особая аскеза в одежде должна быть непременно согласована с духовным отцом – только он, зная внутренний настрой своих чад, их привычки и страсти, которые могут усилиться от самовольных "подвигов", может благословить или же не благословить ношение черной одежды.

Что же касается вопроса учительства, здесь надо учитывать, что Господь призывает нас не столько учить, сколько соблюдать слово, стараться исполнять те требования, которые Церковь предъявляет к своим чадам. Что же касается собственно учительства, то в своем доме женщина как мать обязана учить своих детей христианским нормам жизни и правилам поведения в храме, христианским взаимоотношениям среди членов семьи.

Но как быть в том случае, если человек впервые пришел в храм Божий, который для него собственно является не храмом, а просто произведением искусства? Естественно, он не знает, как себя вести в храме, не знает элементарных правил приличия – ему даже не приходит в голову мысль, что своим поведением в храме он может оскорбить религиозные чувства верующих. Конечно, верующие люди ни в коем случае не должны срываться, говорить резкие, оскорбительные слова такому молодому человеку или девице в шортах, например. И уж совершенно недопустимо грубо одергивать пришедших в храм впервые, говоря нечто вроде: "Куда с накрашенными губами к иконе?!. Как свечку ставишь?.. Куда лезешь – не видишь..." Это называется ревность не по разуму, за которой скрывается отсутствие любви к ближнему. Именно любви и утешения ждет человек, впервые переступивший порог храма, и если он после гневной "отповеди" никогда больше не захочет придти в храм, то ведь на Страшном Суде взыщется с нас за его душу! А часто именно из-за ворчливой недоброжелательности "бабушек" на приходах многие новоначальные боятся придти в храм, потому что они "ничего не знают", а спросить боятся – на кого нарвешься...

Как помочь новоначальным? Подойти и деликатно, тихонечко сказать такому молодому человеку или девушке: "Простите, пожалуйста, но в храме не принято держать руки за спиной (или в карманах), вести шумные разговоры или стоять во время богослужения спиной к алтарю..." В некоторых храмах разумно поступают, приготовив у входа коробочку с головными платками, чтобы женщины, по незнанию или иным обстоятельствам пришедшие в храм с непокрытой головой, не чувствовали себя неуютно. Можно деликатно предложить: "Если хотите, можно покрыть голову платком, как это принято в храмах – можете взять платочек вот отсюда..." Но сказать это таким тоном, чтобы люди не оскорбились.

В основе обличения, вразумления, наставления человека должна лежать не озлобленность или ненависть, а христианская любовь, которая все покрывает, все прощает и исправляет брата или сестру. Людям надо просто, деликатно объяснить, что можно делать во время богослужения, а что – нет. Но надо знать, в какие моменты службы это можно сказать. Например, во время чтения Евангелия, или Херувимской, или же Евхаристического канона, или когда выносят Чашу (то есть выходит Христос) этого делать не нужно. В эти моменты службы даже свечи не продаются – но бывает, что пришедшие в храм люди, не зная этого, начинают стучать в окно свечного ящика или громко спрашивать, где им взять свечи. В таком случае, если служителя храма не оказалось на месте, кто-то из близстоящих верующих людей должен очень деликатно сказать: "Пожалуйста, подождите несколько минут, когда откроется окно, а пока постойте с вниманием, сейчас читают Евангелие". Конечно, даже совсем незнающий человек поймет такую ситуацию чисто по-человечески.

Если у человека, пришедшего впервые в храм, возникли определенные вопросы: кому поставить свечку, перед какой иконой помолиться, к какому святому обратиться в различных семейных трудностях или куда и когда придти на исповедь, то с этими вопросами лучше посоветовать обращаться к священнослужителю. Если у батюшки нет в данный момент возможности побеседовать, то надо направить новоначального к человеку, который на то специально поставлен – работникам храма, которые в пределах своей компетенции постараются на эти вопросы ответить, посоветуют, какую литературу почитать.

Лжеучительство чрезвычайно опасно. Чего только не наслушаешься порой в наших храмах от всезнающих самоуверенных "бабушек", которые самовольно берут на себя роль духовника, давая советы по чтению акафистов, правил, тех или иных молитв, насчет особенностей поста и т. д – что может благословить только священник. Бывает, такие благочестивые с виду прихожанки принимаются судить поступки священников – чужих или своих. Это совершенно недопустимо!.. Когда Господа спросили: рассуди, кто здесь прав – что ответил Христос? "Кто поставил Меня судить вас!" Так вот и мы – в отношении любого человека нам не дана власть судить его.

Что же касается людей, которые с дерзостью берутся судить даже о благодатности или безблагодатности того или иного храма, прихода, священника или даже епископа, то они берут на себя большой грех осуждения. Замечено, что в храмах или на могилках старцев всегда находятся подобные люди. Дьявол делает свою работу разрушения, отклонения" чтобы настроить человека против всего святого, Церкви, против священноначалия, против пастырей. Приходилось даже слышать: "Батюшка молодой, этого не знает – я тебе сейчас объясню". Батюшка же говорит то, что в данный момент ему влагает в сердце Бог. Вспомните слова преподобного Серафима Саровского, когда его спросили: "Батюшка, откуда вы все это знаете?" Он сказал: "Поверь, чадо мое, что еще несколько минут назад я даже не думал говорить тебе". То есть Бог вразумляет – а священник говорит. Поэтому не надо сомневаться, не надо думать, что батюшка некомпетентен, батюшка малограмотный и ничего не сможет ответить. Если вы обратитесь к нему с верою, что через него услышите волю Божию – Господь вразумит его, что сказать вам, что было бы для вас спасительно.

Не поддавайтесь суевериям. А сколько суеверий бывает в околоцерковной среде! Новоначальному могут с глубокомысленным видом объяснить, что передавать свечу через левое плечо – это грех, надо-де только через правое, что если поставить, дескать, свечку вверх ногами, то человек, о котором так помолились, умрет – и человек, случайно поставивший свечу прилипшим к воску фитильком вниз, вдруг с ужасом обнаруживает это – и вместо того, чтобы молиться, в панике начинает выспрашивать всезнающих бабушек, что предпринять, чтоб не умер родной человек.

Нет нужды перечислять множество бытующих суеверий, которые вредны тем, что ослабляют веру в Бога и приучают относиться к вере магически: передашь, дескать, свечу через левое плечо – беда будет, а если через правое – все в порядке, научают думать не об изменении образа жизни, не об искоренении страстей, а связывают, например, выздоровление с количеством заказанных сорокоустов, положенных поклонов, с тем, сколько раз подряд читают ту или иную молитву – надеясь, что это автоматически поможет в той или иной нужде. Некоторые дерзают даже судить о благодати Причащения Святых Тайн, утверждая, что после причастия нельзя прикладываться к руке священника, держащей крест, и к иконам – чтобы, дескать, не растерять благодать. Вы вдумайтесь только в очевидную кощунственную нелепость утверждения: от прикосновения к святой иконе теряется благодать! Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют.

Как же быть новоначальному, если его атаковали советами всезнающие "бабушки"? Выход здесь самый простой: за разрешением всех вопросов обращаться к священнику и ничьих советов не принимать без его благословения.

Надо ли из опасения таких ошибок, из-за того, что ты чего-то не знаешь, бояться идти в храм? Нет! Это проявление ложного стыда. Не бойтесь задавать "глупых" вопросов – гораздо хуже, если эти вопросы перед вами поставит жизнь – и вы не сможете на них ответить. Естественно, что впервые пришедший в храм не знает, какие здесь чтимые иконы, как подойти к священнику, какому святому заказать молебен. Надо просто и прямо об этом спросить – и не стоит этого стыдиться. Можно спросить служительницу за свечным ящиком, что следует почитать новоначальному – в последнее время издано много прекрасной литературы, которая есть в любом храме. Надо только проявлять инициативу, настойчивость, ибо стучащему отворяется и просящему дается.

Ну а если тебя все же обидели грубым словом – повод ли это забыть дорогу в храм? Конечно, новоначальному вначале трудно научиться терпеть обиды. Но надо постараться отнестись к этому с пониманием, совершенно спокойно. Потому что к вере нередко обращаются люди, прошедшие определенный, часто скорбный жизненный путь, с расстройством, скажем, нервной системы, или люди больные, с психическими отклонениями... А кроме того, вспомните, сколько раз и вы других обижали, хотя бы невольно, а теперь пришли врачевать свою душу. Это требует от вас немалого смирения и терпения. Ведь даже в обычной больнице от того, что вам нагрубила санитарка – вы же не оставите лечения. Так и здесь – не отойдите неисцеленным, и за ваше терпение Господь подаст помощь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: