ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"Педагогический институт"
Факультет высшего профессионального образования
Кафедра Начального образования
Дисциплина Педагогика
Реферат
Тема: «Индивидуальный стиль деятельности педагога»
Преподаватель: доцент Гущина Галина Анатольевна Выполнила студентка группы ВО-11.н.(з) Казымова Елена Эликовна |
г. Черняховск
2016 г.
Оглавление
Введение. 3
1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога. 4
2. Классификации индивидуальных стилей деятельности педагога. 6
3. Факторы, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности 8
Заключение. 12
Список литературы. 13
Введение
Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта от поколения к поколению. Главная цель педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры. Передача социального опыта может происходить разными способами, но наибольший эффект в педагогической деятельности достигается при активном включении в этот процесс индивидуальности педагога. Личность творческого учителя, любящего детей и увлечённого своей профессией, настоящего мастера своего дела становится тем идеалом, к достижению которого стремится каждый ученик. Как говорил К. Д. Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [11, С. 63]. Поэтому для каждого педагога актуальны вопросы: «Как стать успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий получать высокие результаты?». Исходя из важности и актуальности данной проблемы сформулирована тема настоящего исследования: «Индивидуальные стили педагогической деятельности».
Цель исследования – изучить проблему индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие индивидуального стиля педагогической деятельности.
2. Изучить основные классификации индивидуальных стилей деятельности педагога.
3. Выделить особенности структуры личности педагога, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
Метод исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
Деятельность педагогов высоко оценивалась человеческим обществом во все времена, т. к. главное предназначение педагога – это приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества. Многие ученые посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры. Среди них такие известные психологи как Демидова И. Ф., Загвязинский В. И., И. А. Зимняя, В. А. Крутецкий, В. С. Немов, С. А. Смирнов, А. П. Чернявская и другие. Каждый из них по-своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность».
С точки зрения И. А. Зимней: «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования» [3, С. 335]. Однако, данное определение охватывает лишь одну сторону педагогического процесса - учителя и его обучающие, воспитывающие и развивающие действия, направленные на ученика. Но центральной фигурой, ради которой осуществляется педагогическая деятельность, является ученик. Поэтому большинство ученых признают важнейшей структурной единицей педагогической деятельности взаимодействие учителя и ученика.
Наиболее полным, на наш взгляд, является определение педагогической деятельности, предложенное И. Д. Демидовой, согласно которому педагогическая деятельность понимается как «система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а так же структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств» [1, С. 143].
Как и любая другая деятельность, педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем.
По определению И. А. Зимней, «стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова – это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования» [3, С. 363]. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. Именно особенности структуры личности, субъекта деятельности, его индивидуальные свойства влияют на выбор способов и приемов деятельности и определяют индивидуальные различия в стиле деятельности. Отсюда вытекает понятие индивидуального стиля деятельности.
По Е. А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [4, С. 49].
В педагогической деятельности к таким способам можно отнести определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов.
В. И. Загвязинский сформулировал следующее определение индивидуального стиля педагогической деятельности: «система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований - все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности» [2, С. 195].
Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности определяют как систему методов и приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений.