Случилось же это однажды, когда Иоанн, брат Иакова, - они сыновья Зеведея, - вышел и подошел к храму. Встретил его фарисей - имя его Ариман -- и сказал ему: "Где твой Господин, Которому ты последовал?" Он сказал ему: "Место, откуда Он пришел, туда Он снова возвратился". Сказал ему фарисей: "Обманом этот назереянин ввел вас-в заблуждение, и наполнил уши ваши ложью, и запер сердца ваши, и повернул вас от предания отцов ваших". Когда я, Иоанн, услышал это, я двинулся от храма к горе, месту пустынному. 2 Был я очень опечален сердцем и сказал: "Почему из бран Спаситель? И почему Он послан в мир Отцом Своим? И кто Отец Его, Который послал Его? И каков тот зон, к которому мы пойдем? Ибо что под разумевал Он, когда сказал нам: "Этот зон, к кото рому вы пойдете, принял вид зона того, нерушимо го?" Но Он не учил нас о том, каков он". 3 В то время, когда я думал об этом в сердце моем, небеса раскрылись, и все творение, что ниже неба, осветилось, и весь мир содрогнулся. 4 Я испугался и пал ниц, когда увидел в свете юно шу, Который стоял предо мною. Но когда я смотрел на Него, Он стал подобным старцу. И Он изменял Свой облик, став как дитя, в то же время предо мною. Был Он единством многих форм в свете, и формы скрывались одна в другой. Будучи одним, почему был Он в трех формах? 5 Он сказал мне: "Иоанн, Иоанн, почему ты сомне ваешься или почему страшишься? Разве тебе чужд этот образ? Это так: не будь малодушным! Я - Тот, Кто с вами все время. Я - Отец, Я - Мать, Я - Сын. Я незапятнанный и не оскверненный. Ныне Я пришел наставить тебя в том, что было, что есть и что должно произойти, дабы мог ты узнать вещи, которые не открыты, и вещи, которые открыты, и научить тебя знанию о Совершенном Человеке. Те перь же, подыми лицо свое, иди и слушай, дабы уз нал ты те вещи, о которых Я скажу сегодня, и мог передать это своим сотоварищам по духу, тем, кто из рода недвижимого совершенного Человека". 6 И попросил я Его: "Скажи, дабы я мог постигнуть это". Он сказал: "Единое - это Единовластие, над Которым нет ничего. Это Бог истинный и Отец все го, Дух незримый, Кто надо всем, Кто в нерушимо сти, Кто в свете чистом, - Тот, Кого никакой свет глаза не может узреть. Он Дух незримый. Не подобает думать о Нем как о богах или о чем-то подобном. Ибо Он больше бога, ведь нет никого выше Него, нет никого, кто был бы господином над Ним. Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо все существует в Нем едино. Он абсолютен, ибо он не нуждается в чем бы то ни было, ведь Он полностью совершенен. 7 У Него нет в чем бы то ни было недостатка, нет того, чем бы Он мог быть пополнен. Но все время Он полностью совершенен в свете. Он безграничен, ибо нет никого перед Ним, чтобы ограничить Его. Он непостижим, ибо нет никого перед Ним, кто постиг бы Его. Он неизмерим, ибо не было никого перед Ним, чтобы измерить Его. Он невидим, ибо никто не видит Его. Он вечен. Он существует вечно. Он невыразим, ибо никто не может охватить Его, чтобы выразить Его. Это Свет неизмеримый, чистый, святой, ясный. Он, невыразимый, совершенен в нерушимости. Не в совершенстве, не в блаженстве, не в божественности, но много избранное. Он не телесный, не нетелесный. Он не большой, не малый. Нет возможности сказать, каково Его количество и формы, ибо никто не может постичь Его. Он не из тех, кто существует, но много избранное. Не так, как если бы Он был избранное по сравнению с другими, но то, что Его, не причастно ни зону, ни времени. Ибо то, что причастно зону, было вначале создано. Он не был заключен во времени. Он не получил ничего ибо нет никого перед Ним, чтобы Он получил от него нечто. Ибо Он созерцает Себя вновь в Своем свете чистом. 8 Ведь Он - Величие. Неизмеримое Величие. Он - Зон, дающий зон, Жизнь, дающая жизнь, Блаженство, дающее блаженство, Знание, дающее знание, Доб ро, дающее добро, Милость, дающая милость и спа сение, Благодать, дающая благодать не потому, что имеет, но потому что дает милость неизмеримую, не рушимую. 9 Что я скажу тебе о Нем? Его Зон нерушимый, Он неподвижен, Он пребывает в молчании, Он покоит ся. Он до всех вещей. Он Глава всех эонов. Это Он дает им силу по Своему благу. Ибо не познали мы тех 516 вещей, что неизмеримы, кроме Того, Кто жил в Нем, то есть Отца. Это Он рассказал нам. Ведь Он видит Себя Самого в свете, окружающем Его. Это источник воды жизни, Он дает всем зонам и во всех формах. Он узнает свой образ, когда видит Его в источнике Духа. Он устремляет желание в Свой Свет - воду, это Источник света - воды чистого, окружающего Его. 10 И Его Эннойа выполнила действие, и она обнаружилась, она предстала, она появилась перед Ним в сиянии Его света. Это первая сила, бывшая до всех эонов и открывшаяся в Его мысли, это Пронойа Всего, ее свет, который светит, образ света, совершенная сила, то есть образ незримого девственного Духа совершенного. Она - сила, слава, Барбело, совершенная слава в зонах, слава откровения, слава девственного Духа. И она восхвалила Его за то, что открылась. Это первая мысль, Его образ. Она стала материнским чревом всего, ибо она прежде, чем все они: Метропатор, первый Человек, Святой Дух, трижды мужской, трижды сильный, трижды именной, андрогин, и вечный зон среди незримых, первый явившийся. "Она попросила у незримого девственного Духа, то есть Барбело, дать ей предвидение. И Дух согласился. И когда Он согласился, предвидение обнаружилось, и оно предстало близ Пронойи; оно - из мысли незримого девственного Духа. Оно восхвалило Его и Его совершенную силу, Барбело, ибо оно стало существовать из-за нее. И снова она попросила дать ей нерушимость, и Он согласился. Когда Он согласился, нерушимость обнаружилась, она предстала близ мысли и предвидения. Они восхвалили Незримого и Барбело, из-за которой они стали существовать. 12 И Барбело попросила дать ей Вечную Жизнь. И Не зримый Дух согласился. И когда Он согласился, веч ная жизнь обнаружилась, и они предстали, и они вос хвалили незримый Дух и Барбело, из-за которой они стали существовать. 13 И снова она попросила дать ей истину. И незримый Дух согласился. Истина обнаружилась, и они пред стали, и они восхвалили незримый Дух и Барбело, из-за которой они стали существовать. 14 Это пятерица эонов Отца, который есть первый Че ловек, образ Незримого Духа; это Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это пятерица эонов андро- гинных, то есть Отец. 15 И взглянул Он на Барбело светом чистым, который окружает незримый Дух, и своим блеском, и она по несла от Него. И Он породил искру света светом бла женного образа. Но это не было равным Его величию. Это был единородный Метропатора, Тот, Кто открыл ся; это Его единственное рожденье, Единородный Отца, Свет Чистый. Незримый Девственный Дух воз ликовал над светом, который стал существовать, ко торый первым был открыт первой силой Его Пронойи, то есть Барбело. И Он помазал Его Своим благом, пока Он не стал совершенным, не нуждавшимся ни в ка ком благе, ибо Он помазал Его благом незримого Духа. И Он предстал перед Ним, когда Он излил это на Него. Когда Он получил это от Духа, Он восславил Святой Дух и совершенную Пронойю, из-за которой Он обнаружился. И Он попросил дать Ему сотовари ща по труду, то есть ум, и Дух согласился. 16Когда же незримый Дух согласился, ум обнаружился и предстал близ Христа и восхвалил Его и Барбело. 518 Все они стали существовать в молчании. И ум захотел выполнить дело через Слово Незримого Духа. И Его воля стала делом, и оно обнаружилось близ ума; и свет восхвалил Его. И слово последовало за волей. Ибо словом Христос, божественный Аутоген, создал все вещи. И вечная жизнь, и Его воля, и ум, и предвидение предстали и восхвалили незримый Дух и Бар-бело, ибо из-за нее все они стали существовать. 17 И Святой Дух дал совершенство божественному Ауто- гену, Сыну Его и Барбело, так что тот предстал перед могущественным и незримым девственным Духом как Божественный Аутоген, Христос, Кому Дух воздал славу громким голосом. Он, Сын, открылся через Пронойю, и незримый девственный Дух поставил божественного Аутогена истины надо всеми вещами. И Он подчинил Ему всякую власть и истину, которая есть в Нем, чтобы Он мог знать все, что было названо именем, возвышенным над всяким именем. Ибо это Имя назовут те, кто достоин Его. Из Света же, кото рый есть Христос, и нерушимости через дар Духа по явились четыре света из Божественного Аутогена. Он смотрел, чтобы они предстали пред ним. 18 И трое - это воля, Эннойа и жизнь. И четыре силы - это мудрость, благодать, чувствование, рассудитель ность. Благодать находится у зона света Армоцеля, который есть первый ангел. Вместе с этим эоном есть три других зона: милость, истина и форма. Второй свет - это Оройэль, который был помещен у второ го зона. Вместе с ним есть три других зона: мысль, чувствование и память. Третий свет - это Давейтай, который помещен у третьего зона. Вместе с ним есть три других зона: мудрость, любовь и форма. Четвер тый зон помещен у четвертого света Элелет. Вместе с ним есть три других зона: совершенство, мир и Софиа. Это четыре зона, которые предстали пред Божественным Аутогеном. Это двенадцать эонов, которые предстали пред Сыном, Великим Аутогеном, Христом, по воле и дару незримого Духа. И двенадцать эонов принадлежат Сыну, Аутогену. И все вещи были установлены волей Святого Духа через Аутогена. 19 И от предвидения совершенного ума через откровение воли незримого Духа и воли Аутогена появился Совершенный Человек, первое Откровение и Истина. Это Он, Его девственный Дух назвал Пигераадаман и поместил Его у первого зона с Великим Аутогеном, Христом, у первого света Армоцеля. И силы Его -вместе с Ним. И Незримый дал Ему разумную непобедимую силу. И заговорил Он, и восхвалил и прославил незримый Дух, сказав: "Все вещи стали существовать из-за Тебя, и все вещи вернутся к Тебе. Я же, я прославлю и восхвалю Тебя и Аутогена и Зоны, Которых Три: Отец, Мать и Сын, Совершенная Сила". И Он, Человек, поместил Своего Сына Сифа во второй зон ко второму свету Оройэлю. В третий зон - в третий свет Давейтай - было помещено семя Сифа. И души святых там были помещены. В четвертый зон были помещены души тех, кто не познал Плеромы и не покаялся сразу, но временно упорствовал и затем покаялся; они - у четвертого света Элелета. Это создания, которые восхваляют незримый Дух. 20Софиа же Эпинойа, будучи эоном, произвела мысль своею мыслью в согласии с размышлением незримого Духа и предвидением. Она захотела открыть в себе самой образ без воли Духа. Он не одобрил и без своего сотоварища, без Его мысли. И хотя Лик ее мужественности не одобрил и она не нашла своего согласия и задумала без воли Духа и знания своего согласия, она вывела это наружу. 520 21И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, ее мысль не осталась бесплодной, и открылся в ней труд несовершенный и отличавшийся от ее вида, ибо она создала это без своего сотоварища. И было это неподобным образу Его матери, ибо было это другой формы. Когда же она увидела свою волю, это приняло вид несообразный - змея с мордой льва. Его глаза были подобны сверкающим огням молний. Она отбросила его от себя, за пределы этих мест, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо она создала его в незнании. И она окружила его светлым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме Святого Духа, Который зовется Матерью живых. И она назвала его именем Иалтабаоф. 22 Это первый архонт, который взял большую силу от своей матери. И он удалился от нее и двинулся прочь от мест, где был рожден. Он стал сильным и создал для себя другие зоны в пламени светлого огня, где он пребывает поныне. И он соединился со своим безумием, которое есть в нем, и породил власти для себя. Первая же - имя ее Афоф. Вторая - Хармас, что означает око ревности. Третья - Калила-Умбри. Четвертая - Иабель. Пятая - Адо-наи, которая зовется Саваоф. Шестая - Каин, кого поколения людские называют Солнцем. Седьмая - Авель. Восьмая - Абризена. Девятая - Нобель. Десятая - Армупиэль. Одиннадцатая - Мелхеир-Адонеин. Двенадцатая - Белиас, кто над бездной преисподней. И поставил он семь царей - соответственно тверди небесной - над семью небесами и пять - над бездной ада, так что они могли царствовать. И он отделил им от своего огня, но не дал от силы света, которую взял от матери своей, ибо он - тьма незнания. 23 И когда свет смешался с тьмой, он побудил тьму светить. А когда тьма смешалась со светом, она затемнила свет и стала ни светом, ни тьмой, но стала больной. Итак, у архонта, который болен, три имени. Первое имя - Иалтабаоф, второе - Сакляс, третье - Самаэль. Он нечестив в своем безумии, которое есть в нем. Ибо он сказал: "Я - Бог, и нет другого бога, кроме меня", - не зная о своей силе, о месте, откуда он произошел. И архонты создали семь сил для себя, и силы - каждая создали для себя шесть ангелов, пока не стало 365 ангелов. Это же - тела имен: первое Афоф, с обличьем овцы, второе - Элоай, с обличьем осла, третье Астрафайо, с обличьем гиены, четвертое - Иао, с обличьем змея семиглавого, пятое - Саваоф, с обличьем дракона, шестое - Адонейн, с обличьем обезьяны, седьмое - Саббеде, с обличьем огня сверкающего. Это - седмица недели. 24Иалтабаоф же имел множество личин, будучи над ними всеми, так что он может перенять личину у них всех, по воле своей. Будучи среди серафимов, он отделил им от огня своего. Вследствие этого он стал господствовать над ними из-за силы славы, которая была у него от света его матери. Вследствие этого он назвал себя богом. Но он не был послушен месту, откуда он произошел. И он смешал с властями, которые были у него, семь сил в своей мысли. И когда он сказал, это случилось. И он дал имя каждой силе. Он начал с высшего. Первая - благо, у первого, Афофа. Вторая - провидение, у второго, Элоайо. Третья же - божественность, у третьего, Астрафайо, четвертая - господство, у четвертого, Иао. Пятая - царствие, у пятого, Саваофа. Шестая - ревность, у шестого, Адо-нейна. Седьмая - мудрость, у седьмого, Саббатеона. 522 25 И есть у них твердь, соответственно зону - небу. Имена были даны им согласно славе, которая при надлежит небу, дабы сокрушить силы. В именах же, которые были даны им их Прародителем, была сила. Но имена, которые были даны им согласно славе, принадлежавшей небу, означают для них разруше ние и бессилие. Так что есть у них два имени. 26 И всякую вещь он упорядочил по образу первых эонов, ставших существовать, так, чтобы создать их по облику нерушимых, не потому, что он не видел нерушимых, но сила, что в нем, которую он взял от своей матери, произвела в нем образ порядка. И ког да он увидел творение, его окружавшее, и множе ство ангелов вокруг себя, тех, которые стали суще ствовать через него, он сказал им: "Я, я - - бог-ревнитель, и нет другого бога, кроме меня". 27 Но, объявив это, он показал ангелам, которые были около него, что есть другой бог. Ведь если не было другого, к кому бы он мог ревновать? Тогда мать на чала метаться перемещаться туда и сюда. Она узнала об изъяне, когда сияние ее света уменьшилось. И она потемнела, ибо ее сотоварищ не согласился с ней. Я же, Я сказал: "Господи, что это значит: она переме щается туда и сюда?" Но Он улыбнулся и сказал: "Не думай, что это так, как Моисей сказал: "Над вода ми". Нет, но когда она увидела злодеяние, которое произошло, и захват, который совершил ее сын, она раскаялась. И забвение овладело ею во тьме незна ния. И она начала стыдиться в движении. Движение же было метанием, перемещением туда и сюда. Са моуверенный же взял силу от своей матери. Ибо он был не знающим, ведь он полагал, что нет никого другого, если только не одна мать его. Когда же он увидел множество ангелов, созданных им, он возвысил себя над ними. 28А мать, когда узнала покров тьмы, что не был он совершенным, она поняла, что ее сотоварищ не был согласен с нею. Она раскаялась в обильных слезах. И вся Плерома слушала молитву ее покаяния, и они восхвалили ради нее незримый девственный Дух. Святой Дух излил на нее от их всей Плеромы. Ибо ее сотоварищ не пришел к ней, но он пришел к ней тогда через Плерому, дабы исправить ее изъян. И она не была взята в собственный зон, но на небо ее сына, чтобы она могла быть в девятом до тех пор, пока не исправит своего изъяна. 29 И глас снизошел с неба - зона возвышенного: "Человек существует, и существует сын Человека". Про-тоархонт Иалтабаоф услышал это и подумал, что глас нисходит от его матери, и не узнал, откуда он низошел. И обучил их Метропатор святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ Незримого, Который есть Отец всего, от Которого все вещи стали существовать, Первый Человек, ибо Он открыл Свой вид в человеческой форме. Весь зон протоархонта задрожал, и основания ада двинулись. И в водах, которые на веществе, нижняя сторона осветилась через явление Его Образа, Который открылся. И когда все власти и протоархонт взглянули, они увидели всю часть нижней стороны, которая была освещена, и благодаря свету они увидели на воде вид Образа. 30И он, Иалтабаоф, сказал властям, которые были с ним: "Пойдем, создадим человека по образу Бога и по нашему подобию, дабы его образ мог стать светом для нас". И они создали общими силами по знакам, которые были даны им. И каждая из властей внесла знак в вид 524 образа, увиденного в своей душе. Он Иалтабаоф создал сущность, по подобию Первого Человека, Совершенного. И они сказали: "Назовем же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света". И силы начали: первая, благо, создала душу кости; вторая же, провидение, создала душу сухожилий и нервов; третья, божественность, создала душу плоти; четвертая же, господство, создала душу костного мозга; пятая же, царствия, создала душу крови; шестая, ревность, создала душу кожи; седьмая, мудрость, создала душу глазного века. 31И множество ангелов подступило к нему, Иалтабао-фу, и они получили от властей семь сущностей душевных, дабы создать согласие членов и согласие органов и упорядоченную связь каждого из членов. Первый начал создавать голову: Этерафаопе Аброн создал его голову, Мениггесстроеф создал его головной мозг, Астерехмен - правый глаз, Фаспомо-хам - левый глаз, Иеронумос - правое ухо, Биссум - левое ухо, Акиореим - нос, Банен-Эфроум - губы, Амен - рот, Ибокан - коренные зубы, Баси-лиадем - миндалевидные железы, Аххан - язычок, Адабан - шею, Хааман - позвоночник, Деархо - гортань, Тебар - правое плечо и левое плечо, Мни-архон - левый локоть, Абитрион - правое предплечье, Эванфен - левое предплечье, Крис - правую руку, Белуай - левую руку, Тренеу - пальцы правой руки, Балбен - пальцы левой руки, Крима - ногти на руках, Астропос - правую грудь, Барроф - левую грудь, Баум - правую подмышку, Арарим - левую подмышку, Арехе - живот, Фтхауэ - пупок, Сенафим - брюшную полость, Арахефопи - правый бок, Забедо - левый бок, Бариас - правое бедро, Фнут - левое бедро, Абенленархей - костный мозг, Хнуменинорин - кости, Гезоле - желудок, Агромаума - сердце, Бано - легкие, Сострапад - печень, Анесималар - селезенку, Фрпифро - кишки, Библо - почки, Роерор - сухожилия нервы, Тафрео позвоночный столб тела, Ипуспобоба - вены, Бинеборин - артерии, Латойменпсефей - их дыхание во всех членах, Энфолле - всю плоть, Арабеей -пенис, Эйло - тестикулы, Сорма - гениталии, Гор-макайохлабар - правое бедро, Небриф - левое бедро, Псерем - сочленение правой ноги, Асаклас - левое сочленение, Ормаоф - правое колено, Эме-нун - левое колено, Клике - правую берцовую кость, Тупелон - левую берцовую кость, Ахиэль - правую икру, Фнеме - левую икру, фиуфром - правую ступню, Боабель - ее пальцы, Трахун - левую ступню, Фикна - ее пальцы, Миамаи - ногти на ступне. Те же, кто поставлен надо всеми этими - их семь: Афоф, Армас, Калила, Иабель, Савоаф, Каин, Авель. И те, кто частично трудится в членах: в голове Диолимодраза, шее Иамеакс, правом плече Иакутб, левом плече Уертон, правой руке Удиди, левой Ар-бао, пальцах правой руки Лампно, пальцах левой руки Лэекафар, правой груди Барбар, левой груди Имаэ, грудной клетки Писандриаптес, правой подмышке Коаде, левой подмышке Одеор, правом боку Асфик-сикс, левом боку Синогхута, животе Аруф, чреве Са-бало, правом бедре Хархарб, левом бедре Хфаон, всех гениталиях Бафиноф, правой ноге Хнукс, левой ноге Харха, правой берцовой кости Ароэф, левой берцовой кости Тоэхеа, правом колене Аол, левом колене Харанэр, правой ступне Бастан, ее пальцах Архен-техфа, левой ступне Марефнунф, ее пальцах Абрана. 32Тех, кто поставлен надо всеми этими, - их семь: Михаэль, Уриэль, Асменедас, Сафасатоэль, Аапмуриам, Рихрам, Амиорпс. И тот, кто над чувствами, Архендекта; и тот, кто над восприятием, Дей-фарбас; и тот, кто над всем воображением Уммаа; и тот, кто над согласием, Аахиарам, и тот, кто над всем порывом, Риарамнахо. Источник же демонов, которые во всем теле, сводится к четырем: жаре, холоду, влаге и сухости. И мать всех их есть вещество. И тот, кто господствует над жарой, Флоксофа; и тот, кто господствует над холодом, Орооррофос; и тот, кто господствует над тем, что сухо, Эримахо; и тот, кто господствует над влагой, Афиро. Мать же всех их помещается в их середине, Онорфохрасее, будучи неограниченной и смешанной со всеми ими. И она есть воистину вещество, ибо они питаются ею. Четыре главных демона - это: Эфемемфи, относящийся к удовольствию, Иоко, относящийся к желанию, Не-нентофни, относящийся к печали, Блаомэн, относящийся к страху. 33 И мать их всех есть Эстенис-ух-епиптоэ. И от четырех демонов происходят страсти. И от печали - зависть, ревность, горе, беспокойство, боль, бессердечность, забота, беда и прочее. И от удовольствия происходит много злодеяний, и пустое хвастовство, и подобные вещи. И от желания - гнев, ярость, и горечь, и горькая страсть, и жадность, и подобные вещи. И от страха - изумление, льстивость, смятение, стыд. Все они того рода, что и полезны и вредны. Но Эн-нойа их истины - это Анаро, которая есть глава вещественной души. Она же - вместе с Эстесис-ух-эпиптоэ. 34Таково число ангелов: всего их 365. Они все потрудились над ним до тех пор, член за членом, пока душевное и вещественное тело не было завершено ими. Есть и другие над оставшимися страстями, о ком Я не сказал тебе. Но если ты желаешь знать их, - это записано в "Книге Зороастра". И все ангелы и демоны трудились до тех пор, пока не привели в порядок душевное тело. И труд их был незавершенным и недвижимым на долгое время. И когда мать пожелала взять силу, которую она отдала первому архонту, она попросила Метропатора, Коему присуща великая милость. И Он послал по Святому совету пять светов вместо ангелов протоархонта. Они, светы, советовали ему, чтобы вывести силу матери. И они сказали Иалтабаофу: "Подуй в его лицо от духа твоего, и тело его восстанет". И он подул в лицо духом своим, который есть сила его матери; и он не узнал этого, ибо пребывал в незнании. И сила матери вышла из Иал-табаофа в душевное тело, которое они создали по образу того, что существует от начала. Тело двинулось и получило силу и засветилось. 35 И тогда-то взревновали остальные силы, ибо он стал существовать из-за всех них, и они отдали свою силу человеку, и мудрость его укрепилась более чем у тех, кто создал его, и более, чем у первого архонта. И когда они узнали, что он светится и мыслит лучше их и свободен от злодеяния, они схватили его и бросили в нижнюю часть всего вещества. Но блаженный Метропатор, благотворящий и милосердный, имел снисхождение к силе матери силе, которая была выведена из протоархонта. Ведь они архонты могли осилить душевное и чувствующее тело. И Он послал через Свой Дух благотворящий и Свою великую милость помощь Адаму: Эпинойю света, ту, которая произошла от Него, которая была названа Жизнью. И она помогает всему творению, трудясь вместе с ним, сострадая ему, направляя его в его полноту, обучая его о его нисхождении в семя, обучая его пути восхождения, пути, которым оно сошло вниз. 528 36 И Эпинойа света утаена в Адаме не только затем, чтобы архонты не могли узнать ее, но дабы Эпинойа могла быть исправлением изъяна матери. И человек открылся посредством тени света, которая есть в нем. И его мысль возвысилась надо всеми теми, кто со здал его. Когда они снизу глянули вверх, они увиде ли, что мысль его возвышена. 37 И они держали совет с архонтством и со всем ан- гельством. И они взяли огонь, и землю, и воду, сме шали их друг с другом и четырьмя огненными ветра ми. И они соединили их вместе и произвели большое волнение. И они принесли его Адама к тени смерти, дабы слепить его снова из земли, воды, огня и духа, который из вещества, - то есть незнания тьмы, и желания, и их обманчивого духа, - это могила вновь слепленного тела, которым разбойники одели чело века, оковы забвения; и стал он человеком смерт ным. Это - первый, который спустился, и первое разобщение. Но Эпинойа света, та, что в нем, она должна разбудить его мысль. И архонты взяли его и поместили в раю. И они сказали ему: "Ешь", - то есть неторопливо. 38 На самом деле, их наслаждение горько и красота их порочна. И их наслаждение - обман, и их деревья - нечестивость, и их плоды - смертельная отрава, и их обещание - смерть. Древо же своей жизни они посадили в середине рая. Но Я научу вас, что есть тайна их жизни, то есть совет, который они держат друг с другом, то есть форма их духа. Корень этого древа горек, и ветви его есть смерть, тень его нена висть, и обман обитает в его листьях, и цветение его - помазание лукавства, и плод его - смерть, и вожде ление есть его семя, и растет оно во тьму. 14 Место обитания тех, кто вкушает от него, есть место их отдыха. Но то, что они называют древом познания добра и зла, которое есть Эпинойа света, - они стоят перед ним, дабы он, Адам, не мог узреть своей полноты и узнать наготы своего безобразия, но это Я, Который заставил их есть". 40 И я сказал Спасителю: "Разве не змий научил Адама есть?" Спаситель улыбнулся и сказал: "Змий обучил их есть от злодеяния, порождения, желания, унич тожения, чтобы он смог быть ему полезным. И он, Адам, узнал, что был не послушен ему, первому ар хонту, из-за света Эпинойи, которая есть в нем, ко торая направляет его в его мыслях быть выше перво го архонта. И он, первый архонт, захотел забрать силу, которую он сам ему отдал. И он принес забвение Адаму". И я сказал Спасителю: "Что такое забвение?" 41 И Он сказал: "Это не так, как написано у Моисея и как ты слышал. Ведь он сказал в своей первой книге: "Он заставил его уснуть", но это было в его чувство вании. Также ведь сказал он, первый архонт, через пророка: "Я отягощу их сердца, дабы они не разуме ли и не видели". Тогда Эпинойа света скрылась в Ада ме. И протоархонт пожелал извлечь ее из его ребра. Но Эпинойа света неуловима. Хотя тьма преследова ла ее, она не уловила ее. И он извлек часть его силы из него. И он создал другой слепок в форме женщи ны, согласно образу Эпинойи, который открылся ему. И вложил он часть, которую взял из силы человека, в женский слепок, и не так, как Моисей сказал: "Его ребро". И увидел Адам женщину рядом с собой. И тогда-то Эпинойа света явилась, и она сняла покров, который лежал на сердце его. И отрезвел он от опья нения тьмой. И узнал он свой образ и сказал: "Так, это кость от моей кости и плоть от моей плоти". А 530 потому человек оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут они двое одной плотью. Ведь пошлют ему его сотоварища, и он оставит отца своего и мать свою... 42 И нашла сестра Софиа - та, которая спустилась беззлобно, дабы избавить свой изъян. Поэтому она была названа Жизнью, то есть матерью живых. Из-за Про-нойи высшего самовластия и через нее они вкусили совершенное Знание. 43Я же, я открылся в виде орла на древе знания, то есть Эпинойа от Пронойи света чистого, дабы научить их и пробудить от сна глубокого. Ибо они оба были в упадке, и они узнали наготу свою. Эпинойа, будучи светом, открылась им, и она пробудила их мысль. И когда Иалтабаоф узнал, что они удалились от него, он проклял свою землю. И он нашел женщину, которая приготовила себя для своего мужа. Он был господином ее, в то время как он не знал тайны, происшедшей из святого совета. Они же боялись хулить его. И он открыл своим ангелам свое незнание, которое было в нем. И он изгнал их из рая, и он окутал их мрачной тьмой. И протоархонт увидел деву, которая стояла рядом с Адамом, и что Эпинойа света жизни открылась в ней. И Иалтабаоф был полон незнания. И когда Пронойа всего узнала это, она послала некоторых, и они похитили жизнь у Евы. И протоархонт осквернил ее, и он родил с ней двух сыновей; первый и второй Элоим и Иаве, Элоим с медвежьей мордой, Иаве с кошачьей мордой. Один был праведный, другой неправедный. Иаве он поставил над огнем и ветром, Элоима же он поставил над водой и землей. И их он назвал именами Каин и Авель из хитрости. И по сей день осталось соитие, идущее от протоархонта. И он посеял жажду к порождению в той, кто принадлежит Адаму. И он произвел через соитие порождение в образе тел, и он наделил их своим духом обманчивым. И он учредил над начальствами двух архонтов, так что они могли править над могилой. 44 И когда Адам узнал образ своего предвидения, он породил образ сына Человека. Он назвал его Сифом, согласно порождению в Зонах. Подобным образом другая мать послала вниз свой дух в образе, который подобен ей, и как отражение тех, кто в Плероме, с тем, чтобы приготовить место обитания для эонов, которые спустятся. И он дал им испить воду забве ния, от протоархонта, дабы они не могли узнать, откуда они. И таким образом семя оставалось некото рое время, хотя он помогал в том, чтобы, когда Дух спустится от святых эонов, он мог бы поднять его и исцелить его от изъяна, и вся Плерома могла бы стать святой и без изъяна. 45 И я сказал Спасителю: "Господи, все ли души тогда будут спасены в свете чистом?" Он ответил и сказал мне: "Великие вещи поднялись в твоем уме, ибо труд но обнаружить их перед другими, если не перед теми, кто от рода недвижимого. Те, на кого Дух жизни спу стится и будет с силой, - будут спасены, и станут совершенными, и будут достойны величия, и будут очищены в этом месте от всего злодеяния и заботы испорченности. И нет у них иной заботы, кроме од ной нерушимости, о которой они станут заботиться из этого места, без гнева, или ревности, или завис ти, или желания, или алчности ко всему. Они не за ботятся ни о чем, кроме существования одной пло ти, которую они несут, ожидая время, когда они бу дут встречены принимающими. Таковы суть достой ные нерушимой вечной жизни и призыва. Они сно- 532 сят все и выдерживают все, так что они свершат благое и унаследуют жизнь вечную". Я сказал Ему: "Господи, души тех, кто не сделал этих вещей, но на кого сила Духа жизни спустилась, будут ли они спасены?" И услышал в ответ: "Они будут в любом случае спасены и обратятся. Ибо сила спустится на каждого человека, ведь без этого никто не сможет восстать. И после того, как они родились, тогда, когда Дух жизни становится могущественным и сила приходит и укрепляет эту душу, никто не может ввести ее в заблуждение делами лукавства. 46 Но те, на кого дух обманчивый спускается, совра щаются им и впадают в заблуждение". Я же сказал: "Господи, а эти души, когда они выйдут из плоти, куда они направятся?" И Он улыбнулся и сказал мне: "Душа, в которой сила станет больше духа обманчи вого, - она сильна, и бежит от лукавства, и попече нием Нерушимого спасена, и взята в покой эонов". Я же сказал: "Господи, а тех, кто не познал, кому он принадлежит, - где будут их души?" 47 И Он сказал мне: "В тех дух обманчивый набрал силу, когда они впали в заблуждение. И он томит душу, и совращает ее к делам лукавства, и бросает ее в забве ние. И после того, как она выйдет из тела, ее отдают властям, тем, которые произошли от архонта, и они сковывают ее оковами, и бросают ее в темницу, и кружат ее до тех пор, пока она не пробудится от заб вения и не достигнет знания. И подобным образом, когда станет она совершенной, она спасена". И я ска зал: "Господи, как может душа умалиться и возвра титься в естество своей матери или в человека?" Тут Он возрадовался, когда я спросил Его об этом, и сказал мне: "Воистину ты блажен, ибо ты понял! Эта душа должна следовать за другой, в которой есть Дух жизни. Она спасена через Него. Ее не бросают в другую плоть". И я сказал: "Господи, те, кто познал, но отвернулся, - куда пойдут их души? 48Тогда Он сказал мне: "Место, куда придут ангелы бедности, - туда они будут взяты. Это место, где нет покаяния. И они будут содержаться там до дня, в который те, кто злословил о Духе, будут пытаемы и наказаны наказанием вечным". И я сказал: "Господи, откуда дух обманчивый пришел?" Тогда он сказал мне: "Метропатор, Тот, Кто богат Своей милостью, Дух Святой в каждой форме, кто милосерден и кто вам сострадает, то есть Эпинойа света, - Он пробудил семя рода совершенного, и Его мысль, и вечный свет человека. Когда первый архонт узнал, что они возвышены более, чем он в вышине, и мыслят лучше, чем он, то он пожелал схватить их мысль, не зная, что они выше его в мысли и что он не сможет схватить их. Он держал совет со своими властями, теми, что его силы, и они вместе совершили прелюбодеяние с Софией, и они породили постыдную судьбу, то есть последнюю из оков изменчивых: она такая, что в ней все изменчиво. И она тягостна и сильна, та, с которой соединены и ангелы, и демоны, и все роды по сей день. Ибо от этой судьбы происходят всякое бесчестие, и насилие, и злословие, и забвение, и незнание, и всякая тяжкая заповедь, и тяжкие грехи, и великие страхи. И таким образом все творение стало слепым, дабы они не могли познать Бога, Который надо всеми ними, и из-за оков забвения их грехи утаены. Ведь они связаны мерами, временами, обстоятельствами, между тем как она, судьба, господствует надо всем. И он раскаялся из-за всего, что стало существовать через него. Вновь решил он наслать потоп на творение человека. Но величие Апокриф Иоанна света Пронойи наставило Ноя, и он провозгласил это всему семени, то есть сынам человеков. Но те, кто был чужд ему, не внимали ему. Не так, как Моисей сказал: "Они скрылись в ковчеге", но они укрылись в месте, не только Ной, но также много других людей из рода недвижимого. Они вошли в место и укрылись в светлом облаке. И та, что от света, была с ним и стала светить на них, ибо первый архонт принес тьму на всю землю. 49И он, первый архонт, держал совет со своими силами. Он послал своих ангелов к дочерям человеков, дабы они могли взять некоторых из них для себя и возбудить семя для их наслаждения. И поначалу они не добились успеха. Когда же они не добились успеха, они снова собрались вместе и держали вместе совет. Они создали дух обманчивый, имеющий сходство с Духом, который низошел, с тем чтобы осквернить души через него. И ангелы изменились в своем образе по образу дочерей человеков-напарников, наполнив их духом тьмы, который они присоединили к ним, и лукавством. 50Они принесли золото, и серебро, и медь, и железо, и металл, и всякого рода вещи. И они совратили людей, которые следовали за ними, в великие заботы, сбили их с пути многими обманами. Они старели, не имея досуга. Они умирали, не найдя истины и не познав Бога истины, и так все творение было порабощено навеки, от сотворения мира и доныне. И они брали женщин и рождали детей во тьме по подобию их духа. И они заперли свои сердца, и они затвердели в твердости духа обманчивого доныне. 51Я же, Совершенная Пронойа всего, Я изменилась в семени Моем. Ведь была Я вначале, хотя путями всякими. Ибо Я - богатство света. Я - память Про-нойи. Я вошла в величие тьмы, и Я вытерпела, пока не вступила в середину темницы. И основания хаоса двинулись. И Я, Я сокрылась от них из-за лукавства, и они не познали Меня. Снова вернулась Я во второй раз. И Я шла, Я вышла из принадлежащего свету - Я, память Пронойи, - Я вошла в середину тьмы и внутрь преисподней, я искала домостроительство Мое. И основания хаоса двинулись, так что они могли упасть на тех, кто в хаосе, и уничтожить их. 52 И снова бежала Я к Моему корню света, чтобы они не были уничтожены до времени. Еще шла Я в тре тий раз - Я, свет, который в свете, Я, память Про нойи, - чтобы войти в середину тьмы и внутрь пре исподней. 53 И Я наполнила Лицо Мое светом завершения их зона. И Я вошла в середину их темницы, этой темницы тела, и сказала: "Тот, кто слышит, да восстанет он ото сна тяжелого". И он заплакал, и он пролил слезы. Тяжелые слезы отер с себя и сказал: "Кто Тот, кото рый называет имя мое и откуда эта надежда пришла ко мне, когда Я в оковах темницы?" И Я сказала: "Я Пронойа света чистого. Я мысль девственного Духа, который поднял тебя до места почитаемого. Восстань и вспомни, ибо ты тот, который услышал, и следуй своему Корню, который есть Я, милосердие, и укре пи себя перед ангелами бедности и демонами хаоса и всеми, кто опутал тебя, и стань, оберегаясь от сна тяжелого и заграждения внутри преисподней". И Я пробудила его и запечатлела его в свете воды пятью печатями, дабы отныне смерть не имела силы над