Лабораторная работа № 3
Тема: «Технология конструирования программы»
Цель работы: научиться составлять каркас простейшей программы в среде Lazarus. Написать и отладить программу линейного алгоритма.
Теоретическая часть:
Интегрированная среда разработчика Lazarus
Среда Lazarus визуально реализуется в виде нескольких одновременно раскрытых на экране монитора окон. Количество, расположение, размер и вид окон может меняться программистом в зависимости от его текущих нужд, что значительно повышает производительность работы. При запуске Lazarus вы можете увидеть на экране картинку, подобную представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 – 1- главное меню; 2 - основное меню; 3 - пиктограммы основного меню; 4 - инспектора объектов; 5 - окна текста программы; 6 - окно пустой формы; 7 - меню компонентов.
Главное окно всегда присутствует на экране и предназначено для управления процессом создания программы.
Основное меню (прил.1) содержит все необходимые средства для управления проектом.
Пиктограммы облегчают доступ к наиболее часто применяемым командам основного меню.
Через меню компонентов (прил. 2) осуществляется доступ к набору стандартных сервисных программ среды Lazarus, которые описывают некоторый визуальный элемент (компонент), помещенный программистом в окно формы. Каждый компонент имеет определенный набор свойств (параметров), которые программист может задавать. Например, цвет, заголовок окна, надпись на кнопке, размер и тип шрифта и др.
Окно инспектора объектов (вызывается c помощью клавиши F11) предназначено для изменения свойств выбранных компонентов и состоит из двух страниц. Страница СВОЙСТВА предназначена для изменения необходимых свойств компонента, страница СОБЫТИЯ – для определения реакции компонента на то или иное событие (например, нажатие определенной клавиши или щелчок “мышью ” по кнопке).
Окно формы представляет собой проект Windows-окна программы. В это окно в процессе написания программы помещаются необходимые компоненты. Причем при выполнении программы помещенные компоненты будут иметь тот же вид, что и на этапе проектирования.
Окно текста программы предназначено для просмотра, написания и редактирования текста программы. В системе Lazarus используется язык программирования Object Pascal. При первоначальной загрузке в окне текста программы находится текст, содержащий минимальный набор операторов для нормального функционирования пустой формы в качестве Windows-окна. При помещении некоторого компонента в окно формы текст программы автоматически дополняется описанием необходимых для его работы библиотек стандартных программ (раздел uses) и типов переменных (раздел type).
Программа в среде Lazarus составляется как описание алгоритмов, которые необходимо выполнить, если возникает определенное событие, связанное с формой (например щелчок “мыши” на кнопке – событие OnClick, создание формы – OnCreate). Для каждого обрабатываемого в форме события, с помощью страницы СОБЫТИЯ инспектора объектов в тексте программы организуется процедура (procedure), между ключевыми словами begin и end которой программист записывает на языке Object Pascal требуемый алгоритм.
Переключение между окном формы и окном текста программы осуществляется с помощью клавиши F12.
Структура программ Lazarus
Программа в Lazarus состоит из файла проекта (файл с расширением .lpr), одного или нескольких файлов исходного текста (с расширением .pas), файлов с описанием окон формы (с расширением.lfm).
В файле проекта находится информация о модулях, составляющих
данный проект. Файл проекта автоматически создается и редактируется средой Lazarus и не предназначен для редактирования.
Файл исходного текста – программный модуль (Unit) предназначен для размещения текстов программ. В этом файле программист размещает текст программы, написанный на языке Lazarus.
В разделе объявлений описываются типы, переменные, заголовки процедур и функции, которые могут быть использованы другими модулями, через операторы подключения библиотек (Uses). В разделе реализации располагаются тела процедур и функций, описанных в разделе объявлений, а также типы переменных, процедуры и функции, которые будут функционировать только в пределах данного модуля. Раздел инициализации используется редко и его можно пропустить. Модуль имеет следующую структуру:
При компиляции программы Lazarus создает файл с расширением .compiled, содержащий в себе результат перевода в машинные коды содержимого файлов с расширением .pas и .lfm. Компоновщик преобразует файлы с расширением .compiled в единый загружаемый файл с расширением .exe. Объектный код проекта (с расширением.o). o = Object. Код нужен для сборки проекта. Создается ИСР автоматически. Автоматически создаются и резервные копии файлов, помещаемые во вложенную папку проекта \backup.
Таблица1 – Основная таблица файлов в Lazarus
Название | Расширение | Характеристика |
Код проекта | .lpr | Код проекта, Lazarus Project на языке FPC. Создается ИСР автоматически. |
Информация о проекте | .lpi | Lazarus Project Information, Это конфигурации проекта. Создается ИСР автоматически. |
Описание формы | .lfm | Lazarus form. Создается ИСР автоматически. |
Модуль | .pas | Код модуля на языке FPC. |
Компилированный | .compiled | Содержит конфигурации проекта, нужные для формирования объектного файла проекта. Создается компилятором автоматически. |
Ассемблерный | .ppu | p p unit. Создается ИСР автоматически при компиляции. |
Объектный код модуля | .o | Object. Код нужен для сборки проекта. Создается ИСР автоматически. |
Объектный код проекта | .lpr | Lazarus Project. Создается ИСР автоматически. |
Ресурсы | .lrs | Lazarus Resource. Курсоры, иконки и др. Создается ИСР автоматически. |
Исполняемый файл | .exe | Создается ИСР автоматически |
Практическая часть:
Порядок выполнения работы: