Структура программ Lazarus




Лабораторная работа № 3

Тема: «Технология конструирования программы»

Цель работы: научиться составлять каркас простейшей программы в среде Lazarus. Написать и отладить программу линейного алгоритма.

Теоретическая часть:

Интегрированная среда разработчика Lazarus

Среда Lazarus визуально реализуется в виде нескольких одновременно раскрытых на экране монитора окон. Количество, расположение, размер и вид окон может меняться программистом в зависимости от его текущих нужд, что значительно повышает производительность работы. При запуске Lazarus вы можете увидеть на экране картинку, подобную представленной на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – 1- главное меню; 2 - основное меню; 3 - пиктограммы основного меню; 4 - инспектора объектов; 5 - окна текста программы; 6 - окно пустой формы; 7 - меню компонентов.

 

Главное окно всегда присутствует на экране и предназначено для управления процессом создания программы.

Основное меню (прил.1) содержит все необходимые средства для управления проектом.

Пиктограммы облегчают доступ к наиболее часто применяемым командам основного меню.

Через меню компонентов (прил. 2) осуществляется доступ к набору стандартных сервисных программ среды Lazarus, которые описывают некоторый визуальный элемент (компонент), помещенный программистом в окно формы. Каждый компонент имеет определенный набор свойств (параметров), которые программист может задавать. Например, цвет, заголовок окна, надпись на кнопке, размер и тип шрифта и др.

Окно инспектора объектов (вызывается c помощью клавиши F11) предназначено для изменения свойств выбранных компонентов и состоит из двух страниц. Страница СВОЙСТВА предназначена для изменения необходимых свойств компонента, страница СОБЫТИЯ – для определения реакции компонента на то или иное событие (например, нажатие определенной клавиши или щелчок “мышью ” по кнопке).

Окно формы представляет собой проект Windows-окна программы. В это окно в процессе написания программы помещаются необходимые компоненты. Причем при выполнении программы помещенные компоненты будут иметь тот же вид, что и на этапе проектирования.

Окно текста программы предназначено для просмотра, написания и редактирования текста программы. В системе Lazarus используется язык программирования Object Pascal. При первоначальной загрузке в окне текста программы находится текст, содержащий минимальный набор операторов для нормального функционирования пустой формы в качестве Windows-окна. При помещении некоторого компонента в окно формы текст программы автоматически дополняется описанием необходимых для его работы библиотек стандартных программ (раздел uses) и типов переменных (раздел type).

Программа в среде Lazarus составляется как описание алгоритмов, которые необходимо выполнить, если возникает определенное событие, связанное с формой (например щелчок “мыши” на кнопке – событие OnClick, создание формы – OnCreate). Для каждого обрабатываемого в форме события, с помощью страницы СОБЫТИЯ инспектора объектов в тексте программы организуется процедура (procedure), между ключевыми словами begin и end которой программист записывает на языке Object Pascal требуемый алгоритм.

Переключение между окном формы и окном текста программы осуществляется с помощью клавиши F12.

Структура программ Lazarus

Программа в Lazarus состоит из файла проекта (файл с расширением .lpr), одного или нескольких файлов исходного текста (с расширением .pas), файлов с описанием окон формы (с расширением.lfm).

В файле проекта находится информация о модулях, составляющих

данный проект. Файл проекта автоматически создается и редактируется средой Lazarus и не предназначен для редактирования.

Файл исходного текста – программный модуль (Unit) предназначен для размещения текстов программ. В этом файле программист размещает текст программы, написанный на языке Lazarus.

В разделе объявлений описываются типы, переменные, заголовки процедур и функции, которые могут быть использованы другими модулями, через операторы подключения библиотек (Uses). В разделе реализации располагаются тела процедур и функций, описанных в разделе объявлений, а также типы переменных, процедуры и функции, которые будут функционировать только в пределах данного модуля. Раздел инициализации используется редко и его можно пропустить. Модуль имеет следующую структуру:

При компиляции программы Lazarus создает файл с расширением .compiled, содержащий в себе результат перевода в машинные коды содержимого файлов с расширением .pas и .lfm. Компоновщик преобразует файлы с расширением .compiled в единый загружаемый файл с расширением .exe. Объектный код проекта (с расширением.o). o = Object. Код нужен для сборки проекта. Создается ИСР автоматически. Автоматически создаются и резервные копии файлов, помещаемые во вложенную папку проекта \backup.

 

Таблица1 – Основная таблица файлов в Lazarus

Название Расширение Характеристика
Код проекта .lpr Код проекта, Lazarus Project на языке FPC. Создается ИСР автоматически.
Информация о проекте .lpi Lazarus Project Information, Это конфигурации проекта. Создается ИСР автоматически.
Описание формы .lfm Lazarus form. Создается ИСР автоматически.
Модуль .pas Код модуля на языке FPC.
Компилированный .compiled Содержит конфигурации проекта, нужные для формирования объектного файла проекта. Создается компилятором автоматически.
Ассемблерный .ppu p p unit. Создается ИСР автоматически при компиляции.
Объектный код модуля .o Object. Код нужен для сборки проекта. Создается ИСР автоматически.
Объектный код проекта .lpr Lazarus Project. Создается ИСР автоматически.
Ресурсы .lrs Lazarus Resource. Курсоры, иконки и др. Создается ИСР автоматически.
Исполняемый файл .exe Создается ИСР автоматически

 

Практическая часть:

Порядок выполнения работы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: