Гуманизация и демократизация.




13.1

Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации).

Решение - это выбор альтернативы.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

1. возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

2. разработка и формулировка альтернатив;

3. выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

4. утверждение (принятие) решения;

5. организация работ по реализации решения - обратная связь

Классификация управленческих решений

В зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения, различают:

· интуитивные решения;

· решения, основанные на суждениях;

· рациональные решения.

Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

Решения, основанные на суждениях. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

В зависимости от личностных характеристик менеджера, принимающего решение, принято различать:

· уравновешенные решения;

· импульсивные решения;

· инертные решения;

· рискованные решения;

· осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

В зависимости от степени предварительной формализации различают:

· запрограммированные решения;

· незапрограммированные решения.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Например, начальник отдела закупок какого-либо производственного объединения при составлении графика закупок сырья и материала может исходить из формулы, требующей определенного соотношения между запланированным объемом производства и номам сырья и материала на производство единицы готовой продукции. Если в бюджете заложено, что на изготовление единицы продукции расходуется 2 кг сырья и материалов, то решение принимается автоматически — запланированный объем производства 1000 штук, следовательно надо закупить 2 000 кг сырья.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа:

· какими должны быть цели организации;

· как улучшить продукцию;

· как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;

· как усилить мотивацию подчиненных.

13.2

Психология профессионального образования – это достаточно новая отрасль в отечественной психологии. Психология профессионального образования занимается изучением феноменологии становления человеческой личности, психологические закономерности в процессе профессионального обучения, развития и воспитания, особенности возрастного характера субъектов профессионального образования. Определение 1 Профессиональное становление – это формообразование личности и адекватной деятельности. Темпы и направление данного процесса определяются биологическими, а также социальными факторами, активностью самого человека, важными событиями в жизни и профессиональными инцидентами. Э. Ф. Зеер - основатель российской научной школы, которая исследует процесс становления личности в профессионально-образовательной сфере, его психологические и педагогические составляющие. Уникальность данных исследований заключается в том, что профессиональное становление человека рассматривается системно и непрерывно от зарождения профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности, вместе с этим предлагается эффективная парадигма образования личностно развивающего.

Результаты исследований Зеера стали базой таких учебных дисциплин как: психология профессионального образования, основы профориентологии, психология профессий, психология профессионального развития. Проблемные образовательные ситуации На разных ступенях становления личности в профессиональном плане возникают проблемные образовательные ситуации, обусловленные психологическими аспектами. Основные этапы развития личности и проблемы профессионального образования: Период оптации в 14–16 лет. В данный период формируются профессиональные намерения, осуществляется выбор профессионально-образовательной сферы, поступление в учебные заведения или получение профподготовки. Проблемные образовательные ситуации формирующие профессиональные намерения в этот период: психолого-педагогические методики профессионального самоопределения; определение профессиональных интересов и способностей; организация курсов подготовки и конкурсных испытаний. Период профессионального образования и подготовки в 14–23 года. В этот возрастной промежуток происходит становление мотивов учебно-профессиональной направленности, приобретение социально-профессиональных умений, знаний и навыков, подготовка к трудоустройству и самостоятельной трудовой деятельности. Образовательные ситуации, способствующие профессиональному образованию и подготовке: психология профессиональной мотивации; профессиональное обучение ориентированное на развитие личности, воспитание и развитие; наблюдение за профессиональным становлением личности; формирование базовых компетентностей у обучаемых; психологическая помощь в нахождении своего места в профессиональном мире. Период профессиональной адаптация с 18 до 25 лет. В этот период приобретается опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, освоение социально-профессиональной роли и норм поведения в профессиональном коллективе. Проблемные образовательные ситуации, которые обеспечивают профессиональную адаптацию: профессиональная социализация, самоопределение на рабочем месте, супервизия, профессиональное совершенствование. Период профессионализации с 25 до 33 лет. Для данного периода характерны высококвалифицированное исполнение профессиональных обязанностей и индивидуального стиля работы. Проблемные образовательные ситуации, которые помогает этому процессу: постоянное повышение квалификации, обеспечение конкурентоспособности на профессиональном рынке за счет самообразования и саморазвития, развитие основных квалификаций, профессиональной мобильности. Период профессионального мастерства с 33 до 55 лет. Достижения вершин в профессии, самоутверждение в своем профессиональном сообществе, индивидуальный творческий трудовой стиль. Проблемные образовательные ситуации, помогающие росту профессионального мастерства: поддержание в актуальном состояниии профессионально-психологического потенциала, самоактуализация, а также сверхнормативной профессиональной активности, создание благоприятных условий для полной реализации в профессиональной деятельности. Объектом науки психологии профессионального образования является система профессионального образования и повышения квалификации. Объектом дисциплины - психология профессионального образования является индивид на различных стадиях онтогенеза. Задачи психологии профессионального образования: создание психологической концепции профессионального образования;

раскрытие основных закономерностей и механизмов профессионального становления личности;

прогнозирование в развитии профессионального образования; психологические закономерности профессиональной деятельности и личности обучающихся.
14.1

В организационно-технологическом контексте социально-куль­турная деятельность предстает в виде способа организации ресур­сов для достижения поставленных целей и задач, получения опреде­ленных результатов. Ресурсная база предстает здесь как совокуп­ность основных компонентов, необходимых для производства конк­ретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт наличия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов социально-культурной деятельности, реальную возмож­ность реализации социально-культурных проектов и инициатив.

Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ре­сурсов.

Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной ин­формации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности.

К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится номен­клатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего профессио­нальному и интеллектуальному уровню, соответствующих назначе­нию (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг)

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противо­речит действующему в Российской Федерации законодательству.

Материально-технический ресурс включает в себя специаль­ное оборудование, имущество, инвентарь для производства и экс­плуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответ­ствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-техничес­кого ресурса является недвижимость, необходимая для оптималь­ного функционирования объектов социокультурного назначения. К

видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.

Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц. проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возраст­ным, социальным, профессиональным, этническим и другим призна­кам. Они представляют собой категорию либо активно задействован­ных участников социально-культурной деятельности (реальную ауди­торию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объек­тивных причин (в том числе личного характера) не участвующих в со­циокультурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, пере­подготовки и повышения квалификации кадров в области соци­ально-культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обой­тись без морально-этического ресурса. Он необходим для реа­лизации совокупности принципов, норм и требований, определя­ющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной дея­тельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.

14.2

В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости руководителей дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией. Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. - М.: Экономика, 2006.-С.32.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем. Наиболее важные из них:

1) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура управленца в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

2) моральные нормы -- регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали;

3) организационные нормы -- устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

4) экономические нормы -- регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, характеризующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого труда Грачев М.В. Суперкадры. - М.: Инфра-М, 2005.-С.9.

:

Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.

Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

- работа с документами;

- работа с кадрами;

- решение социально-экономических вопросов;

- решение коммерческих вопросов;

- совещания, переговоры;

- непроизводительные затраты времени;

- неуточненное время.

Руководителю, в то же время, следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать».

Культура содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.

Следует считать идеальным такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные для работы документы. Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменять вышедшую из строя мебель.

Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.

Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

Наиболее распространена практика приема посетителей в определенные дни и часы.

Культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми, поэтому умение говорить является важной составной частью культуры труда руководителя.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.

 

15.1

Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

Изучение теоретических основ и практических методов инновационного менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины, предусмотренной учебными планами большинства экономических специальностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в одинаковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными исследованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-экономическим работникам различных сфер бизнеса.

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

- созданием новых потребительских ценностей;

- освоением их производства;

- распространением и использованием;

- введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.

Задачи изучения дисциплины заключаются в:

· изучении теоретических основ управления инновационной деятельностью организаций;

· знакомстве с практическими методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления инновационной деятельностью организаций;

· приобретении навыков применения различных приемов и средств принятия решений в области инновационного менеджмента.

Понятие «инновация»заимствованно из английского языка является синонимом нововведения или новшества, и часто используется наряду с ними. В некоторых случаях эти понятие используются отдельно и обозначают разные этапы в процессе формирования инновации. Так новшеством называют новую идею, порядок или изобретение, а нововведение считается использование новшество. Инновацией называют коммерциализованное нововведение, позволяющие извлечь прибыль из данного процесса или изделия. В некоторых источниках эти понятия разделяются более четко[1]:

Инновация – это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно-распорядительные и производственно-технологические преобразования.

Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат. Нововведение не изменяет организационные и производственно-технологические процессы. Оно направлено как на улучшение процесса изготовления, так и на совершенствование конечного продукта (товара или услуги).

Новшество – творческая мысль, проявляющая себя в элементах производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в нововведении или инновации. К новшеству можно отнести изобретение или рационализаторское предложение, которое не требует больших экономических затрат. В основном оно позволяет совершенствовать технологический процесс или организацию производственно-хозяйственной деятельности. При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор – автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки инновационной деятельности.Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на «ноу-хау», торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.Научно-техническая деятельность, как правило, осуществляется в научных организациях или в инновационных предприятиях типа венчурных компаний.

Научная организация – организация (учреждение, инновационное предприятие), выполняющая НИОКР в качестве основной деятельности независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

Впервые к изучению создание новых продуктов и технологий как к самостоятельным экономическим процессам обратился австрийский ученый экономист Й. Шумпетер. Базируясь на теории экономических волн Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетер сформировал концепцию преодоления кризисов в общественном производстве на основе использования инновационных процессов. Он описывает возможности развития общества на основе различного вида нововведений и формулирует основные положения теории мультицикличности волновых колебаний в экономике. Итак, основоположник инновационной теории Й. Шумпетер, исследуя экономические изменения в факторах производства, предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. В 1911 году он определил перечень факторов, изменяющих состояние экономики:

-создание нового продукта

- использование новой технологии производства

- использование новых источников сырья

- использование новой организации производства

- создание новых рынков сбыта

15.2

Любое педагогическое исследование является вкладом в обоснование практической педагогической деятельности. Педагогический процесс – очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

Под методом, по определению, утвердившему в педагогике, следует понимать способ достижения определенных результатов в познании и практике или же прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, исходящего из знания закономерностей развития объективной реальности исследуемого явления или процесса. Знание методов имеет огромное практическое и эвристическое значение, так как ориентирует исследователя, помогает ему наметить путь движения от известного к неизвестному, от общего к частному, от единичного к всеобщему.

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы исследования разделяются на эмпирические («эмпирический» – дословно – «воспринимаемый посредством органов чувств») и теоретические.

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Различают частные специальные методы, которые применяются в предметах одной или нескольких смежных наук, и общие философские методы, в которых отражены наиболее общие законы бытия.

Диалектический метод, выявление и разрешение противоречий, построение гипотез принято называть методами познания. А такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, т.е. основные мыслительные операции, – методами теоретического исследования.

Исследователи разделяют эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные методы. К ним относят изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (письменный и устный); метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.

Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.

В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений:

- сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения);

- однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.);

- сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

Абстрагирование – одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане – в абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель).

Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.

Индукция и дедукци я – логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный – от общего к частному выводу.

Метод остатков – один из методов установления причинной связи явлений природы. Эта схема иллюстрируется правилом, согласно которому, если вычесть из данного явления природы ту его часть, о которой известно, что она есть следствие известных причин, то останется та его часть, которая является следствием остальных невыясненных обстоятельств.

Метод принципов – метод, который основан на аксиоматическом предположении, что любая теория в данной теории есть развитие одного из принципов этой теории.

Метод проб и ошибок – эвристический поиск решения какой-либо задачи в пространстве возможных решений, где выбор осуществляется наугад, со «слепой пробы», пока одна из проб не приведет к результату.

Метод исследования причинных связей – простейший логический метод установления причинных связей между причиной и следствием. Целью этого метода является доказательство того, что предшествующее явление является причиной последующего.

Известны также методы сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод таблицы истинности, экспертных оценок, математического моделирования и др.

Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования и логике его развития; способам определения причинно-следственных зависимостей, источникам используемой и накапливаемой информации, обработки и анализа данных исследования и другим основаниям.

По цели исследования можно выделить методы теоретического поиска и методы выявления путей совершенствования практики. В этом случае условно выделяют методы теоретические и практические. Но, как правило, эти методы применяются во взаимосвязи при некотором превалировании тех или иных из них на соответствующем этапе научного поиска.

По источникам информации методы исследования можно разделить на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. В свою очередь, методы анализа реального процесса подразделяются на методы его изучения в естественных условиях и методы изучения в специально измененных условиях в соответствии с целями исследования и его гипотезой.

К методам изучения процесса в естественных условиях относятся наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, продуктов учебной и преподавательской деятельности, опыта работы образовательного учреждения и др. К методам изучения процесса в практико-измененных условиях можно отнести методы педагогического эксперимента и опытной проверки.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным наблюдением за ходом педагогического явления практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.

Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость, зафиксированная в формах оценок, темпов усвоения учебной информации, объемов усвоенного материала. Сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различают несколько видов наблюдений. Наряду с непосредственным и опосредованным наблюдением выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Сплошными наблюдениями охватываются процессы в целостном виде от начала и до конца. Дискретные наблюдения представляют собой пунктирную, выборочную фиксацию тех или иных изучаемых явлений, процессов. Наблюдение может быть нейтральным, когда ученый ведет его, не включаясь в реальную деятельность.

Наблюдение с позиции руководителя педагогического процесса предполагает, что исследователь сам участвует в процессе, сочетая практические задачи с исследовательскими. И, наконец, включенное наблюдение предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят открытое и конспиративное наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполага



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: