Русский романс первой половины XIX века




Русская опера XVIII века

«Мельник-колдун, обманщик и сват»

(1799)

 

1. Проблема авторства оперы.

Автором либретто оперы является Александр Аблесимов. Долгое время считалось, что автором музыки к опере был Евстигней Фомин. В 1980-90-х годах были найдены документальные подтверждения, что в качестве композитора выступает Михаил Соколовский, который подобрал народные мелодии к текстам либретто и оркестровал их. Фактически роль Соколовского сводится к подбору и аранжировке-компановке напевов русских народных песен, «обрамлённых» западно-европейской гармонией. Таким образом, музыка оперы состоит преимущественно из цитат напевов народных песен.

В настоящее время корректным является определение «опера Аблесимова – Соколовского».

 

2. Сюжет оперы

взят из народной жизни, основан на распространённом в сфере русской комической оперы мотиве неравного сватовства-свадьбы с помощью смекалки и остроумия главного героя. Таким героем в данной опере является Мельник Фаддей, прослывший колдуном.

 

3. Жанр оперы –

комическая опера с разговорными вставками. Характерной чертой всех комических русских опер XVIII является показ образа крестьян как комических персонажей (обманщиков, смекалистых, либо глуповатых, незадачливых).

* В 1836 году в опере «Иван Сусанин» М.И. Глинка впервые в качестве главного героя оперы выведет на сцену крестьянина Ивана Сусанина – трагического героя.

 

4. Композиция оперы:

Увертюра, 3 действия.

 

5. Характеристики основных героев оперы.

Мельник: 1-е д., песня Мельника «Кто умеет жить обманом» – жизненное кредо Мельника;

3-е д., куплеты Мельника «Уж как шли старик с старухой» (в жанре частушек).

Филимон: 1-е д., песня Филимона «Вот спою какую песню» (на мотив народной песни «Вниз по матушке по Волге»).

Анюта: 2-е д., песня Анюты «Кабы я млада…» (на мотив народной песни «Как у нашего широкого двора»).

Интересное решение находят ансамблевые сцены в опере, например, дуэт родителей Анюты (Фетиньи и Анкудина), воплощающий их ссору (вокальные фрагменты чередуются с разговорными вставками).

Вывод: в опере Аблесимова-Соколовского музыкальный язык основан на мелодике русских народных песен – это большой шаг вперёд для развития русской оперы, долгое время подражавшей западно-европейским образцам. Однако народные песни здесь подчиняются законам западно-европейской гармонии и ритмики.

Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 1: № 22-25.

Евстигней Фомин

«Ямщики на подставе»

(1787)

1. Автор либретто – И. Львов.

2. Жанр оперы самим автором определён как «игрище невзначай» (опера в одном действии). По сути это хоровая опера, т.к. из 11-ти номеров оперы 8 – хоровые и ансамблевые.

3. Значение оперы Е. Фомина:

это первая русская опера, в которой русская народная песня предстаёт в максимально приближенном к народной традиции виде. Фомин уже не цитирует напевы народных песен, он сочиняет собственные мелодии в духе народных песен и воссоздаёт русскую подголосочную полифонию и народную исполнительскую традицию (сольный запев – хоровой подхват).

 

4. Музыкальный язык оперы:

· Хор ямщиков «Высоко сокол летает» - в жанре лирической протяжной песни (текст взят из свадебной песни).

· Песня Тимофея «Ретиво сердце молодецкое» - в жанре лирической протяжной песни.

Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 1: № 34, 36.

 

 

Евстигней Фомин

Мелодрама «Орфей»

(1791)

Мелодрама – это сценический жанр, в основе которого лежит чередование декламационных и музыкальных фрагментов. Данный жанр был распространён в Европе, в России же не нашёл развития.

 

Русский романс первой половины XIX века

 

1. Механизм возникновения жанра.

Любой жанр (его возникновение, характеристики) неразрывно связан с историческими и мировоззренческими тенденциями эпохи.

Жизнь Европы и России в начале XIX века во много определялась событиями Великой Французской буржуазной революции 1789 г.: идеи революции были с восторгом восприняты российской молодёжью и воспринимались как новый этап развития человечества. Крах идей революции (провозглашение Наполеоном себя в качестве императора) породил трагическое противоречие – стремление к изменению мира и неверие в эти изменения.

События 1812 г. (Отечественная война с Наполеоном) и 1825 г. (восстание декабристов) только обострили это противоречие, которое в 1861 г. выльется в значительное событие истории – отмену крепостного права.

Русское общество было разобщено, многие отдалились от общественной жизни, сосредоточились на своих душевных переживаниях. Ни один из существующих музыкальных жанров (опера, симфония, соната, вариации, российская песня) не отвечал этой потребности людей. Возникла потребность в новом жанре, которым и стал романс – музыкально-поэтическое произведение, предназначенное для домашнего музицирования или исполнения в камерной обстановке, воплощающее личные, интимные переживания человека.

 

2. История русского романса

Начинается в конце XVIII века (российские песни из сборника Г. Теплова) и завершается романсами С.В. Рахманинова (созданы в 1916 г., до отъезда из России).

За это время русский романс стал жанровым феноменом, прямых аналогов которому в других национальных традициях не существует.

 

 

3. Авторы русских романсов первой половины XIX века

Александр Алябьев (1787-1851) – представитель дворянских кругов, был близок к декабристам. В 1825 году был осуждён по ложному обвинению и сослан в Сибирь. Именно в творчестве Алябьева появились первые романсы с социальной тематикой («Нищая», «Иртыш»). Алябьева считают одним из первых интерпретаторов поэзии А.С. Пушкина в музыке («Я вас любил», «Зимняя дорога»).

 

Александр Варламов (1801-1848) – представитель средних слоёв общества, пианист, прекрасный певец, преподавал пение в Петербургской певческой капелле, автор «Школы пения» (сборник вокализов и упражнений для вокалистов). В его творчестве преобладают романсы лирического содержания.

 

Александр Гурилёв (1803-1858) – выходец из крестьянской среды, пианист (брал уроки у ирландского пианиста Джона Фильда), скрипач, альтист, гитарист, балалаечник, собиратель русских народных песен. Основа его музыкального языка – русская народная песня.

 

4. Типология русского романса:

· Российская песня (синтез мелодики русских народных песен и европейской гармонии) – Алябьев «Соловей», Варламов «На заре ты её не буди», «Оседлаю коня»;

· Лирическая исповедь (раскрываются мир чувств и переживаний человека) – Гурилёв «Сердце – игрушка», «Разлука» («На заре туманной юности»;

· Романсы, связанные с образами природы (нередко образы природы отражают настроение человека) – Варламов «Горные вершины», «Белеет парус одинокий»;

· Романсы с социальной тематикой – Алябьев «Нищая».

Темы по учебнику «Русская музыкальная литература», вып. 1: № 54, 59, 62-68, 73, 76.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: