Методика оценки аттрактивности ландшафтов (территории)




По маршруту практики

В последнее время все возрастающее внимание привлекают к себе рекреационные ресурсы территории. Важнейшим вопросом является оценка рекреационного потенциала территории, ресурсов, которые могли бы быть использованы для развития рекреации.

В основе оценки рекреационных ресурсов лежат такие понятия, как эстетика, аттрактивность (притягательность) и перцепция (восприятие).

Аттрактивность определяется как экспертная, балльная оценка, учитывающая совокупность ряда показателей (разнообразие рельефа, наличие водного зеркала, зеленых массивов, объектов человеческой деятельности, памятников истории и архитектуры, точек пейзажного обзора, общей внушительности территории и т. п.). Показатели аттрактивности могут быть переведены в стоимостную оценку красоты ландшафта (территории), которую в настоящее время трудно определить в связи с неразвитостью рынка земли и малым использованием кадастровых оценок территории. Цена земли, продаваемой или сдаваемой государством, рассчитывается чаще всего исходя из плодородия. В последнее время, в различных проспектах туристических фирм можно увидеть качественную (не количественную) оценку привлекательности панорам, открывающихся из отелей (окна с видом на море, любой водоем, лес и т.п., или двор с отсутствием перспективы). Уже сейчас при строительстве загородных домов, размещении дачных и садово-огородных участков элементы привлекательности окружающей территории имеют значение как с точки зрения очередности занятия участков, так и их стоимости.

Оценка аттрактивности, исходя из методов ее определения, отличается большей объективностью по сравнению с перцепцией, подходом более описательным, нежели оценивающим, не типологизирующим, индивидуализирующим территорию. В основе перцепции заключен личностный подход (отношение). Восприятие человека чрезвычайно изменчиво. Оно зависит от времени суток, от настроения, и главное, образа чувств и мыслей. Одно и то же место в различные моменты может восприниматься по-разному, всей широтой гаммы человеческих ощущений (вплоть до противоположных), и что наиболее интересно и ценно, одним и тем же индивидом.

Ещё одной особенностью оценки рекреационных ресурсов является учет роли среды - ландшафтного и исторического контекста. Многие Памятники истории и археологии по отдельности не могут быть восприняты как интересный объект. Иначе дело обстоит со средой в целом. На протяжении исторического периода памятники, относящиеся к различным историческим и культурным кастам, могут образовывать гармоничное единство, своего рода временной синкретизм. Произошедшая взаимная интеграция сформировала для каждого района свою уникальную насыщенную среду, и именно она, прежде всего, является основным рекреационным ресурсом. В этом заключается сложность оценки рекреационного потенциала территории

В основу аттрактивности того или иного пейзажа должны быть положены оценки его эстетичности, по возможности максимально приближенные к объективному показателю (отражающие наличие, обилие, разнообразие, цветность, контрастность, внушительность, масштабность и другие характеристики объектов).

Оценка обилия объектов зависит от угловых размеров пейзажа. По ширине обзора объективно можно выделить четыре категории пейзажей:

-элементарный (30-60°);

-секторный (60-120°);

- панорамный (120-240°);

-циркорамный (240-360°).

Пейзажи угловых размеров менее 30° относят к фрагментам пейзажей.

Максимально допустимое количество объектов соответствует циркорамному, а минимальное - элементарному пейзажу.

Под цветностью понимают количество цветов и оттенков, присутствующих в пейзаже, причем цвет или оттенок доминирующий отбрасывается как фон.

Под контрастностью подразумевают отчетливое выделение объекта из общего фона.

Под масштабностью следует понимать значительные пространственные размеры элементов пейзажа.

Под внушительностью понимают силу эмоционального воздействия окружающей территории на субъект, определяемую вышеприведенными категориями.

Оценивая показатели эстетичности, необходимо, прежде всего, охарактеризовать две группы факторов, формирующих эту оценку. Ими являются:

-объекты пейзажа (отдельные элементы видимого пейзажа: река, озеро, дерево, церковь и т. д.);

-признаки пейзажа (обусловливаются наличием определенных объектов пейзажа, например: присутствие озер определяет - озерность, лесов - лесистость, городских построек - урбанизированность и т. д.).

Методика оценки аттрактивности ландшафта предполагает рассмотрение четырех его свойств, или показателей: общей внушительности пейзажа, выразительности рельефа и водных объектов, пространственного разнообразия растительности, многоплановости и целесообразности антропогенных объектов. При оценке территории данные показатели следует рассматривать в едином комплексе.

Каждому из показателей присваивается определенное число баллов по ступенчатой шкале, указанной в таблице. Для получения интегральной оценки необходимо суммировать полученные баллы. Максимально возможное число баллов равняется 175. Можно констатировать, что эстетическую ценность представляют пейзажи, суммарный показатель аттрактивности которых превышает 50 баллов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: