Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон




 

В соответствие с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под свободной зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В современном мире понятие СЭЗ отражает различные формы либерализации экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда основы международных экономических отношений была торговля, это способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто – франко), вольных городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой оборачиваемости капитала. Например, зона порто – франко Триест (Италия) – долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в мире свободный порт находится в Вольном иГанзейском городе Гамбурге.

С середины XX века в международных экономических отношениях на первое место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ, осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно-промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю, дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений, тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.

В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных экономически отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая, финансовая, управленческая, страховая деятельность.

В эпоху научно-технического прогресса появилось следующее поколение СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий – научно-технические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни, инновационные центры). Первый технополис был создан вблизи Сан-Франциско в кремниевой долине (Силикон-Велли). В Японии реализуется проект технополиса третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию интеллектуализации хозяйства с национальными культурно-историческими традициями.

Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном развитии и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу, Стамбул.

Таким образом, СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с опорой на духовный мир, традиционную модель.

Либерализация международных экономических отношений сопровождается усилением процесса регионализации, когда наряду с относительно ограниченными по размерам СЭЗ формируются новые экономические пространства: территориально (например, Европейское сообщество) и «земноводные» включающие моря и приморские государства (Балтия, Черноморский район экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество), что способствует не только решению мирохозяйственных, но и экологических проблем.

Свободные экономические зоны – рубежные полюса либерализации международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной интеграции. Понятие СЭЗ трансформировалось в соответствие с изменением приоритетных форм либерализации экономики, исторически от древнегреческих полисов к средневековым вольным торговым городам и порто – франко, к зонам совместного (производственного) предпринимательства, финансово-банковской и высоких технологий – технополисам, в название которых отражена историческая преемственность. В современных крупных СЭЗ, как правило, присутствуют все эти формы либерализации экономики.

В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки выработалась стратегия создания свободных зон:

- От древнегреческих полисов и средневековых европейских вольных городов к культуре рыночных отношений и правового открытого общества;

- Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации (средневековая Япония и современный Китай);

- Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.)

- Международные экономические пространства (зоны свободной торговли и др.). (22).

Характерными чертами свободных экономических зон являются следующие:

1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда – выезда иностранных граждан.

2. наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Их возможная классификация приведена в приложении 1.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценностям природно-ресурсный потенциал (в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: