МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

__________________________________________________________________

Институт детства

Кафедра дошкольного образования

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

М.С. Задворная, Ю.В. Лагутина.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

Учебно-методическое пособие к курсу

«Методическая служба в ГДОУ как фактор обеспечения качества дошкольного образования»

 

 

Санкт-Петербург

БК???

???

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПб АППО

 

Авторы:

Задворная М.С., Лагутина Ю.В.

 

Рецензенты:

?????????

?????????

Под общей редакцией

?????????????

 

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи: учебно-методическое пособие./под общ. ред.??????????. – СПб.; СПб АППО, 2013. – 96 с. – ISBN????????????????

 

Учебно-методическое пособие подготовлено преподавателями СПб АППО для слушателей курса повышения квалификации «Методическая служба в ГДОУ как фактор обеспечения качества дошкольного образования».

В пособии дается теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, раскрываются современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Книга адресована заместителям заведующих по учебно-воспитательной работе ДОУ, педагогам-психологам, воспитателям.

 

ISBN????????? © СПб АППО, 2013

© Авторы, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………......  
Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………..    
Многообразие форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей………………………………………………………...  
Заключение…………………………………………………………………….  
Список литературы……………………………………………………………  
Приложения……………………………………………………………………  

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящего издания – обобщение научного и практического опыта использования современных форм взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам образования и развития детей дошкольного возраста, распространение этого опыта через систему повышения квалификации и переподготовки педагогов. Материалы учебно-методического пособия подготовлены для педагогов, психологов, руководителей системы дошкольного образования, которые должны обеспечивать организацию и реализацию планомерной, системной работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.

 

 

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья и дошкольное образовательное учреждение два важных института социализации детей, воспитательные функции которых различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливают требования к уровню психолого-педагогических знаний педагога об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог должен обогатить их знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого, образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, т.е. умения самокритично оценивать себя как воспитателя, посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. На сегодняшний день дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. От успешной совместной работы педагогов дошкольного учреждения и родителей во многом зависит качество семейного воспитания, и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка.[1] Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения была систематическая работа по повышению эффективности взаимодействия специалистов учреждения и родителей. [2]

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в дошкольном образовательном учреждении воспитание стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения, для чего необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в дошкольном образовательном учреждении и т. д.

3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения:

¾ потребностей и интересов семей;

¾ категорий семей;

¾ стилей семейного воспитания;

¾ ребенка во всех его сферах развития;

¾ рейтинга проводимых в дошкольном образовательном учреждении форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.[3]

Только в этом случае дошкольное образовательное учреждение сможет оказать своевременную педагогическую поддержку семье и ребенку.

Сегодня приоритетной задачей работы дошкольного образовательного учреждения является повышение роли семьи как социального института, определяющего не только развитие ребенка как личности, но и общества в целом. Основное в этой деятельности, как считают педагоги - вовлечь родителей в образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.[4]

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Каждое дошкольное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями.[5]

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы работы с родителями делятся на следующие группы:

¾ коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

¾ индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

¾ наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки детского рисунка, фотовыставки.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся четыре группы:

¾ информационно-аналитические - анкетирование, опрос, «почтовый ящик».

¾ досуговые – праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках.

¾ познавательные - родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии.

¾ наглядно-информационные - родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды «ОКНО - очень короткие новости», выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».[6]

Наиболее распространены следующие формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, тематические практикумы, конференции, дискуссии, «Круглые столы», «Вечера вопросов и ответов», «Клубы для родителей», «Недели открытых дверей», «Педагогическая библиотека» и т. д.

Остановимся на некоторых из них.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей. В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и дошкольного учреждения и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - психолог или педагог, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление.

Различают следующие формы дискуссии:

¾ круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

¾ симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

¾ дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.[7]

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм работы с семьей остается родительское собрание. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из создавшегося положения - изменение форм и методов проведения родительских собраний. Необходимо построить общение с родителями воспитанников не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но процент посещения таких собраний достаточно высок. Рекомендуется проведение родительских собраний форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Возможно проведение родительских собраний в начале или в конце года в нетрадиционной форме, например, «Педагогической лаборатории». [8]

«Педагогическая лаборатория» предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях. Можно провести анкетирование - «Родитель – ребенок – детский сад». В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог лучше узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

Еще одна нетрадиционная форма проведения родительского собрания - это «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Педагог дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Педагог предлагает поделиться родителям своим опытом, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы «продаются» за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещают на стенд, например, такой как «Копилка родительского опыта».[9]

На родительских собраниях можно использовать методы активизации родителей:

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.[10]

«Список прилагательных и определений» - список прилагательных позволяет определить различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются, каждое в отдельности, и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (например, «Что мешает установлению доверия в детском коллективе?»). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.[11]

«Коллективная запись» - у частники получают записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах» - при обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

Одной из эффективных форм работы с родителямив настоящее время является «День открытых дверей» (презентация дошкольного образовательного учреждения). Целью «Дня открытых дверей» является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, его Уставом, программой развития и коллективом педагогов; возможна демонстрация (фрагментарно) всех видов деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по плаванию, социальным педагогом, психологом). Вниманию родителей могут быть предложены: режимные моменты, совместная непосредственно образовательная деятельность, формы оздоровительной работы, театрализованные представления, мини-концерт, дегустация блюд. Родители совместно с детьми могут поучаствовать в изготовлении панно, придумать сказку и многое другое. «Дни открытых дверей» рекомендуется проводить 2-3 раза в год. Подготовку к ним лучше начинать заранее, задолго до назначенного срока. Важно продумать, что именно показать родителям, учесть возрастные особенности детей и интересы самих родителей.

Нельзя не отметить такую форму взаимодействия с родителями как «Неделя открытых дверей». В течение недели (в любое время) родители могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. На все возникающие у родителей вопросы отвечают квалифицированные педагоги и психологи. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка и собственные методы, и приемы воспитания.

Одной из интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников является проведение «Ознакомительных дней» для семей, проживающих в близлежащем микрорайоне. Педагоги рассылают молодым семьям (тем, чьи дети еще не посещают дошкольные учреждения или только еще должны родиться) приглашения, для родителей устраиваются экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, работающими в учреждении, демонстрируются видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей

Следующая форма взаимодействия - «Эпизодические посещения» родителями дошкольного учреждения. Имеется в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок - спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие педагоги говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, педагогам нужно проявлять тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьей, убедить в собственном профессионализме, желании и готовности помочь.[12]

Сегодня дошкольные учреждения приглашают родителей в детский сад не только эпизодически, но и регулярно. Они стремятся не просто ознакомить родителей с тем, как живет ребенок в детском саду и вовлечь их в жизнь учреждения. Конечно, регулярное присутствие родителей в группе предъявляет серьезные требования к профессионализму педагога. Но результаты такого включения родителей в жизнь детского сада, несомненно, высоки.[13]

Этому способствует и проведение «Дня семьи». В «День семьи» все группы одновременно занимаются совместной деятельностью: родители показывают спектакли (кукольные и актерские), вместе поют и танцуют («Папа, мама, я - музыкальная семья»), участвуют в спортивных играх и соревнованиях, вместе с детьми занимаются творчеством в изостудии, продолжают учиться искусству общения, узнают об интересных программах дополнительного образования, убеждаются в занимательности и необходимости, развивающих и логико-математических игр, приобретают различные навыки ручного труда. Дети и родители могут посетить спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, кабинеты психолога, логопеда, социального педагога. Суть данной работы заключается в том, чтобы ребенок и родители сумели договориться о выборе деятельности. Совместную деятельность педагоги планируют, учитывая возрастные особенности дошкольников. Задания, подготовленные педагогами, дети выполняют совместно с родителями. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Поэтому «День семьи» считается самой эффективной формой работы с семьями воспитанников. Наиболее приемлемые сроки проведения - 1 раз в квартал. Не хотелось бы, чтобы родители, пресытившись частыми встречами, потеряли интерес к совместной деятельности.

В дошкольном учреждении рекомендуется проведение «Дней добрых дел». Это дни добровольной посильной помощи родителей в группе (ремонт игрушек, реставрация книг, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, изготовление элементов театральных костюмов). Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогом и родителями. У родителей и педагогов могут возникнуть общие интересы или умения.

Традиционно в ДОУ проводятся «Дни здоровья»: спортивные развлечения с участием родителей. Педагоги активно привлекают их к процессу подготовки мероприятий. Совместно с родителями организуются походы в выходные дни. Их цель - приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время походов проводятся спортивные соревнования, различные игры, познавательные беседы.

Активно используется такая форма работы как «Вечера вопросов и ответов». Она позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейной гостиной». Они проводятся с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения. Они помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Наиболее подходящая для вовлечения родителей в жизнь детского сада, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие - «Клуб для родителей». Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений. Заседания клуба для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. В рамках «Клуба для родителей» могут проходить - семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, например, «Гость клуба», пользуются популярностью презентации семейного опыта. Заседания «Клуба для родителей» могут быть посвящены семейным традициям - «Семь Я», а могут представлять собой презентацию семейной творческой деятельности - «Моя семья – минута славы». Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.[14]

В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

- «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).

- «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

- «Кафедра подготовки родителей будущего первоклассника»

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Возможности дошкольных учреждений за последнее время значительно расширились. Родители теперь могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только непосредственно, при посещении, но и с помощью разнообразных технических средств. Так, дошкольные образовательные учреждения делают фильмы из жизни группы, где стараются запечатлеть каждого ребенка, подчеркнуть особенности его поведения, отношений со сверстниками и взрослыми в группе. Такие фильмы пользуются популярностью у родителей. Многие из них отмечают, что в связи с большой занятостью на работе у них не всегда есть возможность прийти в детский сад. А видеофильмы помогают получить информацию о жизни ребенка в дошкольном учреждении, его развитии. Также педагоги используют записи своеобразных «интервью» с детьми на разные темы (например, «Как мы играем с друзьями», «Мои любимые занятия» и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятий, труда), режимных моментов[15]

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступать педагоги, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера могут проводиться в группе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.[16]

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. С помощью заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе или старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.[17]

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом - психологом дошкольного учреждения, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Детские игры», «Воспоминания детства», «Фильм о моей семье».

Использование в работе с родителями тренинговых игровых упражнений помогает дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.

Должны найти место в работе с родителями такие формы работы с родителями: домашние педсоветы, лектории, устные журналы, «Клубы отцов» (бабушек, дедушек), семинары, семинары-практикумы и т.д.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути развития ребенка. Можно использовать индивидуальные блокноты, куда педагог записывает успехи детей по разным видам деятельности, а родители могут помечать в блокнотах, что их интересует в воспитании детей.

Естественным дополнением диалога двух партнеров - педагогов и родителей, являются наглядно-информационные формы. Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность педагога, оказывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

- информационно-ознакомительные (сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, реклама в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки; информационные проспекты).

- информационно-просветительские (тематические выставки, мини-газеты информационные стенды; папки-передвижки)

Задачей первых - информационно-ознакомительных - является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами.

Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через средства печати, организацию выставок и т. д.

Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей.

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей. Фотографии из жизни детей можно сопровождать небольшими стихотворениями и краткой информацией для родителей. Эта информация позволяет им увидеть целесообразность того или иного вида деятельности и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: