Обработка и оценка результатов




Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие - отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие - отвержение» - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале -- 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» - 6-7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале «контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Приложение 5.

Опросник «Мера заботы»

(авторы А.Я. Варга, В.В. Столин)

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и её недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

«Категорически не согласен» - 1 балл.

«Я не спешил бы с этим согласиться» - 2 балла.

«Это, пожалуй, верно» - 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребёнка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьёй.

3. Маленького ребёнка следует всегда крепко держать во время мятья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребёнок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребёнок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание - это тяжёлый труд.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, всё происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребёнок себе в друзья.

Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребёнка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые всё выполняют за ребёнка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления всё более препятствуют личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребёнку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без вас».

От 25 до 40 баллов. Вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов, то явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы.

 

 

Приложение 6.

Схема планирования работы с родителями в ДОУ

Актуальность: Гуманистическая направленность современного дошкольного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребѐнка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Дошкольное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребѐнка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. От того, насколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы.
Принципы работы с семьей: 1. Открытость для родителей. 2. Обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовых и физических потребностей. 3. Сохранение единой линии. 4. Уважение личности ребѐнка. 5. Осуществление дифференцированного подхода к семьям воспитанников. Цель: привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребѐнок) может творчески организовать совместную деятельность (праздники, спектакли, и т. д.), просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации Направления работы: · Знакомство с семьѐй; · Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса; · Образование родителей (законных представителей); · Совместная деятельность.
Формы работы с семьей: · организованные собрания (встречи-знакомства); · посещение семей (патронаж); · анкетирование семей (анкеты, опросы); · Дни открытых дверей; · индивидуальные и групповые консультации; · родительские собрания (в т. ч. с приглашением специалистов); · оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек; · организация выставок детского творчества; · приглашение на детские концерты, праздники и т. д.; · информирование посредством Internet-ресурсов (ведение официального сайта ДОУ в сети Internet); · рекламные кампании, акции; · организация мероприятий с приглашением специалистов (образовательные учреждения (ДОУ: логопед, психолог; школа; центры развития), учреждения здравоохранения, социальная служба, правоохранительные органы и т. д. – в зависимости от запроса семей); · организация семинаров, мастер-классов, лекций; · создание библиотеки; размещение познавательной информации на страницах официального сайта ДОУ в сети Internet; · привлечение родителей к организации досуговой деятельности (тематические вечера, конкурсы (в т. ч. семейные), концерты, экскурсии, театрализованные представления с участием семей, посещение мест культурного отдыха и т. д.); · создание совместных проектов; · участие в организации непосредственно образовательной деятельности (встречи с людьми интересных профессий, передача народных традиций и т. д.).

Приложение 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: