Сборка деталей и окончательная отделка изделий завершают работу, проделанную в процессе разметки, сгибания, складывания, раскрой материала. Монтаж, сборка и соединение отдельных частей изделия осуществляются разными способами
1. Для с клеивания при монтировании бумажных изделий используют мучной клейстер (на 1 часть муки 6-8 частей воды), крахмальный клейстер (часть воды и часть крахмала на 12-15 частей кипятку). Чтобы эти клей стеры не портились, на закисали, в них добавляют борную кислоту (1 г. на 15-30 г муки, крахмала) или квасцы (1г на 12-15г муки или крахмала). Нельзя использовать в работе имеющийся в продаже силикатный клей: он обесцвечивает краску, разрушает бумагу, белая бумага от такого желтеет.
Правила работы с клеем.
- Под детали надо подкладывать листы ненужной бумаги. Если это правило не соблюдать, остатки клея попадут на лицевую часть детали.
- При оклеивании картона бумагой клей наносят на оборотную сторону бумаги, а не на картон, так как бумага быстрее и равномернее намокает и растягивается. Клеем всегда смазывают более тонкий из склеиваемых материалов и те детали, которые наклеивают.
- Когда бумага смазана клеем, необходимо немного выждать, чтобы она размокла и растянулась. Если это правило не соблюдать, на изделии будут морщины и складки. Бумага, впитывая в себя часть влаги из клея, вытягивается. Это деформация происходит в поперечном направлении значительно больше, чем в продольном.
- Клей наносят кисточкой на деталь не очень густым слоем и равномерно растирают от середины листа к его краям. Особенно тщательно надо промазывать края детали.
- Намазанную клеем деталь наложив сверху чистую бумагу, протирают тряпкой, разглаживая равномерно от середины к краям. Пузырьки воздуха или излишки клея при этом перемещаются к краям, складки и морщинки разравниваются.
- Плоское изделие после оклеивания необходимо немного просушить и положить под пресс, чтобы оно не потеряло свою форму. Между изделиями прокладывают листы чистой бумаги, чтобы отдельные работы не склеивались между собой, и впитывалась влага от клея.
2. Сшивание бумаги нитками применяется значительно реже. Это прежде всего переплетные работы, когда надо сшить обложку с тетрадкой. Если бумага сложена в 2-3 слоя, она легко прокалывается иглой. Если число слоев больше, необходимо в месте сшивания сделать отверстия иглой или шилом. Чтобы не портить столы, в работе обязательно используют подкладную доску или несколько слоев макулатуры. шило держат за рукоятку, указательный палец ближе к острию, чтобы направлять его движение. При введении в слой бумаги шило вращают. Опасно прокалывать бумагу или картон шилом на весу.
|
3. Скрепление деталей проволокой часто применяется в переплетных работах. Проволока должна быть мягкой и нетолстой. В местах скрепления предварительно делают проколы толстой иглой или шилом, а потом проделывают проволоку и закрепляют ее.
4 .Соединение деталей тесьмой, полосками ткани применяется не часто. Оно оправдывает себя в некоторых переплетных работах: соединение обложек в ботанической папке, закреплении завязок из тесьмы в папке для тетрадей, соединение обложек в папке с «сюрпризом». В одних случаях тесьму или полоски ткани продевают в отверстия, предварительно сделанные шилом или прорезанные острием ножа (ботаническая папка, альбом). В других случаях эти материалы приклеивают при помощи небольших кусочков бумаги с последующей завершающей отделкой и оклейкой деталей.
|
5.Разъемное соединение деталей из бумаги и картона применяется главным образом при изготовлении коробок, соединении частей и деталей в бумажных конвертах и папках разных конструкций, позволяющих открывать и закрывать изделия. В таких поделках после предварительной разметки вырезают клапаны, застежки и соотвецтвующие им отверстия (прорези). На рисунке 1 показано несколько образцов соединения коробок при помощи клапанов, а также замки на бумажных папках и конвертах.
Отделку изделийможно выполнять аппликацией (наклеивание кусочков цветной бумаги). В отдельных случаях изделия окрашивают кистью или набрызгом (елочные игрушки и украшения, коробки, технические игрушки). Тонкой кистью наносят узоры на готовом изделии или подкрашивают места, где нарушалась краска.
V. Отделку готового изделия следует выполнять очень осторожно, особенно если оно объемное.
Самый простой способ – это окрашивание анилиновым красителем. Для этого надо развести краску для шерсти или хлопчатобумажной ткани в теплой воде, подобрать нужный цвет и тон. Затем раствор вылить в широкую посуду (таз, фото кювету) и на его поверхность опустить лист бумаги.
Для окрашивания набрызгом используют краски, которые хорошо растворяются в воде, анилиновые, акварельные или цветные чернила. Набрызг осуществляется на расстоянии 60-70 см от окрашиваемого листа. При окраске таким способом следят, чтобы брызги распределялись по листу равномерно. При окраске бумаги способом набрызга можно пользоваться шаблоном, трафаретом, которые позволяют выделить желаемые контуры. При необходимости можно получить пеструю окраску. Для этого делают набрызг одним цветом краски, а потом, после высыхания первого слоя, меняют цвет краски. Для окраски можно использовать мелкую металлическую сетку, старую расческу. По ним проводят смоченной в краске щетиной щетки или кисти. Надо следить, чтобы краска при обмакивании была только на поверхности кисти или щетки. Если набрать много краски, на бумаге образуются крупные капли и потеки, а это портит всю работу.
|
Для окрашивания цветным клейстером подготавливают жидкий мучной или крахмальный клейстер и добавляют в него анилиновый краситель, доводя до нужного цвета. Подкрашенный клейстер наносят кистью на лист бумаги. Заранее подготавливают приспособление из картона или резины в виде гребенки. Гребенкой проводят в различных направлениях по поверхности обрабатываемой бумаги. Зубья под давлением руки снимают с листа часть краски и образуют светлые полосы, извилины. Их резкость зависит от густоты клейстера.
Окрашивание бумаги кистью выполняют гуашью, цветными чернилами. Краску на кисть берут в небольшом количестве, ведут кисть в одном направлении, следя, чтобы не получилось просветов. После небольшой просушки листа производят окраску в другом направлении.
Окрашивание «под мрамор» выполняют любой масляной краской, которую разводят бензином или керосином до густоты сметаны, затем каждый цвет разводят в отдельной баночке или блюдце. Для самой окраски используют широкую посуду, чтобы в ней умещался окрашиваемый лист. Это может быть фотографическая ванночка, таз. В посуду наливают воду, а на поверхность разбрызгивают подготовленную краску (один, два или три цвета). Палочкой краску слегка размешивают по поверхности воды, чтобы образовалась мраморная пленка. Делать это надо так, чтобы краска не перемешивалась в сплошную пеструю пленку, а образовывала бы «мраморную» поверхность с замысловатыми разводами.
На поверхности воды с подготовленным слоем краски или керосина осторожно кладут лист бумаги и быстро снимают его. Листы сушат на столе, подстелив макулатуру. После просушки их прокладывают чистой бумагой и кладут под пресс. Окрашивание бумаги различными приемами в условиях урока труда, конечно, затруднительно. Эту работу можно проводить с детьми во внеурочное время при наличии необходимого оборудования. При этом надо тщательно проинструктировать учащихся о предстоящей работе. Окраску цветным клейстером можно проводить и на уроке.