Задачи ГОС.
Задача 1. Публикуя результаты своих исследований, профессионал имеет в своем активе сформированную компетенцию создания различных видов научного текста. Есть ли, на ваш взгляд, разница между тезисами внутри статьи, доклада, диссертационного исследования и тезисами как самостоятельным жанром научного стиля. Обоснуйте свое мнение.
Да, мы не можем их рассматривать как аналогичные, есть свои сходства и различия.
Тезисы – кратко формулируют основные положения.
Можем показать разницу между тезисами внутри статьи, доклада, диссертационного исследования и тезисами как самостоятельным жанром научного стиля по следующим позициям:
тезисы как самостоятельным жанром научного стиля | тезисы внутри статьи, доклада, диссертационного исследования |
уже по содержанию, т.к. это кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. | краткое изложение мысли научных авторов на заданную тему |
пишутся к выступлению на семинаре, конгрессе и т.д. | пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или монографии |
Имеет структуру – преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис | Отражает мысль автора, на которого ссылаются |
Относится к научно-информативному стилю | - |
1-2 страницы | 1-2 абзаца |
Задача 2. Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям – относится каждое явление, описанное ниже.
А. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.
Б. Петя К., придя из школы домой, сразу же решил выучить стихотворение по литературе. Однако, как он ни старался, последнее четверостишие он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал все стихотворение выразительно и безошибочно.
|
А - Рассматривая (процесс восприятия) картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает (процесс памяти) образы (процесс восприятия, воображение) лермонтовских героев.
Б. Петя К., придя из школы домой, сразу же решил (принятие решения – личностная характеристика) выучить стихотворение по литературе. Однако, как он ни старался, последнее четверостишие он не мог правильно запомнить (процесс памяти, внимания). После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал (процесс памяти) все стихотворение выразительно и безошибочно. (первоначальное состояние усталости, напряжения; далее – отдых)
Задача 3. Предложите критерии оценки деструкций в профессиональной деятельности педагога, психолога в образовательном учреждении. Укажите несколько направлений профилактической работы.
Профессиональные деструкции – изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
В зависимости от стадии выгорания, мы можем дать оценку деструкции:
• Предупреждающая фаза (чрезмерная активность, ограничение соц.контактов, усталость, бессонница);
• Снижение уровня собственного участия (потеря положительного восприятия коллег; контроль клиентов, а не помощь; приписывание вины неудач другим; отсутствие эмпатии; нежелание выполнять свои обязанности);
|
• Эмоциональные реакции (снижение самооценки; конфликты с окружением; подозрительность);
• Фаза деструктивного поведения (снижение концентрации внимания; отсутствие собственной инициативы; избегание тем, связанных с работой);
• Психосоматические реакции и снижение иммунитета (неспособность к релаксации в свободное время; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения);
• Разочарование и отрицательная жизненная установка (чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние).
Профилактика со стороны руководителя:
• Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.
• Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
• Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения.
• Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.
• Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым для исполнителя.
• Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение.
Профилактика со стороны клиента:
• Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.
|
• Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков - это повышение степени риска развития СЭВ.
• Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы - это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, которые позволяют расслабиться и отвлечься.
• Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.
• Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ.
• Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается.
• Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки.
• стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
• научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
• проще относиться к конфликтам на работе;
• не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.
Задача 4. Предложите мероприятия по профилактике конфликтных ситуаций в связи с барьерами общения в системе «учитель-ученик»; «учитель-учитель»; «учитель-родитель»; «учитель-администратор».
Задача 5. Женщина, месяц назад оформившая развод с мужем, обратилась к психологу с вопросом относительно их восьмилетнего сына. Ее беспокоит, как мальчик переживает семейный кризис. Предложите план диагностики и дальнейшей консультативной (коррекционной) работы для данной ситуации.
1. Необходимо провести беседу с женщиной – родительские установки (с чем пришла? Чего хочет?).
2. Необходимо определить, произошли ли стадии развода первого (структурные изменения) и второго порядка (изменение взаимоотношений). На какой стадии переживания утраты (отрицание, озлобленность, переговоры, депрессия, принятие)?
3. Беседа с мамой (без ребенка) относительно того, почему возникает тревога, что изменилось в поведении сына. Одна из гипотез может быть – мать проецирует на ребенка свои переживания (изменения второго порядка еще не произошли, поэтому надо работать с женщиной, а не только с ребенком).
4. Работа с ребенком: используем арт-терапию (рисунок семьи) – место ребенка в семье, заменители отца, эмоциональное состояние; игровая терапия; песочная терапия.
5. Работа с женщиной: использую традиционную схему консультирования (1. Взаимопонимание/ структурирование. "Привет!". 2. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. "В чем проблема?". 3. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? "Чего вы хотите добиться?". 4. Выработка альтернативных решений. "Что еще мы можем сделать по этому поводу?". 5. Обобщение. Переход от обучения к действию. "Вы будете делать это?"), проводим беседы по изменению поведения, письмо.
Рекомендовать общение для ребенка с обоими родителями. Распределение обязанностей после ухода одного из родителей.
Задача 6. Предложите систему мероприятий психологического сопровождения беременной женщиной, узнавшей на 30 неделе беременности о патологии плода (порок сердца).
Можно предложить следующую систему мероприятий:
1) работа с утратой (потеря образа идеального ребенка) – выявляем на какой стадии (отрицание, озлобленность, переговоры, депрессия, принятие);
2) работа со страхом смерти
3) ищем ресурсы – вера, партнер, близкие родственники, которые не испытывают тревогу, волнение и.т.д.
4) сопровождение – ЭОТ, бихевиоральные техники, план.
Задача 7. Опишите Ваши действия в ситуации, когда у человека после чрезвычайного происшествия сразу после инцидента или спустя какое-то время; возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).
Данные симптомы относятся к нервной дроже.
Необходимые действия:
1. Нужно усилить дрожь для сброса чрезмерного эмоционального напряжения.
2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.
3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
Нельзя:
• обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
• укрывать пострадавшего чем-то теплым;
• успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
Задача 9. Предложите план диагностики и дальнейшей консультативной (коррекционной) работы для семьи, где мальчик 6 лет выказывает ревность по отношению к родившемуся два месяца назад брату. Мальчик заявляет, что быть большим плохо, что он хочет быть маленьким, требует внимания матери в те моменты, когда она занята с младенцем.
1. Системный подход – рисунок семьи, беседа с мамой (Как проходила беременность? Изменились ли ритуалы семьи? Говорили ли ребенку, о рождении брата/сестры?).
2. Время только с этим ребенком – семейный ритуал.
Включение игровой терапии – удовлетворить потребность старшего ребенка быть малышом (положить на спину, запеленать).
Работа с бессознательным – насытить потребность в безопасности (вылупление из яйца).
Уточнить нарушение характеризуещееся сочетанием следующих признаков:
а) очевидность существования соперничества сибсов и/или ревности;
б) начало в течение месяцев, следующих за рождением младшего (обычно следующего по счету) сибса;
в) эмоциональные нарушения, аномальные по степени и/или стойкости и сочетающиеся с психосоциальными проблемами.
Для изучения отношений между сиблингами нами используется проективная методика диагностики семейных отношений «Сказки Дюсса», «Рисунок семьи» для дошкольников и Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи.
Нужно объяснить родителям к чему может привести соперничество или ревность.
Соперничество, ревность сибсов может проявиться заметной конкуренцией между детьми с целью получения внимания или любви родителей; для того, чтобы быть расцененным как патологическое расстройство, это должно сочетаться с необычной степенью негативных чувств. В тяжелых случаях это может сопровождаться открытой жестокостью или физической травмой сибса, злобностью к нему, принижением сибса. В случаях меньшей выраженности, это может проявляться сильным нежеланием делиться, отсутствием положительного внимания и недостаточностью дружеских взаимодействий.
Часто также ребенок хочет копировать младенца в активности, которая предусматривает родительское внимание, такой как питание. Обычно возрастает конфронтационное или оппозиционное поведение с родителями, вспышки гнева и дисфории, проявляемые в форме тревоги, несчастья или социальной отгороженности. Может нарушаться сон, и часто возрастает напор на родителей для достижения их внимания, особенно в ночное время.
Включаются:
— ревность сибсов;
— ревность полусибсов.
Исключается:
— соперничество с ровесниками (несиблинговое)
В связи с этим мы можем рекомендовать родителям следующие варианты поведения по отношению к старшему ребенку.
■ Родителям необходимо чаще говорить ребенку, что он любим.
■ Нужно стараться не сравнивать детей между собой и другими детьми. Необходимо тщательно следить за тем, что говорите по поводу особенностей своих детей.
■ Нельзя разделять детей на «плохих» и «хороших», это порождает соперничество между ними. «Плохой» ребёнок считает, что он всё равно не будет таким хорошим, как его сестра. А «хороший» часто полагает, что его замечают только тогда, когда он в чём-то лучше своей непослушной сестры.
■ Важно научить детей выражать свой гнев, протест, плохое настроение безопасным способом (через рисунок, лепку, «бой подушками»).
■ Родители должны помочь детям научиться играть вместе, не делить игрушки на «мои» и «твои». Важно избегать ситуаций, в которых один ребёнок не получил то, что есть у другого.
■ Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком, обеспечив справедливость поощрений и привилегий и не выбирая «любимчиков».
■ Разумно не заставлять сиблингов во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней.
Поскольку семья скорее всего с недостаточной внутренней организацией, и сильной симбиотической связью мамы и старшего ребенка, лучше всего подходит использование структурной техники - семейный ритуал.
Дать задание родителям в данном случае если мама кормит ребенка, то папе:
1) Совместно заняться лепкой или рисованием в это время
2) Выбрать время для совместного приготовления к обеду (привлечь ребенка накрыть стол, расставить посуду, убрать посуду и т.д.)
Для мамы перед кормлением младшего ребенка уделить время старшему для совместной деятельности:
1. Игра «в семью»
2. Время для совместной деятельности выбирать перед кормлением младшего ребенка, и оно должно быть достаточным, также перед уходом на кормление, дать ребенку задание нарисовать, построить что-либо.
Безусловно, в каждой семье у детей может быть повод для ревности и соперничества, но не в каждой семье эта проблема может оказаться острой. То, как старшие или младшие дети справятся с негативными чувствами, зависит от общей атмосферы в семье, от стиля воспитания родителей, от того, смогут ли они уделять всем детям достаточно любви и внимания.
Через системный подход объясняем, что такое ревность.
6 лет – это единственный ребенок, ревность может быть связана с объективными причинами: мама меньше проводит времени, меньше играет.
Что делаем?
Беседы с родителями без ребенка = проективные методики для ребенка «Рисунок семьи» (важно: кого рисует, контакты, расстояние, кого не рисует).
Выясняем, какая была подготовка ребенка во время беременности, если неправильные установки, то исправляем (Игровая терапия – старшего ребенка покормить молоком, завернуть, надеть памперс)
Работаем с переживанием ребенка. Необходимо насытить потребность ребенка в безопасности (игра «в матку» - завернуть в одеяло, имитировать вылупление).
Организовать пространство старшего ребенка: разрешить ему трогать малыша.
Подчеркиваем значимость старшего ребенка: как много ты умеешь.
Соблюдаем границы: нужно уважать потребность ребенка в границах (брать игрушки только с разрешения).
Сохраняем ритуалы, если они были (чтение книги перед сном) или создаем новые ритуалы.
Задача 11. Инструкция: «В этом задании Вам необходимо каждому элементу левого столбца найти единственно соответствующий ему элемент в правом столбце».
Лишения и утраты в детстве могут вызвать депривацию у ребенка. Определите вид депривации:
1.Сенсорная депривация | 1. Негативное психическое состояние, при котором ребенок лишен надёжной привязанности, неудовлетворение в эмоциональном контакте. |
2.Эмоциональная депривация | 2. Негативное психическое состояние, при котором ребенок лишен возможности двигаться, преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. |
3.Двигательная депривация | 3. Негативное психическое состояние, при котором ребёнок лишён материнской заботы и её постоянства, отсутствие базового доверия к миру. |
4. Материнская депривация | 4. Негативное психическое состояние, при котором у ребёнка возникает расстройство привязанности, выраженное нарушение общения с окружающими,неспособность к благополучию |
5.Психосоциальная депривация | 5. Негативное психическое состояние, при котором ребёнок лишён сенсорных побудителей, живых ощущений и впечатлений. (Чаще всего в раннем детстве, когда ребенок лишен родителей, окружен только состоянием среды). |
Добавлю, что депривация – негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, секс, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением таких благ, к которым человек долгое время был привычен.
На примере Дома малютки задача может быть решена следующим образом: 1-5, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4.
Например. Ребенок в детском доме, туго запеленатый испытывает все виды психической депривации: сенсорная – недостаток воздействия внешних раздражителей ля развития, эмоциональная – сложно выстроить привязанность к посторонним, постоянно меняющимся людям, материнская – лишен общения с матерью, двигательная – в таком состоянии почти лишен движения и это лишает его возможности нормально развиваться, естественно в конечном итоге мы наблюдаем и психосоциальную депривацию.
Дети-Маугли – материнская, патернальная, психосоциальная депривация. Подводники, космонавты, отшельники – социальная депривация.
Задача 12. Выберите некий конструкт из области психологии развития или общей психологии, который Вас особенно интересует (например, интеллект, креативность, темперамент, Я-концепцию). Найдите по меньшей мере два стандартизованных теста, направленных на оценку индивидуальных различий по данным конструктам. Дайте критическую оценку обеим методикам. Какую из них Вы бы выбрали для собственного исследования и почему?
Интеллект. Для определения вербальной и невербальной составной части.
1. Р.Б. Кеттелл – Культурно-независимый тест интеллекта, Дж. Равен – Прогрессивные матрицы: невербальный интеллект
2. Р. Амтхауэер (продолжить предложения), Г. Айзенк (исключить или вставить слово) – тесты интеллекта: вербальный интеллект.
Для себя выбираю прогрессивные матрицы Равена, так как это работа с рисунками, при опробации показался интереснее, чем Кеттелла.
ИНТЕЛЛЕКТ (англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт). Понятие И. как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Культурно-независимый тест интеллекта Кеттелла
Интеллектуальный тест Кеттелла относится к разряду «свободных от влияний культуры» тестов. Психодиагностическая ценность теста заключается в возможности оценивать преимущественно биологически детерминированный врожденный компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения). Авторы модификации А. Ф. Денисов и Е. Д. Дорофеев использовали GFT2, основанный на двухфакторной модели интеллекта и предназначенный для диагностики «нормальной» выборки лиц в возрасте от 8 до 60 лет. Методика состоит из двух частей и четырёх субтестов; имеет две параллельные формы. Полученные показатели позволяют пользователю судить о соотношении индивидуальных результатов обследуемого и возрастных нормам. Динамика результатов первой и второй частей дает представление об обучаемости.
Назначение методики. Интеллектуальный тест Кеттелла является наиболее подходящим инструментом оценки уровня интеллекта при приеме на работу, в профориентации; прогноза успешности профессионального переобучения, выбора уровня образования; оценки интеллектуального развития и выявления причин неуспеваемости учащихся.
+не зависит от языка – не оценивает вербальный интеллект