Финансовый менеджмент
Сущность, функции и цели финансового менеджмента
Под финансовым менеджментом понимают:
- систему управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денежных средств;
- систему взаимоотношений между различными субъектами по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов;
- науку и практику управления финансами предприятий, направленную на достижение его тактических и стратегических целей;
- управление финансовыми ресурсами и имуществом предприятия;
- управление системой денежных отношений (финансами), выражающихся в образовании доходов (денежных фондов и ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов), контроле эффективности названных выше процессов;
- управление активами и пассивами предприятия в целях поддержания платежного баланса и обеспечения необходимой ликвидности предприятия;
- управление финансовыми потоками предприятия.
Цели финансового менеджмента
С точки зрения практики применения, цель финансового менеджмента — максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:
- долгосрочной максимизации прибыли;
- максимизации рыночной стоимости предприятия.
Задачи финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования предприятий:
- формирование объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения текущей деятельности организации и направлений его развития;
- наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
- оптимизация денежного оборота и расходов (затрат);
- устранение неэффективных участков деятельности;
- максимизация прибыли предприятия;
- минимизация уровня финансового риска;
- эффективное управление ресурсами в целях увеличения стоимости предприятия;
- обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала предприятия;
- оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;
Финансовые ресурсы и капитал организации. Основные задачи управления капиталом
|
ФР – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хоз. субъекта и предназначенные для выполнения фин. обязательств, а также осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экон. стимулированию предприятия.
Источники ФР предприятия:
Внутренние: собственные (прибыль), приравненные к собственным (амортизация)
Внешние: мобилизованные на фин. рынке (кредиты), поступающие в порядке перерспределения (страх. выплаты, бюдж. ассигнования, доходы от участия в др. организациях
Капитал – ФР, авансированные в производство с целью извлечения прибыли и обеспечения на этой основе расширенного воспроизводства (возобновляющееся в возрастающем объеме)
Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.
|
Базовые концепции и модели финансового менеджмента
К финансовым методам, используемым в управлении финансами, относятся: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовое планирование, финансовый контроль, система расчетов, система финансовых санкций, кредитные операции, налоги, страхование. С помощью применения тех или иных финансовых методов осуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы, управление движением финансовых ресурсов и оценка эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей.
Концепция временной ценности денежных ресурсов. В условиях рыночной экономики при проведении финансовых операций важнейшую роль играет фактор времени. В результате денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Третья причина — оборачиваемость — заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода
|
Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительности и вида; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе связано с определенным риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: т.е.
Концепция стоимостикапитала. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования (собственных и заемных). Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости и т.п.
Концепция эффективности рынка капитала. Применительно к рынку капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом (как соотношение затрат и результатов), а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В научной литературе рассматриваемая концепция известна как гипотеза эффективности рынка
В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом динамику изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию, которая включает статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств.
Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере.
Концепция агентских отношений становится актуальной по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею.
Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Смысл ее состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Например, можно положить имеющиеся деньги на банковский депозит, а можно использовать их для приобретения ценных бумаг. В этом случае решение принимается в результате сравнения альтернативных упущенных возможностей.