Методические рекомендации по проведению внеурочных и внеклассных мероприятий.




 

При организации и проведении школьных мероприятий, посвященных празднованию 1150-летию Великого Новгорода, следует учесть, что история города достаточно широко представлена в школьных программах по истории основной и старшей школы.

История великого Новгорода – это одна из узловых тем школьных программ по истории.

Географическое положение, природно-климатические условия края, событийная история, политическое устройство Новгородской боярско – купеческой республики, особенности развития хозяйства, занятия и быт населения - это те вопросы, которые освещаются в курсе Истории России шестого класса при изучении истории Древнерусского государства, в период раздробленности Русских земель, борьбы народов Руси с иноземными завоевателями, формирования единого государства. Учащиеся получают представление о Новгороде как центре российской государственности и его роли в защите северо – западных границ Руси, России, СССР от иноземных завоевателей. В учебных программах и школьных учебниках достаточное внимание уделяется изучению культуры Великого Новгорода, ее богатству, многообразию проявлений, своеобразию, связи с другими сторонами жизни новгородского сообщества.

В программах по истории старших классов перечисленные вопросы представлены более глубоко и на уровне теоретических обобщений. В частности, находит более полное отражение роль геополитического, природно – климатического и других факторов в экономическом, политическом, социальном и культурном развитии края.

Изучается специфика политического устройства Новгорода. Рассматривается место и роль Великого Новгорода в Российской истории, проблема двоецентрия. Программный материал дает возможность организовать обсуждение многих дискуссионных проблем российской истории, в том числе и тех, которые непосредственно связаны с историей Великого Новгорода. В отличие от основной школы в старших классах предоставляется возможность рассмотреть проблемы взаимоотношений Москвы и Великого Новгорода на разных этапах исторического развития России.

Здесь более глубоко и подробно изучаются особенности культуры, в частности, новгородской школы иконописи, храмового зодчества, развития ремесленного искусства, устного народного творчества, быта населения.

В старших классах, особенно при изучении истории на профильном уровне, существенно возрастает доля самостоятельной работы школьников: исследовательской, проектной, дискуссионной, аналитической.

Поскольку в профильных классах учащиеся ориентированы не только на повышение информированности, но в большей степени на формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности, им предоставляется возможность применить ранее приобретенные знания и умения при изучении конкретных вопросов, связанных по тематике с историей Великого Новгорода.

Мы считаем необходимым обратить внимание коллег на тот факт, что 1150-летию Великого Новгорода придан статус общенационального праздника.

При изучении программного материала советуем обращать внимание учащихся на эту памятную дату. Там, где возможно, использовать содержание материала для организации дискуссий, самостоятельной исследовательской работы учащихся, практико – ориентированной деятельности как коллективной, так и индивидуальной.

Необходимо конкретными фактами и на уровне теоретических обобщений применительно к возрасту учащихся показывать им особую роль Великого Новгорода в истории российской цивилизации, становлении древнерусской государственности. Учитывая то обстоятельство, что юбилейные торжества проходят под девизом: «Великий Новгород – Родина России», имело бы смысл несколько иначе, а именно с позиции современного видения, трактовать проблему двоецентрия на Руси.

Поскольку именно в Новгороде уже в древние времена зарождались основы демократии российского государства, важно акцентировать внимание на демократическом устройстве политической жизни города, элементах схожести демократического устройства Новгорода с городами Северной Европы. Полезно обсуждение со старшеклассниками проблемы: Великий Новгород как альтернатива политическому развитию северо – восточной Руси и почему она не состоялась.

При изучении вопросов культуры важно подчеркивать своеобразие культурного развития северо - западных земель Руси (просвещения, письменности, грамотности населения, храмового зодчества, новгородской школы иконописи и др.), на конкретных примерах показывать, что Новгород был одним из ведущих центров просвещения и духовной культуры русского средневековья, и продолжает сохранять лучшие традиции по сей день.

В основной школе особенности региональной культуры Великого Новгорода как центра Северо – Западных земель могут быть представлены

а) в форме выставок детских поделок предметов быта новгородцев (из меха, воска, березовой коры, тканей и др. материалов);

б) конкурсов макетов (для кабинета истории в школе);

в) выставок детских рисунков;

г) тематических стенгазет, письменных творческих работ школьников;

д) просмотра научно – популярных видеофильмов по данной тематике.

Во внеурочное время целесообразно проведение классных часов, исторических вечеров, устных журналов. При организации каждого из этих мероприятий возможно силами учащихся представить сценки из былины «Садко» или «Василий Буслаев», а так же продемонстрировать диалог между новгородцами (селянином и горожанином, ремесленниками разных специализаций, местным и приезжим купцом и т.д.) средствами эпистолярного жанра.

Приведем несколько примеров.

Устный исторический журнал - одна из не очень распространенных, к сожалению, форм внеурочной работы со школьниками. Между тем, она достаточно эффективна и интересна для учащихся всех возрастов, чтобы стать востребованной.

Его содержание по данной тематике может быть примерно следующим.

Вступление. (Фрагмент из поэмы С. Наровчатова «Василий Буслаев»).

«А вокруг яснеют озера,

Темный бор переходит в рощи.

Нету в мире такого узора.

Нет красивей и нету проще.

Иглы сосен зимой полыхают,

А когда зеленеть березе,

Парни суженым посылают

Письма, писанные на бересте.

Тяжко дышат в престольный праздник

Деревянные мостовые.

Всех встречает –дельных и праздных

Белокаменная София.

Горд он колоколом недремным.

Медь гремит его гулко и веще,

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми он рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарами

Иноверцы да инородцы».

 

Страница 1. Ключевая роль Великого Новгорода в становлении российской государственности и национальной культуры. (Сообщение учащегося по материалам Обращения губернатора Новгородской области С.Г. Митина – см. выше).

Страница 2. «Где София, там и Новгород» (сообщение учащегося, работа с географической картой и картосхемой средневекового Новгорода, просмотр видеосюжета).

Страница 3. Великий Новгород как центр православия, просвещения и духовной культуры средневековья. (Представление лучших творческих работ учащихся, презентация проектов, демонстрация макетов, рисунков, предметов быта, поделок и т.п.).

Страница 4. Знаменитые новгородцы. (Сообщения учащихся о людях, оставивших живой след в истории великого города России и знаменитых новгородцах, оставивших живой след в истории России).

Страница 5. «Знаете ли вы, что...?

Завершить устный журнал можно просмотром видеофильма о Великом Новгороде, конкурсом знатоков Великого Новгорода, или викториной на знание исторических терминов, упоминание которых ассоциируется с историей Великого Новгорода. Например:

«Иванское сто» – Объединение купцов с центром в церкви Ивана на Опоках, торговавшее воском.

Новгородское вече – народное собрание знатных и богатых новгородцев, прежде всего бояр, осуществляющее верховную власть в городе.

Посадник - выборный глава Новгородской республики. Он возглавлял войско, вершил суд, ведал казной.

«Пригороды» - города, возникшие в новгородских владениях (Псков, Ладога, Торжок).

Пятина – территориальная единица сельской общины. В Новгородской земле их было пять.

Пять «концов» Великого Новгорода – пять крупных территориальных единиц города: Плотницкий, Славенский (правобережная Торговая сторона), Неревский, Загородский, Людин (Софийская сторона).

Кончанский староста – выборная должность в каждом из «концов».

Совет господ – с 1354 г. коллективный орган правления пяти посадников (по числу «концов») во главе с выбираемым ежегодно из их среды председателем – степенным посадником.

«Уличане» – жители менее крупных территориальных единиц, на которые делились «концы».

«Уличанский» староста – староста, выбранный на эту должность уличанами.

Ушкуйники – (от слова ушкуй – речное весельное судно, ладья) –новгородцы, совершающие набеги по водным путям с целью приобретения новых территорий, военной добычи, обложения населения данью, ведения меновой торговли.

Владыка – так новгородцы именовали своего архиепископа, главу местной Русской Православной церкви.

Тысяцкий - правая рука посадника. Главная функция – сбор налогов. Избирался вместе с посадником и вместе с ним оставлял свой пост.

В стенгазете, устном журнале, на ученической конференции может быть представлена рубрика «Знаете ли вы, что…?»

….Даже Венеция и Генуя не имели таких далеких торговых связей как Великий Новгород.

…Главным торговым партнером Новгорода были вольные города северо – германского союза Ганзы: Любек, Гамбург, Бремен.

В Константинополе работали новгородцы – переводчики и переписчики рукописей. Там была целая улица, заселенная русскими.

…Самое обстоятельное описание захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году было сделано жившим там новгородцем.

…Новгородская церковь Параскевы Пятницы объединяла вокруг себя новгородских купцов, ведших заморскую торговлю.

…У коллекционеров всего мира до сих пор сохраняется стремление каждую хорошую русскую икону объявить «Новгородской» – так высока репутация новгородских мастеров – иконописцев.

....Грамотность была распространена среди ремесленников, крестьян, среди мужчин и среди женщин …Письменность применялась в самых разнообразных случаях. Найдены частные письма, денежные расчеты, списки феодальных повинностей, завещания, ученическая тетрадь мальчика Онфима и даже избирательный бюллетень.

…Большинство пергаменных рукописных книг в ученой библиотеке при Московской типографии были новгородско – псковского происхождения.

…Градостроительная дисциплина в Новгороде была столь велика, что в течение девятисот лет ни одно здание не строилось выше собора Святой Софии, хотя за пределами города были строения и больше и выше.

…Стоя в Софии, новгородец видел перед собой могущество своего государства: он видел Сигтунские ворота, вывезенные в качестве трофея из шведского города Сигтун, он видел константинопольские и Корсунские иконы, гробницы новгородских князей. В храме находилась богатейшая новгородская казна и библиотека.

…Грамота под № 292, написанная на карельском языке, на шестьсот лет старше всех известных текстов, написанных на карельском языке.

…Уже в Х1 веке в Новгороде мостили улицы. Благоустройство Новгорода оставляло позади себя многие города Западной Европы (главная улица Парижа была вымощена в 1184 году).

…Ярославово дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода.

…Главными общественными зданиями в городе служили церкви. В храме Софии принимались послы, хранились богатая казна. На площади собиралось софийское вече.

…В.Г. Белинский видел в новгородском прошлом отражение черт национального характера русского человека: его любовь к свободе, самоотверженность, удаль.

…За многие десятилетия археологических раскопок в Новгороде не было найдено лыка для лаптей – горожане носили только кожаную обувь.

...Сапожники имели свои личные колодки, на которых писали имена заказчиков и заказчиц.

…Новгород в древности называли Северная Флоренция.

…Распространенной игрой в городе были шахматы.

С учащимися можно провести викторину по истории Великого Новгорода как отдельное мероприятие с награждением победителей. Количество вопросов может быть больше или меньше в зависимости от конкретных условий.

Вопросы для викторины

1) Москвич об отосланном письме скажет: «Я послал тебе письмо», а как об этом оповестил бы свой адресат средневековый новгородец? («Я послал тебе бересту»).

2) Какую экономическую меру предпринимала Москва, чтобы «надавить» на непокорных новгородцев? (Перекрывала торговые пути хлебом).

3) Наравне с каким городом выступал Древний Новгород в борьбе за лидерство в русских землях с самого начала русской государственности? (С Киевом).

4) Почему следует употреблять термин «раздробленность русских земель», а не «раздробленность русских княжеств»? (Новгород, в отличие от остальных земель не был княжеством).

5) Где располагалась резиденция приглашенного князя? (За пределами боевых стен города на Рюриковом городище).

6) Почему 1136 год считается переломным в истории Новгородских земель? (Новгородцы свергли внука Владимира Мономаха – Всеволода Мстиславича, заключили его в темницу, а затем выслали. С этого времени князей в Новгород стали приглашать).

7) Кто был первым князем в Новгороде на договорной основе? (Черниговский князь Святослав Ольгович).

8) Какие условия содержал «ряд», заключаемый с приглашенным князем? (Не приобретать земли в собственность, не иметь войско и др.).

9) Почему сепаратистские настроения новгородской аристократии не проявлялись столь отчетливо в период Древнерусского государства? (Центральная власть была относительно сильной).

10) Почему в ХI-ХII вв. Новгород вел наступление не на северо-восточные русские земли, а на земли языческих племен: чудь, корела, емь? (На этом направлении новгородцам не противостояли сильные княжества).

11) Какие города были спорными между Киевом и Новгородом? (Смоленск, Любеч).

12) Что было символом вольности и независимости Новгорода? (Вечевой колокол, звон которого собирал новгородское вече).

13) Как новгородцы величали своего архиепископа, главу местной русской православной церкви? (Владыка).

14) Почему русские князья боролись за влияние в Новгороде? (Один из ведущих центров Руси: ремесленных, культурных. Особое стратегическое положение Новгороад).

15) В каком году археологи обнаружили в Новгороде первую берестяную грамоту? (В 1951году).

16) Какой путь прошла берестяная грамота, прежде чем она оказалась в музее? (Краткое описание работы археолога, реставратора, музейного работника).

17) В каких музеях вы видели берестяные грамоты?

18) Какие три вражеские силы угрожали северо-западным русским землям в ХIII веке? (Рыцарско-монашеские ордена, шведы, Литовское княжество).

19) Какую реакцию у новгородцев вызвало объявление Иваном III Новгорода своей «прародительской отчиной»?

20) Когда Иван III въехал в «свою» отчину? (В 1478г.).

21) Династия Рюриковичей завершилась со смертью бездетного Федора Иоанновича в 1598 году, а в каком году она началась? (Имеется в виду не 862 год, когда начал править Рюрик, а 879 год, когда он умер и стал «править» Олег, то ли сын, то ли родственник Рюрика).

22) Почему новгородский север победил киевский юг в 882 году?

23) Назовите былинных героев Новгорода. (Садко, Василий Буслаев).

24) На что Садко бился об заклад с новгородцами? (Что он скупит все товары новгородского торга)

25) Кто разрушил планы Садко выиграть пари? (Московские купцы)

26) По какому поводу Садко вынужден был признать: «Побогаче меня славный Новгород!» (Московские купцы, подоспевшие со своими товарами на торг, нарушили его планы выиграть пари)

27) Как былинный герой Садко запечатлен в российской культуре? (Художественный кинофильм «Садко», опера Н.А. Римского- Корсакова, картины И. Глазунова и других российских художников).

28) Какой эпизод былины «Садко» свидетельствует о том, что новгородцы любили музыку? (Сцена в Подводном царстве, когда Садко растрогал и задобрил морского царя прекрасной и завораживающей игрой на гуслях).

29) Какие музыкальные инструменты были известны новгородцам?

(Гудок, гусли, рожок, жалейка и др.)

30) Назовите пять крупных административно – территориальных единиц («концов») Древнего Новгорода (Неревский, Загородский, Плотницкий, Людин, Славенский).

31) Почему именно в Новгороде был сооружен памятник тысячелетию России? (Краткий рассказ о роли Великого Новгорода в истории России).

32) Где во всеобщей истории мы уже наблюдали высокий уровень развития культуры в условиях демократии? (Имеется в виду история Древней Греции V-IV вв. до н.э. Установление рабовладельческой демократии сопровождалось расцветом культуры).

 

Во внеурочное время в старших классах возможно проведение общешкольной научно – практической конференции, посвященной юбилейной дате Великого Новгорода.

 

Примерные темы докладов

 

- Роль и место Великого Новгорода в истории России.

- Идея Великого Новгорода в российской истории.

- Наиболее значительные события в истории Великого Новгорода (на примере одно-двух из них) и их влияние на историю Отечества.

- Великий Новгород и Москва как альтернативы политического развития российской цивилизации.

- Берестяные грамоты новгородской земли.

- Новгородская школа иконописи.

- Храмовое зодчество Новгорода.

- Первая русская школа времен Ярослава Мудрого.

- Великий Новгород – родина российского права и государственности.

- Великий Новгород как связующее звено между средневековой Европой и Русью.

- История нашего Отечества в монументе «Тысячелетия России».

- Великий Новгород – Москва: история взаимоотношений.

- История герба Великого Новгорода.

- Великие новгородцы прошлого (на примере одной из исторических личностей).

- Великий Новгород в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В последние годы в массовой педагогической практике широко востребован жанр эссе. Он находит применение на всех этапах Всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, при сдаче ЕГЭ. Считаем целесообразным использовать эссе в качестве одной из конкурсных форм работы с учащимися при проведении юбилейных мероприятий, связанных со 1150-летием Великого Новгорода.

Темы эссе

1. Новгород – родина России.

2. Древнейшие постройки Новгорода.

3. «Новый город не должен конкурировать со старым». (Д.С.Лихачев)

4. Белокаменное великолепие Новгорода.

5. «Где святая София, ту и Новгород».

6. О зодчестве Новгорода: «Идеал (его) – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряющее». (Искусствовед И.Э. Грабарь_.

7. Новгород – музей под открытым небом

8. Москвичи участники боев под Новгородом, Псковом, Ладогой на фронтах Великой Отечественной войны. (По материалам школьных музеев).

9. Новгородцы – труженики тыла.

10. Новгород – город воинской славы.

11. Уникальные находки археологов. (А.В. Арциховский, В.Л. Янин и другие).

 

Социокультурные возможности нашего города позволяют москвичам и гостям столицы наглядно представить историю и культуру Великого Новгорода в экспозициях государственных музеев.

Так, в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из самых крупных и самая высококачественная коллекция древнерусского искусства из всех существующих ныне музейных собраний. Здесь нашло отражение блестящее мастерство иконописцев вольных городов русского средневековья XIV – XV веков – Новгорода и Пскова. Древнерусские мастера в особых формах выражали духовные основы и нравственные идеалы христианства. Они средствами искусства иконописи передавали нашим предкам понятия о мире, мудрости, добре и зле, подвиге и чистоте глубочайшей любви.

При посещении Третьяковки (Историческое здание Третьяковской галереи. Лаврушинский переулок, 10) в разделе («Древнерусское искусство» – первый этаж, залы №№56-62) не пойдите мимо следующих шедевров древнерусской иконописи:

«Благовещение Устюжское» (XII век).

«Никола со святыми на полях» (Киев – Новгород, XII век).

«Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий» (XIV век, Псков)

«Архангел Михаил из чина» (Новгород, XIV век).

«Чудо о Флоре и Лавре» (Новгород, XV век).

«Снятие с креста» (XV век, Новгород – Каргополь).

«Положение во гроб» (Новгород – Каргополь, XV век).

В залах Центрального Музея Вооруженных сил СССР и Музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг. можно подробно узнать о вкладе города –юбиляра в нашу великую победу над фашистской Германией. Этот вклад высоко оценен присвоением Великому Новгороду в 2008 году почетного звания «Город воинской славы».

Интересные материалы о возникновении Великого Новгорода, различных периодах его истории размещены в Государственном историческом музее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: