Предгосударственные формы власти




 

1. Политогенез – понятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

Проблеме политогенеза посвящены работы Крадина Н.Н. Политическая антропология; Куббеля Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии; Циреля С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ

2. В период соседско-территориальной общины усложнение всех сфер жизни требовало укрепления организационно-управленческой функции, т.е. функции власти. Традиционные родоплеменные органы власти, проникнутые духом первобытной демократии, были неприемлемы в условиях общественного и имущественного неравенства и зарождения частной собственности. Они должны были уступить место новым формам сперва потестарной, а затем и политической организации.

В советской исторической науке вплоть до 50-х гг. доминировало мнение, что универсальной формой предгосударственной власти, через которую прошли все народы земного шара, была военная демократия.

Данный термин был введен в научный оборот Л.Г.Морганом в труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от родового строя к государству. Он был принят Марксом и Энгельсом, а позднее в работах историков-марксистов стал использоваться для обозначения не только формы организации власти, но и эпохи, завершающей первобытную историю.

Однако уже с середины 50-х, после смерти Сталина, началась ревизия многих марксистско-ленинских положений, проникновение в отечественную историографию разработок зарубежных исследователей. Коснулись эти изменения и проблем предгосударственных форм власти. С 1950гг. и до начала ХХІ в. данный вопрос разрабатывался в трудах Косвена «О военной демократии», Васильева «Протогосударство-чифдом как политическая структура», Кочаковой «Города-государства йоруба» и других исследователей, Токарева «Родовой строй в Меланезии», Куббеля «Потестарная и политическая этнография»

3. В настоящее время для периода соседско-территориальной общины выделяются следующие формы организации власти – тайные мужские союзы, военная демократия, военная иерархия, бигменство. В мирное время функции власти могли быть сосредоточены в руках административного лидера – представителя родоплеменной знати. В ряде обществ на передний план выдвигались религиозные лидеры. В некоторых случаях все функции власти – административной, военной, религиозной –сосредотачивались в одних руках.

Необходимость упрочения власти требовала ее признания как власти наследственной. Факторами ее становления были:

· экономический – возможность присвоения общественного продукта и использование его для обогащения и формирования мощной группы сторонников;

· идеологический – право передачи власти по наследству, базирующееся на культе предков и культе вождей, а позднее возникновение идеи о богоданности власти;

· силовой – формирование военных дружин, действовавшей в интересах своего предводителя.

В современной литературе (с 60-х гг.) наследственного лидера обозначают термином «вождь», а форму социально-экономическо организации власти эпохи разложения родового строя термином «Вождество».

Именно в «вождествах» завершалось превращение потестарной организации в политическую, или государственную. Власть в вождестве могла быть как поделена между тремя лидрами- административным, военным и религиозным, так и объединена в лице одного вождя (в последнем случае она быстро превращалась в монархическую). Эта власть, хотя и была ограничена теми или иными традициями, она уже оторвалась от родоплеменной организации и использовалась верхушкой против собственного народа.

4. В зависимости от формы организации власти (тайные мужские союзы, военная демократия, военная иерархия, бигменство) в настоящее время выделены три основные пути классобразования и становления государства и государственной власти – аристократический, плутократический и военный.

¨ аристократический путь основан на сохранении родоплеменной верхушкой своих экономических и потестарных позиций, что позволяло ей узурпировать перераспределение общественного продукта. Базируется на внутренней и, в меньшей степени, внешней эксплуатации.

¨ плутократический путь основан на выдвижении бигменов, пользовавшихся ненаследственной властью. Базируется на кабальничестве.

¨ военный путь. С превращением войны в регулярный промысел наследственными лидерами становятся военные предводители, опиравшиеся на военную мощь дружины. Базируется на внешней эксплуатации и, в меньшей степени, внутренней.

5. Признаки политической или государственной организации стали следующие:

Публичная власть, располагающая аппаратом принуждения. Отделена от народа. Подразделяется на трие ветви – законодательную и исполнительную.

Законодательная ветвь на раннем этапе государственности представлена наследственным правителем-монархом – царем, королем, фараоном и др.

Исполнительная ветвь представлена бюрократическим аппаратом чиновников (контроль за выполнением законов), армией (охрана границ),

Судебная власть - суд, тюрьмы, полиция (карательные органы и охрана внутреннего порядка),

Зачатки всех этих органов власти имелись и в вождествах, но только с их институциализацией вождества превраща­лись в ранние государства.

Еще одним общим признаком государственного устройства было разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Возникали округа, волости и т. д., не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, Становление государства зачастую проходило с включением в его границы неродственных племен и народов. Для создания прочной централизованной власти и подрыва позиций родо-племенной верхушки на местах, проводились административные реформы по разделу всей территории государства на округа, уезды, губернии и т.д., без учета кровнородственных связей.

Другим важным признаком политической организации был переход от добровольных форм перераспределения прибавочного продукта и приношений вождям к упорядоченному налогообложению. С образованием государства законодательно закрепляется регулируемая властью жестко фиксируемая система налогообложения (с населения, мастерских, административных территорий и др.). Налоги стали экономической основой политической власти и направлялись на ее содержание.

В процессе становления государства формировалось и неотделимое от него право. В эпоху первобытности общество регулировало взаимоотношения человека с человеком и коллективов и коллективами на основе обычного права - совокупности социальных норм отношений, сформированных на базе морали, этики и нравственности, этнических традиций. Со становлением государства, появлением публичной власти, классов и частной собственности необходимы другие формы регуляции обществом в целях сохранения его целостности, привилегий высших слоев и их собственности. Формируется государственное законодательство и появляются первые записанные законы, зачастую объединявшие новые и старые (первобытные) нормы регуляции.

Иногда как отдельный признак государства выделяется государственная идеология. На раннем этапе становление ее фиксируется в появлении этногонических мифов имеющих целью обосновать божественное происхождение определенного народа и, соответственно, право его господства над другими, а также богоданность власти (обоснование наследственной власти монархов).

Таким образом, ни один признак государственности не был самоочевидным рубежом, разделявшим потестарную и политическую орга­низацию общества. Не было таким рубежом и обязательное сочетание всех признаков, так как в конкретной истории народов одни признаки могли появляться раньше, другие - позже.

Вывод о возник­новении ранней государственности обычно делается на основе разви­тости и выраженности перечисленных признаков, а также присутствия не одного, а хотя бы двух из них.


Бигменство – ненаследственная форма власти, при которой богатейшие представители имели непререкаемый авторитет и влияние в обществе. Авторитет и влияние достигались как за счет личных качеств так и, обязательно, за счет узурпации права распоряжаться избыточным продуктом и возможностью использовать его в потлачах. В эпоху соседско-территориальной общины отмечена монополизация бигменства и тенденция к наследованию статуса бигмена.

 

Военная демократия – форма организации власти на стадии перехода от родового строя к государству. Термин используется также для обозначения заключительной стадии первобытного общества (эпоха соседско – территориальной общины). Данная форма организации власти имеет двойственный характер: с одной стороны сохранялась демократия со свойственными ей институтами управления – народным собранием, советом старейшин, выборным племенным вождем; с другой стороны происходило ограничение их функций – народное собрание было собранием только воинов, военный вождь и его окружение постепенно узурпировали власть за счет других вождей.

Военная иерархия – форма организации и институциализации власти на поздних стадиях перехода от первобытного общества к государству. Возникает на основе поступательного развития военной демократии. Характеризуется постепенным вытеснением из жизни общества элементом народовластия, сужением круга лиц, причастных к отправлению власти, переходом к олигархическому правлению группы военных предводителей, а затем и к единоличной власти одного из них. Опора ее – военная сила, представленная не народным ополчением, а дружиной, которая с развитием войн превращается в военно – грабительский институт, защищающий интересы предводителя и своих членов.

Союз мужской – общественный институт, возникший на стадии перехода от материнского к отцовскому роду, как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. Создавались на основе мужских домов, имели возрастные разряды, обрядовые церемонии, тайные языки и т. д.

В процессе разложения первобытного общества мужские союзы перерастают в тайные союзы и становятся рычагами классообразования и зародышевыми органами государственной власти, защищавшими собственность и престижное положение своих членов. В отличии от мужских союзов, доступ в тайные союзы зависел от уплаты взносов. Члены такого союза делились не по возрастному разряду, а по рангом, продвижение по которым также оплачивалось взносами. В тайном союзе допускалось членство представителей разных родов, что приводило к созданию межобщинного института власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: