Список тем докладов. Вопросы к зачету




(выступление с докладом)

Список тем докладов

1. Кризис техногенной цивилизации.

2. Пути преодоления техногенной цивилизации.

3. Античная культура и античная цивилизация.

4. Современная мировая культура, ее особенности и тенденции развития.

5. О. Шпенглер о культуре и цивилизации.

6. Культурно-историческая типология Н. Данилевского.

7. Теория исторической эволюции цивилизаций А. Тойнби.

8. Теория социальной и культурной динамики П. Сорокина.

9. Теория культуры Л. Уайта.

Вопросы к зачету

 

1. Что такое культура? Чем вызвано многообразие в определениях этого понятия?

2. Что такое материальная культура, духовная культура? Как эти понятия соотносятся друг с другом?

3. Теоретическая и прикладная культурология.

4. Происхождение и смысл понятия «культура».

5. Аксиологический и антропологический подходы к пониманию культуры.

6. Информационно-семиотическая концепция культуры.

7. Цели и задачи культурологи. Основные функции культуры.

8. Личность и культура. Природа и культура. Культура и наука.

9. Регулятивы и нормы в культуре.

10. Структура культурного пространства.

11. Охарактеризуйте представления античных мыслителей о культуре.

12. Как изменилось представление о культуре в эпоху Возрождения?

13. В чем суть концепции локальных культурных цивилизаций? (Раскройте на примере А.Тойнби или О. Шпенглера и т.д.).

14. Назовите основные культурные ценности западного и восточного типов культур.

15. Как русские мыслители определяли место русской культуры в диалоге Восток-Запад.

16. Что означает кризис культуры? Является ли он обязательным и закономерным этапом в развитии каждой культуры?

17. Какие основные формы духовной культуры вы знаете?

18. Что такое массовая культура, элитарная культура? Как вы понимаете слово «китч»?

19. Что такое официальная культура, субкультура, контркультура?

20. Что такое миф? Какова его роль в становлении и развитии первобытной культуры?

21. Дайте характеристику религиозному мировоззрению. Какова его роль в развитии первобытной культуры и на последующих этапах культурного развития человечества?

22. Охарактеризуйте основные причины принятия христианства на Руси.

23. Что такое символ, идеал, канон?

24. Охарактеризуйте преобразования Петра I в области образования, просвещения, воспитания.

25. Как оценивали петровские преобразования западники, славянофилы?

26. Каковы отличительные черты стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма?

27. Почему импрессионистские реформы в живописи были названы революцией?

28. Философская концепция функционирования культуры О.Шпенглера.

29. З.Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного.

30. Взгляд А. Тойнби на теорию человеческой цивилизации.

31. Гиппократ, Аристотель, и другие о культуре в медицине.

32. Культура и цивилизация. Концепция происхождения культуры Ф.Ницше.

33. Культура и глобальные проблемы современности.

34. Социализация и инкультурация.

10. Рекомендуемая литература по культурологии

Дополнительный библиографический список

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.:Рос.гос.гуман.ун-т, 1998.

2. Викторов В.В. Культурология: Учебное пособие. М.:Из-во «Экзамен», 2002.

3. Костина А.В. Культурология: Учебное пособие. – М., 2006.

4. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Т.Багдасарьян. 3-е изд., испр. и допол. М.: Высшая школа, 2001.

5. Культурология: Учебное пособие /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Альфа-М, 2003.

6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

7. Органов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-Пресс, 2003.

8. Багновская Н.М. Культурология: Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2005.

9. Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. М.: Высшее образование, 2005.

10. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.:ЮНИТ-ДАНА, Единство, 2002.

11. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000.

12. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана, М.: Юрайт – Издат, 2005.

 

Глоссарий

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание») — приспособительные действия личности и соци­альных групп в соответствии с существующими социальными об­стоятельствами.

 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей.

 

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и facio — делаю) — кате­гория современного социологического позитивизма. Означает способ проверки полученных знаний. Основной путь — эмпири­ческое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными и т.п.

 

ГОСУДАРСТВО — ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социаль­но-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние в сфере политических, социально-экономических и других общественных отношений.

 

ИНТЕРЕС — направленность внимания субъекта на то. что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетво­рению его потребностей. Таковы материальный, познавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой инте­рес. По своей сути интерес выражает объективное отношение субъекта (класса, нации, личности и т.д.) к условиям его сущест­вования и развития и выступает как важнейшая побудительная сила деятельности людей. Объективно, то есть независимо от то­го, осознает субъект это или нет, в его интересах все то, что спо­собствует удовлетворению его потребностей, его развитию и уп­рочению его положения в обществе. И напротив, не в его инте­ресах то, что препятствует этому. Осознать данные обстоятельст­ва — значит осознать свои подлинные интересы и интересы дру­гих субъектов. Их осознание может быть полным или частич­ным, верным или ошибочным. Отсюда проблема истинных и ложных (иллюзорных) интересов, которыми люди сознательно руководствуются в своей деятельности. Проблема осознания ин­тересов различных субъектов — одна из важнейших в социоло­гии.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — развитие человеческого общества от простого состояния к сложному и от низшего к высшему. Исто­рический процесс означает развитие всех сторон общественной жизни, ее объективной и субъективной сторон. Он может совер­шаться эволюционным и революционным путями, приводить к установлению новых общественно-экономических формаций и цивилизаций.

 

КОНТРКУЛЬТУРА — комплекс норм и ценностей, противоречащих образцам поведения, господствующих в данном обществе и в традиционной культуре.

 

КОНФЛИКТ (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил. противоположных интересов и целей субъектов социального взаимодействия.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) - спо­соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного произ­водства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к са­мим себе. В узком смысле слова под культурой понимается сис­тема коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих тем или иным группам людей и от­дельным личностям. Существуют аксеологический (ценностный), нормативно-описательный, антропологический, семиотический, структурно-функциональный, деятельный и другие подходы к анализу культуры, ее сущности и основных свойств.

 

КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ — направление культуры возникающая в значительной степени стихий­но, непосредственно вплетена в жизнедеятельность того или иного народа. Проявляется в их хозяйственной, семейно-бытовой и воспитательной деятельности, в игровых видах поведения, народных песнях, танцах, прикладном искусстве и т.д.

 

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, развитие образования и воз­растание роли средств массовой информации (СМИ) и комму­никации. Коммуникации способствовали созданию целой инду­стрии массовой культуры, которая нередко противостоит народ­ной и классической культуре, отличается бедным содержанием и выражает интересы правящих элит. Массовая культура использу­ется в целях манипуляции сознанием широких масс людей, включая молодежь, интеллигенцию, другие слои населения.

 

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ — первоначально противопоставлялась куль­туре народной, как культура узкой группы наиболее образован­ных и воспитанных людей. С XX в. стала во многом проти­воположной массовой культуре, формировалась как реакция на безыдейность, коммерциализацию и утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называе­мого эстетствующего образа жизни, модернистские и постмодер­нистские течения в литературе, живописи, музыке и т.д. Прези­рая серость и посредственность, элитарная культура остается вместе с тем чуждой и непонятной простому человеку. Ее нали­чие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.

 

ЛАТЕНТНОСТЪ — скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

 

ЛИЧНОСТЬ — выражение социальной сущности и содержания чело­века как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических соци­альных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, ми­ровоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

 

МАЛЫЕ ГРУППЫ — группы, образованные на основе более или ме­нее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Опти­мальные размеры малых групп — семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся сущест­венных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связан­ных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации их представителей, в определении направленности их поведения и деятельности. Значительную роль в изучении малых групп сыг­рали работы американских социологов Г. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманса, Дж. Морено и др. Выдающийся русский педа­гог А.С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании сверстников.

 

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - система взглядов, согласно которой общественное бытие людей опреде­ляет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего матери­ального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, по­литических и иных идей в развитии общества. Однако указыва­ется, что «идеальные побудительные силы» деятельности людей и в целом их общественное сознание определяются объективными факторами их общественного бытия и в целом исторического процесса, обобщенным выражением которых является действие объективных социальных законов.

 

МЕТАКОММУНИКАЦИЯ — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов и представлений людей об ок­ружающем их объективном мире, его изменении и развитии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества. Выделяют такие сторо­ны мировоззрения людей, как их взгляды на развитие природы и общества, формирующиеся на их основе ценности и ценностные ориентации, а также мотивы социальной деятельности тех или иных субъектов. Речь идет о познавательной, ценностно-ориентировочной и мотивационно-побудительной сторонах ми­ровоззрения.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным проблемам общественной жизни, выраженное в разного рода суждениях оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мне­ние характеризуется той или иной распространенностью, опреде­ленной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью. Выражение отношения людей к тому или иному общественно явлению в форме его одобрения или осуждения, пожелания или требования — одно из главных свойств общественного мнения. Другим его важным свойством является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.

 

ОБЩЕСТВО — совокупность общественных отношении людей эко­номических, политических, правовых, идеологических, духовных и т.д.. опосредующих их социальную деятельность. Достоянием общества является вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних по­колений людей. Общество представляет собой социальный орга­низм,проявляющийся в функционировании социально-однородных общественных отношений, социальных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общест­венные отношения образуют различные общества — феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ - социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. Они определяются местом того или иного субъекта в системе общественных, прежде всего политиче­ских, отношений и предстают как нечто такое, что объективно полезно, выгодно субъекту (тем или иным классам, другим соци­альным группам, национальным общностям и т.д.) для упрочнения их положения в системе существующих политических отно­шений, прежде всего, в системе отношений государственной вла­сти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод.

 

ПОТРЕБНОСТЬ — выражение объективной необходимости поддержа­ния и воспроизводства условий существования людей (различ­ных социальных групп, отдельных личностей), их развития. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побуждения к творческой деятельности и т. д. По­требности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения их разнообразных интересов.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ - теория, согласно которой бессознательные импульсы и стремления лично­сти составляют ядро всех ее жизненных, в том числе социальных проявлений.

 

РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. revolutio — поворот, переворот) — коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества. Революция начинается со смены государственной власти. Дальнейшие рево­люционные преобразования политической, экономической, социалъной и духовной сфер жизни общества могут происходить в течение более или менее длительного времени.

 

РЕФОРМА — более или менее существенные измене­ния в отдельных (иногда в нескольких) сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя. Указанные изменения могут носить структурный или функциональный характер без полной трансформации общества. Реформа выступает как способ разрешения назревших конфлик­тов — экономических, политических и других мирными спосо­бами. Как правило, реформы планируются и проводятся «свер­ху», то есть существующей государственной властью.

 

РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ — социологическая концеп­ция, согласно которой рассматривается как совокупность выпол­няемых ею социальных ролей и функций.

 

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для поездки на транспорте, удовлетворения потребностей в пище и разного рода бытовых потребностей, для получения образования, медицин­ской помощи и т.д. Свободное время — это время свободного развития личности, расходуемое, например, на занятия физкуль­турой и спортом, посещение музеев, театров, чтение художест­венной литературы и т.п. Выделяются экономический и социо­логический подходы к исследованию свободного времени. В пер­вом случае свободное время изучается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства ра­бочей силы, подготовки более квалифицированных работников, отвечающих современным требованиям. Социологическое же ис­следование свободного времени направлено главным образом на анализ его как условия всестороннего развития, личности не только как носителя рабочей силы, пусть самой квалифициро­ванной, а как субъекта культуры в широком смысле слова, охва­тывающего весь духовный мир личности, содержание различных видов ее деятельности и общественных отношений (политиче­ских, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и дру­гих). Различают творческий, культурно-потребительский и рек­реативный (восстановительный) типы использования свободного времени.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспособле­ние личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социально­го опыта, овладение различными видами деятельности и утвер­ждение себя в системе общественных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и избирательное отноше­ние к условиям общественной жизни.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА — диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взглядов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, разви­тии общества и присущих ему противоречиях. К основным про­блемам социальной диалектики относятся: взаимодействие объ­ективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, духовных и дру­гих общественных отношений и соответствующих сфер общест­венной жизни; взаимодействие субъектов исторического процес­са; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимо­связь их потребностей, интересов, целей и идеалов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечис­ленных проблем заключает в себе множество других. Их творче­ское решение составляет основное содержание социальной диа­лектики, применение которой является важнейшим условием на­учного анализа развития общества.

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — модель поведения, объективно заданная со­циальным статусом личности, ее положением в системе общест­венных отношений.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - любое событие, с помощью которого человек полуосязаемым путем реагирует на открытые действия или состояния другого.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это отношение человека, т.е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание о него.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ (от лат. institutum — установление, уч­реждение) — исторически сложившиеся устойчивые формы ор­ганизации совместной деятельности людей. К ним можно отне­сти институты семьи, образования, власти и др. В социологии понятие и выражающий его термин «институт» означают также совокупность норм, регулирующих ту или иную область общест­венных отношений и соответствующих социальных действий лю­дей, устойчивую систему символов, верований, ценностей, ролей и статусов, характеризующих жизнедеятельность общества и его отдельных сфер.

 

СОЦИОИНЖЕНЕРИЯ — одна из школ в современной социологии, уделяющая главное внимание исследованию социологических проблем труда и социального управления.

 

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ— отрасль современной социологии, исследующая сущность, содержание и основные проявления куль­туры, ее роль и значение в жизни общества. Анализирует культу­ру во всем богатстве ее разнообразных форм, в том числе поли­тическую, правовую, экономическую и различные формы духов­ной культуры — эстетической, нравственной, религиозной и т.д.

 

СУБКУЛЬТУРА — специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. Культура той или иной социальной группы в среде молодежи, интеллигенции, предпринимателей, рабочих и т.д. Их субкультура, или «частич­ная культура», отражает социальное положение, род деятельно­сти, образование, их специфические потребности, интересы и ценностные ориентации. В социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С. Коэн и др.).

 

ЦЕННОСТИ (от греч. axios — ценность) — все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нрав­ственных, политических и правовых взаимоотношений и т.д. Выделяют нравственные, эстетические, религиозные, политиче­ские, правовые, материальные и другие социальные ценности.

Социологическая теория ценностей была всесторонне обоснова­на М. Вебером.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — ориентации социальных субъектов — классов, наций, профессиональных и демографических групп «молодежи, женщин, мужчин и т.д.) и отдельных личностей на те или иные социальные ценности — духовные, политические, пра­вовые, материальные, выступающие в качестве своего рода соци­альных координат, определяющих содержание и направленность их деятельности и поведения.

 

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ — рассмотрение их в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский) — ступень развития общества, на которой главную роль играют не родовые, а соци­альные связи людей. Определяется также как соответствующий уровень культуры общества и как тип культуры, в зависимости от которого выделяют западную и восточную цивилизации, христи­анскую и исламскую, современную индустриальную цивилиза­цию и т.д.

 

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА - система взглядов, обосновывающая развитие общества как процесс постепенных коли­чественных и качественных изменений в области человеческой деятельности, общественных отношений, функционировании со­циальных институтов. Развитие общества рассматривается как процесс перехода от его низших состояний к высшим, от про­стых — к более сложным. Получила свое обоснование в работах О. Конта, Г. Спенсера и других мыслителей.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: