Как распределить обязанности




Кого включить в штат детского сада, чтобы обучать детей с ОВЗ

Елена Кутепова замдиректора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доцент, к. п. н.

Елена Самсонова юрист-редактор СистемыОбразование

Чтобы организовать обучение детей с ОВЗ, примите на работу профильных специалистов и внесите изменения в штатное расписание. В рекомендации – перечень специалистов для работы в группах компенсирующей и комбинированной направленности и список их обязанностей.

Каких специалистов нанять

Если в детском саду есть группа компенсирующей направленности для детей со схожими нарушениями, то возьмите в штат учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора и ассистента. Каких именно специалистов нанять и в каком количестве, зависит от особенностей развития детей (п. 21 Порядка обучения). Подробности смотрите в таблице.

Каких специалистов взять на работу в группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Особенности развития детей Специалист Штатная единица, ставка
Нарушения слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие дети) Учитель-дефектолог (сурдопедагог)  
Педагог-психолог 0,5
Нарушения зрения (слепые, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием) Учитель-дефектолог (тифлопедагог)  
Учитель-логопед 0,5
Педагог-психолог 0,5
Тьютор  
Тяжелые нарушения речи Учитель-логопед  
Педагог-психолог 0,5
Нарушения опорно-двигательного аппарата Учитель-дефектолог и (или) педагог-психолог  
Учитель-логопед 0,5
Ассистент (помощник) 0,5
Расстройства аутистического спектра Учитель-дефектолог (олигофренопедагогог) и (или) педагог-психолог 0,5
Учитель-логопед 0,5
Тьютор  
Задержка психического развития Учитель-дефектолог (олигофренопедагогог) и (или) педагог-психолог  
Учитель-логопед 0,5
Умственная отсталость Учитель-дефектолог (олигофренопедагогог)  
Учитель-логопед 0,5
Педагог-психолог  
Тьютор  
Сложные дефекты (тяжелые и множественные нарушения развития) Учитель-дефектолог (олигофренопедагогог) и (или) педагог-психолог  
Учитель-логопед 0,5
Ассистент (помощник)  

В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми обучаются дети с ОВЗ. Это позволяет корректировать нарушения и обеспечивать социальную адаптацию воспитанников. Чтобы понять, каких специалистов нанимать, ориентируйтесь на рекомендации ПМПК. Количество специалистов зависит от количества детей с ОВЗ в группе (п. 21 Порядка обучения). Подробности – в таблице.

Каких специалистов взять на работу в группы комбинированной направленности

Специалист Штатная единица,ставка Количество детей с ОВЗ в группе
Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог)   5–12
Учитель-логопед  
Педагог-психолог    
Тьютор   1–5
Ассистент (помощник)  

Как оформить

Издайте приказ о внесении изменений в штатное расписание. Введите новые штатные единицы, которые указаны в заключениях ПМПК детей. Убедитесь, что все специалисты прошли профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. Если нет, то направьте их на обучение.

Разработайте локальные акты, которые регулируют деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и других специалистов. Пропишите, какую документацию они должны вести, когда вправе брать детей на занятия, какие формы проведения занятий использовать (индивидуальная, групповая, подгрупповая).

Если детскому саду не хватает собственных средств, чтобы нанять нужных специалистов, обратитесь к учредителю за дополнительным финансированием. Также можно:

· расширить обязанности работников, которые уже есть в штате: учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога;

· возложить функции ассистента на помощника воспитателя и младшего воспитателя (с их согласия);

· использовать кадровые ресурсы других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как распределить обязанности

Разъясните специалистам, что нужно работать сообща. Вместе обсуждайте состояние детей и ход коррекции. Делайте это регулярно, чтобы каждый мог поделиться своим опытом. Распределите обязанности между специалистами.

Например, поручите воспитателю развивать навыки общения детей с ОВЗ со сверстниками, учитывать их особенности в процессе обучения, помогать всем участникам образовательных отношений понять, какую помощь оказать ребенку с ОВЗ и как это сделать.

Тьютор должен находиться рядом с воспитанником и помогать осваивать образовательную программу. Он создает условия для индивидуализации процесса обучения, координирует взаимодействие специалистов и родителей, проводит с ребенком развивающие игры. Объем работы тьютора с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов в день до полной занятости.

Ассистент (технический помощник) оказывает техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам: переносит инвалидные коляски, помогает посещать туалетные помещения и столовую, ориентирует ребенка в здании детского сада (п. 18 Порядка обучения).

Учитель-логопед работает над коррекцией речи. Его занятия направлены на то, чтобы ребенок овладел навыками словообразования и словоизменения, связной речи и правильным звукопроизношением, что поможет ему адаптироваться в обществе и успешно обучаться.

Педагог-психолог работает с детьми, у которых есть отклонения в поведении, корректирует агрессивность, ведет работу по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель подбирает и внедряет в повседневную жизнь ребенка музыкальные произведения, чтобы свести к минимуму поведенческие проблемы, повысить работоспособность, стимулировать внимание, память, мышление.

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребенка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи общего физического воспитания и развития. Его занятия направлены на укрепление здоровья, развитие двигательных навыков детей, способствуют формированиюпсихомоторных функций. Дополнительно предложите инструктору проводить занятия, которые развивают моторную память, способности к восприятию и передаче движений, ориентации в пространстве.

См. также

· Как комплектовать группы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

· Как организовать повышение квалификации педагогов

· Локальные акты: какие бывают, как их принимать, изменять и отменять

Шаблоны

· Должностная инструкция педагога-психолога

· Должностная инструкция тьютора

· Должностная инструкция учителя-дефектолога

· Должностная инструкция учителя-логопеда

· Заключение психолого-медико-педагогической комиссии

· Приказ о внесении изменений в штатное расписание

 


«Кого включить в штат детского сада, чтобы обучать детей с ОВЗ». Е.Н. Кутепова, Е.Ю. Самсонова
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/41651/dfas091ge7/?of=copy-9cbd754bc2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: