Развивающие игрушки и пособия для детей раннего возраста
(И.И. Казунина, И.А.Лыкова, В.А.Шипунова)
№ | Название игрушки, игрового пособия | Рекомендации психолого-педагогической направленности для действий с игрушками, системного развития навыков и умений ребенка раннего возраста | Для какого возраста рекомендуется | |
1. | Каталки для ходьбы | Для развития навыка ходьбы. Помогает осваивать ребенку окружающее пространство, способствует развитию чувства равновесия и двигательной активности малыша | От 9 мес. до 1,5 лет | |
Каталки на палочке | Каталки, которые ребенок ведет перед собой. Малыш учится управлять каталкой, координируя движения своего тела | От 1 года до 2(2,5)лет | ||
Каталки на веревочке | Каталки, которые ребенок тянет за собой. Малыш совершенствует навыки перемещения в пространстве | От 1,5 до 2,5 (3)лет | ||
2. | Качалки | Способствует развитию вестибулярного аппарата | От 1 года до 2,5лет | |
3. | Чаша-балансир | Тренажер для мозжечковой стимуляции, развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, чувство равновесия и когнитивные способности малыша. Включаются механизмы саморегуляции и самобалансирования, что позволяет снять напряжение со всей психоэмоциональной сферы. | От 1 мес. До 7 лет | |
4. | Игрушки-забавы | Используют для развлечения детей, неожиданность игровых эффектов вызывает у малыша любопытство и яркие эмоции. Развитие зрительных ориентиров, любознательности, а также для эмоционального контакта с ребенком. | От 6 мес. | |
5. | Ванька-встанька, мама-неваляшка | Предназначены для слуховых ориентировочных реакций, действий манипулятивного характера, узнавания образа, развития речи. | От 6 мес.до 3 лет | |
6. | Звучащие игрушки и музыкальные игрушки-инструменты Звучащие блоки Радужные звучащие блоки Шум дождя | Колокольчики, бубенчики, музыкальные шкатулки, пианино и т.д. с голосами животных и птиц. Барабан, бубен, треугольник, металлофон, музыкальная шарманка, дудочка | От рождения | |
Направлены на развитие слуха, чувства ритма, умения двигаться под музыку Способствует установлению взаимосвязей между способом и силой воздействия на предмет и его звучание (нажим, удар, раскачивание, сотрясение и т.п).Малыш учится распознавать звуки, у него развивается умение эмоционального отклика на мелодию | От 2-3 лет | |||
7. | Трек, шары с воротцами, желоб для прокатывания шаров | Тренажеры для глаз | От 1 года | |
8. | Скользящие фигуры | Знакомят малыша с действием вращения и передвижения предмета по заданной траектории. Закрепляют зрительные ориентировочные действия, укрепляют мышцы запястья. Способствуют развитию речи и стабилизации эмоций, благотворно влияют на психо-эмоциональную сферу ребенка. | От 1 года | |
9. | Классическая пирамида | Для формирования представления о цвете, названия одинаковых предметов, имеющих сквозное отверстие, на стержень | От 1 года до 2,5 (3) лет | |
Пирамида-неваляшка | Для закрепления представлений о цвете, величине и форме предметов, их положении в пространстве. | От 1 года до 2,5 лет | ||
Пирамиды: «Башня», «Ведерко», «Гигант» | Для закрепления представлений малыша о величине предметов и цвете, понимая «части» и «целого». Анализ и синтез в практических действиях с предметам: собираем из частей и раскладываем по частям. Развитие наглядно-действенного мышления. | От 1 года до 2,5 лет | ||
Шарики на стержнях или башенок или пирамидка «Сияние» | Сбор пирамид из шаров по цвету Сбор пирамид по принципу чередования шаров по цвету. Сбор пирамид по творческому замыслу | От 1 года до 3 лет До 3,5лет До 3 лет | ||
10. | Игрушки с элементами для сенсорного развития ребенка | Способствует сенсорному наслаждению, развитию речи, тактильной памяти и моторики рук | От 6мес. До 3 лет | |
11. | Стучалки Гозди-перевертыши | Предназначены для развития орудийных действий, направленных на достижение умения воздействовать предметом на предмет для получения определенного результата. Способствуют развитию двигательных рефлексов, внимания, мышления, координации системы «рука-глаз», укрепляют мышцы запястья. | От 1 года до 3 лет | |
12. | Цилиндрики-втыкалки Сравни фигуру | Предназначены для формирования у малыша представления о цвете, форме и величины предметов. Анализ и синтез в практических действиях с предметом: раскладывание предметов п цвету, форме или величине. Обучение выполнению действий по образцу и по словесной инструкции взрослого. | От 1 года до 2,5-3 лет | |
13. | Рамки-вкладыши из различных материалов | Знакомят малыша с предметом (цветом), развивают мелкую моторику пальцев, ловкость и силу кончиков пальцев. Предназначены для развития наглядно-действенного мышления, способствуют развитию речи. | От 1 года до 3 лет | |
14. | Сортировщики Доска Сегена | Знакомят малыша с объемными геометрическими фигурами, учат соотносить форму предмета с формой отверстия, позволяют познать сквозное пространство. Развивают мелкую моторику пальцев, координацию мысли и действия в процессе получения необходимого результата. Способствуют развитию цветовосприятия | От 1 года до 2- 2,5 лет | |
Развивающий куб «Познай-ка» | Предназначен для активации познавательных интересов при действии с предметами, развития чувствительности кончиков пальцев при ощупывании предмета, а так же зрительной ориентировки. | От 10 мес. до 3 лет | ||
15. | Матрешка яйца (5 в 1) | Предназначены для ознакомления детей с предметами-вкладышами. Ребенок знакомится с величиной предметов и ее относительностью в сравнении; соотношением понятий «часть» и «целое». Развивают мелкую моторику пальцев рук и координацию движений рук. | От 1 года | |
16. | Разрезные картинки Картинки-половинки Доски с вкладышами Доски -пазлы | Предназначены для ознакомления детей с понятием «целое» и «часть». Для развития наглядно-действенного мышления и побуждения ребенка к умственным усилиям, связанным с достижением результата. | От 1,5 до 3 лет | |
17. | Кубики Строительные наборы Тематические конструкторы | Кубики различной величины и цвета. Предназначены для создания разнообразных построек и формирования конструктивной деятельности, в ходе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка. Конструкторы для малышей имеют один или два способа соединения деталей (наложение, приставление или сочленение) и небольшое количество деталей. Детали конструкторов, строительные материалы должны быть легкими и устойчивыми, соразмерными руке ребенка. Элементы строительных наборов должны быть двух величин: большие и маленькие и разнообразными по форме, позволяющими знакомить ребенка с геометрическими формами, имеющими эталонное значение (куб, призма, сфера, полусфера, цилиндр и пр.) | От 1,5 лет От 2 лет | |
18. | Складные кубики с разрезными картинками, разделенными на 4 части | Предназначены для развития образного и логического мышления, координация мысли и действия. | От 1,5 лет | |
19. | Лото Домино | Тематика должна быть доступна детям и давать знания об окружающем мире. Игры в лото и домино способствуют развитию основных психических процессов внимания, памяти, мышления. Для развития речи и обогащения словаря. | От 2,5 лет | |
20. | Куклы | Рекомендуется кукла высотой примерно 40см., с нарисованным париком или короткими волосами, выразительными глазами, но не с закрывающимися веками, и прорисованным ртом. Кукла должна вызывать эмоциональный отклик у малыша. С одушевления куклы начнет зарождаться сюжетно-ролевая игра. Покажите ребенку действия с куклой: садить за стол, кормить, класть в коляску, качать, баюкать, укрывать и т.д), это необходимо для развития самостоятельныхигровых сюжетов для малыша. | От 1года до 3 лет (данного вида) Куклы рекомендуются детям от 9 мес. | |
21. | Коляски | Коляска должна быть соразмерна кукле среднего размера и соответствовать росту ребенка. коляски способствуют активации действий малыша с предметами, подражанию действиям взрослого. | От 1 года | |
22. | Дом для куклы | Для ознакомления детей с жизнью человека внутри своего дома: назначением комнат, предметов мебели и домашнего обихода. Дом необходим для разыгрывания сценок на бытовые темы. | От 2-3 лет и старше | |
23. | Предметы игрового обихода | Разнообразные предметы быта, соразмеренные росту и руке ребенка, в зависимости от функций и назначения. Крупногабаритная мебель для игры с куклами: кровать, шкаф для одежды, стол, стулья, шкаф для посуды, кукольный диванчик и кресла и т.д., постельные принадлежности для кукол. | От 2 лет | |
24. | Игровые наборы: «доктор», «гладильная доска с утюгом», «гараж», «мастерская», «инструменты» | Для развития сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек | От 2 лет | |
25. | Игрушки-животные (звери, птицы), рыбы | Знакомят детей с домашними животными и их детенышами, дикими животными птицами и рыбами. Необходимы для сюжетных показов, разыгрывания сценок и ситуаций, взаимодействия человека с животными, птицами и рыбами. Необходимы для развития речи, обогащения и активизации словаря ребенка. | от 1 до 3 лет для детей 3 года жизни | |
26. | Машинки, руль, лодка, самолет, вертолет, паровоз с вагончиками | Крупногабаритные знакомые автомобили, без излишних деталей, которые дают детям представления о характерных признаках своих реальных прототипов: грузовые, легковые, военные, машины специального назначения («скорая помощь», «пожарная машина»). С ними ребенок может совершать разнообразные игровые действия: катать, накладывать и перевозить грузы и т.д. | От 1,5 лет | |
27. | Конь на палочке | Предназначен для активизации двигательной активности малыша и развития образного мышления. | от 1 до 3 лет | |
28. | Технические игрушки | Необходимы игрушки с заводными механизмами, приводящими в движение детали игрушки. Разнообразные механические игрушки позволяющие катать, вращать, крутить, насыпать, поднимать и совершать прочие игровые действия, необходимые по ходу игры. | От 2 лет | |
29. | Простые шнуровки: «пуговица», «Яблоко», «сыр» и т.п. | Нанизывание на шнурок (веревку) предметов, различных по форме и цвету (бусинки, ягоды, пуговицы и т.д) Шнуровки предназначены для расширения представлений ребенка о статистических и динамических свойствах предметов. Для развития кистей рук и пальцев, координации движений рук и глаз. Формирование сенсомоторного потенциала ребенка, пропедевтика в обучении малыша завязыванию шнурков, навыков шитья. | От 1,5 лет | |
30. | Мозаика | Предлагает различные способы подбора деталей: от строго заданного до творческого поиска | От 2,5 лет | |
31. | Для театрализованной деятельности | Би-ба-бо. Отдельные куклы-персонажи, изображающие знакомых героев сказок, например, кошки, собаки. Куклы соразмерные руке взрослого, так как с ними организует игру взрослый. Костюмы для уголка ряженья должны легко надеваться и сниматься и быстро застегиваться и расстегиваться (на липучках). Шарфы, платки, и т.п. | От 1 года | |
Карнавальные шапочки, например, зайчика, птички, котенка, медведя, цыпленка, петушка и т.д. и полумаски знакомых персонажей. Используйте показ игровых действий, который станет хорошим поводом для речевого общения, эмоционального обогащения и активизации словаря ребенка. | ||||
32. | Наборы, необходимые для воспитания элементарных трудовых навыков и умений. Лопатки, совочки, формочки для игр с песком, водой и снегом. | В качестве орудий могут выступать предметы, предназначенные для труда в доме и в огороде. Они полезны для совместных действий со взрослыми. Направлены не только на игру, но и «помощь» взрослому. Имеют нравственно-трудовую ориентацию. Используются для координации движений левой и правой рук, сенсорного развития и мелкой моторики. | От 1 года | |
33. | Спортивные игрушки и инвентарь | Мячи резиновые диаметром 100, 125 или 200мм., надувные, мягконабивные. Кегли. Для различных игр высокой подвижности в условиях дома и на свежем воздухе. Санки. Велосипед трехколесный. Балансировочные облачка стимулируют функции головного мозга, развивают вестибулярный аппарат, координацию движений, чувство равновесия и когнитивные способности малыша. Улучшают кровообращение и обмен веществ. Коврик массажный предназначен для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, развития общих движений и чувства равновесия. | От 6 мес. От 2,5 лет От 1 года От 2 лет От 1,5 лет От 9 мес. | |
34. | Настольные игры «Поймай рыбку», «Загони шарик в лунку», «Прокати шарик» и т.п. | Игры на развитие ловкости | От 1,5 лет | |
|
|
|