В последние годы большое внимание уделяется вопросам стабильного и эффективного развития учреждений системы социального обслуживания, расширению спектра оказываемых социальных услуг. В связи с этим растут требования к управленческой компетентности специалистов и работников социальной сферы. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации абсолютными приоритетами определены реформы секторов, связанных с развитием человеческого капитала, поставлена задача повысить эффективность программ в области социальной политики, усовершенствовать существующие механизмы предоставления социальной помощи. В связи с чем определены основные цели социальной деятельности, включающие разработку мер, направленных на повышение качества
и доступности социальных услуг, повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения
в Российской Федерации, гласит, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку
и условиям их оказания.
Однако первые стандарты социального обслуживания населения были разработаны лишь в 2003 г., которые вступили с силу с 1 июля 2004 г.
Почему же важно внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания населения национальных стандартов?
Социальная защита сегодня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитые системы социальных услуг, предоставляемых с учетом особенностей положения различных категорий населения, т.е. адресность. Такая социальная защита требует новых подходов к деятельности в сфере социального обслуживания населения, соответствия этой деятельности требованиям государственных социальных стандартов, а также расширения спектра платных услуг.
Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации.
Применение национальных стандартов обеспечивает более эффективную защиту интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых социальных услуг, создает условия для развития социального обслуживания на основе последних достижений науки
и практики, осуществлять социальное обслуживание на основе принципов равнодоступности, адрености, добровольности гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг (например, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации), конфиденциальности, профилактической направленности.
Фондом «Институт экономики и социальной политики» разработана «Концепция национальной системы стандартизации социального обслуживания населения», вызванная необходимостью практической реализации, как это принято в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации.
Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения:
‑ обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания;
‑ повышение качества объекта стандартизации и содействие оказанию адресной социальной поддержки населению; обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания;
‑ создание условий для обеспечения соответствия социальных услуг требованиям стандартов.
Особенностью данной Концепции и подхода к разработке системы стандартизации социального обслуживания населения является определение в качестве объекта стандартизации – деятельности в сфере социального обслуживания населения, т.е. «Социальное обслуживание населения»,
а предметом стандартизации выступают:
1. Виды социального обслуживания населения (термины, определения, параметры).
2. Социальные услуги.
3. Процессы (работы) по оказанию услуг.
4. Социальные риски (виды трудной жизненной ситуации).
Такой подход в отличие от существовавшего ранее, где объектом стандартизации выступали «социальные услуги», позволяет стандартизировать не только объем и перечень социальных услуг предоставляемых населению, клиентам различных социальных служб
и учреждений, а стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания, исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т.д.). Этот подход в свою очередь требует своей модели национальной системы стандартизации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 20 стандартов социального обслуживания.
Деятельность учреждений социального обслуживания населения Республики Марий Эл регламентирована действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, в том числе национальными стандартами Российской Федерации в области социального обслуживания населения, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 июня 2007 г. № 148 «Вопросы социального обслуживания населения
в Республике Марий Эл», а также их уставами, утвержденными
и зарегистрированными в установленном порядке, и другими нормативными документами.
Принятый стандарт социального обслуживания Республики Марий Эл соответствует национальным стандартам Российской Федерации в области социального обслуживания населения (ГОСТ Р 52495-2005, ГОСТ Р 52497-2005, ГОСТ Р 52498-2005, ГОСТ Р 52880-2007, ГОСТ Р 52881-2007, ГОСТ Р 52882-2007, ГОСТ Р 52883-2007, ГОСТ Р 52884-2007, ГОСТ Р 52885-2007, ГОСТ Р 52886-2007, ГОСТ Р 52887-2007, ГОСТ Р 52888-2007) и является для всех учреждений системы социального обслуживания населения Республики Марий Эл обязательным руководством к действию в организации социального обслуживания населения.
В связи с введением в действие с 1 января 2010 г. вновь принятых национальных стандартов Российской Федерации в настоящее время идет подготовка по внесению изменений в действующий стандарт Республики Марий Эл.
Важное значение стандартизации системы социального обслуживания заключается в том, что в дополнение к действующим нормативно-правовым актам в области социального обслуживания населения государственные стандарты социального обслуживания населения способствуют обеспечению единства взглядов и эффективному взаимодействию участников системы социального обслуживания населения (персонала учреждений социального обслуживания населения, семей и граждан – клиентов этих учреждений, органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов), при оказании социальных услуг в соответствии со стандартным объемом и качеством, различным категориям клиентов учреждений социального обслуживания, способствовать реализации законов и других нормативных актов Российской Федерации в части социального обслуживания населения.
Задание на практическое занятие:
История развития стандартизации.
Основные нормативно-правовые и методологические основы стандартизации в современном обществе.
Стандартизация социального обслуживания: основные методы
и принципы.
Стандарты социального обслуживания. Основные виды социальных стандартов.
Зарубежный опыт в области стандартизации социального обслуживания населения.
Концепция национальной системы стандартизации социального обслуживания населения. Цель и задачи ее формирования.
Теоретические и методологические проблемы развития стандартизации социального обслуживания населения.
________________