В основу психологической подготовки положено формирование личности боксёра, способного проявлять бойцовские качества, обладающего значительным психофизическим потенциалом, умеющего творчески и с желанием вести работу для выхода на более высокий уровень мастерства, а в итоге - для достижения намеченной цели.
Общая психологическая подготовка решает задачи психического воздействия на спортсмена, направленные на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, а также способствует обучению специальным приёмам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям. Она служит целям совершенствования умения управлять собой, повышению соревновательной надёжности, а значит и достижению стабильных, высоких результатов.
Специальная психологическая подготовка направлена на формирование и совершенствование целостной готовности боксёра для участия в каждом соревновании. Её основные задачи:
- совершенствование психических качеств и свойств, необходимых для успешного формирования различных компонентов подготовки боксёра;
- формирование, совершенствование и коррекция индивидуальной манеры боксирования с учётом личностных особенностей конкретных противников, уровня их технической подготовленности.
Использование в учебно-тренировочном процессе различных снарядов, упражнений «школы бокса» в зале перед зеркалом и «работы на дороге» в сосновом бору или берёзовой роще во все времена года, при любой погоде способствуют повышению заинтересованности юношей боксом, преодолению ими нерешительности и слабоволия, развитию у них настойчивости, упорства, смелости и целеустремленности - именно тех волевых качеств, которые определяют в конечном итоге, наряду с физической и технической подготовленностью, эффективность соревновательной деятельности боксёров.
|
В боксе, как в любом виде деятельности, без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряжённые периоды спортивной работы повышается чувствительность спортсмена к различным стимулам, уровень беспокойства и неопределённости, растёт число причин, приводящих к возникновению у боксёра конфликтных и кризисных ситуаций. Эти состояния - следствие многих противоречий деятельности, с которыми сталкивается спортсмен.
Очень важно объяснить юношам, что такие критические ситуации являются необходимыми компонентами их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать в себя методики социально-психологического тренинга, построенные на обсуждении разного рода критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Он должен научиться быть независимым от критики, должен уметь эффективно переживать негативные чувства, использовать стрессы и конфликты для собственного развития.
С целью подготовки боксёров к выполнению больших по объёму и интенсивности нагрузок, встречам с трудными противниками, формирования стремления к максимальной мобилизации сил в тренировке и соревнованиях, к преодолению любых препятствий, чтобы предотвратить возникновение чрезмерной напряжённости в бою, их надо постепенно и систематически адаптировать к обстановке соревнований. В практике предсоревновательной подготовки для этого используется моделирование предстоящей соревновательной обстановки с присущими ей трудностями и неожиданностями. Для этого на тренировках создаются соответствующие условия, которые воспроизводят соревновательную обстановку, боевые ситуации, манеру различных противников, применяются интенсивные специально-подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками; тренировки проводят под открытым небом при неблагоприятных метеоусловиях, при плохом освещении и т.д.
|
В результате у спортсменов отрабатываются соответствующие психические процессы и состояния, и психика боксёров адаптируется к соревновательным условиям и возможным трудностям. В этом аспекте весьма актуально понятие оптимального боевого состояния (ОБС) как устойчивого состояния организма боксёра (в том числе и его психоволевого компонента), при котором спортсмен способен показать максимальный результат, соответствующий степени наилучшей готовности в данный тренировочный период. ОБС, таким образом, это вершина спортивной формы, которая может держаться более длительное время, чем того требует одно соревнование.
В достижении ОБС, в умении сознательно организовать свое наилучшее самочувствие в экстремальных условиях соревнования существенную помощь может оказать метод самовнушения, в частности, психорегулирующая тренировка.
Отметим, что в последние годы всё ярче проявляется способность молодёжи действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях, в современной жизнедеятельности возникающих зачастую непредсказуемо. Бокс способствует формированию необходимого «запаса» функциональных и психических возможностей организма при жизнедеятельности в экстремальных ситуациях, требующих срочной мобилизации ресурсов своего организма.
|
Разумеется, решающую роль в эффективности психологической и волевой подготовки играют психолог и сам боксёр. Длительное изучение опыта работы ведущих психологов и тренеров даёт основание говорить о том, что выдающиеся результаты не могут быть достижимы без кропотливой индивидуальной работы, без психологического взаимопонимания и создания психологически комфортной атмосферы в экстремальных условиях изнурительных тренировок и боксёрского поединка. Несомненно, проблемы психологической подготовки боксёров требуют дальнейшей разработки и более качественного применения в учебно-тренировочном процессе, во время соревнований, а также после их окончания.
Результаты психологической подготовки особенно сказываются во время соревнований, которые являются ответственным испытанием для боксера, подведением итогов и в то же время служат средством дальнейшего совершенствования мастерства.
Выступления в соревнованиях способствуют развитию волевых качеств, боевого мышления лишь при условии, что боксер участвует в них вполне подготовленным, количество соревнований соответствует уровню его спортивной подготовки, индивидуальным физическим и психическим возможностям, трудность соревнований возрастает постепенно, и участники встречаются с соперниками, равными им по силе.
В задачу психологической подготовки к соревнованиям входит создание у боксера готовности к выступлению, которая должна сохраняться и в бою.
А. Ц. Пуни считает, что готовность к соревнованиям — это психологическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью и себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроением и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели.
Таким образом, роль психолога в подготовке юношей-боксеров велика. Она должна сочетать в себе воспитательную и формирующую характер подготовку. При этом психолог должен четко представлять себе индивидуальные особенности своего подопечного. Сложность работы психолога с юношами-боксерами заключается в возрастной категории подопечных. Юношество характеризуется максималистскими настроениями, которые можно выразить в установке «Все или ничего». Именно поэтому роль психолога заключается в том, чтобы боксер после неудач во время тренировок или соревнований продолжал работать над собой, тренироваться и добиваться определенных высот. Роль психолога в данном случае можно охарактеризовать как стимулирующую. Без психолога в боксерском коллективе юношей тренер с меньшей вероятностью сможет вывести их на высокий уровень. Тренеры обеспечивают в большей степени мастерскую подготовку (постановку удара, выработка различных техник боя). Роль психолога также важна и в обучении тренера основам психологической работы со спортсменами. Это необходимо для полноценной работы тренера во время отсутствия психолога, а также всестороннего развития боксеров во время тренировок.
1.2 Психологическое обеспечение подготовки, тренировки и соревнований спортсменов
В настоящее время принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к соревнованиям. Оба этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки.
Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению боксерских задач: ощущений, восприятий и т. д.
Психологическая подготовка боксера к предстоящему бою, естественно, диктуется задачами, которые надо решить в конкретном соревновании. К их числу относятся:
осознание своеобразия спортивных задач предстоящего соревнования;
изучение сильных и слабых сторон противников и подготовка к действиям в соответствии с учетом этих особенностей;
формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы;
преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием, и создание состояния психологической готовности к бою; приобретение готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и умение проявить их в условиях соревнования.
Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля
Актуальность проблемы воспитания координационных способностей всегда присутствовала в исследованиях по многим видам спорта. Поскольку это характеристика управления мышечными напряжениями и расслаблениями, а управление может касаться различных по иерархии уровней двигательной системы, с физиологической точки зрения разделяют координацию на более элементарную, протекающую без участия сознания и воли человека, и на более сложную, отражающую как программирование, так и исполнение целостного двигательного акта (Е.П.Ильин, 2003). С позиции научных знаний координационные движения являются более выгодными для организма, поскольку способствуют экономному расходованию сил и быстрому их восстановлению. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, хлопков или выстукивания. Музыка задает не только ритм, но и темп движения и как следствие этого, физическую нагрузку (А.К. Волкова 1981; В.Н. Кряж и др. 1987; Ю.Ф. Курамшин, 2003 и др). При этом, мощнейшим средством формирования координационных способностей является музыка и движение, поскольку их основу составляет ритм – „неотъемлемый их структурный компонент”(О.Е. Афтимичук, 1998 с. 54; З.Д. Вербова, 1967; В.И. Елатов, 1974). Для выяснения некоторых положений мы провели социологический опрос. В состав, которого был внесен вопрос, который позволил нам узнать, какие средства, по мнению респондентов-преподавателей необходимо применять в учебно-тренировочном процессе борцов. Программы многолетней подготовки в видах спортивной борьбы так же, как и методология технико-тактической подготовки борцов не способствуют формированию многообразного и, главное, надежного технико-тактического арсенала, поскольку привнесение в процесс освоения новых технических действий, изучения защиты против них и усложненных комбинаций неизбежно ведет к сужению реальных технических арсеналов. Это, в свою очередь, провоцирует к исповеданию методологии эксплуатации функциональных резервов и, как следствие, раннему старению спортсменов (А.С. Кузнецов, 2003). Для определения роли координационных способностей в двигательную деятельность борца, проведено социологическое исследование. На вопрос «Считаете ли вы, что воспитание координационных способностей играют важную роль в учебно-тренировочном процессе борцов? все респонденты-тренеры единогласно 100% ответили «ДА». На рисунке 4 представлен анализ полученных ответов респондентов по вопросу «Акцентируете ли вы особое внимание на воспитание координационных способностей у спортсменов?», 94,12% респондентов-тренеров ответили «ДА», и 5,88% респондентов ответили «НЕТ». Продолжая анализ результатов соцопроса респондентов, нам было важно знать их мнения, о том какие средства применяют специалисты в учебно-тренировочном процессе борцов для воспитания координационных способностей. Полученные данные приведены на рисунке 4. Следует отметить, что из семи предложенных в анкете основных средств респонденты приоритетно разделили свои мнения следующим образом: первое место – подвижные игры (88,23%); второе место – имитационные упражнения (52,94%); третье место – координационно-ритмические задания (47,05%). В то же время, анализ мнений респондентов показывает, что только незначительное их количество обращает внимание на такие важные, на наш взгляд, средства как идеомоторная тренировка 29,41%, строевые упражнения - 17,64%, ритмические упражнения - 11,76%. Вместе с тем, 5,88% респондентов указали, на то, что применяют музыкальное сопровождение в учебно-тренировочном процессе борцов. Рисунок 4. Расстановка мнений респондентов по приоритетному использованию средств для воспитания координационных способностей. На вопрос анкеты об использовании музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе борцов большинство респондентов дали 76,47% отрицательных ответов и всего лишь 23,53% положительных, то есть в процессе занятий музыкальное сопровождение используется крайне редко. Для выяснения данной ситуации мы задали респондентам еще один вопрос «Как Вы думаете, есть ли необходимость в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей?». Мнения респондентов-тренеров распределились следующим образом рисунок 5. Оказывается, что 41,18% считают, что музыкальная подготовка необходима для воспитания координационных способностей. Вместе с этим, не малый процент респондентов-тренеров (23,53%) считают, что применение такого рода средств в учебно-тренировочном процессе со своими воспитанниками не является уместным. Рисунок 5. Отражение мнений респондентов о необходимости в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей. Неожиданными оказались результаты с ответом на данный вопрос – „Затрудняюсь ответить”: 35,29% респондентов-тренеров. Поскольку использование музыки дает возможность создать правильные моторные привычки, производить ритмические движения, а также совершено четко представлять различные пространственно-временные соотношения. При этом, музыка может организовать и регулировать движение, давать четкое представление о соотношении времени, пространства и акцента в момент выполнения двигательного действия [Г. А. Волкова, 2003], что необходимо борцу в момент противоборства. Все перечисленные выше средства имеют свою, внутреннюю, интеграцию, проявляющуюся в кумулятивном эффекте занятий, где одни средства дополняют другие с целью закрепления приобретенного в процессе тренировки навыка. В первую очередь, это относится к комплексному психомоторному умению двигательной координации, в состав которого входит и зрительная, и вербальная координация. При анализе соответствующей специальной литературы по вопросу правильного использования музыкального сопровождения в процессе тренировки, мы выяснили, что верный и достаточно разнообразный подбор музыкальных произведений может вызывать у человека положительные эмоции, способствовать закреплению двигательных навыков, улучшать технику движений, стимулировать мышечную активность и проявление волевых усилий, воздействовать на развитие физических способностей, облегчать организацию занимающихся, повышая при этом моторную плотность занятия, а также ускорять протекание восстановительных процессов [Ю.Р. Коджаспиров, 1987; Н.Г Озолин, 2006; Г.Д. Горбунов, 2007]. В целом, можно долго говорить о том, какую роль занимает музыка в процессе формирования координационных способностей и двигательной деятельности спортсменов, в общем. Таким образом, исходя из анализа и обобщения, данных специализированной литературы, а также полученных результатов анкетного опроса действующих тренеров и специалистов в области борьбы, приходим к выводу, что исследуемая проблема заслуживает особого внимания, поскольку ей не предоставлено должного места в системе учебно-тренировочных занятий борцов. Мы представили анализ анкетного опроса лишь по 10 вопросам. Однако и в рамках этого анализа можно констатировать необходимость в научно-методических разработках по проблеме воспитания координационных способностей, которые могут способствовать ускорению учебно-тренировочного процесса и не только в спортивной борьбе. Выводы В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца. Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов с учетом многих компонентов. 2. Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс формирования координационных способностей. 3. Определили роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов посредством анализа социологического опроса. 4.Выявлено более рациональное условие для воспитания координационных способностей, которое является, по мнению респондентов – этапом начальной спортивной подготовки. 5. В результате исследования установлена возможность и практическая целесообразность прикладного использования средств музыки в учебно-тренировочном процессе борцов, в целях формирования координационных способностей. Практико-методические рекомендации При составлении программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ целесообразно на этапе начальной спортивной подготовки обращать внимание на развитие координационных способностей. Это позволит спортсмену в дальнейшем при обучении применять более образные двигательные ориентиры и «иметь собственные пространственные ориентиры при проведении технических действий» (А.С. Кузнецов, 2003 с. 285). Выявлены стороны спортивной техники, которая является комплексом из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Поэтому, при организации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки целесообразно включать: – подвижные игры; – имитационные упражнения; – координационно-ритмические задания; – идеомоторные упражнения; – музыку. 3. Определено, что применения музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе позволяет добиваться высоких результатов меньшими волевыми усилиями спортсменов (Ю.Г. Коджаспиров, 1978; С.И. Кулагин, 2002). Значительную роль в снижении нервно-психических напряжений в подготовке борцов могут играть: – Музыкальное сопровождение, создающее комфортные условия для тренировки и восстановления спортсменов. – Разнообразие тренировочных приемов и действий. Для определения этих и других факторов, преподаватель должен быть компетентен в вопросах, педагогики, спортивной психологии включая изучения психомоторики человека, физиологии и др.