Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ




1.1. Теоретические и методологические основы психологии управления

Теория и психология управления являются областью научного знания о законах и закономерностях взаимодействия людей, включенных в различные группы и организации. Такие знания о психологических особенностях поведения человека, взаимодействии и деятельности - являются необходимым компонентом как общей, так и профессиональной культуры личности специалиста любого профиля. Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы предметной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические особенности остаются неизменными и имеют универсальное значение.
Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии. Это определяет специфику предмета психологии управления, в котором отражены широкие психологические знания в комплексном их представлении с внепсихологическими особенностями строения и функционирования организационных систем. Необходимо корректно определять соотношение между психологическими и непсихологическими параметрами управления. Поиск такого оптимального соотношения составляет круг важных психологических проблем управленческой деятельности.
Психология управления обобщает и систематизирует огромное количество фактов, статистического и экспериментального материала, полученных в области человеческих измерений и управления. Это, своего рода, синтетическая область знания психологии, определяемая:
- конкретным социальным заказом индустриального общества;
- необходимостью сделать управление эффективным;
- желанием максимально использовать "человеческий фактор" в производстве (без принуждения и давления);
- организовать и оптимизировать систему управления организацией.
Необходимо отметить, что отмеченные задачи психологии управления наиболее полно востребованы и, соответственно, реализуются в свободном обществе. Принуждение исключает главные компоненты психологии управления. Поэтому, психология управления базируется на концепции о том, что использование психологического фактора в производстве,в управлении выгодно экономически.
Человек и его психика являются предметом психологии (поведение, общение, деятельность, личность, сознания и пр.) и, одновременно, отражаются в психологии управления. Поэтому:
психология управления - отрасль психологии, предметом изучения которой являются психические явления, реализуемые в системах управления и в процессах взаимоотношений и взаимодействий между людьми.
Что изучает психология управления и какие проблемы рассматривает?
1) Личность руководителя, ее развитие и совершенствование.
Среди множества качеств личности в психологии управления важны те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность:
- изучается не личность вообще, а личность управляющего, организатора, руководителя. Изучаются ее черты и особенности, которые позволяют оптимизировать и усилить процессы управления, т.е. моделируется личность "сильного руководителя". Изучается и практически формируется проекция черт личности руководителя на личность подчиненных;
- изучая личность руководителя психология управления не только сравнивает, анализирует факты и ее особенности, а позволяет целенаправленно развивать в себе качества эффективного управляющего, лидера.
2) Формы и способы организации управленческой деятельности с точки зрения ее эффективности.
Управленческая деятельность имеет особенность - организовывает деятельность других людей, определяет как производственные, так и управленческие задачи:
- управленческая деятельность строится по правилам, которые исследуются психологией управления;
- управленческая деятельность направленно производит "порядок из хаоса", эффективное управление повышает порядок и наоборот, неэффективное - снижает. Эффективно работающий управляющий знает основные управленческие действия, постоянно рефлексируя он анализирует свою деятельность. Он знает основные компоненты управленческой деятельности и это позволяет ему компенсировать недостаточно развитые у него организаторские способности руководителя.
3) Коммуникативная составляющая управленческой деятельности.
Коммуникативные качества управляющего развиваются при жизни и поэтому их необходимо целенаправленно формировать. Поэтому психология управления освещает психологическую проблематику:
- связи управления и общения;
- коммуникативной культуры и умений управляющего;
- ведения переговоров и многие другие формы взаимодействия между людьми;
- публичное, социальное общение, речь и многое другое.
4) Конфликты в организации, их роль в управлении и способы разрешения.
Любой коллектив, группа являются социальным организмом, где член группы достигает своих целей и решает задачи посредством группового участия и взаимодействия. Люди в группе связаны между собой необычайно сложными связями. Группа рождается, растет и прекращает существование. Поэтому:
- руководитель управляет динамикой развития группы;
- оптимизирует групповые отношения через конфликтное взаимодействие.
Рассмотрим основные понятия психологии управления с позиций системного подхода и начнем, прежде всего, с понятия деятельности.
Деятельность является основной психологической категорией. Через категорию деятельности решаются вопросы согласованности и гармонизации управления. Хотя, изучение закономерностей управленческой деятельности сопряжено с принципиальными трудностями. Эти трудности опряделяются тем, что любая деятельность имеет две стороны - внешнюю (наблюдаемую, видимую, эксплицитную) и внутреннюю (скрытую от прямого наблюдения, имплицитную), объективную и субъективную. Первая сторона деятельности раскрыта гораздо лучше и является, по сути дела, предметом изучения теории управления. Тогда как вторая - внутренняя деятельность - составляет предмет психологического изучения деятельности. Важно отметить, что рассматривать управленческую деятельность без ее внешней или внутренней составляющей невозможно. Ее объективное содержание определяется мерой - оптимальной пропорцией согласования внешне-объективированой характеристики управленческой деятельности и характеристики ее внутреннего (психологического) содержания. Методологически такую меру согласования определяют два фундаментальных психологических принципа:
- принцип единства психики и деятельности - согласно которому внешние и внутренние компонеты деятельности представляют собой целостную систему, они взаимоопределяют друг друга и находятся в определенном соподчинении;
- принцип системного изучения деятельности - предполагает этапность реализации деятельности, анализ ее содержания и психологических механизмов. Анализ содержания отражает объективные характеристики деятельности, а анализ психологических механизмов - собственно субъективное, психологическое содержание.
Эти принципы ориентируют общую направленность изучения любой деятельности. Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории и изучается во многих науках. Однако общее философское определение деятельности как индивидуальной формы существования общественных отношений, как способа включения личности в структуры общественного разделения труда конкретизируется в других науках. Основную роль в комплексном, междисциплинарном изучении и понятии деятельности, без которого невозможна ее практическая реализация играет психология.
Что в психологии называют деятельностью? Какое содержание определяет этот феномен? Для эффективного овладения знаниями курса психологии управления эти вопросы являются принципиальными, поэтому необходимо ответить на них.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленной цели, связанная с удовлетворением его потребностей и интересов, детерминированная социальным содержанием.
В таком определении подчеркивается, что:
- во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - чедовек осознает цели своей активности и способы их достижений. Он планирует достижение цели и предвидит результаты;
- во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда (включая самые совершенные);
- в-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется как правило в группе, по социальным законам и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.
В деятельности реализуется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В этом принципе отражается активный характер психической деятельности, в которой складывается модель окружающего мира. В деятельности выражаются отношения человека к действительности, к другим людям и к самому себе. В деятельности формируется личность человека.
Деятельность обладает определенной структурой, обеспечивающей ее реализацию. Она состоит из следующих элементов: движений ==> действий ==> собственно деятельности. Основу движений определяют физиологические механизмы, они могут быть врожденными (безусловными) и приобретенными (условнорефлекторными). Подавляющее количество движений человека являются приобретенными. Двигательное развитие связано с преобразованием безусловнорефлекторной регуляции движений в систему условнорефлекторных связей. В этом процессе проявляются индивидуальные особенности человека, которые необходимо учитывать в практике управления. Двигательные способности у людей различны, они тесно связаны с двигательными задатками, которые определяют двигательную одаренность человека. Действия представляют собой систему движений, определяющих собой отдельный акт деятельности. Действия носят социальный характер (в отличие от безусловных движений) и направлены как на объект (на предмет), так и на социум. В последнем случае действие становится актом поведения. Кроме того, действие может осуществляться в виде операций - автоматизированных и неосознаваемых элементов активности, выступающих как способы выполнения деятельности в определенных условиях. В психологии различают внешние (физические, моторные, практические) и внутренние (умственные, психические) действия.
Исследования в психологии показали, что большинство внутренних действий формируются вначале как внешние, предметные, а затем постепенно переносятся во внутренний план. Этот процесс называется интериоризацией. Внешняя деятельность направляется и контролируется внутренней, а реализация внутренних действий вовне называется экстериоризацией. В действительности осуществляется постоянный перевод составляющих деятельности в различные планы, что создает процессуальную основу познания и практики. В практике и теории управления особое значение имеют определенные виды деятельности, например речевая деятельность, в которой происходит постоянный перевод смысловых, знаковых переменных во внутренний (внутренняя речь) и внешний (внешняя речь) план. Результатом такого перевода являются коммуникации, взаимодействия, осознание и регуляция поведения человека.
Внешняя характеристика деятельности охватывается понятиями:
- субъекта и объекта деятельности;
- предмета деятельности - совокупности вещей, процессов, явлений, которыми оперирует субъект в процессе деятельности;
- средства деятельности - совокупность орудий воздействия на предмет деятельности; - условия деятельности - определяются системой социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности определяется системой процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения.
К структурным компонентам деятельности можно отнести такие психологические образования как цели, мотивацию, информационные отношения, план, принятие решения, программу, индивидуально-психологические характеристики субъекта, психологические особенности объекта управления, психические процессы (познавательные, эмоциональные, регулятивные), психологические механизмы контроля, коррекции, осознание и регуляцию, и другие.
Существуют различные основания для классификации деятельности на виды:
а) По характеру выполняемых функций, деятельность может быть ориентировочной, исполнительской, сличения и контроля;
б) По доминированию психических компонентов - познавательная, эмоциональная, волевая;
в) По уровню организации и результатам - игра, ученье, труд;
г) По предметной сфере труда - трудовые профессии и специальности;
д) По специфике содержания - интеллектуальная и физическая;
е) По специфике предмета деятельности - "субъект-объектные" виды - предметом деятельности является материальный объект и "субъект-субъектные" - предметом взаимодействия являются люди;
ж) По условиям осуществления - деятельность нормальная и экстремальная; и другие виды деятельности
Наиболее общее основание классификации деятельности в психологии заключается в принципе индивидуального и группового. По такому основанию выделяют индивидуальную и совместную деятельность, что во многом определяет психологическую специфичность управленческой деятельности. Управленческая деятельность является и индивидуальной, и совместной одновременно, представляя собой качественно своеобразный тип деятельности. Совместной она является с позиции "управляемых субъектов" [18], а индивидуальной - с позиций реализации психологических феноменов управления. Поэтому управленческая деятельность в психологическом плане "является сложной и представляется синтезом индивидуальной и совместной деятельности, в ней происходит как своеобразное "отрицание", так и одновременное усиление основных черт индивидуальной и совместной деятельности". Это обусловливает наличие ряда психологических особенностей управленческой деятельности (УД). А.В.Карпов выделяет следующие особенности УД [18]:
а) УД характеризуется опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной системы управления. Происходит отделение управленческой деятельности от исполнительской и чем в большей степени она концентрируется вокруг неисполнительских функций и освобождается от исполнительского труда, тем выше ее эффективность;
б) УД специфична по своему предмету. Предполагает воздействие на других людей в целях их организации в совместной деятельности. Специфичность в том, что предметом и объектом воздействия являются субъекты, характеризуемые качественно иным уровнем сложности чем в иных видах деятельности. В управленческой деятельности субъект и объект идентичны по сложности своей организации и тождественны по своим психологическим особенностям. Между множественными субъектами складываются закономерные социально-психологические отношения, составляющие важный фактор специфики управления. Поэтому управленческую деятельность относят к субъект-субъектному виду деятельности, более сложному, чем субъект-объектная;
в) УД Специфична по своему процессу. Ее суть - организация деятельности других людей, своеобразная "деятельность по организации деятельности" - деятельности второго порядка;
г) По содержанию УД представляет реализацию универсальных управленческих функций планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и других. Такие функции присущи всем видам УД. Своеобразная их инвариантность является еще одной из основных характеристик управленческой деятельности;
д) УД принадлежит к особому типу систем - социотехническим, обеспечивающим эффективное функционирование некоторой организационной системы. В такой деятельности реализуются два аспекта управления, связанные с технологическим процессом функционирования управляемой системы и с межличностным взаимодействием субъектов управления. Первый аспект принято обозначать инструментальным контуром, а второй - понятием экспрессивного контура управления. Такие контуры управления необходимо гармонизировать в процессе деятельности управления, чтобы исключить элементы их антагонистического проявления. Это увеличивает общий уровень сложности УД;
е) УД специфична по организационному статусу ее субъекта - руководителя, который характеризуется двойственностью. Руководитель одновременно является членом организации и не является им. В силу своего иерархически высшего положения, он как бы стоит над ней. Исследования в психологии показывают, что эффективность деятельности организации прямопропорционально зависит от совмещения в управляющем ею человеке функций формального руководителя и неформального лидера. Это предполагает одновременное сочетание двух принципов управления - иерархического (субординационного, внешнего, социально предписываемого) и коллегиального (координационного, внутреннего, использующего неформальные связи в организации). Такое сочетание в идеальном варианте управления оптимально целям и задачам как организации, так и каждого ее члена. Необходимо выделять черты руководителя, обусловленные его организационным статусом:
- руководитель имеет двойную принадлежность, одновременно входя в структуры организации и органа управления более высокого порядка;
- руководитель ответственен за функционирование организации в целом, а не кокой-либо ее составной части;
- статус руководителя сопряжен с гораздо большими возможностями влияния на деятельность в целом, чем с позиции других членов организации;
- существует личностная проекция руководителя на процесс управления. Чем более высок статус руководителя в иерархии УД, тем более значима такая проекция.

Выделяют следующие уровни УД:
- технический уровень - осуществляется управление низовыми звеньями организации. Здесь руководитель находится непосредственно над исполнителелями, осуществляющими неуправленческие виды деятельности. К ним относятся руководителя первичного звена, "младшие начальники", мастера на производстве, операционные руководители, заведующие отделами и прочие;
- управленческий уровень - осуществляется управление среднего звена, где контролируется и координируется деятельность руководителей низшего звена. Примером такого уровня руководства может служить деятельность начальника цеха на производстве, декана в университете, директора филиала;
- институциональный уровень. Это уровень управления высшего звена, осуществляющее управление крупными производственными предприятиями, социальными, государственными организациями. Основным продуктом такой УД являются обоснованные стратегические решения, включающие политические и социальные составляющие. Если руководителей первых двух уровней абсолютное большинство, то руководителей институционального уровня гораздо меньше. Это связано с иерархичностью потребностей общества в руководстве и особенностями социальной, политической, экономической организации общества.
ж) УД специфична по условиям реализации. Внешняя специфика условий УД складывается из жестких, лимитированных временных ограничений, частичной, а иногда значительной информационной неопределенности, высокой ответственности за конечные результаты деятельности, нерегламентированности, нехватки и поиска ресурсов деятельности, экстремальных и стрессовых ситуаций и прочих. Внутренняя специфика условий УД определяется необходимостью одновременного выполнения комплекса различных действий и решения многих задач; противоречивостью нормативных предписаний, их неопределенностью, а иногда отсутствием; частой неполноценностью оценочных критериев эффективности деятельности; множественной соподчиненностью руководителей различного уровня в рамках одной управляемой системы; низкий уровень алгоритмизованности УД и другие.
Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности комплекс психологических особенностей деятельности управления, выделяющих ее в особый тип профессиональной управленческой деятельности. Профессиональная УД обладает определенной:
- управленческой техникой - совокупностью конкретных умений и навыков решения управленческих задач;
- управленческой культурой - системой организации деятельности и деятельности других людей, в которой наиболее полно раскрываются способности и творческий потенциал каждого работника организации или другого социального объединения;
- управленческое искуство - предполагает творческое использование управленческих умений и навыков в нестандартных и нетипичных ситуациях (в неопределенности).
В контексте психологии управления решаются вопросы эффективности функционирования организаций [38]. Это связано с психологическим обеспечением эффективности используемых методов управления:
1. Организационные методы - затрагивают вопросы совершенствования технологий управления, маркетинга, информационно-аналитического обеспечения управления и другие.
2. Финансовые методы - реализуют комплекс мер по стимулированию деятельности организации.
3. Научно-технические методы - предполагают использование новых технологий, автоматизированных систем управления, научной организации труда.
4. Психологические методы - непосредственно затрагивают профессионально значимые свойства психики человека-оператора, руководителя, исполнителя и психологические характеристики, особенности систем управления. Отметим, что все методы управления органично включают в свое содержание внутренние механизмы психологического воздействия и регуляции. В полной мере к ним можно отнести системы мотивации, познания, осознания, эмоциональности и другие.

 

1.2. Основные свойства систем управления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: