П ритчей чтение:
П амять праведника – с похвалами, и благословение Господне – на главе его. Блажен человек, который обрел премудрость, и смертный, который постиг разум, – ибо лучше её приобретать, чем сокровища из серебра и золота. Она дороже камней драгоценных: не воcпротивится ей ничто дурное; она хорошо известна всем, любящим ее, и все драгоценное не достойно ее. Ибо долгота жития и годы жизни – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава; из уст её выходит правда; закон же и милость она на языке носит. Итак, послушайте меня, о дети, ибо я важное скажу, и блажен человек, который пути мои сохранит, ибо исходы мои – исходы жизни, и готовится желание от Господа. Потому убеждаю вас и посылаю мой глас сынам человеческим. Ибо я, премудрость, устроила совет, и знание и смысл я призвала. Мой – совет и безопасность; мой – разум, моя и сила. Я меня любящих люблю, а ищущие меня найдут благодать. Придумайте же, беззлобные, хитрость, а не наставленные – приложите сердце. Послушайте меня и еще, ибо я важное скажу, и открою губами своими правое; ибо истине поучаться будет гортань моя, и мерзки предо мною губы лживые. С правдою все речи уст моих, ничего в них ни кривого, ни искаженного; все они прямы для думающих и правильны для находящих знание. Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.
П ритчей чтение:
У ста праведника источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Губы мужей праведных источают благодать, а уста нечестивых развращаются. Весы неверные – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Куда войдет дерзость, там и бесчестие; уста же смиренных обучаются премудрости. Совершенство прямодушных наставит их, а коварство нарушающих слово поглотит их. Не принесут пользы имения в день гнева, праведность же избавит от смерти. Умерший праведник оставил сожаление, но близка бывает и радует погибель нечестивых. Праведность непорочного верно определяет пути, нечестие же впадает в неправду. Праведность мужей прямых избавляет их, безрассудством же уловляются беззаконные. По кончине мужа праведного не гибнет надежда, похвальба же нечестивых погибает. Праведник выходит из западни, а вместо него предается нечестивый. В устах нечестивых ловушка гражданам, чувство же праведных благоуспешно. Достоинствами праведных ободрился город, и в погибели нечестивых – ликование. Благословением праведных возвысится город, устами же нечестивых он разрушен. Глумится над согражданами скудный разумом, но муж разумный спокойствие вносит.
|
П ремудрости Соломона чтение:
П раведник, если и преждевременно cкончается, в покое будет, ибо старость почтенная не в долговечности и не числом лет измеряется: но рассудительность – седина для людей, и возраст старости – жизнь непорочная. Став угоден Богу, он был возлюблен, и, как живший среди грешников, переселен; был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не обмануло душу его. Ибо обольщение порока помрачает доброе, и мечтание похоти повреждает ум беззлобный. Став совершенным скоро, он исполнил лета долгие: ибо угодна Господу была душа его, потому и поспешил он из среды лукавства. Люди же увидев то и не постигнув, даже и не взяли в мысль такое, что благодать и милость со святыми Его и попечение об избранных Его.
|
На литии стихира храма. Затем стихиры свт. Николая, глас 2:
[Византийца:] П равилом веры и образом кротости явил тебя стаду твоему Христос Бог, святитель Николай: ибо в Мирах миром благоухая, ты сияешь светло Божественными твоими деяниями, сирот и вдов заступник. Потому молить не прекращай о спасении душ наших.
О тче Николай, миром полная рака мощей твоих Миры охраняет; ибо ты и узников, осужденных без суда, в сонном видении твоем царю явившись, от смерти, уз и темницы освободил. Но и ныне, как тогда, и всегда, в видениях являйся, ходатайствуя о душах наших.
О тче Николай! Если Миры и молчат, но весь мир, тобою просвещенный, и благоухание мvра, и множество чудес восклицает хвалебными песнопениями, как и осужденные, спасенные тобой. С жившими в Мирах и мы взываем в песнях: «Ходатайствуй о спасении душ наших!»
Глас 4: О тче Николай, ты, сосуд с мvром Пресвятого Духа, как весна благоухаешь радостью Божественных ароматов Христа: ибо, став подражателем апостолам, вселенную обходишь молвою о чудесах твоих. Оттого и дальним, как вблизи, во сне являясь, от смерти избавляешь тех, кому по суду неправедному предстояло умереть, спасая предивно от многих опасностей призывающих тебя. Потому от надвигающихся несчастий освободи твоими ходатайствами и нас, всегда восхваляющих тебя.
Глас 8: Д облестей твоих плод, преподобный отче, просветил верных сердца: ибо кто, слыша о безмерном твоем смирении и терпении не удивился, к нищим твоему радушию, к скорбящим состраданию? Всех ты богодостойно научил, святитель Николай; и ныне, венцом неувядаемым увенчанный, ходатайствуй о душах наших!
|
К восхвалению Господа поспешил ты, Николай, во временной жизни, и Он тебя прославил в Небесной и истинной жизни. Потому, дерзновение стяжав пред Ним, моли о спасении душ наших.
Слава, глас 6:
Б лаго тебе, добрый раб и верный, благо тебе, работник в винограднике Христа: ты и тягость дня перенес, ты и данный тебе талант возрастил и после тебя пришедшим не позавидовал. Потому врата Небесные открылись тебе: войди в радость Господа твоего и ходатайствуй о нас, святой Николай!
И ныне, глас тот же:
С ион, торжествуй, Иерусалим, веселись, град Христа Бога, прими Создателя, в пещере и яслях вмещающегося! Отворите мне врата и, войдя в них, увижу, как Младенца, пеленами Повиваемого, но рукою Своею все творение Держащего, Которого Ангелы воспевают непрестанным гласом, жизни Подателя Господа, спасающего род наш.
На стиховне стихиры, глас 5:
Р адуйся, священная глава, чистая добродетелей обитель, Божественнейшего священства правило, пастырь великий, светоч светлейший, носящий победы имя, к молящимся снисходящий сострадательно, склоняющийся к прошениям немощных, избавитель всегда готовый, страж спасительный всем верою чтущим всеславную память твою! Христа моли, преблаженный, ниспослать миру великую милость.
Стих: Д рагоценна пред Господом смерть святых Его.
Р адуйся, священнейший ум, Троицы чистое жилище, столп Церкви, верных утверждение, истомленным помощь. Звезда, сиянием благоприятных твоих молитв рассеивающая всегда тьму искушений и скорбей, святитель Николай. Пристань тишайшая, в которую прибегая треволнениями житейскими теснимые спасаются! Христа моли, душам нашим подать великую милость.
Стих: С вященники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.
Р адуйся, ревностью Божественной исполнившийся, и обреченных неправедно на смерть от злого обвинения избавивший повергающим в трепет попечением и посещениями в сновидениях. Источник, в Мирах миро источающий обильно, и души орошающий, смрад же страстей отгоняющий. Меч, плевелы обмана подсекающий, лопата, развеивающая Ариевы подобные плевелам учения. Христа моли, Николай, ниспослать душам нашим великую милость.
Слава, глас 6:
[Иоанна монаха:] Ч еловек Божий, и верный раб, служитель Господень, муж желаний, сосуд избранный, столп и утверждение Церкви, Царства наследник, не прекращай взывать за нас ко Господу.
И ныне, глас тот же:
[Византийца:] Б рака не познавшая Дева, откуда Ты пришла? Кто родитель Твой и Кто матерь Твоя? Как Творца носишь на руках? Как не повредилось Твое чрево? Великие, необычайные, повергающие в трепет таинства, на земле над Тобою совершающиеся видим, Всесвятая! И предуготовляем достойный Тебя долг: на земле – пещеру, и небеса просим послать звезду; а волхвы выходят от востока земли к западу, чтобы увидеть Спасение смертных в яслях пеленами повиваемое.
На благословении хлебов, тропарь, глас 4:
П равилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших. (2) И Б огородица Дева: (1).
А где нет всенощного бдения: на Великой вечерне, по Н ыне отпускаешь: возглашаем тропарь единожды: Слава, и ныне, Богородичен воскресный.
НА У́ТРЕНИ
На Бог Господь, тропарь, глас 4:
П равилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших. (2)
Слава, и ныне, Богородичен:
О т века сокровенное и Ангелам неведомое таинство, через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле, – Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств, и ради нас добровольно принявший Крест, – им Он воскресил Адама первозданного и спас от смерти души наши.
По 1–м стихословии, седальны, глас 2:
В Мирах живший чувственно, святитель, явился ты невещественно помазанным миром духовным, отче Николай. Потому ароматами чудес твоих мир исполнил, вечно текущее миро проливая, миром благоухающими твоими словами и памятью твоею.
Слава: Б листаешь ты на земле чудес лучами, Николай мудрый, и побуждаешь всякий язык к славе и хвале на земле тебя Прославившего. Его моли, да от всякой беды избавятся память твою с верою и любовию почитающие, среди отцов избранный!
И ныне, Богородичен:
В сех Творца, Бога и Создателя, Всенепорочная, Чистая, Духом Божественным Ты во чреве зачала и, не потерпев повреждения, родила. Его славя, мы Тебя воспеваем, Дева, как дворец Царя всего и мира защиту.
По 2–м стихословии, седальны, глас 4:
В ерным ты покровительствуешь, защищая, сохраняя их, блаженный, от всякой скорби избавляя явственно, иерархов прекраснейшая слава и хвала, Николай преподобный.
Слава, глас 8: И сточник чудес, отче мудрый, приняв от Господа, всем верным источаешь ты, блаженный, медом текущие воды: ибо как пастырь истинный и проповедник веры, истинного Пастыря слова ты сохранил. Потому дерзновение пред Ним имея, ты спас людей от смерти, Николай, иерарх блаженный; моли Христа Бога грехов отпущение подать чтущим с любовию святую память твою.
И ныне, Богородичен:
В тину грехов я впал, и не на чем мне стать, бедственно потопила меня буря согрешений; но, как родившая Слово – Единого Человеколюбца, на меня, раба Твоего, воззри и избавь меня от всякого греха и страстей душегубительных, и от всякаго вреда лукавого убийцы. Богородица, мужа не познавшая, моли Христа Бога грехов отпущение мне дать: ибо в Тебе имею я надежду, раб Твой!
Величание: В еличаем тебя, святитель, отче Николай, и чтим святую память твою, ибо молишь ты за нас Христа, Бога нашего.
Псалом избранный:
[хор] 1 У слышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. 2 У ста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего – разум.
1 П ридите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас. 2 Б лаговествовал я правду в собрании великом.
1 И стину Твою и спасение Твоё изрёк. 2 В озвещу имя Твоё братьям моим, посреди собрания воспою Тебя.
1 Ч тобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. 2 Г осподи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей.
1 В озненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду. 2 И бо я сохранил пути Господни и не отпал в нечестие от Бога моего.
1 У ста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. 2 П равда Его пребывает во век века.
1 С вященники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. 2 Б лаженны живущие в доме Твоём, во веки веков они восхвалят Тебя.
С лава, и ныне: А ллилуия (3).
После полиелея седален, глас 5:
П ремудрого иерарха, Николая Богоносного, как поистине в бедах и в скорбях горячего помощника и защитника от Бога, восхвалим, все верные, благоговейно: ибо он молится ко Господу о совершающих и воспевающих с верою Божественную память его.
Слава, глас 4: С амым горячим защитником Христовой Церкви ты явился, Николай, ересей безбожные учения разрушая со дерзновением, и был пред всеми правилом Православия провозглашен, ходатайствуя о всех, следующих твоим Божественным учениям и наставлениям.
И ныне, Богородичен:
С коро прими, Владычица, мольбы наши и принеси их Сыну Твоему и Богу, Госпожа Всенепорочная; прекрати невзгоды прибегающих к Тебе, Пречистая, сокруши коварства и низложи дерзость безбожников, вооружающихся на рабов Твоих.
Степенна, первый антифон 4–го гласа:
С юности моей воюют со мною многие страсти; но Сам защити и спаси меня, Спаситель мой.
Н енавидящие Сион, устыдитесь Господа: ибо вы будете иссушены, как трава огнем.
Слава, и ныне: С вятым Духом всякая душа оживляется и очищением возвышается, в священной тайне просветляется Троическим Единством.
Прокимен, глас 4: Д рагоценна пред Господом смерть святых Его. Стих: Ч то воздам я Господу за всё, что Он воздал мне?
В сё, что дышит: Евангелие от Иоанна, зачало 36:
С казал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Я – дверь: чрез Меня если кто войдет, спасен будет, и войдет и выйдет и пастбище найдет. Вор приходит только чтобы украсть, и убить, и погубить. Я пришел, чтобы жизнь имели и в избытке имели. Я – пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник же, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит, – и волк похищает их и разгоняет овец. А наемник бежит, потому что он – наемник, и нет ему дела до овец. Я – пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня, которые не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь.
По 50–м псалме стихира, глас 6:
Н аследник Божий, сопричастник Христов, служитель Господень, святой Николай, каково имя твое, таково и житие твое: ибо просиял с сединою разум, свидетельствовала светлость лица твоего о незлобии души, подтверждало кротость немногословие. Жизнь твоя славна и успение – со святыми; моли о душах наших!