Канон Богородицы, глас 1.
Песнь 1
Ирмос: П еснь победную все воспоем Богу, сотворившему дивные чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля: ибо Он прославился.
П ремудрости бездну Родившая! Каплю мудрости мне ниспошли, Источник, благодатью кипящий, Чистая, дабы я в песнях славил благодатных Твоих даров пучину.
П ою Тебя, Всехвальная, воспеваемую полками Ангелов, как родившую Бога прехвального, Кого все творение воспевает, ибо Он прославился.
Канон святого первый, имеющий акростих: Т ебе, Николай, воспеваю божественную песнь. Творение Феофана. Глас 2.
Песнь 1
Ирмос: Н екогда погубила во глубине все войско фараоново превосходнейшая сила, воплотившееся же Слово истребило зловредный грех, – препрославленный Господь; ибо славно Он прославился.
В енценосцем престолу Христа предстоя со Ангельскими воинствами, просвещение мне даруй, премудрый Николай, озаряющее души моей омрачение, чтобы я радостно восхвалял твою, всеблаженный, память.
Г осподь, прославляющий всех, Его славящих, тебя, Николай, верным в прибежище дал, избавляющего от искушений к твоему крову прибегающих и призывающих тебя с верою и любовию, преславный.
Богородичен: Ж елание сравняться с Создателем вложив в меня, змий всезлобный, как пленника меня похитил. Но благодаря Тебе, Всечистая, я призван вновь, стяжав обожение истиннейшее: ибо Ты, (о) Богоматерь, меня Обожившего родила.
Другой канон по алфавиту, кроме Троичнов и Богородичнов. Глас 1
Песнь 1
Ирмос: Х ристос рождается:
Н едоумевающим языком и устами краткую похвалу и прошение пришел я принести твоему, Николай, Богоподражательному превосходству; но, как богатств податель, милость Спасителя и Бога приклони ко мне.
|
Б удучи небесным человеком, равен Ангелам на земле явился ты, вдов защитник величайший, и за истязаемых отмститель, и всем скорбящим в опасностях помощник, отче Николай.
П ознает все под солнцем, Николай трижды блаженный, чудеса и твоих добродетелей пучину: нищие и сироты – покровителя, вдовы – питателя, и слепые –путеводителя, все же – поборника.
Троичен: Т роицу чту несотворенную, Отца и Сына с Духом, Существо простое, Божество, Естество нерассекаемое по природе, различая Три Ипостаси по свойствам Лиц и по Сущности.
Богородичен: Б ез семени Ты Слово зачала – Одного из Троицы, Всенепорочная, и Его во плоти родила, пребыв после родов (Девою), как и прежде. Его, как Сына Твоего и Бога, о нас всегда моли.
Катавасия: Х ристос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – воспряньте! Пой Господу, вся земля и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился!
Песнь 3
Ирмос: Д а утвердится сердце мое в воле Твоей, Христе Боже, утвердивший над водами второе небо и основавший на водах землю, Всесильный.
Н ебо чистейшее, дворец Царя, благодатью дышащий воистинну и благовонный рай, надежда христиан – Богородица мною да воспевается!
С ловом Ты Слово зачала, словом все к бытию Приведшего, разумное естество, и вместе неразумное, Избавляющего людей от неразумия, Всеблагословенная.
Канон иной
Ирмос: Р асцвела как лилия пустыня, Господи,– языческая бесплодная церковь – с пришествием Твоим; в ней утвердилось мое сердце.
Н иколай блаженный, ты став Владыки истинным учеником, спасаешь к тебе прибегающих от тяжких бед и смерти горькой.
|
Б удь милостив к рабам Твоим, как благой, прощение согрешений даруя, Николая, Твоего служителя, посредничеством пред Тобою, Многомилостивый.
Богородичен: У спокой волнение страстей моих, Владычица, и жизнь направь, как кормчий, Всесвятая, Христа родившая, – Того, в Ком утвердилось сердце мое.
Канон иной
Ирмос: П режде веков от Отца рожденному:
С тяжав в сердце, богомудрый, многих добродетелей скрижаль, написанную бессмертным и пречистым перстом Христа Бога, сладость лучше меда и сота ты источаешь, Николай, из уст твоих.
П оказала благодать на тебе предивно чудеса: ибо светлое житие твое, о Николай, лучезарнейшее всякого золота воистинну, сверкает и светит душам сиянием Божественного Духа.
Ж ивешь ты и по смерти, в сновидениях являясь ясно, и от смерти предивно избавил юношей, открыто взывая царю: «Не причини зла тем мужам, ибо они из зависти оклеветаны!»
Троичен: М илостива будь ко мне, Всесвятая Троица, Боже наш, жизнь свою согрешениями безмерными осквернившему,– Отче, Сын, и Дух Живой, соблюдая меня отовсюду и всегда неуязвимым от скорби.
Богородичен: П одаешь, Ты, Богородица, надежду на спасение рабам Твоим; и в нуждах и опасностях стань на их защиту, чтобы быстро бегущими ходатайствами охранять и помогать: ибо Ты – для нас, верных, слава, Божия Невеста.
Катавасия: П режде веков от Отца рожденному не по земным законам Сыну и в последние времена от Девы воплощенному без семени, Христу Богу воззовем: «Возвысивший наше достоинство, свят Ты, Господи!»
Седален, глас 8:
В зойдя на высоту добродетелей и оттуда озарившись, отче, Божественными сияниями чудес, явился миру ты поистине пресветлым пастырем, в напастях для нас предстателем непобедимым; потому, преславно победив врага, ты ложь прогнал и спас людей от смерти, Николай; моли Христа Бога грехов отпущение даровать чтущим с любовию святую память твою.
|
Слава, другой седален, глас тот же:
Р екою исцелений преизливающейся и источником чудес неоскудевающим явила тебя, Николай, Милости Бездна: ибо тяжкими недугами горько удручаемые и превратностями жизни страшно испытуемые обретают от всякого уныния поистине утоляющее боль лекарство – горячую защиту твою. Потому мы тебе взываем: «Ходатайствуй пред Христом Богом о даровании отпущения согрешений празднующим с любовию святую память твою!»
И ныне, Богородичен:
Т ебя, как Деву и единственную среди жен без семени родившую по плоти Бога, мы все, племена человеческие, блаженной именуем: ибо вселился в Тебя Огонь Божества, и Ты как Младенца молоком питаешь Творца и Господа. Потому сонм Ангелов и мы, человеческий род, достойно славим пресвятые роды Твои и согласно взываем Тебе: «Моли Христа Бога согрешений отпущение даровать поклоняющимся с верою пресвятому Его рождению от Тебя!»
Песнь 4
Ирмос: Д ухом провидя Слова воплощение, ты, пророк Аввакум, проповедовал, взывая: «Когда приблизятся годы, будешь познан; когда наступит время, явишься». Слава силе Твоей, Господи!
П ричиной смерти Ева стала людям из–за совета змия; Ты же, Дева Чистая, родивши словом Слово, явилась жизни и бессмертия Подательницей. Потому мы достойно воспеваем Тебя.
В Духе провидели Тебя пророки, Чистая, как гору, дверь, трапезу, святой ковчег, светильник, престол Жизни, сосуд с манной и ложе, Божией Матерью в символах Тебя являя, мы же видим исполнение их.
Канон иной
Ирмос: Т ы пришел от Девы не посланник, ни Ангел, но Сам Господь во плоти, и спас всего меня, человека. Потому я к Тебе взываю: «Слава силе Твоей, Господи!»
Л учам Духа приобщившись чисто, стал ты светоносцем, просвещая мира концы, всем приходя на помощь и всех спасая, верою к тебе прибегающих.
К ак явился ты прежде, избавляя юношей от смерти, Николай преподобный, так и ныне меня спаси от всякой превратности, и от искушений, и опасностей, всеблаженный.
И злучил ты добродетелей сияния, всеблаженный, подражателем превосходнейшим Твоему Владыке став, и, призываемый, спасаешь с благоговением и любовью тебя славящих.
Богородичен: П ришел к Тебе Владыка и Господь, чтобы воплотиться и спасти по благосердию всего меня, человека. Потому восклицаю Тебе: «Радуйся, Богородица всенепорочная!»
Канон иной
Ирмос: О трасль от корня Иессеева:
В оистину один лишь мой призыв на помощь, при всех замыслах вражьих изрекаемый, скоро избавляет горячо к тебе взывающих, священный Николай; как прежде ты воевод освободил, спаси и нас от всякой страшной превратности.
П рестолу Божию предстоя, не перестань ходатайствовать прилежно, мудрый, о всех нас, твоих верных рабах, чудный Николай, чтобы нам избавиться от огня вечного и от врагов, от злого замысла и несчастья.
В рачевания изливаешь ты повсюду с верою к тебе прибегающим и от уз освобождаешь всех. Потому печаль нашу в радость претвори твоими благогоприятными мольбами, Николай славный, сокрушая гордость наших врагов.
Троичен: О тца – Божества Безначального начало, и Сына чту, и Духа почитаю Всесвятого, всецело все творящее, единственное, нерассекаемое, Тремя Свойствами и Лицами различаемое всегда единое Царство Нераздельное.
Богородичен: Т ы воистину стала выше смертных и честью превосходишь Ангелов, Божия Родительница, Отроковица: ибо зачала во чреве всех Творца, плотию вещественною Облеченного родив без семени. О, достойное удивления зрелище!
Катавасия: О трасль от корня Иессеева и Цвет от него, от Девы Ты произошел, Христе; Ты пришел, достойный хвалы, от горы, осененной чащей, воплотившись от не знавшей мужа, Невещественный и Бог. Слава силе Твоей, Господи!
Песнь 5
Ирмос: Я рким вечным светом осияй нас, бодрствующих над судами заповедей Твоих, Владыка Человеколюбец Христе, Боже наш.
К ак ковчег святыни, Досточтимая, и как огневидный святой престол, и как дворец освященный, Владычица, вместила Ты Бога Вседержителя.
М атерью, не знавшей мужа, среди дев и опять же – Девой между матерями, единая Пречистая, явилась Ты, ибо неизреченно родила Бога, естество изменяющего.
Канон иной
Ирмос: П росвещение во тьме лежащих, спасение отчаявшихся, Христе, Спаситель мой! К Тебе стремлюсь с рассвета, Царю мира: просвети меня сиянием Твоим, ибо иного, кроме Тебя, бога не знаю.
Б огоугодным житием просветившись, треблаженный, ты на смерть несправедливым решением осужденных, представ, освободил; и те Владыке Христу взывали: «Иного, кроме Тебя, бога не знаем!»
Н а небесах вечную славу ныне созерцая и неизреченного и Божественного света яснейшими сияниями наслаждаясь, покрой меня твоим заступничеством, преподобный, служитель Христов всесвященный.
Богородичен: Ч тобы отыскать Свой образ, страстями погребенный, Ты, Спаситель, втайне от Небесных Сил от Девы воплотившись, явился Тебе взывающим: «Иного, кроме Тебя, бога не знаем!»
Канон иной
Ирмос: Т ы, Бог мира и Отец милосердия:
П ровозглашает ныне о твоих, отче, чудесах, Мир величайшая митрополия и Ликийская область, и все племена – о дивных твоих делах, которыми ты всех от страданий мучительных освобождаешь, достойный изумления Николай!
П ристанищем вдов являясь и отцом сиротам, пребывающим в скорбях – помощником наилучшим, плачущим – утешением, пастырем и наставником – всем блуждающим, и нас, Николай, твоими ходатайствами от опасностей избавь.
П ереселился ты от земли к невещественным обителям, где видишь несказанную красоту Христа, Ангельским же воинствам явился соратником. Потому, с Апостолами и мучениками ликуя, усердно Спасителя, отче Николай, моли.
Троичен: Т ри Лица, самовластных, собезначальных и единопрестольных, но – нераздельного, единого Божества, Которым из небытия я в бытие приведен был, славлю ясно, со Ангелами взывая: «Свят, свят, свят Ты, Господи!»
Богородичен: С мертных Спасение и всех Надежда, скоро поспешающая и спасающая! Сжалься ныне, взываем Тебе, Чистая, и над нами, Тебя всегда призывающими в несчастьях: ибо после Бога мы иной, кроме Тебя, Защиты не имеем.
Катавасия: Т ы, Бог мира и Отец милосердия, послал нам Вестника великого Твоего замысла, дарующего мир. Потому, приведенные к свету Богопознания, после ночи рассвет встречая, славословим Тебя, Человеколюбец.
Песнь 6
Ирмос: П ророку Ионе подражая, я взываю: «Жизнь мою, Благой, от гибели избавь и спаси меня, Спаситель мира, взывающего: Слава Тебе!»
З ащита верных и печальных радость, веселием и радостью духовною исполни рабов Твоих, желающих заступничества Твоего.
Н ебо разумное, Храм пречистый, святой Ковчег, приятнейший Божий Рай, в котором древо жизни, мною да воспевается.
Канон иной
Ирмос: В бездне греховной носимый, непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: от гибели Боже меня изведи!
В енец победы, Николай, на голову твою достойно был возложен; и вот, как победитель превосходнейший тебя призывающих спаси.
М еня, умерщвленного согрешениями и страстей треволнениями потопляемого, явившись, блаженный, спаси направив к пристани Божественного желания.
Богородичен: Н а Тебя надежды на спасение мое возложил я, Матерь Приснодева, и Тебя полагаю жизни своей защитницей, твердой и непоколебимой.
Канон иной
Ирмос: И з утробы Иону:
Н овым Авраамом ты явился Николай, ведь как единородного сына ум привел твоему Владыке, бескровные жертвы постоянно принося. Оттого благословение стяжал, как гостеприимный, отче, и стал Троицы жилищем божественным и непорочным.
Н еобычайные и повергающие в трепет ты совершаешь чудеса по всей земле и далеко в море бедствующим быстро бегущими молитвами на помощь приходя, немощным врач и нищим питатель, и победы верного народа над врагами соименным являешься.
О ком ума провидя будущее, учениями правыми ты насытил всех: объявив нам Сына Отцу Единосущным, ты безумие Ария истребил, предложив как веры православной столп священные твои деяния.
Троичен: Ч ту и почитаю Троицу нераздельную, тремя Лицами разделяемую всегда, соединяемую же естеством и природой, как Единое Начало,– Отца, и Сына, и Духа Святого, над всем могущественно владычествующую и все сохраняющую, как хочет.
Богородичен: С клонив Небеса, во чрево Твое, Пречистая, Христос всецело по воле Своей вселился: ибо не потерпел Он рук Своих создание видеть под тиранией обольстителя, но пришел во образе раба, чтобы род человеческий избавить.
Катавасия: И з утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь таким же, как и принял; а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, прошло через Нее, сохранив Её нетленной; ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, так и Родившую соблюл невредимой.
Кондак, глас 3:
В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный, положил ты душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.
И́кос:
В оспоем ныне иерарха песнями, людям в Мирах пастыря и учителя, чтобы его ходатайствами просветиться: ибо вот, он явился весь чист, невозмутим духом, Христу принося жертву непорочную, подлинную, Богу благоприятную, как священнослужитель, очищенный и душой и телом, потому он – воистину Церкви покровитель и поборник ее, как великий служитель таинств Божией благодати.
Песнь 7
Ирмос: П ечь была орошаема, Спаситель, отроки же, ликуя, пели: «Боже отцов благословен Ты!»
В севышний Тебя, Чистая, Раем одушевленным, и Чертогом, устроенным благодатно, златовидною Порфирою и Небом явил.
У крепи ума моего непостоянство, помышление волнующееся, утверди меня на незыблемой скале Твоим покровом, Матерь–Дева.
Канон иной
Ирмос: О троки Богобоязненные в Вавилоне образу златому не поклонились, но посреди печи огненный орошаемые, песнь воспевали, возглашая: «Благословен Бог отцов наших!»
Л езвию искушений я подпал, тяжко уязвляемый, и ко вратам ада приблизился, унынием поражаемый; спаси меня ходатайствами твоими, блаженный, и воздвигни, да пою: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Н емеркнущего света невещественными молниями озаряемый! Тех, кто во тьме скорбей, измученных избавь и к свету радости приведи их, да поют: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Богородичен: М оли Христа, Сына Твоего и Бога, Божия Родительница, дабы преданные тяжким согрешениям и обманам змия кровию Его драгоценною избавились и пели: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Канон иной
Ирмос: О троки, воспитанные в благочестии:
В сяческих и тяжких недугов превосходнейшим врачом явившись, отче Николай, души моей немощь исцели и подай мне крепость, да взываю: «Отцов Боже, благословен Ты!»
И збавив в древности воевод от смерти, ты их воздвиг, святой, да поют и славят Спасителя Христа с горячей верой, и восклицают тебе: «Тебя мы восхваляем, мудрый, как благодетеля!»
К чаше Премудрости таинственно приблизив уста свои, отче Николай, струи бессмертия ты почерпнул оттуда, меда и сота лучшие, дабы взывали люди: «Отцов Боже, благословен Ты!»
Троичен: Т ебя мы в гимнах славим, Троица трисвятая, и Единица трисиятельнейшая, единосущная: Отец, Сын и Дух Святой,– во имя Их крестившись, все мы воспеваем: «Отцов Боже, благословен Ты!»
Богородичен: О т всех прошения принимая, Богородица, ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом, об избавлении от наказания подлинно чтущих Тебя и восклицающих: «Отцов Боже, благословен Ты!»
Катавасия: О троки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!»
Песнь 8
Ирмос: К ого ужасаются Ангелы и все воинства, как Творца и Господа, воспойте священники, прославьте отроки, благословляйте люди и превозносите во все века!
К ак одушевленный чертог и живая багряница Ты явилась, Дева, плащ багряноцветный всех Царя, и порфира, из которой соткалась плоть Богочеловека – Слова.
З ачала Ты, Пречистая, все творение горстью Держащего как Творца и Бога, неизреченно, непостижимо, ради нас нам подобным Человеком ставшего и того, чем был, не лишившегося.
Канон иной
Ирмос: В печь огненную ко отрокам еврейским сошедшего, и пламя в росу превратившего Бога, воспевайте, все творения, как Господа и превозносите во все века.
К ак благой и сострадательный, во глубине искушений теснимых освободи, блаженный, от их гнетущих бед, избавление подавая ходатайствами твоими ко Спасителю Христу, служитель священных таин!
В водящий в тайны, высшие ума, святых служитель и дела небесные ведущий, и архиерей верный, богомудрый, согрешений отпущения испроси у Спасителя нашего, священносиятель!
Богородичен: Изнемогает ныне мой ум, впавший в глубины бесчестия, ибо отовсюду я различными пороками объят; но Ты меня, Дева, исцели, бесстрастия светом одевая.
Канон иной
Ирмос: О кропляющая росою печь:
П олки патриархов и апостолов, и священников и мучеников сонмы, пророков собрание, весь аскетов сонм блаженным житие твое Божественное именуют; с ними и мы призываем тебя: «Не прекращай всегда молиться Господу о сохранении нас от всякого вреда!»
В ысочайший Царь всех, великий мощью! Молитвами преподобного пастыря умиротвори жизнь всех христиан, Божие Слово, подавая против варваров благочестивому царю победу и силу, молим, чтобы мы всегда воспевали власть Твою, и превозносили во все века.
С ветом неприступным просветившись, отче, ты души тех, кто в скорби, освещаешь, разгоняя весь темных искушений мрак, и блистая всегда веселия лучами. Ими ясно озаряясь, мы взываем: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!»
Троичен: Ж изнь и Жизни, и Свет Единый и Три Света, Троицу с верою воспеваем,– Отца, и Сына, и Духа Святого, следуя поистине Божественным учениям отцов. С ними благочестиво воспоем: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!»
Богородичен: Д ела необычайного образ куст терновый прообразовал, в древности горевший неопалимо на горе Синае, предначертывая тайну рождения Христа от Тебя, Чистая Отроковица: ведь огонь Божества, в Тебя вселившись, невредимой Тебя соблюл, потому мы воспеваем Тебя во все века.
Катавасия: О кропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!»
Песнь 9
Ирмос: Ж изнь принявший источник неиссякающий, светоносный светильник, весь из золота, храм одушевленный, скинию пречистую, неба и земли пространнейшую – Богородицу мы, верные, величаем.
П отоком Твоей благодати ороси меня, пламенем несчастий опаляемого и тяжко изнуряемого, о, Источник, обильный благодатью, Родившая Реку благодатных даров, пьющий из Которой никогда не будет жаждать.
К ак прекрасное ложе Жениха, как Владыки дворец одушевленный, как порфиру, всю в золоте, и приятый чертог Христов Тебя умоляющего, всех Владычица, меня спаси!
Канон иной
Ирмос: Б езначального Родителя Сын, Бог и Господь, воплотившись от Девы, нам явился омраченных просветить, собрать рассеянных. Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.
С ветильниками благодати просвещаясь, богомудрый, и светочем благочестия явно став, пребывающих во искушениях спасаешь, и тех, кто во глубине моря избавляешь, и питаешь голодающих предивно, всеблаженный.
В раю услады ныне водворяясь и неизреченную славу ясно созерцая, с небесных сводов на певцов твоих взирай, от страстей их избавляя, богоносец всеблаженный.
Богородичен: П ремудрость, и Силу, и Слово Ипостасное Отца родила Ты, Богоматерь чистая, от Твоей пречистой крови храм Себе принявшего и с ним в силу соединения сочетавшегося неразрывно.
Канон иной
Ирмос: Т аинство вижу:
Л икуйте духом, все любящие праздновать, веселитесь, небеса, и горы с холмами, церкви и хоры дев с подвижниками радостно в день памяти всеблаженного; в сей день, сойдясь, мы Спасителя величаем.
Д а воспоют в гимнах все мира концы, похвал венцами украшая явно главу Николая, служителя Христа Бога; его мольбами от страстей и опасностей да избавимся!
П ринимай, как достойное, Николай, малый труд сего песнопения, как Христос принял две лепты вдовы. Не возгнушайся моим начинанием, трижды блаженный: ибо я с любовью, не гордясь, на то дерзнул.
Троичен: С оединяется единосущною волей Троица, и снова разделяется по Лицам нераздельно, сохраняя власть всегда: Отец, Сын и Дух Живой, Единый в Трех Ипостасях Бог, Которого мы величаем!
Богородичен: С пасено все творение Рождением от Тебя Христа, и удалил Господь плач, и сетование, и всякую слезу со всякого лица в Тебе, чистая Богородица всенепорочная. И мы за то долги возвращаем.
Катавасия: Т аинство вижу необычайное и чудное: пещера – небо, престол Херувимский – Дева, ясли – вместилище, где возлег невместимый Христос Бог, Которого мы в песнях величаем.
Светилен:
В еликого архипастыря и иерарха, предстоятеля Мирликийского Николая все мы восхваляем: ибо многих людей он спас, на смерть неправедно обреченных, и царю с Авлавием он является во сне, отменяя неправедный приговор.
Слава:В есьма прославил тебя чудесами Господь и при жизни и по кончине, святитель Николай: ибо кто со всею верою только имя твое святое призовет, и не будет тотчас же услышан, горячего защитника в тебе найдя?
И ныне, Богородичен:
М удрость Ипостасную, и Слово сверх–существенное, и Врача всех Христа родившая Дева! Язвы и раны души моей исцели, тяжкие и давние, и непристойные помыслы моего сердца пресеки.
На Х валите: стихиры, на 6, глас 1:
В зирая неуклонно на высоту познания и узрев таинственно премудрости глубину, твоими учениями мир обогатил ты, отче. О нас всегда молись Христу, святитель Николай.
Ч еловек Божий, и верный служитель, и устроитель Его таинств, и муж желаний духовных, столп одушевленный, и вдохновенный образ! Ибо тебя Церковь Мир Ликийских с изумлением приняла как Божественное сокровище и молитвенника о душах наших.
Иные стихиры, глас тот же:
Ц веты Церкви облетая, как птенец горнего ангельского гнезда, Николай трижды блаженный, взываешь ты всегда к Богу за всех нас, пребывающих в неизбежных опасностях и искушениях, и избавляешь ходатайствами твоими.
С вященной одежды красоту деятельными добродетелями соделал ты еще светлее, отче Богоносный! Потому и для нас священнодействуешь дивные дела, славных чудес священносовершитель, от страшных бед избавляющий нас.
Н евидимых вещей красоты обходя, святой, ты уразумел ту славу святых страшную. Потому и нам небесные слова тех видений вечной жизни возвещаешь, священнейший отче.
К ак бы во сне предстал ты благочестивому царю и узников, отче, от смерти избавил; ходатайствуй непрестанно, чтобы и ныне молитвами твоими избавиться от искушений, и опасностей, и страданий нам, достойно восхваляющим тебя.
Слава, глас 5:
В острубим трубою песней, взыграем, празднуя, и возликуем радостно, в день ежегодного торжества Богоносного отца. Цари и князья да соберутся и да воспоют того, кто убеждал царя страшным во сне явлением отпустить трех без вины содержавшихся под стражей воевод. Пастыри и учителя! Пастыря, равного ревностью Доброму Пастырю, сойдясь, восхвалим. Те, кто в недугах – врача, те, кто в опасностях – избавителя, грешные – заступника, нищие – сокровище, те, кто в скорбях – утешителя, спутника – путешествующие, те, кто в море – кормчего, и все повсюду – с горячим усердием спешащего на помощь великого святителя восхваляя, так возгласим: «Пресвятой Николай, поспеши, и избавь нас от надвинувшейся беды, и спаси стадо твое молитвами твоими!»
И ныне, Богородичен, подобен, [Творение патриарха Германа]:
В острубим трубою песней, ибо, склонившись свыше, всех Царица, Матерь–Дева благословениями венчает воспевающих Ее. (Верные) люди да соберутся и да рукоплещут в песнопениях Царице, Царя родившей,– Того, Кто прежде удерживаемых смертью освободить человеколюбиво благоволил; Пастыри и учителя! Доброго Пастыря Пречистую Матерь, сойдясь, восхвалим. Светильник, золотом сияющий, светоносное Облако, Небес Пространнейшую, Одушевленный Ковчег, огневидный Престол Владыки, золотой Сосуд, вместивший манну Слова затворенную Дверь, всех христиан Прибежище, песнями Богогласными восхваляя, так возгласим: «Дворец Слова, удостой нас, смиренных, Небесного Царства: ибо ничего нет невозможного для ходатайства Твоего!»