Гормоны - это вещества образующиеся в органах внутренней секреции и поступающие непосредственно в кровь. В живом организме одновременно протекают сотни и тысячи химических реакций. Эти реакции отнюдь не являются независимыми друг от друга; они протекают не хаотически, а строго упорядочено, что говорит о высоком уровне организации регуляторных механизмов. Одним из важных универсальных механизм этого управления является выработка химических диктантных регуляторов - гормонов, способных оказывать активное влияние на различные процессы в организме. Образование гормонов происходит в высокоспециализированных железах, настроенных на синтез и секрецию в кровь определенных гормонов, характерных для каждой отдельной железы. Эти органы - внутренней секреции. Между деятельностью не. и эндокринных органов существует тесная взаимосвязь. Известно более 50 различных биохим активных веществ, образующихся в эндокринных железах и оказывающих воздействие на разные стороны обмен веществ. Механизм действия различных гормонов весьма разнообразен. Гормоны влияют на активность различных ферментов, на скорость процессов их синт(в чувствительных к гормонам тканям. Регуляция биосинтеза ферментов осуществляется путем контроля над функционированием генетического аппарата клетки, путем влияния на процессы считывания информации с молекулы ДНК, транспорта информационных РНК, а акже путем влияния на процесс сборки белков: молекул в рибосомах. Важным моментом действия гормонов является изменение скорости распада, стабильности пространственной структуры ферментов. Таким образом, изменяя скорость синтеза ферментов, с одной стороны, и скорость их распада, с другой, гормоны определяют реальное количество ферментного белка.По химической структуре гормоны разделяют на пептидные, белковые, стероидные, и производные аминокислот. Объектом гормональной регуляции является также проницаемость клеточных мембран, определяющая во многом наличие активаторов, ингибиторов, доступность субстратов для ферментативной реакции. Инсулин например значительно усиливает транспорт глюкозы, ионов и аминокислот через клеточные мембраны.
|
29. Методические принципы физиологического воспитания: сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, систематичности, динамичности.
Принцип-наиболее важные положения, которые объективно отображают закономерности воспитания в виде определенных правил и требований. Важность принципов заключается в том, что они помогают отыскать или пометить наиболее кротчайший путь достижения цели. Общеметодические принципы относятся ко всей деят-ти ФВ. Вырожают закономерности обучения и воспитания и желают быстрее и более кач-но решать поставленные задачи. К ним относят: 1)Принцип сознательности и активности его реализация предпалогает выполн специалистом след требований:- формиров и занимающ осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретн задачами занятия; -стимулиров сознательн контроля, анализа и само анализа, рациональн использов их при вып упр; -воспитание инициативы, самостоятельности, творческого отношения к процессу ФВ. 2) Принцип доступности и индивидуальности. Важность его реализации заключ-ся в том, что в процессе ФВ серьезным нагрузкам подвергаются двигат и др жизненноважным ф-Ям орг-ма. Умелое соблюдение этого принципа явл залогом озд-ой направленности ФВ. Соблюдаются следующ требования: -соблюдение меры доступного;-соблюд метод правил и условий доступности(от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному);-индивидуализация общ направленности и частных путей ФВ. 3)Принцип наглядности. Предусматрив широкую опору на зрительн информацию, и направленную активизацию всех органов чувств поставляющих в комплексе информацию о реальных условиях и параметрах двиг действия. Включает следующ требования: -направленное формиров чувственной основы, как предпосылки освоения движ-я;- обязательно использов наглядности;-использов связи м/д непосредственной и апосредственной наглядности. 4)Принцип систематичности:-неприрывность процесса и оптимальных черодов нагрузок с отдыхом;-повторяемость и вариативность; -последовательность занятий и взаимосвязь м/д различ сторонами их содержания. 5)Принцип динамичности:-регулярное обновление материала занят;-увеличен объема и интенсивн нагрузок;-обеспечен постепенности требований.
|
30. Цикличность тренировочного процесса (особенностей, назначения, построения макро, мезо, микро циклов).
Структурн упорядочность процесса ФВ выражается в его цикличности, т.е. в повторяющейся последовательности занят, при которых отдел занятия и серии их чередуются в порядке кругооборота. Цикличность хар-на для отдельн серий занятий, для крупных его этапов. Соответственно различают: микроциклы(недельные), мезоциклы(месячные и околомесячные) и макроцил(годичные, и больше). 1) Микроциклы охватывают от 2-х до нескольких занятий, оставляющих относительно завершенную серию. Микроцикл включает как минимум 2 фазы: основную-кумуляцион, которая играет решающую роль в обеспечении кумуляцион эффектов упр, и восстановитель, в котором предоставляется активный и посивный отдых. Эти фазы чередуются в микро цикле неоднократно. Различают следующие типы;- втягивающий (не высокая суммарная нагрузка, направленное на подведение организма к напряженной работе); --ударный (большая суммарная нагрузка, стимулирует адаптационные процессы в организме); -восстановительный (завершает серию ударных микроциклов и соревн деятельности); подводящий(непосредств подготовка к соревн);-соревновательный. 2)Мезоцикл представляет серию микроциклов (3-8 микроциклов), которые чередуются в опред последовательности и образуют завершенные этапы ФВ. Различают типы мезоциклов:-втягивающий(подведен к эффективн выполнен специфич работы); -базовые (основная работа по повышен функциональн возможностей основн сис-м орг-ма, равит физ качеств);-контрольно-подготовит(синтезируются возможности СП-на, достигнутые в предыдущ мезоцикллах);-предсоревновательный (устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки СП-на, совершенств техники);-соревновательные. 3) Макроцикл охватыв крупные периоды процесса ФВ, который состоит из ряда мезоциклов. Выделяют 3 периода: 1-подготовительн (закладывается прочная функцион база для успешной подготовки и участия в соревнован):-общеподготовит этап(повышен уровня ОФП, увеличен функциональных возможностей, развитие необходим качеств);- спец подготовит этап(непосредственное становлен спорт формы); 2-соревновательный(сохранен и повышен достигнутого уровня спец подготовленности и полное использование его в соревноват Дея-ти; 3-переходный (полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок и поддержание на определенном уровне тренированности).
|
31 Особенности биом процессов происход в организме в период отдыха после нагрузки понятие суперкомпенсации. Гетерохронность. восстановление энерг субстртов.
Прилюбой длительной мышечной деятельности развивается состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности, — состояние утомления. Это не патологическое, а нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении неблагоприятных биохимических и функциональных сдвигов, возникающих в результате работы, и для их предотвращения автоматически снижает интенсивность мышечной деятельности.
В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам; замедляется скорость переработки сигналов, в моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием гамма-аминомасляной кислоты.
В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (креатинфосфата, гликогена), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела) и отмечаются резкие сдвиги внутриклеточной среды. При этой нарушается регуляция процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышц, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения.
При интенсивной кратковременной работе основной причиной утомления служит развитие охранительного торможения в ЦНС из-за нарушения баланса АТФ/АДФ и угнетение миозиновой АТФ-азы в работающих мышцах под влиянием накопившихся продуктов обмена. При относительно умеренной и продолжительной работе основными причинами утомления становятся факторы, связанные с нарушением деятельности механизмов энергообеспечения (например, исчерпание внутримышечных запасов гликогена) и со снижением возбудимости мышц из-за выхода калия в межклеточное пространство.
Срочное восстановление распространяется на первые 0,5— 1,5 часа отдыха после работы; оно сводится к устранению накопившихся за время упражнения продуктов анаэробного распада к оплате образовавшегося кислородного долга. Отставленное восстановление распространяется на многие часы отдыха после работы. Оно заключается в усиливающихся процессах пластического обмена и реставрации нарушенного во время упражнения ионного и эндокринного равновесия в организме. В период отставленного восстановления завершается возвращение к норме энергетических запасов организма, усиливается синтез разрушенных при работе структурных и ферментных белков.
Интенсивность протекания восстановительных процессов и сроки восполнения энергетических запасов организма зависят от
интенсивности их расходования во время выполнения упражнения.
Интенсификация процессов восстановления приводит к тому, что в определенный момент отдыха после
работы запасы энергетических веществ превышают их дорабочий
уровень. Это явление получило название суперкомпенсация или
сверхвосстановление
Протяженность фазы суперкомпенсации во времени зависит от общей продолжительности выполнения работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме.
Биоэнергетические возможности организма являются наиболее важным биохимическим фактором, лимитирующим его физическую работоспособность. Невозможно выполнять какую-либо работу, не затратив энергии. Образование энергии при мышечной работе может осуществляться анаэробным иаэробным путем. В зависимости от биохимической природы энергетических процессов принято выделять три обобщенных функциональных свойства организма, оказывающих прямое влияние на величину и характер проявления физической работоспособности:
—алактатную анаэробную способность, связанную с процесссами преобразования энергия в АТФ-азной и КрФ-киназной реакциях;
—гликолитическую анаэробную способность, отражающую возможность усиления при работе анаэробного гликолитического процесса, в ходе которого происходит накопление молочной кислоты в организме;
—аэробную способность, связанную с возможностью выполнения работы за счет усиления аэробных процессов в митохондриях клеток при одновременном увеличении доставки и утилизации кислорода в работающих тканях.
34. Биохимические основы качеств: выносливости, скорости и силы.
Важнейшим из качеств сп-на явл выносливость и скоростно –силовые качества. Проявление их обусловлено рядом биохимич процессов протекающих в орг-ме чел-ка.
Максимальное значение скоростно-силового качества достигается при предельно высокой концентрации волевого усилия. При этом обеспечивается оптимальное возбуждение в моторных центрах и поддержание максимальной частоты импульсации в двигательных нервах, при которых включаются в работу наибольшее число двигательных единиц. Проявление скоростно-силовых качеств во многом зависит и от соотношения быстроты и медленно сокращающихся волокон в составе мышц, особенностей ее внутренних биомеханического строения, координации движения. На уравне отдельных двигательных единиц проявления скоростно-силовых качеств определяется частотой импульсов достигающих симпатические образования на наружной мембране мышечного волокна, скоростью передачи электрического возбуждения от наружной мембраны к миофибриллам, мощностью потоков ионов Са+, скоростью развития активизации миофибриллов общим кол-ом, ферментативными св-ми и особенностями строения сократительных белков миофибрилл. Основные факторы скоростно-силовых качеств: 1)условие проявления максимальной мышечной силы. Она прямо прапорциональнпа длине соркамера и АТФ-азной активности; 2) Величина мощности.
Выносливость определяется отношением величины энергетических резервов, доступных для использования, к скорости расходования энергии при выполнении данного вида упр, т.е. выносливость определяется временем функционировния с заданной интенсивностью до полного исчерпания имеющихся в наличии энергетических ресурсов. В качестве источников энергии используются различные метаболические процессы, проходящие в орг-ме по 3-м механизмам: алактатного, гликолитического и аэробного.
37.Физиологические закономерности развития двигательных навыков.
С первых дней жизни ребенка по механизму временных связей происходит формирование новых движений. Огромное значение при этом имеет воздействие двигательной системы с др сенсорными элементами: зрительной, слуховой, вестибулярной и тд. Овладение ходьбой –сложным двигательным навыком происходит в течении всего 2-го года жизни. С возрастом ходьба стабилизируется увеличивается длина шага, уменьшается темп движений и колебания тела при ходьбе. Элементы бега появляются у детей с 2-х лет совершенствуется длительный навык бега благодаря удлинению фазы полета и уменьшению длительности опоры от 3-х до 10 лет. Фаза полета увеличивается более чем в 2 раза. Изменение длины шага и темпа бега определяется повышение с возрастом скорости бега –возрастает максимал. Скорость, одновременно уменьшается величина снижения скорости в конце бега на короткие дистанции. мах. Скорость бега у детей 10 -11 лет 5,37 м\с, 14 -15 лет 6\07 м\с, 17-18 лет 8,08м\с. у детей 7,8 лет способность сохранять высокую скорость бега развита меньше.чем у подростков и юношей. Прыжок, как сложно двигательный навык, требующий значительной силы и быстроты движений. Формируется лишь на 3 год. с возрастом результат в прыжках увеличивается благодаря повышениям мышечной координации, развития силы мышй и быстроты. Увеличение происходит не равномерно. Наибольший рост результата в прыжках отличается у мальчиков до13 лет,у девочек 12,13 лет. В последующие годы до 17,18 он замедляется возрастной анализ высоты подпрыгивания (толчковых 2 ног) показал,что с 5до 10 лет годовой прирост результатов в среднем составляет 2 см. наибольший прирост зафиксирован с 10 до 13 лет 4,3 см. в последующие годы снижение темпов прироста.
39 Понятие планирования в фк (значение, предпосылки, виды, метод. требования, содержание, документы планирования)
В деятельности по физическому воспитанию, как в любой иной планомерной деятельности, можно условно выделить три части: 1) планирование. 2) реализацию запланированного 3) контроль. Все эти операции не только взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности.
На верхних уровнях планирование и контроль имеют директивно-управленческий и общерегламентируюший характер; они рассчитаны на общие линии организации системы физического воспитания. управление ее функционированием, и развитием физкультурного движения в обществе. Здесь официально определяются единые целевые установки, вводятся общие программно-нормативные и другие регламентирующие положения,являющиеся исходными для планирования и контроля на всех нижележащих уровнях.
Впрактике физического воспитания наиболее унифицируют годовой планграфик. разрабатываемый в учебных заведениях на основе общей официальной программы для относительно однородного контингент занимающихся: класса, группы, отделения. Его составляют применительно к общему режиму учебного года, исходя в первую очередь из выделяемого лимита времени для занятий урочного типа. Вместе с тем в графике важно предусмотреть и другие формы занятий физическими упражнениями, которые будут гарантированы организационно в режиме учебного дня и вне его.
Этапный план. Годовой (крупноцикловой) план получает уточняющую конкретизацию прежде всего в этапных планах, которые разрабатываются поочередно в расчете не стадии планируемого процесса, намеченные в общих чертах в годовом либо аналогичном плане. Этапный план в этом отношении является как бы фрагментом крупноциклового плана, разработанным до определенного уровня детализации; вместе с тем в этапном плане находят свое выражение коррекции, необходимость которых возникает по ходу реализации запланированного материала. Этапный план составляют непосредственно перед началом очередного этапа с учетом фактически пройденного и достигнутого на предыдущем этапе при
этом в качестве этапа важно выделить относительно самостоятельную стадию планируемого процесса.
Когда в рамках планируемого этапа предусматривается разучивание в значительном объеме новых двигательных действий, одна из первых проблем заключается в том, чтобы целесообразно распределить суммарный бюджет времени — в зависимости от образовательной ценности действии и наметить рациональную последовательность обучения.
Типы многолетних планов, программ. Основными документами перспективного планирования являются многолетние (рассчитайте на ряд лет) планы и программы.
При составлении перспективного плана, например, спортивно-специализированной тренировки или общефизической тренировки для различных контингентов физкультурников, проводятся в основном следующие операции.
1. Конкретизация общих целей и задач.
2 Расчет суммарных затрат времени и наметка границ больших тренировочных циклов.
3.Проектнрование основного состава средств и суммарных параметров нагрузки.
4. Сводное оформление плана. Способ внешнего оформления.
Годовой (крупноцикловой) план как связующее звено между перспективным и этапными планами. Годовой или подобный крупноцнкловой план является одним из основных документов педагогического планирования процесса физического воспитания. Он представляет собой как бы фрагмент многолетней программы или заменяющего ее многолетнего плана, детализированный в менее крупном масштабе времени. Это значит, что составление такого плана имеет непосредственное отношение, как к перспективному, так и к этапному планированию
В этапном плане наряду с основными линиями обучения должны быть подробнее, чем при крупноцикловом планировании, намечены и основные линии тренирующих воздействий. При этом те этапные параметры нагрузок, которые были предусмотрены в крупноцикловом плане, нужно конкретизировать и скорректировать с учетом общего уровни нагрузок, примененных на предыдущем этапе, и состояния занимающихся, выявленного этапным контролем. Краткосрочное (оперативно-текущее) плакирование.
Недельный план должен быть не просто детализацией того, что было запланировано ранее в соответствующей ему части этапного плана. Здесь должна найти свое выражение и корректировка запланированного ранее с учетом реального хода и результатов занятий в предшествующем микроцикле. В плане микроцикла наряду с общими чертами системы занятий, составляющих данный микроцикл, намечают и отличительные черты отдельных занятий, относящиеся к их содержанию, параметрам нагрузки методическим особенностям. Детализировать и уточнить перечень упражнений, предусмотренных в качестве основных и дополнительных средств реализации целевой установки, наметить порядок их воспроизведения в занятиях на протяжении микроцикла
Рассчитать параметры нагрузок в сериях упражнении и их динамику по дням и занятиям на протяжении микроцикла, хотя бы приблизительно и избирательно для основных упражнений; на этой основе и в соответствия с намечаемым типом занятий (собственно-тренировочные, тренировочно-восстановительные и т.д.) ранжировать их по предполагаемой степени тренирующего воздействиям
План-конспект отдельного занятия. Охватывая наименьший из относительно завершенных фрагментов процесса физического воспитания, план-конспект отдельного занятия должен быть наиболее конкретным из всех рассмотренных документов планирования. В нем намечают: основную и частные задачи занятия (они должны быть поставлены настолько конкретно, чтобы их можно было реально выполнить в рамках данного занятия), средстве, методы и методические приемы, привлекаемые для их реализации, параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, динамику нагрузки на протяжении занятия, предполагаемые показатели оперативного контроля. В план-конспект вносят также организационно-методические и другие примечания ориентирующие, на качественное проведение занятия.
35 Структура процесса обуч. двиг. действиям (общ хар-ка);готовность как одна из основных предпосылок обуч. двиг. дейст-ям (предпосылки)
Лежащий в основе рационально сформированного двигательного навыка динамический стереотип позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях и наряду с этим целесообразно изменять его в тех или иных моментах в зависимости от изменения условий. Рассмотренные черты двигательных умении и навыков выражают не только их особенности, но и взаимосвязь. Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит прежде всего в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно перейти в новый навык Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике, спортивных играх и единоборствах)
Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности и так называемого переноса двигательных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом
месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других,
ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения или навыка.
Все эти отношении могут иметь различный характер: быть односторонне направленными (когда какое-либо одно двигательное умение или навык влияет на другое умение или навык, а обратного влияния не обнаруживается) и обоюдными (взаимовлияющим, взаимодействующими), положительными (когда одни умения, навыки способствуют формированию, совершенствованию других) и отрицательными (когда одни умения, навыки препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурирует с ними), прямыми (сразу же, непосредственно проявляющимися— прямой перенос) и косвенными (вначале не обнару-вживающимися, а затем, спустя некоторое время, проявляющимися через промежуточные связи — косвенный перенос).
Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содержания и структуры двигательных действий, так и от стадии и условий их формирования представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения. При стихийном формировании действия путем проб и ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образом сказывается на всем
процессе формирования действия и его эффективности.
Специфическое значение в создании реальной основы двигательного действия имеет, естественно, формирование его кинестетического (мышечно-двигательного) образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторные представления и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках
выполнения действия. Обычно двигательное
действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно по сравнению с его целевыми параметрами.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных, (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.
Двигательное умение и двигательный навык — это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. В результате двигательное умение автоматизируется — превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.
Отсюда следует, что, кратко говоря, двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
При определенных условиях может формироваться, так сказать, бездумный навык, как это бывает, в частности, при механическом повторении движений. Этим объясняется особое значение последовательной реализации принципа сознательности при направленном формировании навыков в процессе обучения двигательным действиям.
Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение. В качестве слагаемых обучение включает обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деятельность обучаемых (учение). Общая суть этой совместной деятельности преподавателя и обучаемых раскрывается, как известно, в дидактике — одном из важнейших разделов педагогики.
Наряду с общедидактическими положениями обучение в процессе физического воспитания характеризуется своими особенностями. Они определяются, прежде всего, тем, что специфическим предметом обучения здесь являются двигательные действия, и обучение этим действиям строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков.
40. Физиологические особенности реакции орг-ма детей дошк возраста на физ нагрузку.
При ФВ детей тренер должен помнить, что ребенок это не уменьшенная модель взрослого, а орг-м име6ющий ряд мофологических особенностей, в зависимости от антогенеза. Рост и развитие детей происходит циклично периоды усилен роста сопровождается периодами замедления., во время которых преобладают процессы дифференцировки тканей. В младшем шк возрасте уже необходимо начинать обучение сложно координационныи в.с., физиологической предпосылкой, которое является интенсивное развитие ЦНС в этот период. Условные рефлексы в следствии высокой возбудимости образуется легче. Воспитание общей выносливости протекает труднее. В 8-10 лет в состоянии покоя энергообмен в 2-2,5 раза выше. Потребление кислорода выше 1,4 раза. Адаптация при мышечной работе у детей объем кровообращения увеличивается в основном за счет ЧСС и в меньшей степени за счет систолического объема, что ведет к быстрому утомлению миокарда. Адаптация дых-й системы при тренировке выносливости также затруднена. В следствии относительной узости бронхиального дерева. Роль сист. крови в транспорте кислорода у детей ниже. Воспитание быстроты у детей базируется на степени зрелости ЦНС и нервно мышечного аппарата. Физиологической основой явл высокая мобильность нервных процессов и развитие межмышечной координации. Качество быстроты зависит от наследственных данных (на 80%). Гибкость высока-высокая эластичность связок и мягких хрящей и ЦНС высоких возбудителей. Воспитание силы связано с сенситивным периодом. физиологической основой развития силы у подростков является активизация функции половых желез, так же от зрелости ЦНС, чрезмерные нагруки на мышцы могут вызвать искривление костей виде осанки и плоскостопия. Детям не желательно ассиметричные нагрузки и статические нагрузки. При развитии силы у детей отягощение дают от30до 75% от их веса в зависимости от возраста предстартовые состояния более выражены и протекают по типу стартовой лихорадки у взрослых. Длительность вырабатывания системы движений примерно такая же как у взрослых. вырабатывание СС и дыхательных систем протекает быстрее,что физиологические объясняется преобладанием у детей симпатического отдела ВНС,а также более высокой возбудимостью нервных центров. Устойчивое состояние функционирования ССС и дых. Систем возникает труднее. Физиологическим обоснованиям являются не совершенство регуляторных механизмов, низкие запасы энергетических в-в быстрая утомляемость ЦНС. Утомление развивается быстрее. Дети прекращают работу при более низком содержании молочной кислоты и более низком кислородом долге. Утомление системы движения и управления ЦНС сопровождается более значительными нарушениями координации движения, наступает раньше в следствии повышенных энерго трат на ед работы. особенности восстановительного периода зависит от характера работы. После коротких упражнений анаэробного характера ликвидируется кислород, протекает быстрее, и преобладанием симпатико- тонический тип регуляции систем жизни обеспечения (ССС), ДО. после интенсивности продолжительной работы восстановительные процессы протекают дольше.
42. Этап нач разуч двиг действия(цель, задачи, особенности метод и контроля, дозир нагрузки, основ ошибки и пути их исправления)
Разучивание двигательного действия начинается обычно с сообщения знаний о сути главной решаемой задачи и способе ее решения.
Пояснительные сведения о технике движений целесообразно давать по возможности в органическом сочетании с демонстрацией самих движений и наглядных пособий.
В дополнение используются и другие методы, и приемы, помогающие актуализировать комплексные представления о движениях (зрительно-двигательные, психомоторные)
Реальное содержание ООТ и связи между ними выявляются уже при первых попытках выполнения действия. Желательно, конечно, чтобы и первые попытки были безошибочными, но это удается не всегда, даже когда обеспечены все необходимые предпосылки к разучиванию действия. Одна из причин ошибок в такой ситуации нередко кроется, в искажении представлений о тех или иных ООТ под влиянием неадекватно воспринимаемых мышечно-двигательных и других ощущений.
Только устранив выявившиеся ошибки в ООД целесообразно переходить
к выполнению его в порядке многократных повторений (иначе
с самого начала будут закреплены ошибки, от которых в дальнейшем трудно, а подчас н невозможно избавиться).
Построение нового, достаточно сложного двигательного действия в начальной стадии связано с немалыми затратами физических и психических сил. В любом случае оно требует повышенной концентрации внимания и мобилизации двигательно-координационных способностей, что относительно быстро вызывает специфическое утомление. Это обусловливает на рассматриваемом этапе обучения ряд особенностей организации процесса упражнения.
Наиболее благоприятные условия для выполнения упражнений, направленных на формирование нового двигательного действия, обеспечиваются обычно в первой половине занятия (сразу по окончании подготовительной части), когда обучаемые находятся в состоянии оптимальной оперативной работоспособности. Целесообразный объем нагрузки в таких упражнениях, определяется, прежде всего, возможностью повторить действие хотя бы с некоторым улучшением или как минимум без ухудшения качества движений. Как только в процессе повторения разучиваемого действия начинают из-за утомления возникать ошибки, ухудшиться точность и другие качественные характеристики движений, следует прекратить выполнять его или удлинить интервалы отдыха между повторениями. Иначе будут повториться ошибки и несовершенства в его исполнении, что на первом этапе разучивания особенно недопустимо, поскольку ведет к формированию искаженного двигательного стереотипа.
Интервалы отдыха между повторениями нового действия должны быть в принципе такими, чтобы проявлялось положительное последействие предыдущей попытки, и обеспечивалась вместе с тем оптимальная оперативная готовность к повторному выполнению действия.
На первом этапе перерывы в разучивании действия значительно больше мешают его формированию, чем тогда, когда уже сложилось в деталях двигательное умение или возник навык. Чем больше интервалы между занятиями, направленными на формирование нового действия, тем больше вероятность забывания полученной о нем информации и угасания начавших складываться условно рефлекторных связей, которые входят в состав новых двигательных координации. Этим объясняется целесообразность при первоначальном разучивании действия возвращаться к нему в каждом очередном занятии и проводить такие занятия возможно чаще, с относительно небольшими интервалами между ними. Таким образом, при организации системы упражнений на первом этапе разучивания действия в особой мере справедливо правило: лучше чаще, но понемногу.
Первые попытки выполнить новое двигательное действие обычно сопровождаются более или менее существенными отклонениями от заданного образца. Типичны при этом такие отклонения, как:
а) лишние, ненужные движения;
б) искажение пространственных параметров движений;
в) отклонения от заданных временных и пространственно-временных параметров движений;
г) излишние затраты мышечных усилий закрепощенность, скованность движений;
д) искажение общего ритма действия.
Такого рода отклонения относятся к категории ошибок, которые можно и нужно не допустить, исключив причины их возникновения.
На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок могут быть следующие.
1. Недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию действия, в частности недостаточная степень развития силовых, скоростных и (или) других двигательных способностей, пробелы в двигательном опыте, недостаточная степень развития волевых качеств и слабость психической установки к действию.
2.Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем при формировании ООД (ее неполнота, искаженность в тех или иных моментах, недостаточная доходчивость)
Ошибки, допускаемые обучаемыми в таких случаях, производны от ошибок или недостаточной квалификации обучающего. Отсюда понятны пути их предупреждения главный из них — преподаватель должен овладеть дидактическим мастерством.
3. Искажение воспринятой информации в результате неадекватного освоения ее обучаемыми, недостаточный самоконтроль.
4. Отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления.
5. Неблагоприятные внешние условия выполнения действия (некачественное учебное оборудование, отсутствие технических средств обучения, неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия и т.д.).
Во всех случ