с детьми с ограниченными возможностями здоровья




Задание 1. Раскройте сущность проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья социум.

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов, важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает.

Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Задание 2. Дайте определение понятий.

Инклюзивное образование - предполагает, что разнообразию потребностей учащихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них.

Кондуктивная система -это система реабилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями

Детский аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действими.

Задание 3. По каким критериям судят о готовности школы к интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе», 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Задание 4. От каких детских заболеваний ребенок может потерять слух? Менингит, корь, скарлатина, паротит.

Задание 5. Назовите степени дефекта слуха (по нарастанию). Слабослышащие, позднооглохшие и глухие.

Задание 6. Что вы знаете о диагнозе «глухонемота»? Врождённая или приобретённая в раннем возрасте глухота, сочетающаяся с невозможностью овладения словесной речью без специальных приёмов обучения либо с потерей речи, частично развившейся к моменту потери слуха. Под глухонемотой следует понимать врожденное отсутствие слуха или потерю его в раннем детском возрасте. У глухонемых немота является следствием не дефекта в органах речи, а результатом отсутствия слуха.

Задание 7. Как общаются глухие дети? Глухой ребенок средства общения и способы находит в мире предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной речи общения – мимико-жестикулярной речи (жестовой речи), основанной на системе жестов, каждый из которых имеет своё значение.

Комплекс образов представленных в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления глухих, не овладевших словесной речью.

Расширяя познавательные возможности глухого ребёнка, словесная речь способствует переходу от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, во многом формирует личность ребёнка, расширяет её социальные возможности.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение – чтение с губ, т.е. зрительное восприятие речи, по движению речевых органов – эти навыки компенсируют дефекты слуха. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи.

Задание 8. Почему ребенка с дефектом слуха надо учить говорить?

В процессе обучения глухих формируются виды речи: письменная, дактильная (ручная азбука). Это компенсаторные виды речи. Этот вид речи в дальнейшем становится вспомогательным средством.

Обучение глухих детей показывает, что, овладевая словесной речью и получая на этой базе общеобразовательные и профессиональные знания, они приобретают возможности дальнейшего развития.

Задание 9. Объясните, в чем заключается дальнозоркость – преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки. Вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения.

Задание 10. Какие инфекционные заболевания могут способствовать потере зрения? Герпес, коньюктивит…

Задание 10. Перечислите особенности слепых детей.

Наличие эмоциональных переживаний и сказывается на эмоционально – волевой, сфере и характере (трудности в учении, игре, овладение профессией, бытовые проблемы). Возможно проявление неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, а в другом случае раздражение, возбудимость и даже агрессия.

Задание 11. По какой системе учат читать слепых людей? Важнейшую роль в процессе компенсации слепоты играет речь. Использование системы условных обозначений позволяют учить слепых чтению и письму по рельефной системе Брайль (эта система рельефно-точечного шрифта).

Эффективным компенсирующим средством является использование звукового условного кодирования. Применяя различные тифлоприборы на основе условной звуковой сигнализации, слепые воспринимают признаки окружающих предметов и явлений.

Задание 12. Как вы считаете, может ли ребенок с ДЦП учиться в обычной группе? Обоснуйте ответ.

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Перечислите стадии умственной отсталости (по степени нарастания).

§ Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специ­альных школах (по облегченной программе);

§ дети-имбецилы ― малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами.

§ Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду обучению.

Задание 14. Дети какой стадии умственной отсталости могут учиться в обычной группе? Обоснуйте ответ.

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Что означает диагноз «синдром Дауна»?

Генетическая аномалия, врожденная хромосомная болезнь, которая возникает вследствии увеличения количества хромосом.Хромосомная аномалия, при которой в кариотипе имеются дополнительные копии генетического материала по 21-ой хромосоме, т. е. наблюдается трисомия по хромосоме 21.

Задание 16. Какая наука изучает вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Олигофренопедагогика.

Задание 16. Как вы считаете, почему современный учитель практически не готов к инклюзивному образованию?

Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», посколько педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми ОВЗ. _

 

Игорь Н. 16 лет. Начиная с уроков истории, Игорь очень заинтересовался Древним Египтом. Много читает по истории Египта и по истории вообще. Свободно оперирует обширным запасом знаний в этих областях, считая это основной ценностью.

Систематически занимается иностранными языками, читает иностранную научную литературу в подлиннике. Рационален, предпочитает общество взрослых, занимающихся гуманитарными науками.

В школе склонен к нравственным поучениям соучеников и учителей, подчеркивая принципиальные различия в мировоззрении и знаниях между собой и всеми остальными. Холодно учтив... Склонен интерпретировать собственное поведение, прибегая к широким историко-философским обобщениям...

(Из наблюдений Н.А. Скроцкого)

Вопросы:

1. Какие личностные особенности у Игоря Н. являются ведущими?

2. Имеют ли место признаки школьной дезадаптации?

3. Как должны вести себя учителя, классные руководители?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 2

У Лары П. (14 лет) возник конфликт с учительницей из-за опоздания. Девочку отправили домой, резко осудив её за лень. Лара пришла вся в слезах, долго не могла успокоиться; в течение 3 дней была раздражительна, не терпела возражений, потом все прошло.

(из наблюдений А.П. Кудрявцева)

Вопросы:

1. Какое состояние развилось у Лары П. после конфликта в школе?

2. Как предупредить развитие этого состояния?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 3

Вася С. 10 лет 10 месяцев. Заикается с 8 лет. Стал отказываться отвечать по вызову педагога: «Ребята смеются». Стал вялым, несколько застенчивым, тихим, вечно колеблющимся, нерешительным, робким ребенком. Последнее время начал явно предпочитать одиночество. Начинает речь торопливо, точно боится опоздать сказать, и тут же происходит задержка. (Из наблюдений Т.П. Симсона)

Вопрос:

1. На формирование каких новых личностных особенностей ребенка повлияло его заикание и отношение окружающих к дефекту?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 4

20 новосибирских школьников были доставлены в больницу в тяжелом состоянии из-за отравления медным купоросом. Их отравили 8-классники, вдохновленные «хорошей доброй сказкой». На перемене школьники украли в кабинете химии особо опасный яд, подошли к 4-классникам, дали им емкость, сказав, что в ней волшебный напиток, сделанный по рецепту Гарри Поттера.

Вопросы:

1. Чем можно объяснить поведение восьмиклассников и излишнюю доверчивость четвероклассников?

2. Ваша реакция на совершенное восьмиклассниками и доверчивость четвероклассников?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 5

Виталик А. (9 лет) сломал ногу и ходил в гипсе больше года. Одна нога Виталика стала короче на 4 см. Он стал сильно прихрамывать. Отец Виталика (алкоголик) часто смеялся над походкой сына, называя его хромоножкой. Насмешки отца вызывали нервное расстройство. Когда Виталику исполнилось 13 лет, отец, придя в школу,в очередной раз при одноклассниках оскорбил сына. Виталий громко закричал, стал топать ногами, бить себя по голове, выбежал на улицу с криками: «Я тебя ненавижу…Я тебя убью…» После этого случая Виталик перестал посещать школу, отказался перейти в другую, разговаривал только с мамой.

Что произошло с Виталиком? Как называется это состояние?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 6

Маша К. (5 лет) вместе со старшей сестрой вечером посмотрела фильм ужасов. Когда Маша стала засыпать, сестра испугала ее ужасом из просмотренного фильм. Ночью Маша помочилась в постель. Утром родители пристыдили дочь: «Ты уже большая, в туалет должна ходить самостоятельно. Будешь мочиться в постель, придет злой дядя и заберет тебя». Маша с тех пор стала мочиться по ночам постоянно. Какое заболевание развилось у Маши?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 7

Костя А. (13 лет.) Родители заметили, что у Кости нет друзей-сверстников. Все друзья на 5-6 лет младше. На прогулках Костя всегда держит мать за руку, спит при включенном свете, на праздники просит подарки, которые обычно покупают детям дошкольного возраста, желания общаться с девочками не проявляет, в школу ходить не хочет…

Признаки какого заболевания появились у Кости?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 8

Света А. (11 лет.) на уроке физкультуры получила травму от удара футбольным мячом по голове. В больницу не обратилась и родителям ничего не сказала. Через неделю у Светы начались головные боли, которые со временем усилились. Света не стала успевать по многим предметам. Родители, не зная причины, ругали Свету, усугубляя тем самым ее состояние. У девочки, появилась апатия, слабость в ногах, общий дискомфорт.

Чем вызвано подобное состояние и поведение у школьницы?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 9

Надя (8 лет) попала в автомобильную аварию, повредила левое полушарие головного мозга. В результате девочка потеряла способность говорить. После долгого лечения и занятий речь частично восстановилась. Надя затруднялась в построении осмысленной фразы, очень долго выполняла и усваивала лишь простейшие задания.

Какое заболевание развилось у Нади после аварии?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задача № 10

Дима Д. (13 лет). Сидя за компьютером ночами, Дима испортил зрение и вынужден был носить очки. В классе его начали обзывать очкариком, неполноценным человеком. Дима это болезненно переживал, стал отдаляться от друзей и родственников, стал пропускать уроки, перестал посещать школу. Какое состояние развилось у Димы? В какое заболевание может перерасти данное состояние?

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

 

После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик

J - у меня получилось K - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.

 

Дата заполнения ________________ Подпись ______________________


[1] Фишбоун – графическое представление информации (по схеме «рыбий скелет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: