Занятие: символика России




ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?

Символ – опознавательный знак для членов общественной группы, тайного общества; знак, обозначающий какое-либо понятие, воплощающий какую-либо идею. Символ – это примета, знак, пароль, предзнаменование. Не любой знак является символом. Лужа на земле – знак прошедшего дождя, но это не символ, так как она могла образоваться в результате весеннего таяния снега или по ряду еще каких-то причин. Символ передает смысл вещи или события, является его смысловым отражением и обобщает его, но по своему первоначальному содержанию не имеет непосредственной связи с обозначаемым объектом.

ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМА? Эмблема – вставка, выпуклое изображение. Эмблема – это тоже символ, но особого значения. Под эмблемой понимают такой знак, значение которого зафиксировано и общепризнано, в отличие от символа, значение которого более подвижно. Кроме того, эмблема может включать несколько символов.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?

Слово «патриот» происходит из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков – соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения. Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, отчизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков). Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. А что значит быть патриотом? Значение слова «патриот»: это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Ответьте на вопрос: «За что мы любим мать?», «За что люди любят Родину?»Каждый может дать свой ответ. Любовь к Родине, или патриотизм, вовсе не требует хвалить все свое только потому, что это родное. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на родине лучше, достойнее.

 

Тема: «Государственный герб России»

Ты живешь в России. В разные времена наша страна называлась по-разному. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие суверенные государства, Россия имеет свои официальные символы: герб, флаг, гимн. В Законе о Государственном гербе нашей страны записано: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический (от слова «геральдика» - наука о гербах) щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь … дракона». Государственный герб Российской Федерации изображается на зданиях важнейших государственных учреждений, его можно видеть на официальных печатях и бланков документов. Герб изображается и на официальных знаменах страны, денежных знаков, государственных наградах, изображают его и на пограничных столбах.

Задания:

1.Кто изображен на гербе России? 2. Очертания какого старинного доспеха напоминает герб? 3. Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу. 4. Раскрась герб России. 5. Составь рассказ о гербе России по плану: - Герб какого государства изображен на картинке? - Какую форму имеет герб России? - Что расположено в центре герба и почему? - Где можно увидеть герб России?

Тема: «Государственный флаг России»

Днем рождения Российского флага считается 20 января 1705 года, когда указом Петра 1 был утвержден окончательный вариант бело-сине-красного стяга с тремя равновеликими горизонтальными полосами.

С петровского же времени известен и точный порядок полос: верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Расположение их совпало с древним пониманием мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – божественный мир. Полтора столетия этот флаг считался русским национальным, но в 1858 году царь Александр II утвердил новый «рисунок гербовых цветов» Российской империи. Указ объявлял, что полотнище будет иметь три горизонтальные полосы – черного, желтого и белого цветов, но на судах торговых по-прежнему поднимался бело-сине-красный флаг. В 1883 году накануне коронации Александра III министр внутренних дел граф Толстой представил ему оба варианта для решения об утверждении. Царь избрал петровский образец, так как на Руси издавна считалось, что белый цвет – это благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – мужество, смелость, великодушие и любовь. Русскому человеку, россиянину присущи все эти черты характера и поведения. И хотя некоторое время над страной главенствовал красный стяг, Россия не могла не вернуться к своему исконному государственному символу. Случилось это 11 декабря 1993 года, когда Президентом страны был подписан указ «О государственном флаге Российской Федерации». Государственный флаг, как и герб, - символ суверенитета страны. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести, все присутствующие встают.

ЗАДАНИЯ: Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы: 1. Какого цвета полосы на флаге России? 2. Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь? (Белый - …, Синий - …, Красный –...) 3. Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? 4. Попробуйте вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации? 5. Игра «Над – под – между». 6. Какая полоса в российском флаге: Первая сверху; Вторая снизу; Над синей; Под синей; Между красной и белой и т.д. 7. Раскрасьте флаг России.

Тема: «Государственный гимн России»

Словарь определяет гимн как торжественную песнь, хвалу и прославление в стихах или в музыке. Государственный гимн также является официальным символом независимого суверенного государства. Воспитатель читает текст Государственного гимна Российской ФедерацииСл. С. В. Михалкова, муз. А. А. Александрова. Ответь на следующие вопросы: 1. В каких случаях исполняется гимн России? 2. Какие слова вызывают чувство гордости за Родину? 3. Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания? 4. Выучите первый куплет Гимна наизусть.

ГЕРБ СТАНИЦЫ(игра)

Цель: закрепить представление детей о гербе родной станицы; уметь выделять герб из других знаков. Материалы: шаблон-образец с изображением герба станицы; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба станицы в разнообразном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб станицыа и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб станицы.

2. дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.

3. детям предлагается собрать герб станицы из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

4. детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫДОРОГ

(учебно-развивающая игра)

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, парки. На красных полях – силуэты хорошо известных в станице зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

Ход игры: играют две команды или два игрока. Бросают кубик, продвигаясь вперед для того, чтобы попасть на красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображен и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперед, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут быть моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

РАЙОН, В КОТОРОМ МЫЖИВЕМ(настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о станице, в которой они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план станицы, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями станицы, и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры: играть можно любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается вперед. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад или дом. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если поле попадает на зеленое поле, то ребенок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание: если ребенок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

ИСТОРИЯ РОДНОЙ СТАНИЦЫ(игра-лото)

Цель: закрепить у детей представление об истории родной станицы.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов станицы от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории станицы.

Ход игры: играть могут 3-9 детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание: на каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребенок.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

(игра)

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?- Как называется станица, в которой вы живете?- Какие улицы станицы вы знаете?- Как называется улица, на которой вы живете?- Какие памятники нашейстаницы вы знаете?- Каких людей, прославивших нашустаницу вы знаете?- Что бы ты еще хотел узнать о нашей станице?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.

Примечание: по ходу игровых действий «восстановление заколдованной станицы воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

1. «Экскурсия»

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели. Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.(Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)Светофор (показывает крупную фотографию):

Стоп! Машинам красный свет. Дальше вам дороги нет. Посмотрите-ка в окошки и подумайте немножко:

Что за здание перед вами? Отвечайте быстро сами.(Что за улица пред вами?Что за памятник пред вами?)(Ответы детей)

Светофор: Свет зеленый зажигаю и вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по станице и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

2. «Кто больше знает улиц в нашей станице?»Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.

3. «Знатоки родного города»Цель: закрепить знания детей о памятниках станицы, в котором они живут, развивать память, воображение.Материалы: разрезные картинки с видами родной станицы, фишки.

Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

4. «Так бывает»

Цель: учить рассказывать о станице, в определении которой указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например: холодная Москва (город зимой), веселая Москва (город в дни праздников), молодая Москва (новостройки, молодые жители) и т.д.

5. «Найди отличия»

Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому.

Ход игры: воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали, во что играли дети, как выглядели улицы.

6. «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о старом городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.

Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

7. «Загадки о городе»

Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают.

Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации:

1. Рассказать ребенку о своей родной станице. Те, кто живет здесь давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом.

2. Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фото и иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

3. Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).

4. Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.

5. Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: