Агрессия и ее производные




 

Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное.

Так, Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, речевые средства, а с другой – остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки.

Мы рассмотрим две основные формы агрессии, которой зачастую пользуются подростки: физическую и вербальную агрессию.

1. Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждение другого человека. Физическая агрессия чаще всего связывается с применением силы, то есть когда используется мускулатура, мышцы кисти, руки, ноги. Первоначально физическая агрессия не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание и кусание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами атомного, химического и биологического оружия, рука стала играть особо важную роль [3, C.32].

Проявлениями физической агрессии можно считать:

· избиение с применением различных предметов (палки, дубинки, кастеты, линейки, веревки и т.д.);

· нанесение ранений с помощью огнестрельного и холодного оружия;

· закладывание мин, ловушек;

· враждебность (как пассивная форма);

· неподчинение, неуступчивость;

· жестокость по отношению к другим людям и животным;

· неадекватные ответные реакции с применением физической силы (угрозы кулаками или другими предметами);

· нападение.

Первоначально физическая агрессия человека, не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание и кусание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций, как это отчетливо видно на примере развития в онтогенезе. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами оружия, рука стала играть особо важную роль [5, C.18].

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, следует учитывать (бессловесные) угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии [6, C.101].

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Важно заметить, что в то время, как, по меньшей мере, прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые в повседневной жизни зачастую выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя.

2. Вербальная агрессия, которая в повседневной жизни также имеет собой целью нанесение или причинение боли (чаще психологического характера), которые незаметны для постороннего наблюдателя.

· многочисленные отпоры;

· отрицательные отзывы и критические замечания;

· выражение отрицательных эмоций (брань, затаенная обида, недоверие, ярость, ненависть;

· высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы тебя убить" или в форме проклятия);

· оскорбления, насмешки, грубость, унижения;

· угрозы, принуждение и вымогательство;

· упреки, обвинения, крик.

В подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:

1. Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций.

2. Импульсивный характер реагирования на фрустрирующию ситуацию

(трудности, конфликты).

3. Кратковременность реакций с критическим выходом.

4. Низкий уровень стимуляции.

5. Недиффиринцированная направленность реагирования.

6. Высокий уровень готовности к агрессии

Есть и другие формальные деления, например, на агрессию групповую и индивидуальную. Так, тот, что агрессия совершается одним единственным человеком или целой группой, при противозаконном поведении влияет на меру наказания [4, C.32].

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности [4, C.91].

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком – то и даже на чем – то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой – нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

2)как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

С агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения.

Английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие жестокостью. Это очень меткое и точное замечание. Мало обладать достоинствами - нужно еще уметь их проявить иначе достоинства могут превратиться в недостатки”[8, C.114].

 


Выводы

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Таким образом, до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты [33, C.72].

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь прежде всего выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния – при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости.

Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость.

Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное.

Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой – нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

2)как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

С агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

 


Литература

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, Аст., 2000. - 592 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.

3. Гозман Л. Д. Психология эмоциональных отношений. – М.: Просвещение, 1987. – 462. с.

4. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М.: Наука, 1998. – 521 с.

5. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994

6. Нравственность. Агрессия. Справедливость / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Психология, 1992. – 421 с.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Психология, 1994. – 381 с.

8. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Психология, 1993. – 129 с.

9. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Психология, 2003. – 521 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: