Дополнительная общеобразовательная программа




Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Цветной мир»

Для детей 5-6 лет

Нормативный срок освоения - 1 год

Разработчик программы:

Королёва Марина Владимировна

Педагог-психолог

 

г. Калининград, 2018 г

СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка    
  Учебный план    
  Содержание изучаемого курса    
  Материально-техническое обеспечение    
  Список используемой литературы    

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Цветной мир» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положения о дополнительной общеобразовательной программе МАДОУ д/с № 119.

 

Направленность программы: социально-педагогическая.

 

Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы.

 

Цель: формирование и коррекция эмоциональной сферы и личностных особенностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

· Укрепление психического здоровья ребёнка, через стабилизацию эмоциональной сферы;

· Развитие произвольности, умение управлять своими эмоциями, чувствами;

· Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребёнка;

· Коррекция механизмов психологической защиты – демонстративности, негативизма, агрессии;

· Коррекция тревожности;

· Повышение самооценки;

· Формирование способов эффективного взаимодействия детей;

· Развитие воображения;

 

Актуальность.

 

Период дошкольного детства насыщен различными формами обучения. Взрослые во что бы то ни стало, хотят вложить в ребёнка как можно больше информации, сформировать умения и навыки. И этот процесс, безусловно, очень важен, но также необходимым элементом развития ребёнка является возможность свободно проявлять себя в разных видах игровой деятельности, которые, в частности, органично присутствуют в изобразительном творчестве.

Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована ещё у детей. И чаще всего раскрыться ребёнку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Для того чтобы ребенок мог раскрыться удивительным образом подходит метод арт-терапии. Неслучайно многие терапевтические и развивающие эффекты занятий детей с арт-терапевтом обусловлены взаимодействием ребёнка с изобразительным материалом. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициатив и самостоятельности, концентрации внимания, даёт выход аффектам. Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей дошкольного возраста являются терапевтические отношения, благодаря которым ребёнок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности.

 

Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 5-6 лет.

 

Срок реализации Программы: 1 год.

 

Планируемые результаты:

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

Ø Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые доступные формы;

Ø Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей. Способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

Ø Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

Ø Оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

Ø Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

 

Формы проведения итогов реализации Программы: открытые мероприятия 2 раза в год.

 

2. Учебный план

Название раздела, темы Количество часов
Теория (мин) Практика (мин) Всего (мин)
  «Давайте познакомимся» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Человек и его настроение» 10 мин. 40 мин. 50 мин.
  «Радость» 20 мин. 80 мин. 100 мин.
  «Грусть» 15 мин. 60 мин. 75 мин.
  «Страх» 20 мин. 80 мин. 100 мин.
  «Удивление» 15 мин. 60 мин. 75 мин.
  «Злость» 20 мин. 80 мин. 100 мин.
  «День рождение Газетного человечка» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Дракончики» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Необитаемый остров» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Фото-галерея» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Волшебные превращения» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Весёлые ладошки» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Наши чувства 10 мин. 40 мин. 50 мин.
  «Автопортреты» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Ласковое солнышко» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Дружба» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Помирились» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Весёлая игротека» 5 мин. 20 мин. 25 мин.
  «Играем вместе» 10 мин. 40 мин. 50 мин.
  «Весёлая игротека» 10 мин. 40 мин. 50 мин.
  «Развивай-ка» 10 мин. 40 мин. 50 мин.
  «Страна Вообразилия» 20 мин. 80 мин. 100 мин.
  Волшебная игротека 10 мин. 40 мин. 50 мин.
  ИТОГО: 3 ч. 50 мин. 16 ч. 10 мин. 20 ч.

Содержание изучаемого курса

Календарно-тематическое планирование

Месяц № раздела, темы Название раздела, темы Количество занятий
Сентябрь Тема № 1 «Давайте познакомимся»  
Тема № 2 «Человек и его настроение»  
Тема № 3 «Радость»  
Октябрь Тема № 4 «Радость»  
Тема № 5 «Грусть»  
Ноябрь Тема № 6 «Грусть»  
Тема № 7 «Страх»  
Декабрь Тема № 8 «Страх»  
Январь Тема № 9 «Удивление»  
Тема № 10 «Злость»  
Февраль Тема № 11 «Злость»  
Тема № 12 «День рождение Газетного человечка»  
Март Тема № 13 «Дракончики»  
Тема № 14 «Необитаемый остров»  
Тема № 15 «Фото-галерея»  
Тема № 16 «Волшебные превращения»  
Апрель Тема № 17 «Весёлые ладошки»  
Тема № 18 «Наши чувства  
Тема № 19 «Автопортреты»  
Май Тема № 20 «Ласковое солнышко»  
Тема № 21 «Дружба»  
Тема № 22 «Помирились»  
Тема № 23 «Весёлая игротека»  
Июнь Тема № 24 «Играем вместе»  
Тема № 25 «Весёлая игротека»  
Июль Тема № 26 «Развивай-ка»  
Август Тема № 27 «Страна Вообразилия»  
    ИТОГО  

 

Содержание изучаемого курса

Тема Цель занятия Содержание занятия
Диагностика эмоционально-личностного развития детей 5-6 лет Создание положительного эмоционального настроя в группе. Введение детей в игровую ситуацию. Наблюдение за взаимодействием детей. Диагностика эмоционального развития. 1. Игра «Волшебный клубок» 2. Игра «Сочинение историй» 3. Игра «Паровозик».
«Человек и его настроение» Познакомить детей друг с другом. Ввести их в тему, заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах. Снятие психоэмоционального напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2.Графическое задание «Лучи солнца». 3. Беседа о настроении. 4. Диагностическое задание «Цвета настроений». 5. Ритуал окончания занятия.
«Человек и его настроение» Продолжить знакомство детей друг с другом. Снятие напряжения.   1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа о настроении. 3. Графическое задание для совместного выполнения «Смешной рисунок». 4. Игра «Чувства в домиках» 5. Диагностический рисунок «Цветные домики» 6. Ритуал окончания занятия.
«Радость» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1.Ритуал начала занятия. 2.Беседа с детьми об эмоции «радость». 3. Графическое задание для совместного выполнения «Продолжи рисунок» (дети рисуют клоуна). 4. Задание сюрприз «Костюм клоуна». 5. Ритуал окончания занятия.
«Радость» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1.Ритуал начала занятия. 2. Беседа с детьми об эмоции «радость». 3. Задание на создании ситуации успеха «Колпачок клоуна». 4. Совместное задание на выражение актуальных эмоций и снятие напряжения «Красивый рисунок». 5. Ритуал окончания занятия.
«Радость» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2.Игра–упражнение «Дождик» 3. Игра «Цветок» 4. Индивидуальное задание рисование на тему: «Цветок радости» 5. Ритуалокончания занятия.
«Радость» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1.Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Цвет моего настроения». 3. Графическое задание для совместного выполнения: «Смешной рисунок» 4. Коллективная работа: «Волшебный салют». 5. Ритуал окончания занятия.
«Грусть» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа о чувстве «Грусть». Закончи предложение «Мне грустно, когда…». 3.Графическое задание «Грустный рисунок». 4. Задание на адаптацию в пространстве комнаты. Игра «Найди грустный предмет». 5.Ритуал окончания занятия.
«Грусть» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2. Диагностическое задание «Рисунок в круге». 3. Задание на создание ситуации успеха «Игры с сухими листьями». · «Листопад» «Фейерверк» · «Рисуем листьями» 4. Ритуал окончания занятия.
«Грусть» Развитие эмоциональной сферы, выражение актуальных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения. 1.Ритуал начала занятия. 2. Беседа о чувстве «Грусть». Закончи предложение «Маме грустно, когда…» 3.Графическое задание «Мама грустит». 4.«Рисуем волшебную музыку» 5. Ритуал окончания занятия.
«Страх» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха.   1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа об эмоции «страх». 3.Задание на выражение эмоций и преодоление страха «Рисуем страшную маку». 4. Игра «Испугай страшилку» 5. Ритуал окончания занятия.
«Страх» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование отрицательных эмоций, снятие напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2. Игра «Море волнуется» 2.Задание на отреагирование эмоций «Рисуем страхи». 3.Задание на снятие напряжения «Ритуал уничтожения страхов» 4. Ритуал окончания занятия.
«Страх» Выражение эмоций и преодоление страха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Цвет моего настроения» 3. Чтение терапевтической сказки «Мишка смешное ушко» (Сучкова Н.О.) (см. раздел методическое обеспечение). 4. Индивидуальная работа «Рисование тучки-злючки» 5. Ритуал окончания занятия.
«Страх» Выражение эмоций и преодоление страха 1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа об эмоции «страх». 3. Рисование на зеркале. 4. Ритуал окончания занятия.
«Лабиринты для непослушных страхов детей» Выражение эмоций и преодоление страха 1. Ритуал начала занятия. 2. Индивидуальное задание «Лепим страх». 3. Коллективная работа «Строим лабиринт для непослушных страхов детей» 4. Игра «Проходим лабиринт» 5. Ритуал окончания занятия.
«Страх» Выражение эмоций и преодоление страха 1. Ритуал начала занятия. 2. Рисование на стекле. 3. Ритуал окончания занятия.
«Удивление» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Снятие напряжения. Создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа об эмоции «Удивление». 3. Графическая коллективная работа «Продолжи рисунок» (космический аппарат). 4. Мотивирующее задание «Небо». 5. Задание на создание ситуации успеха «Новые планеты» (техника рисование сыпучими продуктами). 6. Ритуал окончания задания.
«Удивление» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Снятие напряжения. Создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа об эмоции «Удивление». 3. Индивидуальное творческое задание «Инопланетяне». 4. Коллективная работа «Карта звёздного неба». 5. Ритуал окончания задания.
«Удивление» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Снятие напряжения. Создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. «Рисование по точкам» 3. Ритуал окончания занятия.
«Злость» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование отрицательных эмоций, снятие напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа об эмоции «злость». 3. Задание на демонстрацию индивидуального восприятия. 4. Задание на снятие эмоционального напряжения «Рисуем злость». 5. Ритуал окончания занятия.
«Злость» Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция, проработка психологических проблем у агрессивных детей. 1. Ритуал начала занятия. 2. Чтение терапевтической сказки «Чудо кактус»(см. раздел методическое обеспечение). 3. Работа с пластическим материалом «Чудо-кактус». 4. Коллективная работа «Пустыня». 5. Ритуал окончания занятия.
«Победитель злости» Научить ребёнка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Здравствуй песок». 3. Упражнение «песочный дождик». 4. Упражнение «Победитель злости». 5. Упражнение «Ладошка». 6. Ритуал окончания занятия.
«Сердитый лев и весёлые котята» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование отрицательных эмоций, снятие напряжения. 1. Ритуал начала занятия. 2. Мини-представление с использованием кукол. 3. Беседа с детьми. 4. Упражнение «Найди сердитое лицо, изобрази злость». 5. Игра «Сердитые львы и весёлые котята». 6. Беседа с детьми о чувствах. 7. Рисуем чувства. 8. ритуал окончания занятия.
«День рождения Газетного человечка» Снятие напряжения, отреагирование эмоций. 1. Ритуал начала занятия. 2. Задание на взаимодействие и самовыражение. 3. Задание на снятие напряжения «Фейерверк». 4. Задание на обозначение ценностей продуктов детского творчества. 5. Ритуал окончания занятия.
«Дракончики» Снятие напряжения, отреагирование эмоций, создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Задание на перевоплощение, самовыражение. 3. Коллективная работа «Дома дракончиков» 4. Дракончики превращаются обратно в детей (умываются). 5. Ритуал окончания занятия.
«Необитаемый остров» Снятие напряжения, отреагирование эмоций, создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Графическая коллективная работа «Волны». 3. Коллективная работа «Остров». 4. Задание на создание ситуации успеха. 5. Ритуал окончания занятия.
«Фото-галерея» Гармонизация эмоциональной сферы, развитие воображения и творчества. 1. Ритуал начала занятия. 2. Рассказ про фотографии детей. 3. Рисование рамки для фотографии. 4. Оформление «Фото-галереи» 5. Ритуал окончания занятия.
«Волшебные превращения» Снятие напряжения, отреагирование эмоций, создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Создание монотипии: игры с красками. 3. Конкретизация увиденного образа, придумывание названия. 4. Оформление выставки. 5. Ритуал окончания занятия.
«Весёлые ладошки» Снятие напряжения, выражение эмоций, познание внутреннего мира ребёнка. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Отпечаток ладошки». 3.Дорисовывание изображения, придумывания названия. 4. Оформление выставки. 5. Ритуал окончания занятия.  
«Наши чувства» Рефлексия, подведение итогов. 1. Ритуал начала занятия. 2. Беседа об эмоциях. 3. Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций». 4. Ритуал окончания занятия.
«Автопортрет» Снятие напряжения, создание ситуации успеха. 1. Ритуал начала занятия. 2. Диагностическое задание «Рисунок в круге». 3. Творческое задание «Автопортрет». 4. Оформление выставки. 5. Ритуал окончания занятия.
«Ласковое солнышко» Профилактика возникающего эмоционального дискомфорта у детей старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением со сверстниками. 1. Приветствие. 2. Игра «Зоопарк» 3. Игра «Мальчик-наоборот» 4. Игра «Ласковое солнышко» 5. Игра «Подари радость другому» 6. Игра «Весёлая змейка» 7. игра «Идём за синей птицей»
«Дружба» Профилактика возникающего эмоционального дискомфорта у детей старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением со сверстниками. 1. приветствие. 2. Игра «Настоящие друзья» 3. Рисование на тему «Мои друзья» 4. Проигрывание ситуаций 5. Игра «Мне нравится в тебе» 6. Прощание
«Помирились» Профилактика возникающего эмоционального дискомфорта у детей старшего дошкольного возраста, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением со сверстниками. 1. Приветстквие. 2. Игра «Поссорились и помирились» 3. Игра «Мирная считалка» 4. Беседа «Вежливость. Зачем она?» 5. Разыгрывание ситуаций 6. Прощание.
Диагностика эмоционально-личностного развития детей 5-6 лет Диагностика эмоционально-личностного развития детей 5-6 лет Беседа (модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) Методика «Педагогические ситуации»
«Играем вместе» Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
«Весёлая игротека» Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
«Развивай-ка» Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
«Страна Вообразилия» Создание положительного эмоционального настроя в группе. Сплочение группы. Гармонизация эмоционального состояния. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. Закрепление пройденных чувств. Создание коллажей на тему «Радость», «Грусть», «Гнев», «Спокойствие»
«Волшебная игротека» Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игры и упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Материально-техническое обеспечение

Основное оборудование

Специализированные учебные помещения: кабинет педагога-психолога.

Основное учебное оборудование:

· Детские столы;

· Детские стульчики;

· Магнитная доска;

· Ноутбук;

· Подвесной модуль «Световой дождь»;

· Световой стол для рисования песком «Премиум»;

· Световая панель «Бесконечность»

· Уголок зеркальный с воздушно-пузырьковой колонкой;

· Кресло-мяч;

· Юнгианская песочница.

 

Основное оснащение

· Аудио-пособия (релаксационная музыка и т.д.);

· Настольно – печатные игры;

· Предметные игрушки;

· Цветные мелки;

· Пластилин;

· Краски, карандаши, фломастеры;

· Писчая и цветная бумага;

· Строительный материал;

· Предметные картинки.

Раздаточный материал

Дидактические игры

· Дидактическая игра «Эмоции»;

· Лото «Эмоции»;

· Дидактическая игра «Театр настроений»;

· Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»;

· Дидактическая игра «Гномики»;

· Дидактическая игра «Паровозик»;

· Дидактическая игра «Цвет и форма»;

· Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»;

· Плакат «Калейдоскоп эмоций»;

· Демонстрационный материал «Чувства и эмоции».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М., 2007

 

2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2007

 

3. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2008

 

4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007

 

5. Малахова А.Н. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников. – СПб., 2008

 

6. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.- СПб., 2008.

 

7. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2001

 

8. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика.- СПб., 2003

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: