Всего за задание максимально – 10 баллов




 

4.

Как одна копéечка — «точно, не больше и не меньше»; фúговый листок — «лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, маскировка неблаговидных поступков и намерений»; только и свéту в окóшке — «единственное утешение, единственная радость»; сказка про белого бычкá — «бесконечное повторение одного и того же с самого начала»; намотáть на ус — «запомнить, принять к сведению, имея в виду, что это может потом понадобиться, пригодиться».

По 2 балла за верное определение значения каждого фразеологизма

Всего 10 баллов за задание

5.

Кирúллица — «одна из старославянских ( 2 балла )азбу к(1балл), лёгшая в основу русского( 2балла ) и некоторых других алфавитов( 1 балл ) ».

Подчеркнутые слова имеют принципиальное значение для подведения итогов.

Всего за задание 6 баллов

6.

Слово стиль происходит от латинского stilus (аналогично греческому stylos)(1 балл), означавшего палочку с заостренным концом для писания на навощенных дощечках, на другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, когда нужно было стереть написанное или исправить ошибку(3балла). Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», то есть стирать написанное, не довольствоваться первым выражением мысли, совершенствовать способ выражения(4 балла).

Всего за задание 8 баллов

7.

Лúс-ий, с-плеч-á.

По 3 балла за каждое верное слово.

Всего 6 баллов

8.

Забрáло — «подвижная часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов»(3 балла). Слово забрáло встречается в известном выражении с открытым (поднятым) забрáлом (бороться, выступать),(з балла) то есть «честно, открыто, прямо»(2 балла).

 

Всего 8 баллов

9.

2) Сергей Иванович Óжегов

10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения

Всего 12 баллов

10.

И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
10 баллов за перевод

З а д а н и е к тексту:

Муж(ь) — в древнерусском языке — «именитый, почтенный человек».

5 баллов за определение

Всего 15 баллов

Класс

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

 

Вовсе не медведь

 

Эти забавные животные во многом похожи на игруш..ч..ных плюш..вых мишек. Но во многом они совершен..о ун..кáльны. (Во)первых их называют сумч..тыми медведями но медведями коалы вовсе (не)являются. (Во)вторых это единствен..ые существа которые могут поедать ядовитые листья эвкалипта. И (в)третьих они совершен..о (не)имеют врагов. За исключением человека.

Коалы обитают только в Австралии да и то не на всей территории а лиш.. в юго(восточной) части м..терикá. Когда(то) их можно было встрет..ть на всем к..нтинéнте но переселенцы постепен..о вытесн..ли животных с их искон..ых мест об..тáния. А обж..вали ун..кальный м..терик коалы очень долго — по утверждениям ученых эти звери существуют на (З,з)емле уже около 15 мил..ионов лет!

Аборигены Австралии всегда почтительно относились к зверьку (не)смотря на его потешный вид. Ведь согласно пр..даниям некоторых племён именно гиган..ский древний предок коалы был гребцом на пироге привезшей первых людей в Австралию.

Слово «коала» тоже придуман..о корен..ыми жителями Австралии. В переводе с языка аборигенов оно значит «(не)пьющий, (не)испытывающий жажды». Действительно коалы (ни)когда не пьют — необходимое кол..ичество жидкости они получают вместе с прочими полезными веществами из мясистых листьев и побегов эвкалипта.

 

(176 слов. Е. Александрова. Журнал «Тайны ХХ века»)

 

З а д а н и е к тексту:

Определите лексическое значение слова абориген.

2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) — Да притом, — продолжал он, — и мужики-то плохие, опáльные (И. Тургенев. Два помещика);

2) Но между тем какой позóр // Являет Киев осажденный?.. // Народ, уныньем пораженный, // Стоит на башнях и в стенах // И в страхе ждет небесной казни (А. Пушкин. Руслан и Людмила);

3) — Росли вы под крылышком отца и учились на его счёт, а потóм сразу захватили синекýру, имея притом право работать, как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать (А. Чехов. Палата № 6).

 

3. Соотнесите лингвистические термины с их определениями.

 

1. Оксюморон А. Слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка,
2. Тезаурус Б. Повторение того же самого слова или слов с одним и тем же корнем в микроконтексте.
3. Тавтология В. Фигура речи, состоящая в соединении двух понятий, которые противоречат друг другу, логически исключают одно другое.
4. Латинизм Г. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов; происхождение слова.
5. Этимология Д. Словарь, отражающий словарный состав того или иного языка в полном объеме.

 

1 — …

2 — …

3 — …

4 — …

5 — …

 

4. Найдите в приведенных ниже предложениях устойчивые словосочетания. Определите их значение.

 

1)

Книгу переворошив,

намотай себе на ус —

все работы хороши,

выбирай

на вкус! (В. Маяковский. Кем быть?)

 

2)

Когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеевича не на кровати, а в двух шагах от неё.. Он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (И. Тургенев. Несчастная).

 

3)

— Говорят, в этих делах лихá беда начать, так нельзя ли того-с, мне для вступления в разговор — словечко, что ли, сообщить, какое-нибудь приятное (И. Тургенев. Месяц в деревне).

4)

— Ну, сказывай, Демидыч, много пýшек отлил да ядер?.. Никита спокойно ответил царю: — Может, и мало, Государь Пётр Алексеевич, дорогá ложка к обéду. Акинфка сплáвом гонит (Е. Федоров. Каменный пояс).

5)

Старик надел шапку, взял посошок и поклонился барину. — Прощай, хозяин! Не мила тебе правда. Но ты запомни, что правда на огне не горит и в воде не тонет! И Мамай правды не съел, а бáрам и подавно её не укрыть! (Е. Федоров. Каменный пояс).

 

5. Произведите морфемный разбор слов óтроду, спячий.

6. Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях:

 

1) [Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).

2) [Она] «охватывает все стороны языка — его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. <…> Она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений…» <…> (В.В. Виноградов).

3) [Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).

 

7. Укажите, как произносятся выделенные буквосочетания в словах скворé чн ик, объé здч ик, конé чн о, óбра зч ик, нáро чн ый. Объясните значение последнего слова.

 

8. Определите, каким фигурам речи (стилистическим / риторическим фигурам) соответствуют приведенные ниже определения. Приведите по одной иллюстрации к каждому случаю.

 

1) «фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда с целью выделить их, придать им особую значимость»;

2) «фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов»;

3) «фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления».

 

9. «Биолог, этнограф, писатель, языковед; специалист в области русской лексикографии, доктор медицины, член-корреспондент Петербургской Академии наук» — все эти определения относятся к выдающемуся русскому человеку, жившему в XIX веку (1801 — 1872). О ком идёт речь?

 

10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

 

И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою.

 

З а д а н и е к тексту:

Впишите в квадраты в словах первого предложения буквы ѣ «ять» или е.

 

Ключи

1.

 

Вовсе не медведь

 

Эти забавные животные во многом похожи на игрушечных плюшевых мишек. Но во многом они совершенно уникальны. Во-первых, их называют сумчатыми медведями, но медведями коалы вовсе не являются. Во-вторых, это единственные существа, которые могут поедать ядовитые листья эвкалипта. И, в-третьих, они совершенно не имеют врагов. За исключением человека.

Коалы обитают только в Австралии, да и то не на всей территории, а лишь в юго-восточной части материка. Когда-то их можно было встретить на всем континенте, но переселенцы постепенно вытеснили животных с их исконных мест обитания. А обживали уникальный материк коалы очень долго — по утверждениям ученых, эти звери существуют на Земле уже около 15 миллионов лет!

Аборигены Австралии всегда почтительно относились к зверьку, несмотря на его потешный вид. Ведь, согласно преданиям некоторых племён, именно гигантский древний предок коалы был гребцом на пироге, привезшей первых людей в Австралию.

Слово «коала» тоже придумано коренными жителями Австралии. В переводе с языка аборигенов оно значит «непьющий, не испытывающий жажды». Действительно, коалы никогда не пьют — необходимое количество жидкости они получают вместе с прочими полезными веществами из мясистых листьев и побегов эвкалипта.

Оценка: 5 баллов(0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла (3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

 

З а д а н и е к тексту:

Аборигéн — (латинское «aborigenis < ab origine «от начала») — «коренные обитатели страны или местности, исстари в ней обитающие».

Оценка: до 2 баллов за лексическое значение

Всего 8 баллов

 

2.

1)

опáльный — «находящийся в немилости»;

2 балла

2)

позóр — устаревшее: «вид, зрелище, картина, обычно позорные, постыдные»;

3балла

3)

синекýра — «хорошо оплачиваемая должность, не требующая большого труда».

4 балла

Всего 9 баллов

 

 

3.

1 — В – 2 балла

2 — Д – 2 балла

3 — Б – 2балла

4 — А – 2 балла

5 — Г - 2 балла

Всего 10 баллов

 

4.

1)

Книгу переворошив,

намотай себе на ус

все работы хороши,

выбирай

на вкус!

Намотáть на ус — «запомнить, принять к сведению, имея в виду, что это может потом понадобиться, пригодиться».

2)

Когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеевича не на кровати, а в двух шагах от неё.. Он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — «выражение удивления, огорчения, разочарования по поводу чего-либо неосуществившегося, несостоявшегося».

3)

— Говорят, в этих делах лихá беда начать, так нельзя ли того-с, мне для вступления в разговор — словечко, что ли, сообщить, какое-нибудь приятное.

Лихá беда начáть (начало) — «начинать любое дело трудно, потом будет легче».

4)

— Ну, сказывай, Демидыч, много пýшек отлил да ядер?.. Никита спокойно ответил царю: — Может, и мало, Государь Пётр Алексеевич, дорогá ложка к обéду.

Дорогá ложка к обéду — «ценно, приятно то, что сделано, получено и т.п. вовремя, в нужный момент».

5)

Старик надел шапку, взял посошок и поклонился барину. — Прощай, хозяин! Не мила тебе правда. Но ты запомни, что правда на огне не горит и в воде не тонет! И Мамай правды не съел, а бáрам и подавно её не укрыть!

Правда на огне не горит и в воде не тонет — «правду не скроешь; правое дело восторжествует».

По 2 балла за верное указание устойчивого оборота

По 2 балла за верное определение значение оборота

Всего 10 баллов

5.

Óт-род-у; сп-яч-ий.

По 3 балла за каждое верно разобранное слово

Всего 6 баллов

6.

Речь идет о стилистике. Высказывания извлечены из работ: 1) Ш. Балли: «Французская стилистика»; 2) В.В. Виноградов: «Итоги обсуждения вопросов стилистики»; 3) М.Н. Кожина: «Стилистика русского языка».

4 балла за название науки. По 1дополнительному баллу за указание названия работы

Всего 7 баллов

7.

Скворé[шн]ик, объé[щ]ик, конé[шн]о, óбра[щ]ик, нáро[чн]ый.

По 2 балла за каждое верно затранскрибированное буквосочетание

Нáрочный — «лицо, посланное со спешным поручением, гонец, курьер». – 2 балла

Всего 12 баллов

 

8.

1) анафора; 2) антитеза; 3) градация.

По 3 балла за каждое верно указанное слово, по 1баллу за каждый приведенный пример.

Всего 12 баллов

9.

Речь идёт о Владимире Ивановиче Дале. – 10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения

Всего 12 баллов

 

10.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено.

8 баллов

З а д а н и е к тексту:

И пов Е л ѣ Ол Е гъ воемъ своим колеса изъд ѣ лати и въставити корабля на колеса.

По 2 балла за верное указание буквы

Всего 16 баллов

 

Класс

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

 

Осьм..ноги являют..ся наиболее интел..ектуальными животными среди всех бе(з,с)позвоночных. Давно было установлен..о что они под..аются дрес..ировке и прекрас..но обучают..ся. У осьм..ногов очень хорошая память и они способны различать г..ометрические фигуры. Они так(же) хорошо чу..ствуют разни..цу в весе предметов и текстуре поверхности. Осьм..ноги вид..т свет, понимают где верх и где низ и пользуют..ся этим для к..ординации мышц.. при реактивном плавани... Некоторое время назад ученые исследовали то что можно назвать слухом у головоногих: при проведении опытов осьм..ноги реагировали на рыбу не видя её на расстоянии 30 метров.

Осьм..ног узнаёт людей, привыкает к тем, кто его кормит, и если проводить с ним достаточно времени то он становит..ся руч..ным.

Эти мол..юски настоящие профес..ионалы в н..вигации. Даже в естествен..ых условиях они могут отплывать от норы-пещеры на десятки а то и на сотни метров безошибочно возвр..щаясь назад а в л..б..р..тории в среднем за пять попыток осваивают водный л..б..ринт запоминая правильный путь. Исследователи даже сч..тают что у них есть свой язык сигналов а разные полоски и пятн..шки на теле служат для общения.

(164 слова. Е. Александрова. Журнал «Тайны ХХ века»)

 

З а д а н и я к тексту:

1) Во втором предложении последнего абзаца встречается слово л..б..рúнт. Что обозначает это слово? В современном русском литературном языке есть также выражение «попáсть в л..б..рúнт». Что обозначает это выражение?

2) В выделенном курсивом предложении укажите его грамматическую основу.

 

2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) И дивились учёные люди, // — Занé эта церковь // Краше вилл италийских // И пáгод индийских была (Д. Кедрин. Зодчие);

2) Да лéтось неплохой был урожай на полосе около речки (А.Н. Толстой. Восемнадцатый год);

3) Часто, проснувшись, лежал он без сна на одрé (Н.В. Гоголь. Тарас Бульба).

 

3. Переведите латинские устойчивые выражения на русский язык.

 

1) Credo, quia absurdum

2) Alma mater

3) Alter ego

4) Veni, vidi, vici

5) In statu quo ante

 

4. Соотнесите термины с их определениями.

 

1. Галлицизм А. Слово, словосочетание, грамматическая форма и конструкция, употребляемые в официально-деловом стиле (где это вполне естественно), но проникающие и в другие стили речи, в частности в литературно-художественный и публицистический (где это ведет к нарушению стилистических норм).
2. Каламбур Б. Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.
3. Канцеляризм В. Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова.
4. Клише Г. Слово, выражение или синтаксическая конструкция, заимствованные из французского языка.
5. Плеоназм Д. Фигура речи, основанная на юмористическом использовании многозначности слова или омонимии; игра слов.

 

1 — …

2 — …

3 — …

4 — …

5 — …

 

5. Проведите анализ морфемной структуры слов пирог, шúло, приют, сýдно (корабль) с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

 

6. Стилистическое значение многих слов русского языка может распадаться на два компонента: стилистическую окраску и эмоционально-оценочную (эмоционально-экспрессивную) окраску. Определите значение терминов «стилистическая окраска» и «эмоционально-оценочная (эмоционально-экспрессивная) окраска». Свои выводы проиллюстрируйте на примере слова талд ы чить.

 

7. Укажите, в каком ряду произношение всех слов соответствует современным орфоэпическим нормам:

 

1) ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [жж]ать, яи[шн’]ица.

2) ши[нэ]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [жж]ать, яи[ч’н’]ица.

3) ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [сж]ать, яи[шн’]ица.

4) ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [зж]ать, яи[шн’]ица.

 

8.

В левой колонке таблицы даны определения основных жанров публицистического стиля: репортаж, интервью, информационная заметка, статья, очерк, фельетон. Заполните правую колонку таблицы.

 

Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.  
Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.  
Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.  
Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.  
Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.  
Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.  

 

9. «Он заложил основы научного изучения фразеологии русского языка, установил три типа фразеологических оборотов (фразеологические сращéния, фразеологические единства, фразеологические сочетания)». О каком русском учёном идет речь?

 

10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

 

Инии же, не вѣдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть, у Киева бо перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра, тѣмь глаголаху: «На перевозъ на Киевъ». Аще бо былъ перевозникъ Кый, то не бы ходилъ къ Цесарюграду. Но сий Кий княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю — не свѣмы, но токмо о сѣмъ вѣмы, якоже сказають: яко велику честь приялъ есть от цесаря, которого не вѣмъ и при котором приходи цесари.

 

З а д а н и е к тексту:

Определите значение и грамматическую форму выделенного слова в первом предложении текста.

 

Ключи

1.

Осьминоги являются наиболее интеллектуальными животными среди всех беспозвоночных. Давно было установлено, что они поддаются дрессировке и прекрасно обучаются. У осьминогов очень хорошая память и они способны различать геометрические фигуры. Они также хорошо чувствуют разницу в весе предметов и текстуре поверхности. Осьминоги видят свет, понимают, где верх и где низ, и пользуются этим для координации мышц при реактивном плавании. Некоторое время назад ученые исследовали то, что можно назвать слухом у головоногих: при проведении опытов осьминоги реагировали на рыбу, не видя её, на расстоянии 30 метров.

Осьминог узнаёт людей, привыкает к тем, кто его кормит, и если проводить с ним достаточно времени, то он становится ручным.

Эти моллюски — настоящие профессионалы в навигации. Даже в естественных условиях они могут отплывать от норы-пещеры на десятки, а то и на сотни метров, безошибочно возвращаясь назад, а в лаборатории в среднем за пять попыток осваивают водный лабиринт, запоминая правильный путь. Исследователи даже считают, что у них есть свой язык сигналов, а разные полоски и пятнышки на теле служат для общения.

Оценка: 5 баллов(0+ 0; 0+1)

4 балла (1+0; 1+1; 2+0)

3 балла (3+ 0…0+3)

0 баллов более 3офографических и(или) 3 пунктуационных

 

 

З а д а н и я к тексту:

1) Лабирúнт (греч. labyrinthos) — «В Древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами»(2 балла); переносное значение: «Сложное запутанное расположение, сочетание чего-нибудь». Попасть в лабиринт — «оказаться в сложном положении, из которого трудно найти выход»(2 балла).

 

2) Осьминог узнаёт людей, привыкает к тем, кто его кормит, и если проводить с ним достаточно времени, то он становится ручным.

(2 балла)

1 дополнительный балл за указание особенности подлежащего: местоимение выполняет роль подлежащего и соединительного слова.

Всего12 баллов

2.

1) занé — союз, книжный, устаревший («так как, потому что»);

2) лéтось — наречие, устаревшее, диалектное («прошлым летом; в прошлом году»);

3) одр — «постель, лóже».

По 3 балла за каждое верно объясненное слово

Всего 9 баллов

3.

1) Credo, quia absurdum — «верю, потому что нелепо (абсурдно)»

2) Alma mater — «кормящая мать»

3) Alter ego — «второе Я»

4) Veni, vidi, vici — «пришел, увидел, победил»

5) In statu quo ante — «в состоянии, как было прежде»

По 2 балла за верный вариант

Всего 10 баллов

4.

1 — Г

2 — Д

3 — А

4 — Б

5 — В

По 2 балла за верный вариант

Всего 10 баллов

5.

 

 

Современное членение Историческое членение
пирог- пир-ог-ъ. Суффиксальное производное (суффикс -ог-) от пиръ «пир». Первоначально — «праздничный хлеб».
шил-о ши-л-о. Суффиксальное производное (суффикс -л-) от глагола шить «шить». Ср. мыло. Шило букавально — «то, с помощью чего шьют».
приют- при-ют-ъ. Префиксальное производное от исчезнувшего ют «крыша, дом». Ср. уют, ютиться. Приют исходно — «крыша».
судн-о суд-н-о. Древнерусское суффиксальное образование от судъ «сосуд, посуда» (ср. судóк «посудинка»). Первичное значение — «вместилище, составленное из частей».

По одному баллу за верное морфемное членение с современной точки зрения и по 2 балла за верное определение исторического морфемного членения. Если в историческом членении дается объяснение, то добавляется еще один балл

Всего 16 баллов

6.

«Стилистическая окраска» — качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления. (2 балла)

«Эмоционально-оценочная (эмоционально-экспрессивная) окраска» — дополнительный компонент значения слова, который характеризует обозначаемый словом предмет (или явление), выражая отношение к нему говорящего. (2 балла)

Сравним на примере слова талд ы чить:

1) стилистическая окраска слова — просторечная (придаёт речи непринуждённый, грубоватый характер); (2 балла)

2) эмоционально-оценочная (эмоционально-экспрессивная) окраска — неодобрительная. Талд ы чить — не просто «говорить» или «повторять», а «говорить скучно, однообразно».(2 балла)

Всего 8 баллов

7.

1. Ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [жж]ать, яи[шн’]ица.

3 балла

8.

Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта. Интервью
Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало. Фельетон
Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики. Репортаж
Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика. Очерк
Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию. Статья
Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость. Информационная заметка

 

По 2 балла за каждый верно соотнесенный термин

Всего12 баллов

9.

Речь идет о Викторе Владимировиче Виноградове (1894 — 1969).

10 баллов, до 2-х поощрительных баллов за биографические подробности или научные достижения

Всего 12 баллов

10.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил.

8 баллов

З а д а н и е к тексту:

Бяше — «был» —глагол(1 балл) - форма 3-го лица(1 балл) единственного числа (1 балл) прошедшего времени(1 балл) от глагола «быть»(1 балл). – всего 5 баллов

 

Всего 13 баллов

 

Класс

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

 

Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб.

 

(157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

 

З а д а н и я к тексту:

1) найдите случаи тавтологии, встречающиеся в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ;

2) определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения;

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение.

 

2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) Ведь я почти для всех здесь пилигрúм угрюмый // Бог весть с какой далёкой стороны (С. Есенин. Русь советская);

2) — Дядя мой, господин Сипягин, брат моей матери, призрéл меня — я у него на хлебáх, он мой благодетель (И. Тургенев. Новь);

3) И Тéрек, прыгая, как львица // С косматой гривой на хребте, // \ревел, — и горный зверь и птица, // Кружась в лазурной высоте, // Глаголу вод его внимали (М. Лермонтов. Демон).

 

3. В Петровскую эпоху (конец XVII — первая четверть XVIII в.) в русский язык вошло слово шпиóн. Современные значения этого слова — «1. Тайный агент, занимающийся шпионажем. 2. Агент по сыску, слежке за кем-нибудь». В каком значении это слово изначально употреблялось в русском языке?

 

4. Укажите, каким устойчивым словосочетаниям соответствуют следующие определения:

1) Неодобр. Подгонять всех под один уровень;

2) Книжн. 1. Основание, фундамент чего-либо. 2. Основа, главная идея чего-либо;

3) Книжн. Серьёзная помеха, препятствие, затруднение, встречаемые при совершении чего-либо.

 

5. Проведите анализ морфемной структуры слов ýчасть, западня, повесть, неодолúмый с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

 

6. Восстановите пропущенный термин в предложении: «Понятие <…> является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной или индивидуализированной системе средств выражения или изображения, выразительности или изобразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам» (В.В. Виноградов). Дайте лингвистическое определение этого термина.

 

7. Что объединяет выделенные слова в приведенных ниже предложениях? Мотивируйте свой ответ.

 

1) «Твердо, веди, аз!» — слышалось со всех сторон… (А.П. Чехов. Три года);

2) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на … ижицу (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем);

3) — Аз, буки, веди; да ну же… — говорил сиплый голос, — аз, буки, веди, глаголь … да нет! глаголь, добро, есть! есть! (И.С. Тургенев. Чертопханов и Недопюскин).

 

8. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

 

9. Впервые в особую часть речи категорию состояния выделил:

 

1) В.В. Виноградов

2) Л.В. Щерба

3) Д.Н. Овсянико-Куликовский

4) А.М. Пешковский.

Как отличить слово категории состояния от наречия? Покажите на примере.

 

10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

 

Живяше же Олга съ сыномъ своимъ Святославом, и учашет его мати креститися, и не брежаше того, ни въ уши внимаше, но аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому. «Невѣрнымъ бо вѣра крестьяньская уродьство есть»; «Не смыслиша бо, ни разумѣша въ тмѣ ходящии», и не видѣша славы Господня. «Одобелѣша бо сердца ихъ, и ушима бо тяшько слышати, очима видѣти». Рече бо Соломонъ: «Д ѣ ла нечестивых далече от разума»: «Понеже звахъ вы, и не послушасте, и прострох словеса, и не разумѣсте, но отмѣтасте моя свѣты и моихъ же обличений не внимасте»; «Възненавидѣша бо премудрость, а страха Господня не изволиша, ни хотяху моихъ внимати свѣтъ, подражаху же моя обличения». Якоже бо Олга часто глаголаше: «Азъ, сыну, Бога познах и радуюся, аще и ты познаеши Бога, то радоватися начнеши».

 

З а д а н и е к тексту:

Определите значение и грамматическую форму выделенного слова в первом предложении текста.

 

Ключи

1.

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы и как будто не на улице оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще не обсохла от росы, хотя блистáния рóсного, когда висят на траве крупные седые капли, уже не было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливáлись красками уходящие в далекую даль луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: