Стилистические фигуры
| Фигуры | Характеристика | Примеры |
| Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской |
| Антитеза | Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия | И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви |
| Бессоюзие | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями | Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала. |
| Градация | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение | Тёмные, душные, скучные комнаты |
| Инверсия | Обратный порядок слов | Досадно было, боя ждали |
| Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения | Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев. |
| Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза |
| Риторический вопрос | Вопрос, не требующий ответа | Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? |
| Риторическое обращение | Обращение к неодушевлённому предмету | Ах ты, степь моя, привольная! |
| Умолчание | Сознательно выраженная не до конца мысль | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть. |
| Эллипсис | Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности | Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня. |
| Эпифора | Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Функциональная характеристика языковых средств выразительности
| Языковые средства | Назначение в тексте |
| Анафора | Для усиления предшествующего слова |
| Антонимы | Как выразительное средство создания контраста |
| Бессоюзие | Для создания впечатления быстрой смены картин |
| Вводные слова |
|
| Вопросительные предложения |
|
| Восклицание |
|
| Вставная конструкция |
|
| Гипербола | С целью преувеличения какого-либо явления |
| Градация | Произвести впечатление по нарастающей |
| Деепричастие и деепричастные обороты | Для выражения краткости, динамичности |
| Диалектизмы |
|
| Игра слов | Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо |
| инверсия | Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков |
| Метафора |
|
| Метонимия |
|
| Многосоюзие |
|
| Неологизмы | Для создания оттенка необычности, новизны |
| Неполные предложения | С целью экономии языковых средств |
| Обобщённо-личные предложения | С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках |
| Образные выражения | С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия |
| Однородные члены |
|
| Олицетворение | Для создания образности, выразительности |
| Парцелляция | Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений |
| Побудительное предложение | Для выражения волеизъявления говорящего |
| Повтор лексический |
|
| Повтор стилистический |
|
| Присоединительные конструкции |
|
| Профессионализм | В качестве показателя образованности в определённой сфере |
| Прямая речь |
|
| Разговорная лексика | Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности |
| Риторический вопрос | Для привлечения внимания читателя |
| Риторическое обращение | Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи |
| Ряды синонимов |
|
| Синекдоха |
|
| Сложные синтаксические конструкции | Как характеристика авторского стиля |
| Сравнение | Для создания художественной выразительности |
| Стилистически окрашенные слова |
|
| Термины | Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова |
| Фразеологизмы |
|
| Цитирование |
|
| Эллипсис | Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности |
| Эпитеты | С целью художественной выразительности |