Задание 1. Раскройте сущность проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья социум.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение понятий.
Инклюзивное образование _____________________________________________________________________________
Кондуктивная система ________________________________________________________________________________
Детский аутизм _____________________________________________________________________________________
Задание 3. По каким критериям судят о готовности школы к интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 4. От каких детских заболеваний ребенок может потерять слух? ______________________________________
Задание 5. Назовите степени дефекта слуха (по нарастанию). ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Что вы знаете о диагнозе «глухонемота»? _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Как общаются глухие дети?___________________________________________________________________
Задание 8. Почему ребенка с дефектом слуха надо учить говорить? __________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Объясните, в чем заключается дальнозоркость.__________________________________________________
|
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Какие инфекционные заболевания могут способствовать потере зрения? __________________________
____________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Перечислите особенности слепых детей.
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 11. По какой системе учат читать слепых людей? ___________________________________________________
Задание 12. Как вы считаете, может ли ребенок с ДЦП учиться в обычной группе? Обоснуйте ответ.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Перечислите стадии умственной отсталости (по степени нарастания).
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 14. Дети какой стадии умственной отсталости могут учиться в обычной группе? Обоснуйте ответ.
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Что означает диагноз «синдром Дауна»?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 16. Какая наука изучает вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей
____________________________________________________________________________________________________
Задание 16. Как вы считаете, почему современный учитель практически не готов к инклюзивному образованию?
_____________________________________________________________________________________________________
|
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Раздел 7. Педагогические ситуации
Задача № 1
Игорь Н. 16 лет. Начиная с уроков истории, Игорь очень заинтересовался Древним Египтом. Много читает по истории Египта и по истории вообще. Свободно оперирует обширным запасом знаний в этих областях, считая это основной ценностью.
Систематически занимается иностранными языками, читает иностранную научную литературу в подлиннике. Рационален, предпочитает общество взрослых, занимающихся гуманитарными науками.
В школе склонен к нравственным поучениям соучеников и учителей, подчеркивая принципиальные различия в мировоззрении и знаниях между собой и всеми остальными. Холодно учтив... Склонен интерпретировать собственное поведение, прибегая к широким историко-философским обобщениям...
(Из наблюдений Н.А. Скроцкого)
Вопросы:
1. Какие личностные особенности у Игоря Н. являются ведущими?
2. Имеют ли место признаки школьной дезадаптации?
3. Как должны вести себя учителя, классные руководители?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 2
У Лары П. (14 лет) возник конфликт с учительницей из-за опоздания. Девочку отправили домой, резко осудив её за лень. Лара пришла вся в слезах, долго не могла успокоиться; в течение 3 дней была раздражительна, не терпела возражений, потом все прошло.
|
(из наблюдений А.П. Кудрявцева)
Вопросы:
1. Какое состояние развилось у Лары П. после конфликта в школе?
2. Как предупредить развитие этого состояния?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 3
Вася С. 10 лет 10 месяцев. Заикается с 8 лет. Стал отказываться отвечать по вызову педагога: «Ребята смеются». Стал вялым, несколько застенчивым, тихим, вечно колеблющимся, нерешительным, робким ребенком. Последнее время начал явно предпочитать одиночество. Начинает речь торопливо, точно боится опоздать сказать, и тут же происходит задержка. (Из наблюдений Т.П. Симсона)
Вопрос:
1. На формирование каких новых личностных особенностей ребенка повлияло его заикание и отношение окружающих к дефекту?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 4
20 новосибирских школьников были доставлены в больницу в тяжелом состоянии из-за отравления медным купоросом. Их отравили 8-классники, вдохновленные «хорошей доброй сказкой». На перемене школьники украли в кабинете химии особо опасный яд, подошли к 4-классникам, дали им емкость, сказав, что в ней волшебный напиток, сделанный по рецепту Гарри Поттера.
Вопросы:
1. Чем можно объяснить поведение восьмиклассников и излишнюю доверчивость четвероклассников?
2. Ваша реакция на совершенное восьмиклассниками и доверчивость четвероклассников?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 5
Виталик А. (9 лет) сломал ногу и ходил в гипсе больше года. Одна нога Виталика стала короче на 4 см. Он стал сильно прихрамывать. Отец Виталика (алкоголик) часто смеялся над походкой сына, называя его хромоножкой. Насмешки отца вызывали нервное расстройство. Когда Виталику исполнилось 13 лет, отец, придя в школу,в очередной раз при одноклассниках оскорбил сына. Виталий громко закричал, стал топать ногами, бить себя по голове, выбежал на улицу с криками: «Я тебя ненавижу…Я тебя убью…» После этого случая Виталик перестал посещать школу, отказался перейти в другую, разговаривал только с мамой.
Что произошло с Виталиком? Как называется это состояние?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 6
Маша К. (5 лет) вместе со старшей сестрой вечером посмотрела фильм ужасов. Когда Маша стала засыпать, сестра испугала ее ужасом из просмотренного фильм. Ночью Маша помочилась в постель. Утром родители пристыдили дочь: «Ты уже большая, в туалет должна ходить самостоятельно. Будешь мочиться в постель, придет злой дядя и заберет тебя». Маша с тех пор стала мочиться по ночам постоянно. Какое заболевание развилось у Маши?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 7
Костя А. (13 лет.) Родители заметили, что у Кости нет друзей-сверстников. Все друзья на 5-6 лет младше. На прогулках Костя всегда держит мать за руку, спит при включенном свете, на праздники просит подарки, которые обычно покупают детям дошкольного возраста, желания общаться с девочками не проявляет, в школу ходить не хочет…
Признаки какого заболевания появились у Кости?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 8
Света А. (11 лет.) на уроке физкультуры получила травму от удара футбольным мячом по голове. В больницу не обратилась и родителям ничего не сказала. Через неделю у Светы начались головные боли, которые со временем усилились. Света не стала успевать по многим предметам. Родители, не зная причины, ругали Свету, усугубляя тем самым ее состояние. У девочки, появилась апатия, слабость в ногах, общий дискомфорт.
Чем вызвано подобное состояние и поведение у школьницы?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 9
Надя (8 лет) попала в автомобильную аварию, повредила левое полушарие головного мозга. В результате девочка потеряла способность говорить. После долгого лечения и занятий речь частично восстановилась. Надя затруднялась в построении осмысленной фразы, очень долго выполняла и усваивала лишь простейшие задания.
Какое заболевание развилось у Нади после аварии?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Задача № 10
Дима Д. (13 лет). Сидя за компьютером ночами, Дима испортил зрение и вынужден был носить очки. В классе его начали обзывать очкариком, неполноценным человеком. Дима это болезненно переживал, стал отдаляться от друзей и родственников, стал пропускать уроки, перестал посещать школу. Какое состояние развилось у Димы? В какое заболевание может перерасти данное состояние?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик
J - у меня получилось K - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.
Дата заполнения ________________ Подпись ______________________
[1] Фишбоун – графическое представление информации (по схеме «рыбий скелет).