5. Система целей воспитания. Общая и индивидуальная цели воспитания. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса. Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества. Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.
6. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Педагогическая категория «воспитание» рассматривается нами в нескольких аспектах: как общественное явление, как педагогический процесс, как педагогическая система и как педагогическая деятельность. Воспитание как общественное явление предполагает взаимодействие общества и человека, направленное на передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению как основы развития и саморазвития личности человека. Характеристиками воспитания в данном контексте являются социальный характер (отражение особенностей общественного развития человечества в целом); исторический характер (отражение тенденции и особенностей макросоциума в различные эпохи его общественно-исторического развития); конкретно-исторический характер воспитания (отражение специфики развития мезосоциума и микросоциума на конкретном историческом этапе развития). Воспитание как педагогический процесс представляет собой совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитанников, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка. Под воспитательным взаимодействием понимается преднамеренный контакт воспитателя и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Воспитание, как любой социально-педагогический процесс, характеризуется определенными закономерностями (целенаправленностью, целостностью, последовательностью, детерминированностью, непрерывностью, дискретностью, открытостью, системностью, управляемостью) и наличием этапов (целеполагание, планирование, целереализация, анализ и оценка результатов воспитания).
|
7. Противоречия и движущие силы воспитательного процесса. Движущие силы и противоречия. Развитие личности в ходе воспитания представляет собой процесс, в к-ом происходят количественные и качественные преобразования, движущей силой к-ых является разрешение противор-ий, между воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Внешние проти-ия: являются против-ия между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования. Между школой и семьёй (противодействие со стороны семьи к педагогу), содержанием инфо (духовно-нрав, исторической, политической и тд), словом и делом (взрослые не так делают, как требуют от уч-ка), требованием педагога совершить какую либо деят-сть и нежеланием ребёнка выполнять её, вызвано отсутствием интереса. Требованием педагога к личности и несформированностью у ребёнка потребностей выполнять данное требование. Требованием педагога к личности и отсутствием у ребёнка необходимых навыков для самовоспитания и саморазвития. Внутрен проти-ия: являются проти-ия между имеющимся уровнем развития личности и новыми, более высокими, требованиям к ней (между могу и хочу):между потребностями личности и возможностями их удовлетворения средствами, кот-ые на данный момент есть. –внутренним потенциалом личности и возможностью оптимальной его реализации. –целями к-ые ставит перед собой личность, и способом их достижения.
|
8. Двусторонний характер процесса воспитания. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель - формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю - обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие. С одной стороны, воспитатель - это субъект; оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия. С другой стороны, в старшем возрасте воспитанник уже сам является воспитателем (самовоспитание). Следовательно, в этом случае речь идет о воспитании как взаимодействии воспитателей и воспитанников, которые в той или иной воспитательной ситуации меняются ролями и местами.
|
9.Логика воспитательного процесса. Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному) Логика воспт процесса: - целостное формирование личности с учётом цели всестороннего гармоничного развития; формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеч. Ценностей и социально-ориентированой мотивации. Преобщение школьников к общественным ценностям, в области науки, культуры, исскуства. Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованием общества, правам и обязанностям личности. Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учётом ее возможностей и желания, а также соц-ых требованиях. Организация познавательной деят шк-ов, развивающей индивидуальное и общественное сознание. Организация личностно и соц-но ценностной деят-сти, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности, Развитие важнейшей соц функции личности- общения.
10.Понятие «закономерностей и принципа» воспитания.Воспитание как целостный организованный процесс подчиняется определнным П и З. Они оказывают влияние на содержание восп процесса, выбор форм и методов. Позицию субъектов этого процесса- преподователи и обучаемые. Закономерности вос-ия категория более стабильная и устойчивая. З отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые, и повторяющиеся при определённых условиях взаимосвязи. З в-ия это существенные, устойчивые связи в пед, реализация к-ых позволяет добиться эффект результатов в решении пед задач. Широкое распростронение в педагогике получило понятие «принципы в-ия». П вос-ия – это основные требования к организации воспит процесса, определяющие его содержание и методы осуществления. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, к-ыми руководствуется педагоги при решении воспитательных задач.
11. Характеристика принципов воспитания. Принципы восптиная – это основные требования к организации воспитательного процесса, определяющие его содержание и методы осуществления. Принцип общественной направленности воспитания. Сущность-заключается в соответствие характера и содержание воспитания соц потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам и соцкультурным, нац традициям. Требования: формирование у воспит-ов общественно-ценные мотивы деят-сти. Введение спец школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием др шк дисциплин. Принцип связи воспитания с жизнью. Сущность: заключается в активной деят-сти воспитателей в 2 направлениях:1) широкого оперативного ознакомления воспит-ов с общественной и трудовой жизнью людей. 2) Привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, видам полезной деят. Требования: понимание учащимися роли труда в жизни общества. Уважение к людям труда, создающим материальные и дух ценности. Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деят., выбор профессии в соотвтвии с задачами общества. Много успешно трудиться. Принцип опоры на коллектив. Сущность- во взаимной ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена. Требования: направление воспит работы на организацию совместной деят детей для достижения цели. Формирование собственного мнения, коллектива школьников. Принцип сочетания требовательости и уважения к личности: Сущность глубокое уважение к личности воспит-ка и одновременно высокую требовательность к нему. Требования: предъявление к воспт-ку постенно усложнение задач. Уваж отношение к личности, Проявление доверия к воспитанникам. Активизирование полож черт воспи-ов, делать опору на них. Исключение придирчивости. Принцип гуманнизации воспитания. Рассмотрение ребенка как основной ценности в система чел отношений, главной нормой к-ых является гуманность. Требования: гум отношение, уважение прав и свобод, посильные требования, уважение права чел быть самим собой, отказ от телесных и др унижающих честь, наказаний.
12. Закономерности воспитания. Единство целей, содержания и методов. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном пед процесс. Воспитание личсности происходит только в процессе вкл ее в деят. В-ие определяется как содераж организация жизни и деят вос-ов. В процессе в-ия необходимо проявлять гумманость и уважение к личности, в сочетании с высокой требовательностью. В процессе в-ия необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. В во-ии необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В-ие должно осуществляться в коллективе и через него. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности пед усилий учителей, семьи и общественных организаций. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
13. Закон параллельного педагогического действия А.С. Макаренко. Основным положением этого закона является воспитание детей в коллективе. Под коллективом А.С. Макаренко понимал контактную совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом. Вторым положением закона параллельного действия являлась положение о дисциплине в коллективе. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Дисциплина в коллективе возможна, если педагогический коллектив творчески использует основополагающие методы, к которым относятся режим, наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники. Третьим положением закона параллельного действия являлось положение о трудовом воспитании. Макаренко не мыслил свою систему воспитания без участия детей в производительном труде. Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, он взял идею труда и практически её реализовал. Участие в производительном труде сразу меняло социальное положение подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. В воспитании подрастающего поколения надо учитывать влияния семьи.
14. Понятия «метод», «метод воспитательного воздействия». Классификация методов: методы формирования сознания, методы организации деятельности и поведения, методы стимулирования. Метод – это способ, нацеленный на достижение поставленной цели. Методы воспитания – это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач. 3 группы методов 1) м формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа лекция, дисскуссия диспуты. 2) методы организации деят-сти и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, создание восп ситуации, пед требование, общественное мнение) 3) Методы стимулирования и коррекции поведения. 1) цель этой группы методов является формирования убеждения. Метод убеждения –основной м.в. это воздействия воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанника. Убеждать можно словом и делом. Рассказ- последовательное изложение, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Требования – логичность, последовательность, чёткость, эмоциональность, учет возрастных особенностей. Объяснение – доказательная форма изложения. Беседа – это вопросно-ответный метод, активного взаимодействия педагога и учащихся. Цель беседы: привлечь учеников к оценке поступков, явлений, событий и тд. Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той ли иной проблемы. Дисскусии –побуждают воспитаников сформировать свою точку зрения, высказать свое суждение. Диспут – не требует окончательных опред решений. 3методы стимулирования и корекции воспитания- сущность в побуждении к соц одобряемому поведению или к торможению, сдерживания неж поступков. Побудителями к поступку выступают поощрение и наказание. Поощрение –выражение полож оценки. Виды поощрений – одобрение, ободрение, похвала, и тд. Наказание – выражение отриц оценки, формы: порицание, выговор лишение удовльствий. 2)Методы этой группы основаны на практич деят воспит-ов. Типы упр- упр в деят-сти – направленные на воспитание привычек к труду. Режимные упражнения- приучают к выполнению режима установленого в семье, школе, секции и тд. Спец упр – вырабатывают и закрепляют навыки и умения культурного поведения. Метод приучение – это интенсивно выполняемое упр. Воспитывающие ситуации –спе-о организованое внешняя обстановк –к-ая вызывает учащихся необходимое состояние. Пед требование – один из основных методов пед влияния. Требования делятся на побуждающие к действию и запрещающие действовать. Пед средсва – просьба совет, предложение, намёк.(косве) тактическое указание, приказ, распоряжение.
15. Система средств воспитания. Средства всестороннего развития личности. Средства воспитания – это виды человеческой деят-сти, в к-ых воссозданы условия для целенаправелнного воспитания. В качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач. К объектам мат и дух культуры относятся – знаковые символы(речь, книги), материальные средства (игрушки одежда) способы коммуникаций (письменность, средства связи) коллектив или соц группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, и мир жизнеде ребёнка. Виды деят, в которые вкл формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игра
16. Понятие «форма воспитания». Классификация форм организации воспитательного процесса. Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания рассматриваются конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач. В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям: 1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые. 2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые, формы трудовой деятельности, формы общения. 3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные, наглядные, практические. 4) в зависимости от времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные. 5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные, предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся. 6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные; 7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; 8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, для организаций познавательно-развивающей деятельности учащихся (викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков, конкурс проектов, деловые игры, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.).
17. Выбор методов, средств и форм воспитательного процесса. Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Факторы, определяющие выбор методов воспитания: Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.Содержание воспитания.Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода. массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная.
18.Понятия: «система воспитания», «воспитательная система», «система воспитательной работы», «авторская школа». Признаки воспитательной системы: компонентность, многоуровневость, обусловленность, взаимосвязанность и др. Система воспитания сложившееся устойчивое единство воспитательных мер имероприятий, основанное на определенных идеях, целях, внутренне непротиворечивое и дающее эффект вделе воспитания детей и юношества. Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс. Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе, в худшем – набор мероприятий, проводимых “для галочки”, нередко под давлением извне. Авторская школа – школа, построенная на основе четко сформулированной концепции конкретного педагога и эффективно функционирующая долгие годы под его руководством или при его непосредственном участии; школа, в которой сложилась своя оригинальная воспитательная система, резко отличающаяся в лучшую сторону от принятой в массовой практике. Система воспитания – это совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом либо в рамках какой-то социальной организации (система воспитания в исправительных колониях), либо в пределах целого государства на определенном этапе его развития.
19.Теоретические основы построения воспитательной системы школы: этапы становления воспитательной системы. Первый этап — становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Второй этап — отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, общения, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Трудности педагогического управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов. Третий этап — окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив — это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Все это, по мнению Е.В.Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на принципы гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитательная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
20.Характерные признаки и принципы функционирования воспитательной системы. Школа как воспитательная система. Воспитательная система как социально-педагогический феномен имеет множество разновидностей (типов). Тип воспитательной системы определяется содержанием системообразующих видов деятельности. Так, в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий единственным системообразующим видом может быть познавательная деятельность. В воспитательной системе учреждения дополнительного образования (центра детского творчества, молодежного объединения, клуба и др.) системообразующие виды деятельности определяются профилем учреждения. В школе при сельскохозяйственном предприятии одним из системообразующих видов деятельности является труд. Разновидность воспитательной системы зависит также от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д. Кроме того, можно вести речь о воспитательной системе отдельных педагогов – классных руководителей или учителей-предметников.Воспитательная система школы включает совокупность компонентов, в числе которых выделяют: 1) подсистему целей и идей; 2) общность людей, их реализующих; 3) подсистему деятельности и общения; 4) социальную и природную среду, освоенную школьным коллективом. Основные функции по управлению деятельностью воспитательной системы школы возлагаются на заместителя директора по воспитательной работе – представителя школьной администрации, главного педагога-воспитателя, организующего и направляющего воспитательную деятельность взрослых и внеурочную деятельность детей.
21.Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей. Семья является важнейшим соц-ым институтом, обеспечивающим полноценное воспитание и развитие личности человека. Во все времена развития общества семья играла ведущую роль в воспитании, обучении и подготовке подрастающего поколения к жизнедеят-сти. Семья, школа и вуз как важнейшие соц-ые институты осуществляют подготовку молодежи к активной жизнед-сти, формируют основы духовно нравственного, патриот-ого физ ого развития и психического здоровья человека. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение ЗОЖа. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших соц институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. одна из главных задач образовательных учреждений – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического, студенческого и родительского коллективов как равноправных партнеров. Положительный результат зависит от контакта с семьёй обучающегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в образовательных учреждениях эти качества развиваются. Совместная деят-сть педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу. Основными формами работы с семьёй в детских садах, школах являются групповые и индив-ые (собрания, беседы, встречи и т. д.), а одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Эффективность воспитания зависит от того, насколько тесно взаимодействуют ОУ-ие семья. Ведущую роль в организации сотрудничества играют воспитатели в детских садах, классные руководители в школах и кураторы студенческих групп в вузе.
22.Работа с семьей как важнейшее направление социально-педагогической деятельности. Социокультурная среда образования (в широком смысле слова, куда включается и процесс воспитания) - это совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых... позволяет ему продуктивно действовать и самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы. Это влияние тем выше, чем выше культура образования и воспитания. Существенным новообразованием школьников следует считать современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические... условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей. большая информированность, приобщение к технике (в том числе к новым информационным технологиям, вплоть до Интернета), свобода и раскованность.в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, повышенная политизированность одних и равнодушие других, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество... Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид...
23.Семья как фактор воспитания (понятие, функции). Типы семей. Семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно от этого важного фактора во многом зависит дальнейшее развитие судьбы человека. Характеристика семьи как воспитательного фактора - это в первую очередь воспитательная среда, в которой реализуется жизнедеятельность ребенка. Функции: •общения, возникающая задолго до образования семьи; •организации быта и ведения хозяйства;•поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи; •организации досуга;•создания условий для профессиональной деятельности (особенно — для творческих работников);•создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства — отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек — дедушек и т.д.;• продолжения рода - рождения и воспитания детей Семьи принято классифицировать так:•в зависимости от количества детей: бездетные, одно-детные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);• в зависимости от состава семьи; однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети);•в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);• в зависимости от характера взаимоотношений в семь е: благополучные и неблагополучные; гармоничные, распадающееся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные.
24. Стили семейного воспитания. Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный). При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".При либеральном стиле ребенок предоставляется сам себе. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.
25.Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива. Основные этапы развития коллектива. 2. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов). Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Вторая стадия — усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива. Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Можно выделить: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: 1) приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к данной общности; 2) влияние коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции. Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности. Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.