Когнитивный подход к структуре личности.




Протекание психичсеких процессов и поведение человека детерминировано его знаниями, когнитивными структурами и схемами.

Джордж Александр Келли (28 апреля, 1905 — 6 марта, 1967) американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Определение личности и 3 типа конструктов по келли:

Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. 1. Ограничительный – позволяет истолковать элементы только внутри самого конструкта. 2. Констелляторный – фмксирует какое-то число альтернатив, связанных с элементами. Такие конструкты обеспечивают стереотипное мышление. 3. Пропозиционный – не относит отдельные свойства к другим жлементам. За счет этого конструкта выражается философский подход к объекту. Объекту может быть приписано множество разных характеристик – от перцептивных до ценностных свойств.

Структура личности по д. Келли:

Ядро личности представлено системой конструктов.

Все другие - личностные и познавательные особенности - описываются посредством феномена конструкта. Так, тревожность рассматривается как состояние, возникшее под влиянием изменения конструктов. Фокусировка конструктивной системы на событии означает внимание, события, увязанные в систему конструктов - память, неструктурированные явления - забывание. Функции личности: Для осуществления реконструкции личности необходима психотерапевтическая работа с клиентом. Цель психотерапии – реорганизация системы конструктов, которая позднее проходит испытание в деятельности, в процессе исследования и прогнозирования реальности. Проблема отношений личности и общества по келли: Рассматривая личность как изначально активного субъекта познания и прогнозирования, Келли не использует понятия мотивации. Этот термин, по его мнению, имеет смысл лишь тогда, когда личность представляется исследователю пассивным существом. Для него она априори деятельна. Исследования последних лет указывают на то, что сложность формирующейся конструктивной системы зависит от сложности предъявляемой стимуляции, от типа отношений между ребенком и взрослым и др., но в целом процесс развития конструктивной системы ребенка остается пока не раскрытым.

Леон Фестингер (1919 – 1989) — американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС:

• Словосочетание «когнитивный диссонанс» происходит от английских терминов: «cognition» - знание + «dissonance» - несоответствие, разногласие.

• Само явление изучалось Леоном Фестингером в 1957 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

• Конитивный диссонанс есть состояние, возникающее в ситуации, когда человек одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте.

ФУКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИ КОГНИТИВНОМ ДИССОНАНСЕ:

Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории:

а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту (иногда используется выражение «сгладить противоречия»);

в) проявление этого стремления включает: • или изменение поведения, • или изменение знаний, • или осторожное, избирательное отношение к новой информации.

Пример когнитивного диссонанса:

В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, то есть бросить курить;

б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать её».

Детерминация поведения по л. Фестингеру:

• Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться.

• В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях.

• Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.

• Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

• Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

19. Интеракционистский подход к исследованию личности. Мид Джордж Герберт (1863—1931) американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. родился в штате Массачусетс, США. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ У ДЖ. МИДА:

• Человек становится Личностью, когда научается входить в роль другого человека. • Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид усваивает в процессе социализации и исполняет в обществе. Структура личности: 1. Я – импульсивное, творческое начало личности. 2. Меня – обобщенные другие =рефлексивное, нормативное Я, =внутренний социальный контроль, = учет ожиданий значимых другиз. 3. Самость =личность, личностное Я, = совокупность импульсивного и рефлексивного Я, = способно оценивать и конструировать, = собственные действия. СТАДИИ И ДЕТЕРМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПО ДЖ. МИДУ: Индивид развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: 1.имитация (на этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его);2.игровая стадия (когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д. и в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, – это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я»);

3.стадия коллективных игр (когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы).

Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени. Мыслящий, обладающий самосознанием индивид невозможен без первичной социальной группы. Сначала идет социальная группа, и она приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

МЕХАНИЗМЫСОЦИАЛИЗАЦИИ: Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение. 1.Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны. 2.Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус. 3.Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: -Это фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

-Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (И.С. Кон). -Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. -Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

СТРУКТУРА РОЛИ: -Модель поведения человека со стороны общества.

-Система представления человека как он должен вести себя.-Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. ФЕНОМЕНЫИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ДИНАМИКИ – ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ: Основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие (интеракция). И взаимодействие это представляет собой обмен символами. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю.Хабермас, X.Блумер), взяв за основу взгляды Зиммеля, развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами: 1. Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. 2. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА ПО ДЖ. МИДУ: 1 По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются (оформляются) в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. 2 Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: