Основные положения экзистенциальной психологии: человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, интенциональное, творческое существо. Экзистенциальная философия как методологическая основа экзистенциальной психологии: Предшественник – датчанин Серен Кьеркегор (1813-1855) выделил три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями он делит людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек. Сущность и существование (экзистенция): Сущность человека — основное неотъемлемое качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» личности, ее смысл, то, что есть сам по себе человек в отличие от всех других объектов и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств состояний собственной субъектности. Сущность человека выражается не в его определении, а его существовании— аспект всякого сущего. Понятия экзистенциальной психологии:
Понятия | Определения |
Свобода | «Свобода, не есть нечто, чем люди обладают, а то, что они есть» - М. Босс. |
Ответственность | Ответственность – это то, перед чем нас ставит жизнь и чего мы стараемся избежать… За человеческим «сверх-Я» стоит «ты»: совесть - это трансцендентное «Ты» - В. Франкл. |
Трансцендирование | Возможность мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне. |
Пространственность | Пространственность существования в экзистенциальном смысле не следует путать с физическим пространством. Экзистенциально мой друг, находящийся в тысяче миль отсюда, может быть в этот момент ближе, чем сосед по площадке. |
Темпоральность | Темпоральность существования – не время на часах или календарное время. Это и не бесконечная последовательность моментов настоящего, как в физике. Время в мире для того, чтобы быть исппользованным человеком. Время – всегда то, чего достаточно (или недостаточно) для того, чтобы сделать нечто. Это «время для» - наиважнейшее для человеческого существования. |
Человеческое существование в разделённом мире | Души всегда сосуществуют или пребывают с другими в том же мире. Их общая открытость миру позволяет тем же феноменам высвечиваться одними и теми же осмысленными способами для всех людей. Существование человека никогда не частно, кроме патологических случаев; это всегда разделение мира друг с другом. |
Экзистенциальная психология:1 Подчеркивает человеческие ограничения и трагическую сторону человеческого существования.2Считает что такой силы нет,а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает.Жизнь,существование- и есть череда этих свободно-ответственных выборов.Сущность же на прямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков.Неправильные для того или инного человека выборы приводят к патологии, правильные- к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии.3 В рамках ЭП сформулирована точка зрени, суть которой заключается в том, что условием самотрансценденции, а значит и самоактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемый во всей его целостности. 4. Зло вообще нельзя объяснить, если считать,что в природе человека заложено только добро. С точки зренияЭП, человек не расположен ни к добру,ни к злу. Он выбирает или то, или другое,а тем самым творит и то, и другое.5. ЭП пологает,что человек самотрансцендируется –выбирает содержание имманентно ему не присуще, но потенциально заложенное,которое реализует в собственной жизнидеятельности.
|
|
Франкл – личность не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, влечений. Она обладает свободой выбора и сама ответственна за собственное существование. Личность это то всегда может мне возразить. Мэй = личность это способность организовывать свое я так, чтобы имело место движение в определенном направлении и к определенной цели, что дает возможеость и выбор знать о своей предопределенности и ощущение зрелости.
Функционирование личности – самоотстранение это возможность в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны, самотрансцендирование – возможность мысленного выхода за пределы самого себя, в направленности на что-то существующее во вне.
24. Теория личности В. Франкла. Виктор Франкл 1905. Вена. Австрийский психиатр, психолог, невролог. Еврейская семья. Личность – это духовное сущее, духовно существующее, сознающее бытие, соприсутствующее иному сущему, сознавая это иное сущее. Таким образом, духовное сущее реализует себя в соприсутствии, и это соприсутствие духовного сущего является его исконной способностью, его собственным первейшим достоянием. Личность по В. Франклу: личность духовна (со-присутствие); личность персонирует к трансцендентному; личность диалогична: Я-Ты, а не Я-Оно; личность экзистенциальна («здесь сущность»); личность активна (личностная позиция - выбор); личность свободна (ответственность); каждая личность есть нечто новое («здесь сущее»); личность создает единство и целостность (неделима и неслагаема); личность динамична - изменяется; личность ищет, находит и творит смысл - самотрансценденция. Способность к самоотстранению - возможность в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Она выражается в двух аспектах: 1.возможность мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне; 2. освоение смысловой реальности, что происходит посредством включения трансцендентных ценностей во внутренний план личности с непременным их осуществлением в собственной жизни.
|
Процесс осуществления смысла собственной жизни заключается в самотрансценденции – это особый внутриличносный механизм – трансформация трансцендентного содержания во внутриличностный план, отвечающий не только за принятие личностью этого содержания, но также и за непрестанное соотнесение с ним внешних и внутренних факторов собственного поведения в форме внутреннего диалога актуального «Я» с трансцендентным «Ты». При этом трансцендентные ценности не просто заучиваются, а переживаются человеком: их содержание используется, применяется в жизнедеятельности.
Свобода воли: феномены и закономерности личностной динамики – функционирование:
• Свобода воли противостоит принципу, который характерен для большинства подходов к человеку, а именно – детерминизму, а также индетерминизму.
• Свобода человека - это не свобода от условий: среда, наследственность, влечения, а свобода, основанная на том, что можно занять определенную позицию независимо от условий, которые могут быть неблагоприятными для человека.
• “Необходимость и свобода локализированы не на одном уровне: свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью. Причиненные цепи всегда и везде замкнуты и в то же время разомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей “причинности, которая выступает основанием свободы”.
«Человек не должен спрашивать в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос» – В. Франкл. Потребность в смысле жизни не биологична, не социальна и даже не психологична – она духовна, связана с осмысленностью существования
Люди не просто свободны, они свободны для чего-то – а именно, чтобы достичь определённых целей. Потребность в смысле, стремление к смыслу рассматривается Франклом как первичная мотивационная сила в человеке. Не имея возможности реализовать в жизни свою «волю к смыслу», человек переживает глубочайшее чувство бессмысленности и пустоты – экзистенциальный вакуум. Фрустрация экзистенциальной потребности в осмысленных целях влечёт за собой агрессию, зависимости, депрессию и суицидальное поведение, а также может вызвать или обострить психосоматические заболевания и невротические расстройства.
Источник и движущие силы развития по В. Франклу: Мое личное бытие и означает свободу — свободу стать личностью. Источником развития выступает ноэтическое измерение, а не общество.Основным двигателем развития личности выступает потребность в обретении и реализации смысла своей жизни. Наиболее важным из экзистенциальных понятий, связанных с развитием, является понятие становления.
Франкл не рассматривает поведение как следствие внешней стимуляции или внутренних телесных состояний – это результат выбора ценностей. «Личность – не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, влечений. Она обладает свободой выбора и сама ответственна за собственное существование».
Функция, назначение личности по В. Франклу (мотивация; психическое): Воля к осуществлению смысла своей жизни – таково истинно человеческое начало поведения, осуществляемое посредством самотрансценденции (самоактуализация не самоцель, а - средство осуществления смысла). Интенция смысла по В. Франклу направлена в будущее, а не в прошлое, что открывает возможность саморегуляции независимо от условий. Франкл считает, что человек свободен по отношению к своим потребностям, он сам выбирает их – это самодетерминация.
Логотерапия: помочь человеку найти его единственный, уникальный смысл в данной конкретной ситуации. И это должен сделать он сам. Задачи: 1. Расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе данная ситуация. 2. Увеличесние способностей клиентов изменить смысл ситуации: даже тогда когда идти некуда, он способен выйти за пределы самого себя.