Глава 2. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации




 

На протяжении современной российской политической истории порядок формирования верхней палаты российского парламента неоднократно менялся. В настоящее время действует Федеральный закон от 03.12.2012 года №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступивший в силу 01 января 2013 года.

Конституция РФ предусматривает, что в состав Совета Федерации должны входить по два представителя от каждого субъекта РФ. Эти люди должны представлять орган законодательной и исполнительной власти субъекта РФ. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на основе волеизъявления избирателей данного субъекта РФ.

Необходимость в наделении полномочиями нового члена Совета Федерации связывается в началом работы законодательного органа субъекта РФ нового созыва и избранием высшего должностного лица субъекта РФ, который является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Член Совета Федерации исполняет возложенные на него полномочия в течение срока работы наделившего его полномочиями органа государственной власти субъекта РФ.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. В Совете Федерации запрещено создавать фракции и другие партийные объединения.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Кандидат в члены Совета Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта РФ, помимо соответствия обозначенным выше требованиям, должен являться депутатом данного представительного органа. В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта РФ предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может быть депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ, или группе субъектов РФ, в которую входит данный субъект РФ, или части территории данного субъекта РФ, либо депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ. В данном случае представителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совете Федерации может быть уже действующий член Совета Федерации, независимо от того, какой орган он представляет. Кандидат на день представления Президентом РФ в представительный орган государственной власти субъекта РФ кандидатов на замещение должности высшего должностного лица субъекта РФ должен получить поддержку не менее 10 процентов представительных органов муниципальных образований, имеющихся на территории этого субъекта РФ.

Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом.

Законодательство допускает исключения из правила о необходимости пятилетнего срока проживания на территории субъекта РФ для кандидатов в члены Совета Федерации. Это правило не распространяется на членов Совета Федерации или депутата Государственной Думы; на лиц, замещающих государственные должности или должности государственной гражданской службы на территории соответствующего субъекта РФ или замещавших данные должности на территории этого же субъекта РФ в течение пяти лет.

Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин РФ: имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда; осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением; осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта РФ неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление; подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин РФ считается подвергнутым административному наказанию).

Статус кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации накладывает определенные ограничения. Если, например, гражданин имеет право на открытие и владение вкладами, хранение наличных денежных средств в иностранных банках за пределами территории РФ, на использование иностранных финансовых инструментов, то с момента регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ или до момента рассмотрения представительным органом государственной власти субъекта РФ его кандидатуры в члены Совета Федерации он обязан закрыть указанные выше банковские счета, осуществить вывод наличных денежных средств и других ценностей в российские организации, а также отчудить принадлежащие ему финансовые инструменты.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Каждым субъектом подобной инициативы в законодательные орган государственной власти субъекта РФ может быть внесено не более одной кандидатуры в члены Совета Федерации.

Рассмотрение законодательным органом государственной власти субъекта РФ кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

Для того, чтобы было принято решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта РФ того или иного кандидата необходимо, чтобы за него было подано большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего законодательного органа. Если такое решение принято, то оно должно быть оформлено в виде постановления.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта РФ должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного органа государственной власти субъекта РФ нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

Есть некоторые особенности, связанные с наделением полномочиями члена Совета Федерации кандидата от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. На основании п. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» кандидат на выборную должность высшего должностного лица субъекта РФ (если он избирается гражданами соответствующего субъекта РФ) должен представить в избирательную комиссию список из трех кандидатов, соответствующих требованиям к членам Совета Федерации, которые в случае его избрания на должность должны рассматриваться в качестве кандидатов в члены Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Указанные кандидатуры в члены Совета Федерации должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию вместе с остальными документами, которые необходимы для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ.

В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта РФ предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного органа государственной власти субъекта РФ, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта РФ представляет в законодательный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предъявляемым к кандидатам в члены Совета Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Один и тот же человек не может являться кандидатом в члены Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ от разных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Список кандидатур и сведения о кандидатурах (фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Если высшее должностное лицо субъекта РФ избирается членами законодательного органа государственной власти субъекта РФ, то сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте жительства, месте работы или службы, занимаемой должности, роде занятий кандидатов в члены Совета Федерации должны быть размещены на информационном стенде в помещении для голосования.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Высшее должностное лицо субъекта РФ оформляет наделение кандидата полномочиями члена Совета Федерации принятием соответствующего указа или постановления.

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, избранного гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ, или депутатами законодательного органа государственной власти субъекта РФ, и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта РФ о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации.

Кроме того, законодательство предписывает совершить определенные действия и кандидату в члены Совета Федерации. Он обязан предоставить соответствующему законодательному органу субъекта РФ или высшему должностному лицу субъекта РФ ряд документов, которые подтверждают сведения о размере и источниках его доходов, а также доходов его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о принадлежащем ему и его супруге, а также несовершеннолетним детям, имуществе на праве собственности. Кандидат должен предоставить заявление, в котором он обязуется прекратить занятие деятельностью, которая несовместима с должностью члена Совета Федерации, в случае наделения его указанными полномочиями. Кандидат должен отчитаться о наличии у него, его супруги или несовершеннолетних детей зарубежного недвижимого имущества, источниках получения средств на приобретение указанного имущества. Также кандидату необходимо предоставить сведения о произведенных им и ближайшими членами его семьи расходов, связанных с приобретением земельных участков, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах коммерческих организаций, которые были осуществлены в течение последних трех лет, предшествующих выдвижению его кандидатуры в члены Совета Федерации, если сумма одной сделки превышает общий доход кандидата и его супруги за три последних года. В последнем случае кандидату также необходимо представить сведения об источниках денежных средств, послуживших базой для совершения подобных сделок. Надо отметить, что контроль за расходами должностных лиц и иных лиц, к которым относятся кандидаты в члены Совета Федерации, нельзя назвать еще достаточно полным, так как предметом контроля являются пока только объекты недвижимости, транспортные средства, акции, доли участия в уставных капиталах коммерческих организаций. Чиновник, заинтересованный в сокрытии денежных средств, полученных в результате противоправной деятельности на занимаемом посту, может израсходовать их, например, на приобретение антиквариата или произведений искусства, а также осуществить оформление указанных выше объектов на своих дальних родственников или хороших друзей. Последним документом, который должен представить кандидат в члены Совета Федерации, является письменное уведомление кандидата, в котором он сообщает об отсутствии у него банковских вкладов, денежных средств, ценностей, финансовых инструментов на территории иностранных государств.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

В течение трех дней с момента вступления в силу решения о наделении полномочиями члена Совета Федерации выбранное лицо должно направить в Совет Федерации и тот орган государственной власти субъекта РФ, который наделил его полномочиями члена Совета Федерации, заявление, в котором он просит об освобождении его от должностей, которые являются не совместимыми с работой в Совете Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от этого же органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном федеральным законодательством.

 


Заключение

 

Итак, мы изучили действующие в настоящее время в Российской Федерации законодательство, касающееся порядка формирования обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации - Государственной Думы и Совета Федерации. Нами было отмечено, что нижняя палата российского парламента формируется путем проведения выборов, в связи с этим требуется детальное регламентирование этого процесса. Действительно, законодательство о выборах депутатов Государственной Думы является достаточно сложным и запутанным, что, однако, позволяет обеспечить учет всех возможных ситуаций, могущих возникнуть во время избирательного процесса. Совершенно по другому принципу формируется Совет Федерации, который является органом, представляющим интересы субъектов РФ. Члены Совета Федерации не выбираются населением, они являются представителями законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В целом, можно заключить, что в настоящее время формирование обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации не позволяет «просочиться» в них «случайным» людям, которые ранее избирались по одномандатным округам. Теперь большее значение имеет принадлежность к политической партии или к руководству субъектов РФ.

выборы голосование агитация кандидат


Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» «Российская газета». - 2005. - №108.

2. Федеральный закон от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Российская газета». - 2002. - №106.

. Федеральный закон от 03.12.2012 года №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» «Российская газета». - 2012. - №283.

. Федеральный закон от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Российская газета». - 1999. - №206.

Научная и учебная литература

1. Андриченко Л.В. Конституционное право России. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 550 с.

2. Габиева С.М., Алиев А.Р. К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - №2.

. Тлумач М.В. К вопросу об изменении порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - №1.

. Точилкин П.Г. Проблемы введения пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2005. №8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: