Глава 1. Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации




Введение

 

В последние несколько лет политическая жизнь в Российской Федерации проходит достаточно бурно, при этом большое значение в происходящих политических процессах играют палаты Федерального собрания Российской Федерации - Государственная Дума и Совет Федерации. На протяжении всей современной российской истории в угоду текущим политическим интересам менялись принципы и порядок формирования обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии научно обоснованной и рациональной схемы, позволяющей функционировать надлежащим образом в течение длительного времени. Именно данным обстоятельством и объясняется актуальность рассматриваемой темы, которая звучит как «порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации».

Целью курсовой работы можно считать представление общей характеристики существующего в настоящее время порядка формирования обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Соответственно задачами курсовой работы будет установление порядка формирования: а) Государственной Думы и б) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Для написания курсовой работы мы будем использовать применимое российское законодательство, а также учебную и научную литературу по конституционному праву Российской Федерации.

Структура представленной курсовой работы будет следующая: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Методами научного познания, использованными при работе над курсовой работой, являются лингвистический, системный, аналитический методы.

Курсовая работа впоследствии при соответствующей доработке может быть использована в качестве основы для подготовки дипломной работы по конституционному праву, выступления на студенческой научной конференции или для использования в качестве учебного материала при самостоятельной подготовке студентов юридических специальностей при изучении соответствующего материала курса конституционного права Российской Федерации.

 


Глава 1. Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 

Процедура выборов депутатов Государственной Думы РФ регламентирована отдельным законодательным актом: Федеральным законом от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ.

Указанный выше способ избрания депутатов был впервые использован на выборах в Государственную Думу в 2007 году. Ранее депутаты избирались по одномандатным округам (один депутат от каждого округа - так называемая мажоритарная система), а другая половина - по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система). Кардинальное изменение системы формирования нижней палаты российского парламента объяснялось необходимостью укрепления партийной системы страны с общим уменьшением количества политических объединений, более полного учета интересов региональных групп в Государственной Думе.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ, сроком на пять лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В выборах депутатов Государственной Думы РФ вправе принимать участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

Не может быть депутатом Государственной Думы РФ гражданин РФ, если он признан судом недееспособным, содержится в местах лишения свободы по приговору суда; имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также преступления экстремистской направленности; если оно считается подвергнутым административному наказанию в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; если в отношении гражданина имеется вступивший в законную силу приговор суда, по которому он лишен права занимать государственные должности в течение определенного срока.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Президент РФ назначает выборы не ранее чем за 110 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Государственная Дума РФ считается избранной в день голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случаях, когда Президент РФ по каким-либо причинам не назначает выборы в Государственную Думу РФ, то данную функцию выполняет Центральная избирательная комиссия РФ. В последнем случае дата выборов остается прежней.

В случае досрочного роспуска Государственной Думы, Президент РФ назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. В этой ситуации выборы назначаются на последнее воскресенье после истечения трехмесячного периода после роспуска Государственной Думы РФ.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Правом на выдвижение кандидатов в составе федеральных списков обладают политические партии, которые имеют право на участие в выборах. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан РФ, не являющихся членами данной политической партии, не более 50% от числа кандидатов, включенных в федеральный список. В федеральный список кандидатов от партии не могут включаться члены других политических партий.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета. У каждой политической партии, представившей федеральный список кандидатов, должен быть создан избирательный фонд, за счет которого и должно осуществляться финансирование предвыборной компании.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. На каждом избирательном участке должно быть зарегистрировано не более 3 тысяч избирателей.

Списки избирателей составляются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации. Не допускается включение одного и того же избирателя в списки избирателей на двух и более участках. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов, и каждый гражданин вправе обжаловать невключение в список в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

В составе федерального списка кандидатов в депутаты должно быть предусмотрено разделение на региональные списки. При этом в общефедеральную часть, если она выделяется, может быть включено не более трех человек федерального списка кандидатов, которая должна охватывать все субъекты РФ, разделяется на региональные группы (всего таких групп должно быть не менее 80).

После того как политические партии утвердили федеральный список, то в Центральную избирательную комиссию РФ должны быть предоставлены документы по каждому кандидату. В поддержку списка партии ее участники собирают подписи избирателей (не менее 200 тыс. рублей) или вносят избирательный залог (15% от предельных расходов из средств избирательного фонда). Политические партии, уже представленные в Государственной Думе РФ, освобождаются от проведения этих процедур. Центральная избирательная комиссия РФ регистрирует списки кандидатов и передает их в средства массовой информации.

В случае отзыва политической партией выдвинутого ею федерального списка кандидатов избирательный залог возвращается Центральной избирательной комиссией РФ в избирательный фонд политической партии не позднее чем через 10 дней со дня подачи в избирательную комиссию уведомления об отзыве. Сумма избирательного залога зависит от предельного размера расходования средств соответствующего избирательного фонда.

Избирательная комиссия не вправе самостоятельно определять основания для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого партией. Основания для отказа в регистрации предусматриваются в ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и включают в себя более десятка позиций. Никакие другие основания не могут служить для избирательной комиссии причиной отказа в регистрации списка кандидатов.

Избирательная комиссия также не вправе принимать решения о снятии партии с выборов. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена только судом, причем только по семи определенным федеральным законодательством основаниям.

К этим основаниям относятся следующие обстоятельства: после регистрации было установлено, что имеются причины, которые являются основанием для отказа в регистрации, причем ранее о них не было известно; в случаях, когда кандидат или политическая партия в избирательной компании использовала денежные средства не из своего избирательного фонда, а также в случаях превышения установленного законом предела расходования денежных средств из избирательного фонда; при установлении фактов использования кандидатами своего должностного или служебного положения; в случаях подкупа избирателей; при нарушении правил агитации; если кандидат или избирательное объединение неоднократно использовали эфирное время, предоставленное им для размещения агитационных материалов на каналах организаций, осуществляющих телевещание, в целях распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка (списков) кандидатов, негативной агитации против иных кандидатов избирательных объединений и т.д.

Граждане РФ, политические партии и иные избирательные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.

Предвыборная агитация включает в себя призывы голосовать за или против федерального списка, определенных кандидатов, разъяснение последствий избрания кандидатов, доведение до населения информации о кандидатах и т.д. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранцам.

Сроки предвыборной агитации также регламентированы. Кандидатам, политическим партиям и их уполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов.

На равных условиях всем политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, предоставляется доступ к средствам массовой информации. В целях проведения предвыборной агитации политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокомпании.

Деятельность избирательных комиссий, подготовка и проведение выборов в Государственную Думу РФ финансируется полностью за счет федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, формируют избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Законодательством установлены ограничения на финансирования избирательных фондов со стороны. Не могут оказывать финансовую помощь иностранные государства и граждане, лица без гражданства, российские юридические лица с иностранным участием, международные организации и международные общественные движения, органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, воинские части, военные учреждения, благотворительные и религиозные организации и т.д.

Для выборов депутатов Государственной Думы РФ каждый избиратель получает бюллетень в форме, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией РФ, в котором в определенном порядке перечислены все списки кандидатов. Затем избиратель осуществляет голосование за тот список кандидатов, за который посчитает нужным.

Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так вплоть до центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Общественный контроль осуществляется посредством присутствия на избирательных участках доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, которым после окончания голосования вручается один экземпляр протокола.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ признаются несостоявшимися в следующих случаях: ни один из федеральных список кандидатов не получил более 7 процентов голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании; если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия РФ признает результаты выборов депутатов Государственной Думы РФ недействительными: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда.

Депутатские мандаты подлежат распределению между политическими партиями, чьи федеральные списки получили более семи процентов голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. Требуется также, чтобы списков было не менее двух и за них было подано в совокупности более 60 процентов голосов.

Для распределения депутатских мандатов сначала количество голосов избирателей, поданных за федеральные списки, делится на 450. Полученный результат есть первое избирательное частное. Далее голоса, полученные каждым федеральным списком, делятся на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

Нераспределенные указанным выше образом мандаты подлежат вторичному распределению. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первого деления.

После распределения мандатов по федеральным спискам между региональными группами каждого федерального списка происходит внутреннее распределение.

Если в результате всех этих действий Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные мандаты передаются спискам кандидатов, не допущенных к их распределению. Распределение оставшихся депутатских мандатов осуществляется в зависимости от полученного числа голосов избирателей. Если же выборы признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторные выборы не позднее чем через четыре месяца.

После завершения всех перечисленных выше действий Центральная избирательная комиссия должна зарегистрировать всех выбранных депутатов и выдать каждому из них удостоверение. На этом процедура выборов депутатов Государственной Думы РФ завершена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: