План-конспект урока
Тема: Правила безопасного поведения при захвате в заложники.
Цель: познакомиться с основными правилами поведения при захвате в заложники.
Задачи:
1. образовательные: изучить основные правила поведения при захвате в качестве заложника;
2. развивающие: развивать умения систематизировать свои знания в этой области;
3. воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своей жизни и жизни окружающих.
Оборудование: мультимедиа, презентация, конспект (приложение), кроссворд (приложение).
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность преподавателя. | Деятельность учеников. |
1. Организационная часть. 2 минуты. | Приветствие. Проверка списочного состава класса. | Слушают, выполняют. |
2. Основная часть 40минут. | I. Сообщение темы урока. II. Работа над новым материалом. Исходя из темы урока, как вы считаете, какова будет наша цель, что мы сегодня изучим? Обучающиеся: выдвигают свои предположения (понятие «захват заложника», правила поведения при захвате в заложники, правила поведения при штурме). Запишите тему урока в конспект. Обучающиеся: записывают тему урока в выданный им конспект урока. Сейчас мы с вами просмотрим видеоролик. Утором 11 сентября 2001 года, группа террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», общим количеством 19 человек, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку. Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Теракт стал крупнейшим в истории по числу жертв. 1. Захват в заложники. Терроризм объявил войну мирным гражданам фактически всех государств. Взрываются жилые дома, людей захватывают в заложники. Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире. 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года, произошел захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия). В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. Дайте определение понятию «захват заложника». Захват заложника — это противозаконное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы. Он может совершаться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным. Запишите определение в свои конспекты. 3 опасных этапа: захват в заложники; нахождение под прицелом террористов; силовое освобождение заложников. Запишите это в свои конспекты. Что делать если вы оказались в заложниках… Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения. 2. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. 1 правило – спокойствие, анализ обстановки. Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом. Подготовьтесь физически и морально к испытанию. Чтобы отвлечься осмотрите место, где вы находитесь, отметьте пути отступления, укрытия, за которыми можно спрятаться в случае перестрелки. Присмотритесь к людям, захватившим вас. Оцените их психическое состояние, вооружение. Старайтесь запомнить, как можно больше примет террористов, их количество, обрывки фраз, манеры поведения, вооружение, система связи, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи, тематику разговоров и т.д. Если Вы узнали кого-либо из захвативших Вас людей, не подавайте об этом ни малейшего вида. 2 правило – полное повиновение. Старайтесь не выделяться в группе заложников, ничем не раздражать бандитов. Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям. С самого начала выполняйте все требования бандитов. Будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок. Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза. 3 правило – спрашивайте разрешение. Не стоит сморкаться и кашлять, громко плакать или выражать своё недовольство. Если вы хотите открыть сумочку, встать или перейти на другое место, спрашивайте разрешения. Спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.п. Ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения. Запишите названия правил в свои конспекты. Главная информация (запомните): число захватчиков, в какой части помещения они находятся, вооружение, число заложников, где они находятся, моральное и физическое состояние террористов, особенности их поведения (агрессия, воздействие наркотиков), кто главный в группе. Часы кормления и отхода ко сну, не было ли замечено минирования помещения. 3. Правила поведения при штурме. По ходу ознакомления с правилами поведения при штурме, записывайте в свои конспекты информацию, которой в конспекте не хватает. Если начался штурм или вот-вот начнется, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего упасть на пол подальше от окон и дверей, спрятаться за мебелью и т.п., прикрыть голову. В начале штурма может использоваться усыпляющий или слезоточивый газ. Поэтому при первых его признаках на всякий случай защитите органы дыхания сложенной в несколько раз тканью, лучше смоченной в воде, глаза закройте. В момент штурма не берите в руки оружие преступников. Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников. Старайтесь в меру своих возможностей не позволять им этого делать, немедленно сообщайте о них ворвавшимся бойцам. Во время работы группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей и стоять в то время, когда прозвучала команда упасть на пол. Помните! Ваша цель – остаться в живых! Допишите это в свои конспекты. Захват заложников стал излюбленным оружием не только террористов, но и различных групп лиц, которые пытаются с его помощью решить свои проблемы или оказывать давление на государство. III. Задание: решить кроссворд. Проверка на правильность решения. (По гор-ли: 1) сопротивление; 2) заложник; 3) пустырь; 4) захват. По верт-ли: 1) наблюдательность; 2) осторожность; 3) выкуп.) IV. Подведение итогов урока. Сделайте вывод по уроку. Обучающиеся: мы познакомились с понятием «захват заложника», узнали о правилах безопасного поведения при захвате в заложники, с тем, как действовать во время штурма. V. Выставление и комментирование оценок. Поблагодарить за активную работу. | Слушают, отвечают, записывают. Слушают. Слушают, записывают. Слушают, записывают. Слушают. Слушают, записывают наименова-ние правила, читают. Слушают, записывают наименова-ние правила, читают. Слушают, записывают наименова-ние правила, читают. Слушают. Дописывают пропущен-ные слова в конспекте. Дописывают цель. Решают. Слушают, отвечают. |
1. Заключительная часть. 3 минуты. | Дать домашнее задание (с комментированием): Ознакомить с изученной информацией своих родных, близких и друзей. Самостоятельно изучить правила поведения после освобождения пострадавших и вклеить информацию в конспект. Записать ознакомленных в таблицу конспекта. | Слушают, записывают, поясняют (задают вопросы). |
|
|
|
Домашнее задание
Кроссворд
«Захват в заложники»
Вопросы к кроссворду: