Тема 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ
Двадцатый век назвали «веком идеологий». Никогда прежде в истории политические и иные идеи не оказывали такого огромного влияния на общественное сознание в различных областях общественной жизни и никогда прежде так широко не применялись изощренные методы влияния на общественное мнение.
Термин «идеология» ввел французский философ Деспот де Траси как обозначение науки об идеях («Элементы идеологии», 1796). Однако в последующем за данным понятием закрепилось иное содержание: под идеологией стали понимать не теорию идей, а сами политические, эстетические, религиозные и иные идеи. Таким образом, идеологии входят в теоретический уровень той или иной формы общественного сознания. При этом сходство и отличие идеологии от других элементов теоретического уровня общественного сознания фиксируется в следующих чертах идеологии:
1. Рациональность.
Эта черта идеологии выражает отличие идеологии от общественной психологии, с одной стороны, и сходство идеологии с научным знанием -с другой. Идеолог отражает социальную реальность рационально, то есть пытается обобщить и выразить в понятийной форме эмоции и чувства, которые обычно обуревают массу.
2. Системность.
Идеология всегда выступает как определенная система взглядов на политическую жизнь в отличие от несистематизированных взглядов и оценок у большинства людей. Конечно, хотя данная черта также сближает науку и идеологию, однако как рациональность, так и системность у идеологии совсем иного свойства, чем у политологии, социологии и иных научных дисциплин. Отсюда следует, что идеология отличается не только от социальной психологии, но и от науки. Это отличие наглядно проявляется в следующей (важнейшей) черте всякой идеологической системы.1
|
3. Партийный характер.
Партийный характер идеологических построений проявляется в том, что в идеологии не только отражается действительность (это главная функция науки), но и выражаются интересы определенных социальных групп (главная функция идеологии). В свое время К. Маркс определял идеологию как социально обусловленное мышление, т.е. в идеологии отражение действительности неизбежно происходит через выражение интересов определенных групп людей и поэтому происходит искажение действительности (в пользу узкогрупповой трактовки событий).
Таким образом, если наука ищет истину, то идеология - пользу. В идеологии на первом месте стоят интересы данной социальной группы, поэтому преимущественное внимание отдается «своим» заботам и потребностям. Механизм формирования и функционирования идеологии подразумевает выпячивание одних фактов и забвение других. Как писал К. Манхейм, идеологические противники не считают позицию друг друга заведомой ложью, но ощущают неправду в противоположной позиции: в идеологии чужая правда воспринимается как полуправда, или неважная правда (по сравнению со «своей» правдой).
Всякая (политическая, религиозная и пр.) идеология является многоуровневой системой, так как функционирует на различных этажах общественного сознания. Обычно выделяют три уровня функционирования и функционирования идеологических систем:
1) Элитарный (теоретико-концептуальный). На этом уровне идеология представлена в виде политических и иных теорий. Здесь теоретические построения различных общественных наук тесно сплетаются с идеологическими догмами, и на основе этого «сплава» строятся широкие концептуальные схемы прошлого, настоящего и будущего.
|
2) Пропагандистски-просветительный (программно-политический, программно-конфессиональный и т.п.) уровень. На этом уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и лозунги, идеология превращается в пропаганду и агитацию; проникают в систему образования, на страницы газет, теле- и радиопередачи и т.д.
3) Житейский уровень характеризуется непосредственной связью сознания и поведения. Идеология проникает в общественное и индивидуальное сознание и находит свое выражение в тех или иных формах политического (религиозного и т.д.) участия. На этом уровне развертывается своеобразное идеолого-эмпирическое пространство, включающее в себя определенные идеологические требования, идеологическую цензуру и т.д. Здесь разворачивается идеологическая борьба,
В силу многослойности и многоярусности социальной структуры в современном обществе сосуществуют и борются за доминирование в индивидуальном и общественном сознании _ множество идеологий (например, в политической сфере - либерализм, социализм, консерватизм, национализм и т.д.). Возникает проблема их типологии. Идеологии обычно классифицируют по следующим основаниям.
• По целям, т.е. по их отношению к той или иной стороне общественной жизни (собственности, свободе и правам граждан, религии и т.д.). Например, идеологии по-разному решают вопрос, какие формы собственности закрепить или сделать приоритетными (частную, коллективную или государственную), какие религии сделать государственными и т.п.
|
• По средствам и методам при достижении декларируемых целей. Например, исходя из целей преобразования или сохранения существующих порядков, те или иные идеологии могут быть радикальными, умеренными, консервативными.
• По субъекту выделяют такие идеологии, как национализм (носителем идеологии номинально или реально является нация), феминизм (женщины), клерикализм (церковь), коммунизм (рабочий класс) и т.д. Надо учитывать, что за долгий период существования та или иная идеология может существенно расширять свою субъектную базу или даже менять своего субъекта. Так, либерализм возник как буржуазная идеология, а консерватизм как антибуржуазная идеология. В последующем они видоизменились и сблизились друг с другом (сегодня они являются ведущими политическими идеологиями).
Место и роль политической идеологии в политической системе общества выражается в ее функциях. Выделяют следующие основные функции идеологии.
1. Репрезентативная. Всякая идеология представляет интересы какой-либо отдельной социальной группы. В этом многие политологи видят главную функцию идеологии. Если идеология начинает претендовать на выражение интересов всего населения, она перестает быть идеологией.
2. Когнитивная. Всякая идеология претендует на объяснение сути происходящего, раскрытие закономерностей развития той или иной области общественной жизни. Идеологи проясняют позиции и дают точку зрения, вырабатывают оценки и установки.
3. Артикуляционная. Простой человек просто ругается по поводу тех или иных фактов, событий и лиц, а идеолог вербализует (артикулирует), т.е. выражает в понятийной форме эмоции и невысказанные мысли.
4. Интегративная. На базе выработки общих идей и ценностей объединяются интересы и потребности многих людей. Формируется та или иная идея - либеральная, коммунистическая, национальная, конфессиональная и т.п. Как «надстройка» над индивидуальными и различными социально-психологическими формами сознания, идеология оказывается способной объединить сознательные усилия и бессознательные импульсивные действия многих людей в одном направлении.
5. Мобилизационная. Вырабатывая какой-либо идеал общественной жизни для данной социальной группы, идеологи мобилизуют массы на массовые действия (придают им определенный вектор). Здесь ясно видно, что идеология призвана не столько отразить реальность и даже не столько выразить совокупные интересы, сколько заразить массы проектом будущего.