Общественное мнение представляет собой коллективную оценку, что требует одновременного подключения индивидуальных потребностей и групповых интересов. Этим как раз и определяется место и роль идеологии среди других элементов когнитивного компонента общественного мнения: идеология дает оценку событиям и лицам от лица коллектива и тем самым объединяет интересы того или иного сегмента общественности, формирует соответствующую ценностную установку.
Идеология - как главный когнитивный компонент общественного мнения - выступает посредником при объединении индивидуальных мнений: она уравнивает и соединяет индивидуальные потребности, формирует новые групповые интересы и деформирует (подавляет, изменяет и т.п.) индивидуальные потребности, катализирует чувственно-эмоциональное поле индивидов и массы, канализирует их побуждения к действию. В целом с помощью этого компонента происходит легализация и легитимация узкогрупповых интересов и потребностей (перевод из потенциального в актуальное состояние), которые кладутся в основу нового общественного мнения.
С одной стороны, общественное мнение выступает как «суждение», т.е. в форме познавательного процесса (иметь мнение - это «мнить», т.е. думать, полагать, иметь убеждение). С другой стороны, данная знаниевая форма освоения действительности предстает отнюдь не в виде науки, но в виде веры (иметь мнение - это «мнить», но уже - верить и сомневаться одновременно).
Надо отметить, что вопрос о месте и роли когнитивного ядра в структуре общественного мнения вполне увязан с вопросом о месте и роли политической идеологии в структуре политического сознания. Сравним функции «изма» в отношении политической жизни общества и общественного мнения соответственно, отталкиваясь от понимания общественного мнения как «выраженного в форме определенных суждений, идей и представлений отношения к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы».2 Можно видеть, что буквально все ключевые слова данного определения напрямую соотносятся с идеологией, вернее, с характером и способом ее воздействия на индивидуальное сознание. Чтобы «выразиться» (да еще в форме общезначимых идей и суждений, да еще и по поводу социально важных проблем), личному мнению приходится в своем «отношении» преломиться через «общие интересы», чьим единственным выразителем и является та или иная идеология. Вот соответствующая таблица.
|
Функции идеологии | В политической жизни общества | В формировании и функционировании общественного мнения | Выводы |
Когнитивная | Анализ социально-политической реальности, отбор значимых событий и описание социальной реальности. Выражение интересов через отражение действительности, акцентирование на проблемах. | Вбрасывание в массы недостающего им знания. Установление ценностных ориентации, базовых ценностей. Зацикливание общественного внимания на определенной теме (в данный момент времени). Идеализация (опережаю щее отражение). | Идеология задает характер отношения масс к действительности (+, -), формирует избирательное отношение к действительности. |
Инте- гра- тивная | Объединение людей в большие социальные группы). Установление взаимодействия между суммой инд. мнений Идеология как общая идея, идеал, групповая норма, закон, коллек. разум, коллек. воля. | Идеология придает мнению личностно-надличностный смысл (общее - «ничье» и «наше» одновременно). С помощью идеологии личное мнение преодолевает индивидуальный эгоизм. | Идеология задает коллек. форму отношения к действительности. Общ. мнение – это коллек. осмысление общего. |
Моби-лиза-цион-ная | Влияние через убеждение, заражение и внушение. Идеология указывает выход из («несчастного прошлое» нашей нации), призывает к действию ( | Идеология предопределяет феномен группового давления Идеология катализирует многие разрозненные желания, способствует выработке коллективной воли и коллективного действия. | Идеология выстраивает вместе разрозненные чувства и желания, затем направляет их в определенное русло |
Репрезентативная | Представление общих интересов. | Идеология представляет общественный интерес (действительный или мнимый, сфабрикованный): снизу (стихийно); сверху (сознательно). | идеологизм» есть представление и указание на единую цель, единый смысл, единый интерес, единую форму всей жизнедеятельности |
Арти- куля- тив- ная | Разработка языка идео- логии. «Публичное» описание действитель- ности (партийно-политические программы, полит. и экон. учения) | Идеология формирует верба- льный характер общ. мнения, осмысление с помощью «лидеров мнения», СМИ. Идеология придает общ. мнению форму суждения о действительности, за кото- рым скрывается отношение к ней. | Главная функция идео- логии стабилизировать колеблющееся мнение людей. |
Когнитивный компонент общественного мнения в виде идеологии обеспечивает вразумительное «общение» неразумных (подсознательных, невербальных и т.п.) индивидуальных потребностей и интересов. Отсюда его артикуляционная функция: только с помощью вербальных средств возможно осмыслить и, главное, вынести на всеобщее обозрение
|
|
невидимое общее (коллективные интересы, ценности, запросы), т.е. выразить невыразимое. Здесь и призываются I к жизни «лидеры мнений» для толкования и оформления коллективнного смысла выдвигаемых положений.
Кстати, артикуляционная форма общесственного мнения вообще требует отдельного анализа. Согласно Ю.С. Степанову, индоевропейский корень слова «слово» изначально объединял в себе концепты действия говорения и слушания: «слово» — это «славить», «слыть», «слышать», но это одновременно и «славословить», «слушать».3 Таким образом, слово принадлежит «круговороту общения». В нем есть сообщение, общение, обобщение, приобщеннее, замещение и все прочие вещи, включаемые в качестве отдельных компонентов в процесс формирования и функционирования общественного мнения. Артикуляционный строй общественного мнения («Говорят...») принципиально не эгоцентричен. Индукция зддесь явно преобладает над дедукцией. Таким образом, круговорот говорегния и слушания (вспомним близость «общественности» и
«общения»)) - важнейшее свойство общественного мнения.
Обретенный с помощью «изма» единый с*мысл предполагает единую форму деятельности (в том числе - мыследейсствия). В этом проявляется мобилизующая функция когнитивного элеменгга общественного мнения. «Изм» провоцирует высвобождение затаенньых желаний и домыслов, собирает их вместе, преобразует в удобоваримую (для общественной морали и личной нравственности) форму. Тем самым он способствует не только выработке коллективного мнения,, но и формированию коллективной воли и проявлению коллективного действия.
Согласно классику, если идеи овладевают массами, то они превращаются в материальную силу. Прш этом (а складывание общественного мнения - лишь один из многочисленных примеров таких процессов) происходит тотальное превращение: а) превращение самой массы: из неоформленного конгломерата индишидов она превращается в четко обозначенную социальную группу (пре)вращение массы); в свою очередь, любая демассификация массы ведет к демассовизации массового сознания; б) превращение «изма»: субъективна идея (плод личностной абстракции отдельных идеологов) обретгает самостоятельное и надличностное бытие и в результате этой материализации получает неограниченные возможности воздействия на отдельные индивидуальные сознания; в) превращение индивидуального сознания: индивидуальные потребности и интересы разбавляются и корректируются коллективными, что приводит к «коллективизации» индивидуального мыследействия (чувственно-эмоциональное поле индивида, мин1уя индивидуальный разум.
отныне замыкается напрямую на коллективный «изм»; в результате - резко повышается внушаемость и т.д.).
Когда же индивидуальные «я» становятся максимально экстравертньши, тогда общественное мнение какой-либо социальной группы (например, объятой этноцентризмом) становится исключительно интровертным. Таким образом, здесь наблюдается «абстрактное» восхождение от абстрактного к конкретному: индивид и его личные беды и проблемы, массовизируясь, из конкретных превращаются в абстрактные, а абстрактные коллективные интересы и потребности, атомизируясь, напротив, превращаются в конкретную идею, конкретную цель, конкретное действие. Налицо гипостазирование, опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального существования.