К. Гинзбург и А.Я Гуревич: исследование народной религиозности позднего средневековья.




Редукционизм в религиоведении.

Термин «редуционизм» означает сведение какого-либо сложного явления к его простейшим формам для того, чтобы лучше понять сущность этого явления. В религиоведении редукционизм является методом исследования, широко распространенным во второй половине XIX –начале XX вв. Стремление обнаружить «минимум религии», проявленноеучеными этого времени, – пример редукционизма.Кроме того, редукционистскими были попытки свести религию к нерелигиозным факторам. Например, Ф. Макс Мюллер считал, что в основе религиозных представлений лежит «болезнь языка». Э. Тайлор свел анимизм к неправильным размышлениям «первобытного философа» по поводу снов, видений, болезней, смерти и других сложных явлений. Э. Дюркгейм в ходе исследования тотемизма пришел к выводу, что религия —главным образом, социальное явление. Религиоведческий редукционизм этого времени в дальнейшем был подвергнут критике со стороны феноменологов религии.

Что такое эволюционизм в религиоведении?

Метод и направление в религиоведении, особенно распространенные во второй половине XIX – начале XX вв.Эволюционистами были все крупные религиоведы этого времени (Э. Тайлор, Р. Марретт, Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, Ф. Макс Мюллер и др.) Концепция эволюционизма основывается на следующих положениях: 1. На протяжении человеческой истории религия изменяется, и определенным стадиям развития культуры соответствуют определенные религиозные верования и обряды;2. В основе всех религий лежит некий «минимум» религии (фетишизм, анимизм, тотемизм и т. п); 3. Изменения религии носят в целом прогрессивныйхарактер, она развивается от простого к сложному; 4. Религиозные верования разных народов можновыстроить в один эволюционный ряд, который схематично выглядит следующим образом: «минимум религии» — полидемонизм — политеизм — монотеизм.

Концепции Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля: компаративный анализ.

Э. Дюркгейма объединяет то, что они являются сторонниками социологического подхода к религии. И Дюркгейм, и Леви-Брюль рассматривают коллективные представления т.н. примитивных, т.е. бесписьменных сообществ. При этом Леви-Брюль заимствовал концепт коллективных представлений у Леви-Брюля. Под коллективными представлениямиоба ученых понимают те идеи, которые не формируются из собственного жизненного опыта индивида, а внедряются в человека через общественную среду: воспитание, общественное мнение, обычаи. Но если Дюркгейм не видел принципиальной разницы между мышлением первобытного человека и современного, то Леви-Брюль поставил цель выявить различия между ними. Он указал на такие особенности первобытного мышления, как эмоциональная интенсивность, «пралогичность», мистичность и «сопричастность».

К. Гинзбург и А.Я Гуревич: исследование народной религиозности позднего средневековья.

Народная религиозность в XX в. стала предметом пристального внимания множества ученых, среди которых следует отметить К. Гинзбурга и А.Я. Гуревича.

К. Гинзбург – итальянский историк 2-й пол. XX - начала XXIвв., один из основателей метода микроистории, исследователь народной культуры средневековья. В работе «Сыр и черви», используя в качестве источника материалы инквизиционных процессов, он попытался реконструировать картину мира одного мельника, жившего в XVIв. и сожженного на костре по приговору инквизиции. В названии работы отражены детали космогонии итальянского простеца, выразителя радикальных антицерковных идей: «сначала все было хаосом, и земля, и воздух, и вода, и огонь... И все это сбилось в один комок, как сыр в молоке, и в нем возникли черви, и эти черви были ангелы… среди ангелов был также Бог, возникший вместе сними из того же комка…». К. Гинзбург полагает, что миросозерцание главного героя книги – Меноккио – стало, главным образом, продуктом влияния социокультурной среды.В народной культуреавтор отказывается видеть лишь искаженную формукультуры образованных кругов общества. Не отрицая взаимовлияния ивзаимопроникновения двух культур, исследователь подчеркивает самобытность народной культуры,ее укорененность в очень давней фольклорно-мифологической дохристианской традиции, отражение которой он видит во взглядах Меноккио, испытавших также и воздействие идей Реформации.

А.Я. Гуревич - советский и российский историк-медиевист2-й пол. XX -начала XXI вв. В работах «Категории средневековой культуры», «Проблемы средневековой народной культуры»,«Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства», он исследует народную религиозность эпохи Средневековья. Говоря о разнице между ученой и народной культурами, автор отмечает, что элементы христианского вероучения народ воспринимал в интерпретации малограмотныхи неавторитетных в своей массе духовных наставников, в контексте мифо-магической, хтонической и анимистической картины мира, традиционно присущейаграрному обществу. При этом простолюдины были носителями христианской и церковной идентичности. По мнению исследователя,миф был смыслообразующей и формообразующей основой миросозерцания человека средневековой эпохи.В то же время А. Гуревич отмечает, что тот комплекс представлений о мире,верований, умственных установок и систем поведения, которые условно можно назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе был достоянием всехчленов общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: