Материалы для самостоятельной работы студентов
Учебно-методическое пособие
Для студентов заочной формы обучения
всех направлений подготовки
по программам бакалавриата
Череповец
Рассмотрено на заседании кафедры физической культуры от 30.08.13, протокол №1.
Одобрено редакционно-издательской комиссией Факультета биологии и здоровья человека ЧГУ от 31.08.2013, протокол №1.
Авторы: Е.И. Алешина, доцент; Г.А. Павлов, доцент; Ю.П. Шарков, доцент; С.Е. Шивринская, канд. пед. наук, доцент
Рецензенты: В.Ф. Воробьев, канд. биол. наук, доцент (ЧГУ); Ю.К. Пузиков, канд. филол. наук, доцент (ЧГУ)
Научный редактор: З.С. Варфоломеева, канд. пед. наук
Введение
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования. Образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
В учебно-методическом пособии представлены основные темы, формы и содержание самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки по программам бакалавриата по дисциплине «Физическая культура». Структура пособия представлена соответствующими разделами с указанием:
- вопросов, раскрывающих конкретную тему;
- списка рекомендуемой литературы;
|
- заданий для самостоятельной работы, позволяющих закрепить систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности; проявить творчество и общекультурные компетенции (отдельные компоненты компетенций) в сфере физической культуры и спорта;
- методические рекомендации по организации, проведению и контролю эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Формирование творческого подхода к деятельности невозможно без постоянной, планомерной и систематической самостоятельной работы. Именно в процессе самостоятельной работы наиболее полно развивается «умение учиться», которое, в свою очередь, является основной задачей обучения в вузе.
Согласно нормативным документам системы высшего профессионального образования, самостоятельная работа по дисциплинам учебного плана обязательна для каждого студента заочной формы обучения.
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, двигательные умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.
Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система ценностей физической культуры в современном обществе. Современное состояние и актуальные проблемы сферы физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования.
|
Рекомендуемая литература:
1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. – М., 2001. – С. 44, 55, 97 – 98.
2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
3. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С. 12 – 15.
4. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2001.
5. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2006.
6. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. – С. 6-10.
7. Теория и методика физического воспитания в таблицах: Учебно-методическое пособие для студентов спец. 022300 / Сост. С.Е. Шивринская. – Череповец, 2002. – С. 24 – 25.
8. Федеральный закон от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
9. ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» от 7 августа 2009 г. N 1101-р.
10. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Ильинича. - М., 2000.
11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 5 – 10.
|
12. URL: https:// www.lib.sportedu.ru
13. URL: https://www.gumer.info/
14. URL: https://www.magma-team.ru/
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Познакомиться с материалами «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года» [9] и написать по выбору:
- эссе на тему «Ценностные ориентиры развития физической культуры и спорта в современной России»;
- реферат по одному из заявленных в «Стратегии…» направлению развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
- подобрать по два исторических факта, иллюстрирующих связь с трудовой деятельностью и военно-прикладную направленность как закономерности развития физической культуры.
Задание 2. Проверить знания по теме, выполнив следующие тесты:
а) Установление соответствия между понятием и его определением
Номер ответа (определения) | Термин (понятие) | Определение |
Физическая культура | 1. Использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой. | |
Воспитание физических качеств | 2. Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма, основанных на них физических качеств и способностей. | |
Физическая подготовка | 3. Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом. | |
Физическое развитие | 4. Совокупность естественных свойств организма человека в каждый данный момент | |
Физическое совершенство | 5. Целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. | |
Спорт | 6. Социальное течение, направленное на использование и развитие физической культуры в общественно значимых целях. | |
Физическое состояние | 7. Результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности. | |
Физическая реабилитация | 8. Оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности. | |
Физическая рекреация | 9. Вид воспитания, имеющий своим специфическим содержанием обучение движениям и воспитание физических качеств человека. | |
Физкультурное движение | 10. Часть культуры общества и личности; основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. | |
Физическая подготовленность | 11. Физическое воспитание с прикладной направленностью к трудовой или иной деятельности | |
12. Двигательная деятельность, направленная на развитие физических качеств. |
б) Физическая культура ориентирована на совершенствование:
двигательных действий;
природных физических свойств человека;
физических и волевых качеств людей;
работоспособности человека.
в) Отличительным признаком физической культуры является:
процесс воспитания физических качеств;
физическое развитие людей;
обучение двигательным действиям;
выполнение физических упражнений.
Задание 3. Выполнить практическую работу:
· оценить индивидуальные показатели физической подготовленности и провести сравнительный анализ полученных данных с оптимальными для вашего возраста и пола;
· рассчитать индивидуальный весо-ростовой показатель физического развития и сравнить полученные данные с показателем «нормы» для вашего возраста и пола.
Задание 4. Дать характеристику физически совершенного, на Ваш взгляд, человека и выделить те признаки, которые отличают Ваш идеал от общепринятого.
Задание 5. Провести мини-исследование по теме «Значимость физической культуры и спорта в образе жизни учащейся молодежи».
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки, физические качества.
Содержание. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Закономерности и этапы формирования двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств и двигательных способностей как направление физического воспитания.
Рекомендуемая литература:
1. Баранов В.А., Венглинский Г.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе. – М.: Академия, 2003.
2. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 50 – 56.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: ФиС, 1991. – 288 с.
4. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1997. - №7.
5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 544 с.
6. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: СпортАкадемПресс, ФиС, 2006. – 312 с.
7. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Учебное пособие. – Л.: РГАФК, 1991.
8. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М., 1991. – С. 41.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. – 408 с.
10. URL: https://lib.sportedu.ru/Texts.idc?DocID=101949
11. URL: https://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2002n6/p43-56.htm
12. URL: https://mayor.cherinfo.ru/news/25407
13. URL: https://www.otherreferats.allbest.ru
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Познакомиться с работой Н.А. Бернштейна «О ловкости и ее развитии» [3] и:
- прокомментируйте его понимание совершенства формы и красоты движения человека;
- изложите предположения о способах формирования мотивов и потребностей к совершенствованию техники движений и расширения двигательного опыта в процессе физкультурного образования различных возрастных групп населения;
- напишите эссе на тему «Двигательная активность и ее значение в жизни студенческой молодежи».
Задание 2. Тест:
а) К средовым факторам, влияющим на уровень проявления двигательных способностей, не относятся:
биологические;
физиологические;
климатические и географические;
социально-бытовые;
факторы материального обеспечения занятий;
методика развития двигательных способностей.
б) В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от:
возможности расчленения двигательного действия;
элемента, без которого выполнение двигательного действия невозможно;
сложности основы техники;
предпочтения преподавателя.
в) Физические качества – это:
индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности;
выражение достигнутого уровня отдельных двигательных способностей;
комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности;
комплекс способностей занимающихся упражнениями, выраженных в конкретных результатах.
Задание 3. Дайте оценку показателей, характеризующих деятельность основных систем организма при выполнении физических упражнений по следующему плану:
№ | функциональная система | показатель | оценка (количественный анализ) | |
… | ||||
Общая характеристика функционального состояния организма при мышечной работе: ………………………… ……………………………………………………. ………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………… | ||||
Задание 4. Используя знания принципов воспитания физических качеств, опишите режим двигательной деятельности, который существенно влияет на:
- развитие выносливости;
- снижение показателей выносливости.
Задание 5. Творческое задание: разработать и подготовить к защите концепцию программы использования средств физической культуры для совершенствования функциональных возможностей организма человека, профессиональная деятельность которого связана с умственными (эмоциональными, физическими) нагрузками.
Тема 3. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студента
Основные понятия: здоровье, физическое и психическое здоровье, составляющие здорового образа жизни, дееспособность, трудоспособность, физическое самовоспитание и самосовершенствование.
Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Рекомендуемая литература:
1. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степенова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 75-82.
2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 336 с.
3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия,1993. – 399 с.
4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-Флинта, 1999. - 560 с.
5. Калинский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. – Киев: «Наукова Думка», 1990. - 176 с.
6. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 1. - С.12-15.
7. Павлова В.И. Изучение курса «Полезные привычки» в рамках программы «Воспитание экологической культуры на междисциплинарной основе» // Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание экологической культуры в системе непрерывного образования. Опыт, проблемы, перспективы. - Череповец, 2001.
8. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 12-31.
9. Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 2001. - 448 с.
10. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 54-68.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Сформулировать определение термина «здоровье человека», используя «схему-шпаргалку»:
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | природная среда |
тело (организм) | ![]() ![]() ![]() ![]() | душа (психика) |
физическое развитие (рост, масса тела, окружность грудной клетки и т.д.) | ![]() ![]() | психические процессы (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.) |
физическая подготовленность (силовые, скоростные и координационные способности, гибкость, выносливость) | ![]() ![]() | эмоциональная сфера (аффекты, страсти, положи-тельные и отрицательные, собственно эмоции, настроения, чувства и т.д.) |
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
уровень развития, подготовленности и функционирования соответствуют норме, что полностью обеспечивает жизнедеятельность и жизнеспособность | уровень развития, отношения и деятельность соответствуют норме; поведение адекватно; потребности удовлетворяются; интересы в сфе-ре общечеловеческих ценностей |
ЗДОРОВЬЕ |
Задание 2. Установление соответствия между понятием и его определением:
номер определения | понятие (термин) | определение |
здоровье | 1. Строение, структура, функций организма, которые находятся в заданных пределах и отражают самочувствие человека как хорошее | |
образ жизни | 2. Система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе | |
норма состояния организма | 3. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных или экзогенных факторов | |
болезнь | 4. Присущее всем организмам свойство обеспечивать в ряде поколений преемственность одинаковых признаков и особенностей развития морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ, характера их индивидуального развития | |
профилактика | 5. Состояние полного физического, психического и социального благополучия, наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры | |
ЗОЖ | 6. Внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях | |
жизнедеятельность | 7. Поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах | |
наследственность | 8. Поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены | |
качество жизни | 9. Приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием компенсаторных способностей | |
10. Удовлетворение человеком важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей, а также наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и социальном плане жизнь |
Задание 3. Тест:
а) Здоровье населения как первостепенная задача должна быть основой:
государственной экономики;
государственной политики;
государственного образования.
б) Естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем, рассматривается как:
нравственное здоровье;
физическое здоровье;
психическое здоровье.
в) Биохимические, физиологические и психические резервы организма составляют систему:
функциональных резервов;
физических резервов;
психофизиологических резервов.
г) Поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, определяют:
семейные традиции;
мировоззрение и культурные ценности;
гигиенические нормы, требования и правила, принятые в обществе.
Задание 4. Выделите основные параметры качества жизни общества и выскажите предположения о его уровне в Вашем регионе
параметры качества жизни | уровень в Вашем регионе (городе, селе) (низкий, средний, высокий) |
состояние среды обитания | |
материальный доход | |
духовная жизнь |
Задание 5. Творческое задание: разработать и подготовить к защите концепцию программы физического самовоспитания, составленную с учетом наличного состояния здоровья, идеала физического совершенства (индивидуальных целей физического состояния), особенностей учебной (трудовой) деятельности, ресурсов времени и материально-технических возможностей.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Основные понятия: психофизиология труда, работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.
Содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда.
Рекомендуемая литература:
1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 1989.
2. Зеновский Е.В., Бочаров М.И. Практикум по теории физической культуры и спорта (планирование и контроль): Учеб. - Ухта: УГТУ, 2010. - 96 с.
3. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. – Новосибирск: Сиб. ун. изд-во, 2003.
4. Особенности энергообеспечения мышечной работы: Метод. рекомендации для студ. спорт. отделения / Сост. В.Ф. Воробьев. – Череповец, ЧГПИ, 1994.
5. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки / И.М. Туревский, Ж.К. Холодв, В.С. Кузнецов и др.; Под ред. И.М. Туревского: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 320 с.
6. Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 2001. - 448 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480 c.
8. Шансков М.А. Факторы, обеспечивающие эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов // Ученые записки. – 2009. – № 12 (58). – С. 115 – 119.
9. URL: https://www.valeologija.ru/knigi/posobie-po-omz/491-ispolzovanie-antropometricheskix-metodov-issledovaniya-pri-opredelenii-urovnya-fizicheskogo-dorovya-cheloveka
10. URL:https://lib.ugtu.net/sites/default/files/books/2010/!poz046.pdf
11. URL: https://lesgaft-notes.spb.ru/files/12-58-2009/p115-119.pdf
12. URL: https://www.fizkult-ura.ru
13. URL: https://www.dozirovanie_fizicheskoi_nagruzki.ru
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Используя изученные материалы, напишите:
- эссе на тему: «Дозированные физические нагрузки в период экзаменационной сессии: за и против»;
- реферат по вопросу контроля уровня работоспособности студента в учебном году;
- иллюстративные примеры по использованию средств физической культуры для профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов.
Задание 2. Выполнить практический тест и сделайте вывод.
Цель: выявить приспособляемость организма к дозированной физической нагрузке.
Описание работы:
- в положении сидя измерить ЧСС в покое в течение минуты;
- бег на месте в течение 1 минуты в умеренном темпе (180 шагов/мин) с высоким подниманием бедра;
- измерить ЧСС в течение 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и т.д. мин (до восстановления исходного состояния ЧСС);
- пользуясь оценочной шкалой, рассчитать уровень приспособляемости своего организма к дозированной физической нагрузке:
ЧСС после бега | t восстановления показателей ЧСС до исходного уровня (мин) | приспособляемость |
увеличение на 100% от исходного уровня | 2-3 | отличная |
хорошая | ||
удовлетворительная | ||
увеличение превышает 100% | более 5 | плохая |
- сделать вывод: приспособляемость моего организма к данной физической нагрузке можно оценить как...
Задание 3. Тест:
а) Специфической формой учебных занятий по физической культуре в вузе являются занятия:
теоретические;
учебно-тренировочные;
контрольные;
вводные;
методико-практические.
б) Наиболее целесообразными физкультурно-спортивными видами в период экзаменационной сессии являются:
спортивные игры;
бег;
силовая гимнастика;
аэробика;
единоборства.
в) Достижение высокой работоспособности студентов является целью:
общей физической подготовки;
специальной физической подготовки;
профессионально-прикладной физической подготовки.
Задание 4. Дать классификацию нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления, заполнив таблицу:
Признаки | Небольшая нагрузка – лёгкое утомление | Большая нагрузка – сильное утомление | Предельная нагрузка – очень сильное утомление |
Изменение цветовых оттенков кожи | |||
Потоотделение | |||
Частота дыхания | |||
Качество выполнения движений | |||
Сосредоточенность внимания | |||
Оперативная установка и готовность к действию | |||
Настроение | |||
Общее самочувствие |
Задание 5. Творческое задание: подберите физические упражнения для профилактики нервно-эмоционального утомления, составьте примерную схему последовательности упражнений на различных «станциях» по методу круговой тренировки, разработайте методические рекомендации по выполнению комплекса с указанием дозировки нагрузки, продолжительности интервалов отдыха, допустимым уровнем ЧСС.
Тема 5. Спортивная подготовка в системе физического воспитания студентов
Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания, формы занятий по физической культуре, общая и моторная плотность занятия, общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.
Содержание. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям, его структура и направленность. Цель и задачи ОФП. Цель и задачи СФП. Цель и задачи спортивной подготовки в вузе. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Мышечная релаксация. Условия коррекции физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры в студенческом возрасте.
Рекомендуемая литература:
1. Григорьев О.А., Лотоненко А.В., Гостев Г.Р., Лотоненко А.А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки: Учебное пособие / Под общ. ред. О.А. Григорьева. – М.: «Еврошкола», 2010. – С.133-151.
2. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. – СПб., 1991.
3. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 320 с.
4. Никитушкин В.Г. и др. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. – М.: Советский спорт, 2005. – С.138-147.
5. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт,1988. – С.64-85; 154-195.
6. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С.53-160.
7. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – С. 92-106, 224, 304-306.
8. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры): учеб. пособие / Т.А. Завьялова, А.А. Кылосов, Г.А. Павлов, А.Л. Подосенков, Ю.П. Шарков, С.Е. Шивринская; под общ. ред. С.Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
9. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Ильинича. – М., 2000.
10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000. – С. 214.
12. URL: https://www.dozirovanie_fizicheskoi_nagruzki.ru
13. URL: https://www.fizkult-ura.ru
14. URL: https://www.metodika-i-dozirovka-fizicheskix.ru
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Изучив работы ведущих специалистов в области спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.), напишите:
- эссе на тему «Занятия спортом и обучение в вузе – единство или противоречие?»;
- реферат на тему «Роль спорта в социализации личности»;
- алгоритм процесса коррекции функциональной подготовленности (физического развития, телосложения) средствами физической культуры и спорта.
Задание 2. Заполните таблицу:
Методы обучения двигательным действиям
Методы обучения двигательным действиям | Характеристика метода | Примеры использования на практике |
Задание 3. Тест:
а) Воспитание ведущих физических качеств, необходимых в избранном виде спорта, является целью:
ППФП;
СФП;
ОФП.
б) Укрепление здоровья, улучшение физического состояния и активный отдых являются целью спортивной подготовки в сфере:
спорта высших достижений;
массового спорта;
адаптивного спорта.
в) Под методами физического воспитания понимают:
основные положения, определяющие содержание, организационные формы учебного процесса;
руководящие положения, которые раскрывают стороны применения того или иного принципа обучения;
методические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно организовать процесс физического воспитания;
способы применения физических упражнений.
г) К специфическим методам физического воспитания относятся:
словесные и наглядные методы;
методы строго и частично регламентированного упражнения;
методы срочной информации;
методы контроля и самоконтроля.
д) Выполнение большого объема тренировочной работы в процессе СФП возможно лишь при нагрузке:
50-65% от максимума интенсивности;
65-75% от максимума интенсивности;
75-80% от максимума интенсивности;
80-90% от максимума интенсивности.
Задание 3. Составить индивидуальный план недельного цикла учебно-тренировочных занятий с направленным развитием конкретного физического качества (по выбору) и обосновать выбор способа дозирования физической нагрузки с учетом уровня индивидуальной физической подготовленности.
Задание 4.
а) перечислите формы и определите наиболее эффективные средства и методы занятий физическими упражнениями для студентов по предложенной схеме:
№ | Формы | Средства | Методы | |
… | ||||
Б) заполните таблицу:
Физическая нагрузка: классификация и виды
Классификационные признаки физической нагрузки | Виды физической нагрузки |
По характеру | |
По величине | |
По направленности | |
По координационной сложности | |
По психической напряжённости |
Задание 5. Практическая работа: проведите пульсометрию своего учебно-тренировочного занятия по физической культуре, постройте графическую кривую изменений ЧСС и проанализируйте эффективность распределения функциональной нагрузки в данном занятии.