Методические рекомендации по организации, проведению и контролю эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями




Материалы для самостоятельной работы студентов

 

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов заочной формы обучения

всех направлений подготовки

по программам бакалавриата

 

Череповец

Рассмотрено на заседании кафедры физической культуры от 30.08.13, протокол №1.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Факультета биологии и здоровья человека ЧГУ от 31.08.2013, протокол №1.

 

Авторы: Е.И. Алешина, доцент; Г.А. Павлов, доцент; Ю.П. Шарков, доцент; С.Е. Шивринская, канд. пед. наук, доцент

 

Рецензенты: В.Ф. Воробьев, канд. биол. наук, доцент (ЧГУ); Ю.К. Пузиков, канд. филол. наук, доцент (ЧГУ)

 

Научный редактор: З.С. Варфоломеева, канд. пед. наук

 

Введение

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования. Образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

В учебно-методическом пособии представлены основные темы, формы и содержание самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки по программам бакалавриата по дисциплине «Физическая культура». Структура пособия представлена соответствующими разделами с указанием:

- вопросов, раскрывающих конкретную тему;

- списка рекомендуемой литературы;

- заданий для самостоятельной работы, позволяющих закрепить систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности; проявить творчество и общекультурные компетенции (отдельные компоненты компетенций) в сфере физической культуры и спорта;

- методические рекомендации по организации, проведению и контролю эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Формирование творческого подхода к деятельности невозможно без постоянной, планомерной и систематической самостоятельной работы. Именно в процессе самостоятельной работы наиболее полно развивается «умение учиться», которое, в свою очередь, является основной задачей обучения в вузе.

Согласно нормативным документам системы высшего профессионального образования, самостоятельная работа по дисциплинам учебного плана обязательна для каждого студента заочной формы обучения.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, двигательные умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.

Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система ценностей физической культуры в современном обществе. Современное состояние и актуальные проблемы сферы физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования.

Рекомендуемая литература:

1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. – М., 2001. – С. 44, 55, 97 – 98.

2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

3. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С. 12 – 15.

4. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2001.

5. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2006.

6. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. – С. 6-10.

7. Теория и методика физического воспитания в таблицах: Учебно-методическое пособие для студентов спец. 022300 / Сост. С.Е. Шивринская. – Череповец, 2002. – С. 24 – 25.

8. Федеральный закон от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

9. ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» от 7 августа 2009 г. N 1101-р.

10. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Ильинича. - М., 2000.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 5 – 10.

12. URL: https:// www.lib.sportedu.ru

13. URL: https://www.gumer.info/

14. URL: https://www.magma-team.ru/

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Познакомиться с материалами «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года» [9] и написать по выбору:

- эссе на тему «Ценностные ориентиры развития физической культуры и спорта в современной России»;

- реферат по одному из заявленных в «Стратегии…» направлению развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;

- подобрать по два исторических факта, иллюстрирующих связь с трудовой деятельностью и военно-прикладную направленность как закономерности развития физической культуры.

Задание 2. Проверить знания по теме, выполнив следующие тесты:

а) Установление соответствия между понятием и его определением

Номер ответа (определения) Термин (понятие) Определение
  Физическая культура   1. Использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой.
  Воспитание физических качеств 2. Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма, основанных на них физических качеств и способностей.
  Физическая подготовка   3. Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.
  Физическое развитие 4. Совокупность естественных свойств организма человека в каждый данный момент
  Физическое совершенство   5. Целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
  Спорт     6. Социальное течение, направленное на использование и развитие физической культуры в общественно значимых целях.
  Физическое состояние   7. Результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.
  Физическая реабилитация   8. Оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности.
  Физическая рекреация   9. Вид воспитания, имеющий своим специфическим содержанием обучение движениям и воспитание физических качеств человека.
  Физкультурное движение 10. Часть культуры общества и личности; основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития.
  Физическая подготовленность 11. Физическое воспитание с прикладной направленностью к трудовой или иной деятельности
    12. Двигательная деятельность, направленная на развитие физических качеств.

 

б) Физическая культура ориентирована на совершенство­вание:

двигательных действий;

природных физических свойств человека;

физических и волевых качеств людей;

работоспособности человека.

в) Отличительным признаком физической культуры яв­ляется:

процесс воспитания физических качеств;

физическое развитие людей;

обучение двигательным действиям;

выполнение физических упражнений.

Задание 3. Выполнить практическую работу:

· оценить индивидуальные показатели физической подготовленности и провести сравнительный анализ полученных данных с оптимальными для вашего возраста и пола;

· рассчитать индивидуальный весо-ростовой показатель физического развития и сравнить полученные данные с показателем «нормы» для вашего возраста и пола.

Задание 4. Дать характеристику физически совершенного, на Ваш взгляд, человека и выделить те признаки, которые отличают Ваш идеал от общепринятого.

Задание 5. Провести мини-исследование по теме «Значимость физической культуры и спорта в образе жизни учащейся молодежи».

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки, физические качества.

Содержание. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Закономерности и этапы формирования двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств и двигательных способностей как направление физического воспитания.

Рекомендуемая литература:

1. Баранов В.А., Венглинский Г.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе. – М.: Академия, 2003.

2. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 50 – 56.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: ФиС, 1991. – 288 с.

4. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1997. - №7.

5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 544 с.

6. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: СпортАкадемПресс, ФиС, 2006. – 312 с.

7. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Учебное пособие. – Л.: РГАФК, 1991.

8. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М., 1991. – С. 41.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. – 408 с.

10. URL: https://lib.sportedu.ru/Texts.idc?DocID=101949

11. URL: https://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2002n6/p43-56.htm

12. URL: https://mayor.cherinfo.ru/news/25407

13. URL: https://www.otherreferats.allbest.ru

 

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Познакомиться с работой Н.А. Бернштейна «О ловкости и ее развитии» [3] и:

- прокомментируйте его понимание совершенства формы и красоты движения человека;

- изложите предположения о способах формирования мотивов и потребностей к совершенствованию техники движений и расширения двигательного опыта в процессе физкультурного образования различных возрастных групп населения;

- напишите эссе на тему «Двигательная активность и ее значение в жизни студенческой молодежи».

Задание 2. Тест:

а) К средовым факторам, влияющим на уровень проявления двигательных способностей, не относятся:

биологические;

физиологические;

климатические и географические;

социально-бытовые;

факторы материального обеспечения занятий;

методика развития двигательных способностей.

б) В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от:

возможности расчленения двигательного действия;

элемента, без которого выполнение двигательного действия невозможно;

сложности основы техники;

предпочтения преподавателя.

в) Физические качества – это:

индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности;

выражение достигнутого уровня отдельных двигательных способностей;

комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности;

комплекс способностей занимающихся упражнениями, выраженных в конкретных результатах.

Задание 3. Дайте оценку показателей, характеризующих деятельность основных систем организма при выполнении физических упражнений по следующему плану:

функциональная система показатель оценка (количественный анализ)
       
       
     
Общая характеристика функционального состояния организма при мышечной работе: ………………………… ……………………………………………………. ………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………
         

 

Задание 4. Используя знания принципов воспитания физических качеств, опишите режим двигательной деятельности, который существенно влияет на:

- развитие выносливости;

- снижение показателей выносливости.

Задание 5. Творческое задание: разработать и подготовить к защите концепцию программы использования средств физической культуры для совершенствования функциональных возможностей организма человека, профессиональная деятельность которого связана с умственными (эмоциональными, физическими) нагрузками.

Тема 3. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студента

Основные понятия: здоровье, физическое и психическое здоровье, составляющие здорового образа жизни, дееспособность, трудоспособность, физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Рекомендуемая литература:

1. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степенова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 75-82.

2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 336 с.

3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия,1993. – 399 с.

4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-Флинта, 1999. - 560 с.

5. Калинский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. – Киев: «Наукова Думка», 1990. - 176 с.

6. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 1. - С.12-15.

7. Павлова В.И. Изучение курса «Полезные привычки» в рамках программы «Воспитание экологической культуры на междисциплинарной основе» // Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание экологической культуры в системе непрерывного образования. Опыт, проблемы, перспективы. - Череповец, 2001.

8. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 12-31.

9. Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 2001. - 448 с.

10. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 54-68.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Сформулировать определение термина «здоровье человека», используя «схему-шпаргалку»:

социум ЧЕЛОВЕК природная среда

 

тело (организм) душа (психика)

 

физическое развитие (рост, масса тела, окружность грудной клетки и т.д.) психические процессы (память, мышление, речь, внимание, восприятие и т.д.)

 

физическая подготовленность (силовые, скоростные и координационные способности, гибкость, выносливость) эмоциональная сфера (аффекты, страсти, положи-тельные и отрицательные, собственно эмоции, настроения, чувства и т.д.)

 

функционирование органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, ОДА, эндокринной, пищеварительной, ЦНС, выделительной и т.д.) потребностно-мотивационная сфера (социогенные, социаль-ные, потребности в самоува-жении и самоактуализации; социальные мотивы, мотивы власти и помощи; интересы)

 

 

уровень развития, подготовленности и функционирования соответствуют норме, что полностью обеспечивает жизнедеятельность и жизнеспособность   уровень развития, отношения и деятельность соответствуют норме; поведение адекватно; потребности удовлетворяются; интересы в сфе-ре общечеловеческих ценностей

ЗДОРОВЬЕ

Задание 2. Установление соответствия между понятием и его определением:

номер определения понятие (термин) определение
  здоровье 1. Строение, структура, функ­ций организма, которые находятся в заданных пределах и отражают само­чувствие человека как хорошее
  образ жизни 2. Система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызываю­щих заболевание, различающихся по своей природе
  норма состояния организма 3. Нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными или мор­фологическими изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных или экзогенных факторов
  болезнь 4. Присущее всем организмам свойство обес­печивать в ряде поколений преемственность одинаковых признаков и особенностей развития морфологической, физиологической и биохи­мической организации живых существ, характера их индивидуального развития
  про­филактика 5. Состояние полного физиче­ского, психического и социального благополучия, наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры
  ЗОЖ 6. Внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях
  жизнедеятельность 7. Поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базиру­ется на гигиенических нормах, требованиях и правилах
  наследственность 8. Поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены
  качество жизни 9. Приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием компенсаторных способностей
    10. Удовлетворение человеком важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей, а также наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и социальном плане жизнь

 

Задание 3. Тест:

а) Здоровье населения как первостепенная задача дол­жна быть основой:

государственной экономики;

государственной политики;

государственного образования.

б) Естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем, рассматривается как:

нравственное здоровье;

физическое здоровье;

психическое здоровье.

в) Биохимические, физиологические и психические резервы организма составляют систему:

функциональных резервов;

физических резервов;

психофизиологических резервов.

г) Поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, определяют:

семейные традиции;

мировоззрение и культурные ценности;

гигиенические нормы, требования и правила, принятые в обществе.

Задание 4. Выделите основные параметры качества жизни общества и выскажите предположения о его уровне в Вашем регионе

параметры качества жизни уровень в Вашем регионе (городе, селе) (низкий, средний, высокий)
состояние среды обитания  
   
   
   
   
материальный доход  
   
   
   
   
духовная жизнь  

 

Задание 5. Творческое задание: разработать и подготовить к защите концепцию программы физического самовоспитания, составленную с учетом наличного состояния здоровья, идеала физического совершенства (индивидуальных целей физического состояния), особенностей учебной (трудовой) деятельности, ресурсов времени и материально-технических возможностей.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Основные понятия: психофизиология труда, работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.

Содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда.

Рекомендуемая литература:

1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 1989.

2. Зеновский Е.В., Бочаров М.И. Практикум по теории физической культуры и спорта (планирование и контроль): Учеб. - Ухта: УГТУ, 2010. - 96 с.

3. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. – Новосибирск: Сиб. ун. изд-во, 2003.

4. Особенности энергообеспечения мышечной работы: Метод. рекомендации для студ. спорт. отделения / Сост. В.Ф. Воробьев. – Череповец, ЧГПИ, 1994.

5. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки / И.М. Туревский, Ж.К. Холодв, В.С. Кузнецов и др.; Под ред. И.М. Туревского: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 320 с.

6. Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 2001. - 448 с.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480 c.

8. Шансков М.А. Факторы, обеспечивающие эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов // Ученые записки. – 2009. – № 12 (58). – С. 115 – 119.

9. URL: https://www.valeologija.ru/knigi/posobie-po-omz/491-ispolzovanie-antropometricheskix-metodov-issledovaniya-pri-opredelenii-urovnya-fizicheskogo-dorovya-cheloveka

10. URL:https://lib.ugtu.net/sites/default/files/books/2010/!poz046.pdf

11. URL: https://lesgaft-notes.spb.ru/files/12-58-2009/p115-119.pdf

12. URL: https://www.fizkult-ura.ru

13. URL: https://www.dozirovanie_fizicheskoi_nagruzki.ru

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Используя изученные материалы, напишите:

- эссе на тему: «Дозированные физические нагрузки в период экзаменационной сессии: за и против»;

- реферат по вопросу контроля уровня работоспособности студента в учебном году;

- иллюстративные примеры по использованию средств физической культуры для профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов.

Задание 2. Выполнить практический тест и сделайте вывод.

Цель: выявить приспособляемость организма к дози­рованной физической нагрузке.

Описание работы:

- в положении сидя измерить ЧСС в покое в те­чение минуты;

- бег на месте в течение 1 минуты в умеренном темпе (180 шагов/мин) с высоким подниманием бедра;

- измерить ЧСС в течение 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и т.д. мин (до восстановления исходного состояния ЧСС);

- пользуясь оценочной шкалой, рассчитать уровень приспособляемости своего организма к дозированной физической нагрузке:

ЧСС после бега t восстановления показателей ЧСС до исходного уровня (мин) приспособляемость
увеличение на 100% от исходного уровня 2-3 отличная
  хорошая
  удовлетворительная
увеличение превышает 100% более 5 плохая

- сделать вывод: приспособляемость моего организма к данной физической нагрузке можно оценить как...

Задание 3. Тест:

а) Специфической формой учебных занятий по физической культуре в вузе являются занятия:

теоретические;

учебно-тренировочные;

контрольные;

вводные;

методико-практические.

б) Наиболее целесообразными физкультурно-спортивными видами в период экзаменационной сессии являются:

спортивные игры;

бег;

силовая гимнастика;

аэробика;

единоборства.

в) Достижение высокой работоспособности студентов является целью:

общей физической подготовки;

специальной физической подготовки;

профессионально-прикладной физической подготовки.

Задание 4. Дать классификацию нагрузок по общим критериям вызываемого ими утомления, заполнив таблицу:

Признаки Небольшая нагрузка – лёгкое утомление Большая нагрузка – сильное утомление Предельная нагрузка – очень сильное утомление
Изменение цветовых оттенков кожи      
Потоотделение      
Частота дыхания      
Качество выполнения движений      
Сосредоточенность внимания      
Оперативная установка и готовность к действию      
Настроение      
Общее самочувствие      

 

Задание 5. Творческое задание: подберите физические упражнения для профилактики нервно-эмоционального утомления, составьте примерную схему последовательности упражнений на различных «станциях» по методу круговой тренировки, разработайте методические рекомендации по выполнению комплекса с указанием дозировки нагрузки, продолжительности интервалов отдыха, допустимым уровнем ЧСС.

Тема 5. Спортивная подготовка в системе физического воспитания студентов

Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания, формы занятий по физической культуре, общая и моторная плотность занятия, общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.

Содержание. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям, его структура и направленность. Цель и задачи ОФП. Цель и задачи СФП. Цель и задачи спортивной подготовки в вузе. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Мышечная релаксация. Условия коррекции физического развития, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры в студенческом возрасте.

Рекомендуемая литература:

1. Григорьев О.А., Лотоненко А.В., Гостев Г.Р., Лотоненко А.А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки: Учебное пособие / Под общ. ред. О.А. Григорьева. – М.: «Еврошкола», 2010. – С.133-151.

2. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. – СПб., 1991.

3. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 320 с.

4. Никитушкин В.Г. и др. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. – М.: Советский спорт, 2005. – С.138-147.

5. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт,1988. – С.64-85; 154-195.

6. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С.53-160.

7. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – С. 92-106, 224, 304-306.

8. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры): учеб. пособие / Т.А. Завьялова, А.А. Кылосов, Г.А. Павлов, А.Л. Подосенков, Ю.П. Шарков, С.Е. Шивринская; под общ. ред. С.Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

9. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Ильинича. – М., 2000.

10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000. – С. 214.

12. URL: https://www.dozirovanie_fizicheskoi_nagruzki.ru

13. URL: https://www.fizkult-ura.ru

14. URL: https://www.metodika-i-dozirovka-fizicheskix.ru

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Изучив работы ведущих специалистов в области спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.), напишите:

- эссе на тему «Занятия спортом и обучение в вузе – единство или противоречие?»;

- реферат на тему «Роль спорта в социализации личности»;

- алгоритм процесса коррекции функциональной подготовленности (физического развития, телосложения) средствами физической культуры и спорта.

Задание 2. Заполните таблицу:

Методы обучения двигательным действиям

Методы обучения двигательным действиям Характеристика метода Примеры использования на практике
     
     
     
     

 

Задание 3. Тест:

а) Воспитание ведущих физических качеств, необходимых в избранном виде спорта, является целью:

ППФП;

СФП;

ОФП.

б) Укрепление здоровья, улучшение физического состояния и активный отдых являются целью спортивной подготовки в сфере:

спорта высших достижений;

массового спорта;

адаптивного спорта.

в) Под методами физического воспитания понимают:

основные положения, определяющие содержание, организационные формы учебного процесса;

руководящие положения, которые раскрывают стороны применения того или иного принципа обучения;

методические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно организовать процесс физического воспитания;

способы применения физических упражнений.

г) К специфическим методам физического воспитания относятся:

словесные и наглядные методы;

методы строго и частично регламентированного упражнения;

методы срочной информации;

методы контроля и самоконтроля.

д) Выполнение большого объема тренировочной работы в процессе СФП возможно лишь при нагрузке:

50-65% от максимума интенсивности;

65-75% от максимума интенсивности;

75-80% от максимума интенсивности;

80-90% от максимума интенсивности.

Задание 3. Составить индивидуальный план недельного цикла учебно-тренировочных занятий с направленным развитием конкретного физического качества (по выбору) и обосновать выбор способа дозирования физической нагрузки с учетом уровня индивидуальной физической подготовленности.

Задание 4.

а) перечислите формы и определите наиболее эффективные средства и методы занятий физическими упражнениями для студентов по предложенной схеме:

Формы Средства Методы
       
     
         

 

Б) заполните таблицу:

Физическая нагрузка: классификация и виды

Классификационные признаки физической нагрузки Виды физической нагрузки
По характеру  
По величине  
По направленности  
По координационной сложности  
По психической напряжённости  

 

Задание 5. Практическая работа: проведите пульсометрию своего учебно-тренировочного занятия по физической культуре, постройте графическую кривую изменений ЧСС и проанализируйте эффективность распределения функциональной нагрузки в данном занятии.

Тема 6. Основы методи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: