ГЛАВА 3. определение оптимальНого объема производства ОАО «СУДБИЩЕНСКОЕ»




 

3.1. Расчет оптимального объема продукции на ОАО «Судбищенское»

Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. В основу анализа безубыточности заложено деление затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные и переменные. Переменные затраты изменяются в зависимости от изменения объема производства. К ним относится: сырье, материалы, заработная плата рабочим. Постоянные затраты не изменяются в зависимости от изменения объема производства, к ним относятся: амортизация, арендная плата, заработная плата аппарату управления. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности построим график.

Для этого воспользуемся уравнением общих затрат

Z = bx + a, где b – ставка переменных расходов на 1 изделие; а – постоянные затраты; х – объем производства.

Z = 472,95∙14035 = 6637853,2 руб.;

6637,853 – 100%

а – 6%

а = 398271,19 руб. – постоянные затраты

6637853,2 = УПР ∙ 14035 + 398271,19; 6239582,1 = УПР ∙ 14035

УПР = 444,57 руб.

Переменные затраты = 444,57 ∙ 14035 = 6239582

Точка безубыточности (ТБ) = = = 4759,4 ц

Маржинальный доход (МД) = выручка – _ереем. затраты = 7414000 – 6239582 = 1174418 руб.; Доля МД в выручке = 15,8%; ПR = = 2520703,7 руб.; Запас финансовой устойчивости (ЗФУ) = =

 

Рисунок 5 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

По графику можно установить, что при объеме реализации более 4759,5 ц предприятие будет получать прибыль. Можно определить также объем реализации, при котором затраты будут равны выручке реализации, на графике это точка безубыточного объема (ТБ), равная 4759,5 ц, ниже которой производство будет убыточным. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, и реализует 14035 ц молока, то зона безопасности (запас финансовой устойчивости) составит 66%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Особое внимание в определении оптимального объема продукции уделяется показателям прибыли.

Величина прибыли предприятия является управляемым параметром. Управлять прибылью необходимо на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Эффективность управления прибылью возрастает в направлении, обратном движению производственно-технологического процесса.

Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. С одной стороны, прибыль должна быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль не выгодно, потому что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли.

Объем производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных соотношениях этих величин. При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли предприятия, необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход — это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта.

Введем следующие условные обозначения:

Q — количество товара (продукта);

Р — цена единицы товара;

р х Q — доход (выручка), от реализации товара;

С — издержки производства (затраты);

R — прибыль от реализации.

Тогда стремление получить максимум прибыли может быть представлено в формальном виде следующей функцией:

Отсюда следует: чтобы прибыль была максимальна, необходимо равенство предельных издержек и предельных доходов. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса Р =f(Q) и издержек С = g(Q).

Проведем анализ оптимальности объема производства ОАО «СУДБИЩЕНСКОЕ». Предварительно сделаем необходимые дополнения исходных данных для последующих расчетов (табл. 12).

Таблица 12 - Исходные данные для предельного анализа по молоку

Показатели Базисный год Годы
             
Производство молока в натуральном выражении, ц            
Цена единицы продукта, (Р), руб. 469,8 478,1 480,0 518,80 518,30 528,25
Затраты (издержки производства) по полной себестоимости (С), тыс. руб.            
Выручка от реализации (р х Q), тыс. руб.            
Прибыль (R), тыс. руб.            

Анализ зависимости между ценой продукта и его количеством в динамике позволяет выбрать для функции спроса линейную форму зависимости вида р = a 0 + a 1 * Q. По методу наименьших квадратов определяются неизвестные параметры a 0 и a 1 на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида:

n * a0 + a1 =

a0 + a1 =

где n – число наблюдаемых лет;

pi – цена i-й единицы продукции;

Qi – количество i-q продукции в натуральном выражении

После проведения расчетов получим эмпирическую функцию спроса

p= 32057 - 4,509 * Q

Таблица 13 - Сравнительные данные объемов производства по результатам предельного анализа

Показатель Фактически 2007 Оптимум Отклонения
Производство молока в натуральном выражении, ц.     +859
Цена единицы продукта, руб. 528,25 517,0 -11,25
Затраты (издержки) по полной себестоимости (С), тыс. руб.     +58
Выручка от реализации (р х 0), тыс. руб.     +286
Прибыль (Я), тыс. руб.     +228

Анализ зависимости между издержками и количеством выпускаемой продукции в динамике позволяет для функции издержек выбрать также линейную форму связи вида С = b 0+ b 1 * Q. Неизвестные параметры b0 и b1 также находятся по методу наименьших квадратов на основе составления и решения системы нормальных уравнений вида

n * b0 + b1 =

b0 + b1 =

где условные обозначения соответствуют принятым ранее. В окончательном виде имеем следующую эмпирическую функцию издержек:

С = 16286 + 8,724 * Q,

Теперь проведем расчеты предельного дохода и предельных издержек и, сравнивая их, найдем величину оптимального объема продукции:

р=32057-4,509*Q

C=16286+8,724*Q

р * Q = 32057 * Q - 4,509 * Q

d(p*Q) = 32057 -2.152*Q; dC = 8.724;

dQ dQ

32057-2.152*Q=8.724, т.е. Q = 14894.

Оптимальный объем выпуска продукции составляет 14894 ц. Зная размер выпуска, можно определить цену продукта, выручку, прибыль и издержки производства. Результаты расчетов представлены в табл. 13. Сделаем вывод. Применение предельного анализа показывает, что у предприятия имеются возможности увеличить прибыль на 228 тыс. руб. за счет увеличения объемов производства и реализации продукции. При этом затраты предприятия возрастут всего на 58 тыс. руб., или на 0,87%. Оптимальная цена продукта составит 517 руб., что ниже фактической цены на 11,25 руб., или на 4%.

Следовательно, предприятие может в перспективе придерживаться стратегии, направленной на рост объемов выпуска и реализации продукции, однако необходимо при этом сохранить достигнутый уровень затрат на производстве.

 

3.2. Резервы увеличения производства продукции

Основными источниками резервов увеличения производства продукции в животноводстве является рост поголовья и продуктивности животных. Резервы роста поголовья определяются в процессе анализа выполнения плана по обороту стада. Это сокращение яловости поголовья, падежа животных и реализация их при оптимальной массе (не допускать реализацию «недорощенного» скота и не держать на откорме дольше оптимального срока).

Основными источниками роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов, сокращения яловости коров, улучшение возрастного и породного стада, а также условий содержания животных.

Резерв увеличения производства продукции за счет повышения уровня кормления определяется следующим образом: недовыполнение плана или возможный прирост уровня кормления животных (количество кормовых единиц на одну голову) умножается на фактическую окупаемость кормов в данном хозяйстве или делится на фактический расход кормов в расчете на единицу продукции, полученный резерв роста продуктивности нужно затем умножить на планируемое поголовье. Также хорошие результаты можно получить при использовании методов экономико-математического моделирования (например, рационов кормов и т.д.).

Чтобы определить резерв увеличения производства продукции за счет повышения эффективности использования кормов, необходимо перерасход кормов на 1 единицу продукции или его возможное сокращение умножить на фактический объем производства и полученный результат разделить на плановую норму расхода.

Большие потери продукции имеют с.х. предприятия в результате яловости коров, продуктивность которых ниже примерно на 45-50%. При определении резервов увеличения производства молока по данным зоотехнического учета необходимо установить потери молока в среднем на одну яловую корову и умножить на сверхплановое количество или возможное сокращение яловых коров.

Росту продуктивности животных и выходу продукции существенно содействуют хорошие условия содержания животных, надлежащий уход, правильный режим кормления и поения, добросовестное отношение работников к своему делу. Эти резервы выявляют на основе сравнительного анализа работы разных хозяйств, ферм, отдельных работников и изучения передового опыта.

Важным резервом увеличения производства продукции животноводства является сокращение ее потерь. Значительные потери продукции связаны с болезнями животных, нарушением технологической дисциплины. Результат этого – падеж животных, вынужденный убой, снижение прироста живой массы, выхода приплода и молока.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы за счет не только объема продаж, но и более высоких цен. Также важным является ритмичность работы предприятия. Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели. В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной производственно-хозяй­ственной политики предприятия, рассчитанной на долговременную перспективу.

В ОАО «Судбищенское» имеется большой потенциал для улучшения экономической эффективности сельскохозяйственного производства и при соответствующей оптимизации и интенсификации производства можно добиться высоких результатов, дополнительной прибыли вывести производство на высокорентабельный уровень. Все это требует дополнительных затрат, но они высоко окупаются повышенной продуктивностью стада, урожайностью сельскохозяйственных культур и производительностью труда работников.

По результатам проведенных расчетов оптимальный объем выпуска продукции составил 14894 ц., что на 859 ц. больше фактических показателей. Предприятие должно приложить все ресурсы для дальнейшего ухудшения качества своей работы, для этого у него есть все ресурсы.

Необходимо вести работу по повышению продуктивности скота и увеличению урожайности культур. Для чего вести племенную работу во главе с зоотехником хозяйства и работу по улучшению качества посадочного материала, плодородия почвы и др. Для получения рентабельности производства и дополнительных средств необходимо найти оптимальные каналы сбыта, чтобы выручка от реализации была максимальной.

 

 

Список использованной литературы

1. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1999

2. Добрынин В. А., Беляев А. В. и др. Экономика сельского хозяйства. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Агропромиздат, 2000.

3. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. – СПб.: Издат. Дом «Бизнес-пресса». 2007.

4. Ковалев В.В., Волкова О. Н. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник.- М.: ТК Велби, 2007.

5. Круш З. А. Финансы предприятий сельского хозяйства. Колос, 2001

6. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

7. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства–Москва «Финансы и статистика», 2002.

8. Минаков М. А., Сабетова П.А. и др. Экономика сельского хозяйства. М.: Колос, 2006.

9. Никитин С.А., Чернова А.В., Ноздрин А.А., Котылева Н.Ю. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: оценка, моделирование и прогнозирование. – Тула: Изд-во ТГПИ, 2001.

10. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. – М.: Колос, 2000.

11. Попов Н. А. Экономика отраслей АПК. – М.: ИКФ «Экмос», 2005.

12. Попов М.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2002.

13. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2005.

15. Финансы предприятий АПК Под общ. ред. Н.Е.Заяц, – Минск БГУ, 2000.

16. Финансы сельского хозяйства. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной / М:Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002.

17. Финансы сельского хозяйства: Учебник/ М.З. Пизенгольц и др.; Под ред. М.З. Пизенгольца. — М.: Финансы и статистика, 2002.

18. Экономика предприятия: Курс лекций. О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2002.

19. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

20. Экономика предприятий: Учебник/Под ред. А. Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА – М, 2004.

21. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие для студентов вузов/Под ред. В.А. Швандара. - 3-е изд.. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

22. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд. Грузинов В.П., Грибов В.Д. – Москва: Финансы и статистика», 2002.

23. Экономика предприятия: Учеб. пособие. / Сергеев И.В, - М.: «Финансы и статистика», 2001.

24. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Волкова И.О. - М.: «ИНФРА-М», 2003.

25. Экономика предприятия. /Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2003.

26. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2002.

27. Экономика сельского хозяйства. /И.А.Минаков, Л.А.Сабетова, Н.И.Куликов и др.; Под ред. И.А.Минакова.– М.: Колос, 2000.

28. Экономика сельского хозяйства: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2001.

29. Бондина Н.Н., Бондин И.А. Финансовая устойчивость предприятия – основа повышения эффективности производства /Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2004. – №9.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: