«ПОТАНЦУЙ СО МНОЙ, МАЛЫШ!»
Мама - самый яркий, эмоционально понятный малышу человек. В ранний период жизни общение с ребенком строится на эмоциях, полутонах интонаций, жестах, мимике, прикосновениях: иногда мама водит ручкой малыша, давая тот или иной «рисунок» действия; иногда подражает речи малютки, показывая, что не только слышит, но и эмоционально реагирует на его слова, понимает его.
Важно знать, что ребенок эмоционально заряжаем. Если окружающие спокойны и веселы, малыш также будет спокоен и радостен. В начале второго года жизни малыш еще не осознает свое «Я», «не отделяет» себя от мамы. Они едины в радостях и огорчениях. Когда мама рядом, одухотворенная высоким чувством материнства, у ребенка рождается базальное доверие к окружающему миру. Ученые считают, что улыбка и смех ребенка способствуют выработке гормонов роста, поэтому улыбка матери – эликсир жизни и здоровья ребенка. Зная эту «тайну», начните день с улыбки для своего малыша.
· · Прежде чем взять малютку из кроватки, улыбнитесь ему, чуть-чуть «потанцуйте» руками - сделайте «фонарики» (вращательные движения кистями рук); дождитесь, Чтобы малыш улыбнулся вам.
· · Прикоснитесь к ребенку, погладьте ручки, поцелуйте каждый пальчик.
· · Прикоснитесь ласково к головке, погладьте его.
· · Ласково обратитесь к ребенку, называя его «заинькой», «солнышком», «колокольчиком», «цветочком», «лучиком» и т.п. Но в конце этого потока ласковых обращений обязательно назовите его по имени.
· · Протяните к ребенку руки и дождитесь, чтобы он потянулся навстречу.
· · Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая какой-нибудь веселый мотив.
· · Держа малыша на руках, подойдите к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
|
· · Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуйте, Мишка! Зайка! Матрешка! Всем, всем добрый день!».
Лучшей традицией народной педагогики можно считать пестование ребенка.
Что же такое пестование? Пестовать нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках, холить; играть, прикасаясь ласково к малютке; побуждать поэтическим словом и игровыми движениями к взаимодействию с взрослыми. Это эмоциональное обогащение малютки.
Пестушки - краткие стихотворные приговоры нянюшек и матушек, ухаживающих за малышом в первые годы его жизни. Народные традиции сохранились в русском фольклоре на каждый важный момент в жизни ребенка.
Малыш проснулся, раскраснелся, разнежился. Мама, ласково улыбаясь, поглаживает легкими массажными движениями ручки и ножки ребенка, приговаривает:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Или, чуть-чуть прикасаясь ладонями слева и справа, наклоняет головку малыша, говорит:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай!
Головоньку валяй, валяй!
Конечно, это маленькая гимнастика для малыша, которому трудно после сна сразу переключиться на активное бодрствование. А для мамы - умение наслаждаться любовью к ребенку. Пестушки нужны матери не только для того, чтобы выразить малютке свою любовь и ласку, но и для того, чтобы почувствовать всю бесценность этого крошечного существа для нее, так сказать, действенно обрести статус материнства - в слове, ласке, любви.
|
Современная педагогика процесс пестования малютки обозначила бы как «двусторонний контакт матери и ребенка на основе обратной связи посредством активизации сенсомоторного взаимодействия». И эта премудрость гениально угадана и заложена в традициях народа и обращена к нам, современным женщинам!
Неслучайно врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры (поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук и т.д.) являются простейшими, но крайне необходимыми ребенку физическими упражнениями. Они доставляют ему много удовольствия. Это относится и к качанию на ноге и на руках с приговорами «Ай, качи-качи-качи!», «Скок, поскок!» или «А тпру, тпру, тпру!».
Известный исследователь русского поэтического фольклора В.П. Аникин отмечает: «В иных случаях пестушка становилась настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску... Так пестушка незаметно переходит в потешку - песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка».
Так, например, игра «По кочкам», в которой ребенка покачивают на коленях, а затем делают ВИД, что роняют - малыш повисает между колен, оказываясь как бы в гамаке или на качелях. Эта игра сопровождается приговором:
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам, Прямо в ямку - бух!
* * *
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
|
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!
Игра не только доставляет удовольствие ребенку, но и тренирует его вестибулярный аппарат, что имеет значение для формирования чувства равновесия при ходьбе.
Заметим, что пестушка предполагает игру с ребенком, когда сам малыш пассивен, а его ручками и ножками действует взрослый, «задавая»определенный ритмический рисунок движения. По сути это пропедевтика (предвосхищение) появления более сложных движений.
Ритмичность пестушки (иногда она обретает вид скандирования: «Тра-та-та, тра-та-та!, «А туту-ту-ту!» и т.п.) развивает чувство ритма. Постепенная смена усилий и пауз образует канву, по которой развивается игровая ситуация. Например, взрослый учит ребенка первым шагам:
Идет котик по лавочке,
Ведет кошечку за лапочки:
Топы, топы - по лавочке,
Цапы, цапы - за лапочки.
Сколько мудрости и сокровенного смысла заключено в народных материнских произведениях! Вспомним: в дворянских семьях «барчат» воспитывали не иностранные бонны и гувернеры, а простые крестьянки, кормилицы, матушки, нянюшки. Неслучайно А.С. Пушкин посвятил самые ласковые строки своей няне.