Поучение на день Святого Николая Архиепископа Мирликийского и тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая II Александровича.




Слово в День памяти Святителя и Чудотворца Николая и Тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II Александровича.

(Произнесено в Симеоно-Анинском соборе г. Митавы на Литургии 6 (19) декабря 1895 года).

Память Святителя и Чудотворца Николая издревле особенно почитается на Святой Руси. Всякий человек во всех жизненных скорбях, болезнях и обстояниях чаще всего призывает на помощь себе угодника Божия Николая.

Сколько верных сынов России носят Святое имя его! В каком русском доме нет иконы сего славного Святителя? Сколько храмов и часовен построено и впредь строится на Руси в честь его. В каком храме или часовне, если они построены не в честь Святителя Николая, нет по крайней мере иконы его…И так всегда почитал православный русский народ угодника Божия Николая. Теперь же он должен быть еще более дорог для России, потому что он является небесным покровителем ея верховного вождя: Государь Император наш Николай Александрович носит его Святое имя. По сему, если и прежде русский люд молился Святителю Николаю о Царе своем, то тем более следует молиться ему теперь о Царе тезоименитому ему.

Прилично это всегда, а тем более сегодня – в праздник Святителя Николая и в Высокоторжественный день Тезоименитства Государя Императора.

И мы, должные чувством сыновней любви к высокому и дорогому для всей России Имениннику, собрались сегодня во Святом храме нарочито для того, чтобы усердно помолиться Царю царей о здравии, долгоденствии и благоденствии нашего Царя-Батюшки и всей державы Его, - чтобы помолиться и Его небесному покровителю – угоднику Божию Николаю, да сохранит Он тезоименитого ему возлюбленного Царя нашего на всех путях его жизни здравым и невредимым, для блага и счастья Церкви нашей, Царства Русского и народа.

Но не этою только молитвою всякий из нас должен ограничиться. Вместе с молитвою и самым делом все мы должны споспешествовать благоденствию православной России и ея Главы. Нужно это и для собственного блага каждого из нас, потому что только тогда, когда будет благоденствовать наше дорогое Отечество. И всякий из нас может тихое и безмолвное житие пожить во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).

Отчего же зависит благоденствие Святой Руси, и чем каждый из нас может споспешествовать этому благоденствию ея? Чему учит нас в этом отношении настоящий день? Сегодня мы празднуем день представления Святителя Христова Николая. Этот Святитель отличался многоразличными христианскими добродетелями. Но основною – главною из них по справедливости надо признать Святую веру Христову, содержимую им. Его истинная живая вера подвигнула его на все добрыя дела, которыми угодил Богу и прославился на земле Святой Николай. И потому празднуемый Святитель прежде всего. Как и поет Святая Церковь, является для нас «правилом веры».

Во-вторых, сегодня Церковь наша молитвенно торжествует Тезоименитство Государя Императора. Это торжество свидетельствует о тесной связи нашей с Царем, от нашей зависимости от Него, этим празднеством Церковь внушает повиновение и покорность Царю. В общем же настоящий день поучает нас содержать православную веру Христову и во всем повиноваться Помазаннику Божию – Самодержцу Всероссийскому.

О православной вере нашей не сегодня, а 18 веков тому назад сказано, что она есть победа, победившая мир (Иоанн. 5, 4). Победную силу ея сознавали даже злейшие враги Христа. Вспомните ярого богоотступника Юлиана… Какою злобою против Христианства дышал он! Какие усилия употреблял он к тому, чтобы возстановить отживающее язычество и потребить Христианство! Вспомним и то, чем закончились его злобные замыслы. Он закончил их сознанием своего полного безсилия. Как известно, в войне с персами, будучи ранен вражескою стрелою и изнемогая в предсмертных муках, Юлиан взял кусок своей запекшейся крови и, бросив ее вверх, восклкнул: «Ты победил меня, Галилеянин!»

Что касается преданности законной власти, то сему учил и словом и примером Своим Господь Спаситель наш. За Ним Святые Апостолы и христиане первых веков повиновались владыкам не только благим и кротким, но и строптивым (1 Петр. 2, 18), суровым, даже язычникам и гонителям, повиновались, веря, что власти установлены от Бога «во благое» подданным (Рим. 13, 1 и 4). Воспомянем по примеру псалмопевца наши дни древние и поучимся (Псал. 142, 5). Все «дни древние» - вся история Святой Руси поучает нас тому, что только горячая преданность Святой вере и беззаветная покорность наших предков Самодержавной власти спасли Россию в ея скорбные годины и возвели ее на степень могущественного государства.

Старинные русские люди, наученные горьким опытом, дороже всего ценили Святую Православную веру и крепкую единодержавную власть. Раз дело касалось интересов Православия или Единодержавия, для защиты их они не жалели ничего – не щадили и живота своего. И нужно сказать, что только одушевляемая Святою православною верою, только руководимая и направляемая Единодержавною властию, Россия могла освободиться от таких страшных врагов, грозивших ей неминуемой гибелью, как несчастные удельные порядки, как более чем двухвековое татарское рабство, как тяжкая година сомозванческих смут или как бедствия достопамятного двенадцатого года при нашествии грозного Наполеона. Что именно Православию и Самодержавию обязана Россия своим могуществом, подтверждение этого у всех нас на глазах.

В Бозе почивший достойный блаженной и вечной памяти Царь Миротворец в свое короткое сравнительно Царствование возвел Россию на верх славы и величия. Чем же Он произвел обаяние во всем свете, чем снискал Себе и России уважение почти всего мира? Не тем ли, что Он был первым и лучшим сыном православной Церкви и своей земли, не тем ли, что и на Престоле и в Семье своей был искренним и убежденным православным христианином, достойным Самодержцем в лучшем смысле этого слова, хранителем вековых устоев и преданий русской старины?

Благодарение Всевышнему! Венценосный Сын и Преемник Царя-Миротворца, ныне благополучно Царствующий Государь Император с первого дня Своего Царствования является верным вековым устоям Святой Руси – Православию и Самодержавию. Как преданный сын православной Церкви, наш Богохранимый Монарх – всем вам известно – первый день своего Царствования освятил принятием Святых Христовых Таин, этой животворящей «небесной пищи». А в первом Своем Манифесте к верноподданному народу Он взывал: «да не забудет возлюбленный народ Наш, что сила и крепость Святой Руси в единении с Нами и в безпредельной Нам преданности» (См. «Церковный Вестник». 1894. № 46. С. 673). О Себе же немного спустя Государь наш, пред представителями всех сословий России, убежденно заявил, что Он «посвящая все Свои силы благу народному, будет твердо и неуклонно охранять начало Самодержавия» («Церковный Вестник». 1895. № 3. С. 85). Воспоем же, братие. Господеви, всегда благодеявшему (Псал. 12. 7) и ныне благодеющему нам! Воздай, истинный русский гражданин, воздай хвалу Богу, даровавшему нам Царя по сердцу нашему, Царя, проникнутого глубоким сознанием жизненности и благотворности Православия и Самодержавия, - Царя, убежденного представителя и хранителя этих дорогих начал и устоев. Молись, верный сын православной России, молись всегда и от всего сердца твоего Царю Небесному, да поможет Он Помазаннику Своему – Благочестивейшему Императору нашему служить горячо любимой родине так, как Он Сам хотел бы и просил. А Он – припомните – в начале Своего Царствования однажды воззвал молитвой: «Да поможет Мне Господь служить Нашей горячо любимой Родине так же, как служил ей Мой покойный Отец, и вести ее по указанному Им светлому и лучезарному пути» («Церковный Вестник». 1894. С.697). Да услышит небесный Владыка молитву Помазанника Своего и Его верноподданного народа!

Молясь о Царе своем и державе Его, взирай, всякий истинно русский человек, взирай чаще на пример Царя твоего, старайся и ты проникнуться и одушевиться той глубокой преданностью Православию и Самодержавию, какою проникнут и одушевлен Он, твой Отец и Глава. Помни всегда, что не в чем-либо другом, а именно в этой преданности заключается залог спокойствия, благоденствия и могущества Святой Руси. Дорожи, храни Святую православную веру и все ея установления, правила, предания и обряды, как зеницу ока. Подчиняйся, как бы самому Христу (Ефес. 6, 5), Самодержавной власти Царя, искренно от души (Ефес. 6, 6) исполняй все Его законы, уставы и распоряжения. Повинуйся и всем поставленным от Царя властям и начальствам. Безропотно, Господа ради, неси каждый все возложенные на тебя обязанности!

Когда всякий из нас со всем усердием будет служить Святой православной Церкви и Самодержавной власти, тогда Русь Святая твердыми и верными шагами пойдет по указанному ей «светлому и лучезарному пути». Тогда не страшны ей будут никакие беды; тогда не грозны ей будут никакие враги! Навстречу всем бедам и всем врагам она смело может сказать тогда вдохновенными словами ветхозаветного евангелиста-пророка: «С нами Бог. Разумейте языцы и покоряйтеся. Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 6-10). Аминь.

 

Священник П.Туманов.

Поучение на день Святого Николая Архиепископа Мирликийского и тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая II Александровича.

От восток Солнца до запад хвально имя Твое

Чье это имя хвально от восток солнца до запад – на пространстве всей Вселенной? Хвально, вызывает всякое дыхание на прославление, имя Бога и Творца всяческих. Всякое создание поведает славу Божию, всякое творение руки Божией возвещает о Его благости, премудрости, всемогуществе, промышлении… Хвально имя Святых угодников Божиих, прославившихся их добродетелью, благочестием, чудотворениями. Но из всех Святых, кроме имени Божией Матери, едва ли не самое хвальное имя – имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского.

Святая Церковь свидетельствует: «сказует вся подсолнечная чудес и добродетелей пучину преблаженнаго Николая (2 кан. Песн. 1, С. 3). Кий град, блажене, не имеет тебе помощника? Кая ли душа не призывает твоего имени? Или коего место не присещаеши духом, твоими чудесы, удивляя вся, Николае?» (9 мая 1 кн. 3 песн. С. 2). И действительно, имя Святого Николая нарицается не только в странах христианских, но и в языческих. Не только христиане, но и не знающие Христа, в скорбях и обстояниях их, молитвенно призывают Святителя Николая, и он – милостиволюбец преклоняется к их прошениям. И благодарные неверные, в День его памяти, чествуют его возжжением свечей пред его Священным ликом в христианских храмах.

Особенным чествованием Святителя Николая пользуется у русского народа. В каком доме на божнице не имеется икона Святителя Николая? Какой русский человек молитвенно не обращается к его помощи и заступлению? Кому в русских храмах совершается столько молебных пений? Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, да Николаю Угоднику. Сколько на Руси его имени посвящено храмов Божиих? В одной Москве существует до 30 настоящих и более 100 придельных. Сколько русских людей носят имя Святителя Николая! О чем все это свидетельствует? О славе имени Его на пространстве всего нашего Отечества. Имя Святителя Николая носят и Российские Самодержцы. Древние русские Князья, Цари и Императоры до конца прошлого столетия не носили имени его. По знаменательному явлению Святителя Николая, Император Павел третьему своему сыну нарек имя Николая, - и что ж? Этот его сын впоследствии становится Императором. Таково, стало быть желание великого угодника Божия Святителя Николая, чтобы и Самодержавные вожди русского народа были под его благодатным покровом и заступлением.

Ныне Царствующий Благочестивый Государь Император Николай Александрович также носит имя Святителя Николая. Сей День – есть День Тезоименитства (именин) Его Величества. Утешительно, что Благочестивейший Государь Император носит именно сие имя. Державный Родитель, вечно блаженной памяти Император Александр Александрович наречением своему Сыну Первенцу имени Николая, видимо получил Его покрову и заступлению Святителя Николая, как будущего Императора, а с ним вместе и Державу Его.

Дай Бог, чтобы Святой угодник Божий Николай охранял, заступал и помогал тезоименитому Самодержцу Всероссийскому. Дай Бог, чтобы и Его имя было хвально от восток солнца до запад.

Доселе, благодарение Господу и Его угоднику Святителю Николаю, имя Благочествиейшего Государя было и есть хвально среди Царей и правителей и народов всего света. К Его словам и движениям прислушиваются и присматриваются иноземные Цари. К нему и к Его державе тяготеют народы прежде враждебные. Посещение в течение минувшего года Государем Императором столиц разных государств показало, что имя Его всюду хвально, как имя держателя мира всего света. Его появление всюду вызывало восторг; а в одной дружественной державе Он так сердечно был принят всем народом, как могут встречать только Его безгранично преданные верноподданные.

Святителю и угодниче Христов Николай! Не престай быть всегдашнем покровом, заступлением, теплым молитвенником и руководителем Благочестивейшему Государю нашему Императору Николаю Александровичу, да имя Его, как и твое, будет всегда хвально от восток солнца до запад, во славу триединого Бога, и во благо Святой Соборной и Апостольской Церкви и всего Российского Царства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: